Tarmvred Немецкий коктейль
Сегодня на страницах "Музыкалки" я хотел бы поделиться с вами некоторыми "эмоционально-отрывочными" впечатлениями от аутентичных live-гигов с участием европейских артистов и коллективов, которые, несмотря на существенные различия в своих стилистических направлениях, имеют нечто общее: все они являются признанными на альтернативной электронной сцене мастерами, творческими личностями и лидерами в своих конкретных музыкальных жанрах. Все события происходили сравнительно недавно, а именно весной-летом на территории мультикультурного Берлина. Итак, поехали…
Alec Empire. "Columbiafritz-halle", Берлин. Начать хотелось бы с самого удаленного события — весеннего концерта арт-революционного харизматика лейбла DHR, панк-эстета дигитального хардкора Alec Empire в поддержку недавно изданного сольного альбома артиста "Intelligence And Sacrifice". C визуальной точки зрения все происходившее напоминало футуристический спектакль в постановке театра одного актера. Артист все время находился в центре внимания пульсирующе-раскачивающейся толпы поклонников, сторонников и просто сочувствующих, периодически взрывающейся в едином экстазе и готовой поглотить своего кумира мощнейшей энергетикой обратной связи. Техногенный антураж зала, броский символический body-art и вызывающий макияж многочисленных фанаток Alec Empire, повальное увлечение атрибутикой лейбла DHR, черно-белые контрасты в одеяниях одной части толпы и кричащий панковский прикид другой, своеобразное интеллектуальное "killing-логово" антиглобалистов и принципиальных анти-to all-системных фетишистов… Тем из вас, кому удалось посмотреть свежий видеоклип музыканта "Addicted To You" или хотя бы послушать этот трек, можно попытаться мысленно воспроизвести собственный видеоряд "живого" выступления любимца японских манга-амазонок, которые, кстати, в достаточном количестве были замечены и на берлинском концерте Alec. Прилетели они за тридевять земель исключительно ради единственного концерта своего вождя. В концертном ангаре царила атмосфера, приближающаяся к насильственному закату солнца в соответствующих красках и эффектах: палитра настроения была насыщена гармоничным свето-шоу, жажда сублимации эмоций утолялась выставленным на сцене авторским саунд-коктейлем лидера ATR, в рецептуре которого наряду с проверенной гипервентиляционной формулой панк-брейкбит-нойз, заправленной жесткими габба-подложками и неожиданными роковыми запилами скоростных гитарных риффов, присутствовали холодные, как арктический лед эмбиентные пассажи, тяжелые индустриальные биты и среднетемповые хип-хоповые бит-растяжки… Выброс адреналина со стороны музыканта помимо вышеназванногo трека достигал предельных параметров на таких запоминающихся саунд-атаках как "Killing Machine" или "The Ride" и чередовался с экспериментальными релаксационными downtempo-передышками. Мое резюме: вся полнота ощущений, образов и переживаний от музыкального творчества Alec Empire и других его проектов, в том числе ATR, по максиму гарантирована именно на "живых" выступлениях артиста.
"Klangkrieg-Fuckparade-Party: Krieg Im Club", Берлин, "Kalkscheune/Basement". Live: PANACEA, TARMVRED, NEEDLE SHARING, NOIZE PUNISHMENT, CHLORGESCHLECHT. DJ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s: Dose D & MC Khan, Yondee, Rogue Cop, Christoph Linder.
Данное мероприятие открывало трехдневный июльский уик-энд моего пребывания в Берлине. Особый шарм этому событию придавал тот факт, что оно состоялось как раз накануне ежегодного "Loveparade" и по своему духу было задумано как оппозиционное по отношению к уже давно исчерпавшему себя и потерявшему, разумеется, на мой субъективный взгляд, оригинальность коммерческому супермонстру, подвергнутому клонированию по всему миру в этакий пивной техно-праздник с характерным привкусом масс-культуры новейших времен.
В сложившихся условиях анклавы альтернативной культуры продолжают оставаться гарантами инноваций аудио-визуального и прочих видов искусства и одновременно катализатором изменений — в некотором роде "мастерскими будущего" по созданию перспективных трендов и стилей. Один из таких анклавов мне удалось посетить в ночь с 12 на 13 июля…
Вечеринка была организовано промо-группой "Klangkrieg" в коллаборации с берлинским лейблом Ad Noiseam, чей шеф Nicolas Chevreuax любезно включил меня в guest-list. Берлинский клуб "Kalkscheune" расположен в районе Oranienburger strasse/Berlin Mitte, где на сегодняшний день располагается одна из самых крупных сетей клубных и барных заведений немецкой столицы. В клубе я появился около одиннадцати часов вечера и оказался в числе немногочисленных к тому времени посетителей. Первое, что мне бросилось в глаза — это уютный и просторный двор: в углублении находился стильный в своем дизайнерском примитивизме бар, несколько скамеек и столиков были хаотично расставлены по всей "дворцовой" территории, а в самом углу, чуть ли не на отшибе, спрятался ди-джейский стол с вертушками, за которыми колдовал тихо сам с собой ну очень крупногабаритный парень. Он методично запускал в атмосферу "мыльные саунд-пузыри", преимущественно эмбиентного и трэнсового толка с постепенно нарастающими составляющими ритмичного индустриально-техноидного нойза… Также была замечена кибер-парочка за двумя "Макинтошами", проецирующими динамичные видеоинсталляции на одну из огромных стен. Непосредственно помещение для концертов с чилл-аутными пространствами, вторым баром и небольшими, но оригинальными и уютными танцполами и мини-сценой расположились на уровне подвального этажа, куда я направился после рекогносцировки верхнего уровня… Внизу было еще спокойнее и релаксационно: атмосфера dark ambient, приглушенный свет, несколько статичных видеоинсталляций футуристичного толка. Помещение было разделено на несколько зон лабиринтного толка, достаточно простых, но в них все-таки можно было заблудиться. За стендом, на котором была вывешена и выложена атрибутика и продукция лейбла Ad Noiseam, а также диски дистрибьютируемых альбомов других фирм, откровенно скучал колоритный, выбритый наголо фронтмен NEEDLE SHARING, облаченный в майку с интригующим слоганом "Enjoy Noise!". Спустя какой-то час быстро заполнившие клуб электрофрики, индустриальщики, технари и просто интеллигентно-стильная публика действительно смогли насладиться отменным нойзом в исполнении немца. Я опущу описание многочисленных и разнообразных DJ-сетов, спектр которых находился в диапазоне от жесточайшего гипертрофированного дигитального габба/брейккора с адреналиновым зашкаливанием выбрасываемой энергии до густых эмбиентных пассажей и путешествий по минималистическим нойз-электронным ландшафтам. В той или иной мере то же самое проделывалось и live-актами. Первыми из участников вечеринки выступал "безбашенный" в хорошем смысле слова дуэт CHLORGESCHLECHT. Представьте себе эдаких молодых Штепселя и Тарапуньку с разницей в росте в метр-полтора в пляжных гавайских рубашках, которые, синхронно склонившись над своими машинами и засунув в рот микрофоны до основания проводов, освободив тем самым себе руки для управления всеми секвенсорами, клавишами и прочими техническими причиндалами, вдруг резко без раскачки обрушили на головы людей электронное габба/брейккор цунами… Многие остались на гребне этой волны, то есть не снесенными с танцпола, но основная масса предпочла расположиться в укрытиях по периметру, наблюдая за игрой экстремальных "электросерфингистов". Спустя некоторое время эстафету у немецкого дуэта принял шведский "ледокол" TARMVRED. Музыкант заиграл тяжелый ритмический нойз с прогрессивно развивающимися по ходу треков атмосферными и битовыми структурами, drum-n-noise-топливо с высоким октановым числом. В общем, публика ощутила себя пилотами, сидящими за рулем суперпрогрессивного "саунд-мерседеса". Последним героем "Krieg Im Club" — звуковой войны в клубе — стал М. Мооtz ака PANACEA. С первых же секунд его раскаленная drum-n-bass-n-noise-n-roll-сауна с хлесткими индустриально-техноидными "вениками" мгновенно превратила танцпол в экстремальную клубную парилку, неподражаемо эффектную по своему здоровому влиянию на души и тела присутствующих. Выступления NEEDLE SHARING и NOIZE PUNISHMENT каким-то загадочным способом прошли мимо меня: видимо, после выступления PANACEA я поднялся в верхние слои атмосферы, то есть оказался на свежем воздухе, после чего так и не смог снова спуститься вниз, в индустриальное инферно. Резюме: супер!
"Loveparade", 13 июля, Берлин. Сначала резюме: сам по себе "Loveparade" — полный отстой, в этом году к тому же подмоченный дождем и посещенный меньшим количеством людей — процентное соотношение непосредственно клубящихся фриков и просто глазеющих туристов было явно не в пользу первых. Как мне кажется, самые интересные фестивальные моменты происходили на значительно меньших по масштабу сопутствующих мероприятиях, например, на трехдневной нон-стоп-вечеринке фактически получившего "лицензию на смерть" легендарного клуба "Tresor" или на вечеринке с участием культового электронного проекта DAF (DEUTSCH-AMERIKANISCHE FREUNDSCHAFT), устроенной отцом-основателем "Парада любви" доктором Motte.
"Baerenmarken Sommerlager", 14 июля, Берлин, "Ex-WMF Club". Live: Andrew Peckler (Scape), TIM.TIM (B Pitch Control), Apparat (Shitkatapult), Nikakoi (WMF Rec.). DJ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s: Thomas Morr (Morrmusic), Mo (Electro Musik Department), Gudrun Gut (Monika), Christian Kleine (City Centre Offices), Constanze & Agf (Kitty Yo).
Мои непродолжительные берлинские каникулы завершились на приятной ноте, так как мне удалось посетить милое и по-своему очень стильное мероприятие на территории модного в творческих и эстетских кругах Берлина клуба "Ex-WMF". Необычность данного действа заключалось еще и в том, что напоминало оно эдакий пикник в городской черте, да и начиналось оно довольно рано для танцевальных вечеринок — в два часа дня, после отшумевшего накануне "Loveparade", на фоне нудно моросящего летнего дождика. Меня это даже заинтриговало, особенно после ознакомления со списком участников. Тем более, у меня было приглашение на междусобойчик от нашей старой знакомой — нестареющей берлинской DJ-дивы, в прошлом постпанк-музыкантши (MALARIA, EINSTURZENDE NEUBAUTEN), а ныне руководительницы лейбла Monika (QUARKS, Barbara Morgenstern, KOMEIT) Gudrun Gut и ее молодой коллеги, участницы промо-группы "Ocean-club", организовавшей это миниатюрное, интимное и мягкое easy listening-наслаждение на свежем воздухе. Все было по-домашнему доступно: вокруг бродили приятные люди, завязывались новые знакомства, звучали интеллектуальные беседы, а в воздухе царила удивительная, волшебная музыка с истинно берлинской харизматикой, несмотря на "мультикультурализм" исполнителей вечеринки — начиная от тбилисца Нико Мачаидзе (Nikakoi) и заканчивая русско-американским парнем Andrew Peckler. Резюме: это был настоящий берлинский коктейль вкуса невыносимой легкости бытия…
А завершить свой материал мне хочется эксклюзивным интервью, которое дал нашей газете Jonas Johansson ака TARMVRED:
— Опиши кратко свой путь в элиту power rhythmic noise? Есть ли на сцене какая-то яркая личность, артист или группа, которые повлияли на твой выбор музыкального стиля?
Jonas: Мой путь на rythmic noise-сцену был слишком длинным и сложным, чтобы рассказать о нем в двух строчках текста. Короче, я выслал самиздатовскую EP "Ileus" на рецензию в веб-зин . Nicolas Chevreux так сильно влюбился в мою музыку, что немедленно предложил мне издать альбом на его новом лейбле. Я не мог отказаться.
Мне сложно говорить о каких-то конкретных личностях и влияниях. Сколько я себя помню, я всегда был большим фанатом электронной танцевальной музыки. Думаю, что сильнее всего на меня повлияла музыка, делаемая в странах Бенилюкса начиная с середины 1980-х годов. Например, EBM, new beat и acid.
— Вы выпустили альбом "Subfusc" и split-CD с PANACEA и NEEDLE SHARING на лейбле Ad Noiseam. Что для вас лучше — работать над музыкой в одиночку или в команде?
Jonas: По-разному. Когда вы с кем-то сотрудничаете, существует обратная связь, происходит обмен идеями и т. д. Но в этом случае иногда приходится идти на компромисс. Когда вы работаете в одиночку, то можете делать все, что захотите, ни с кем не нужно советоваться. Но случаются трудные моменты, когда наступает кризис идей и написание песен ступорится. Таким образом, я не могу сделать выбор в пользу какого-то одного метода работы.
— Вы родились и проживаете в Швеции, известной своими electropop/dance-группами вроде ABBA, ACE OF BASE, COVENANT и т.д. Какова ситуация в вашей стране с более сырыми, жесткими и новаторскими электронными стилями? Является ли проект TARMVRED "белой вороной" на шведской электронной сцене?
Jonas: В Швеции издается очень много инновативной танцевальной музыки, но не обязательно жесткой и тяжелой. Я знаю достаточно много хороших продюсеров, но так как население Швеции сравнительно невелико, то нельзя говорить о существовании больших сцен для электронных жанров. Большинство наших артистов делают себе имена в континентальной Европе или за океаном. Например, Andreas Tilliander, Thomas Krom и Stich являются настоящими звездами в своих жанрах. Когда я думаю о Швеции в индустриальных терминах, то почему-то сразу всплывают в голове классические мрачно-сакральные, инфернальные или фолковые индустриальные банды. Например, группы лейбла Cold Meat Industry имеют много фанатов во всем мире.
— Почему треки на CD "Subfusc" такие длинные по времени? Вам нужно много пространства, чтобы продемонстрировать, какими интересными и неожиданными могут быть структура или развитие ритмических линий композиции?
Jonas: Мне сложно ответить на этот вопрос. Я никогда специально не планировал делать именно длинные треки. Все произошло естественным путем.
— Вы считаете музыку TARMVRED танцевальной? В некоторых треках содержаться очень мощные адреналиновые биты.
Jonas: Я уже слышал свои треки в нескольких европейских клубах и соглашусь с тем, что в некоторых местах они звучат очень ритмично, но я бы не сказал, что мой альбом "Subfusc" писался для танцполов. Сингл, над которым я сейчас работаю, содержит гораздо более ударный клубный материал, и именно поэтому я решил выпустить его в виниловом формате.
— В начале 2002 года вы совершили с TARMVRED небольшое турне по Канаде и США. Как тамошние люди реагировали на ваши саунд и шоу?
Jonas: В целом я получил положительный опыт от поездки, особенно хорошо прошла канадская часть турне. Я ведь был там относительно неизвестным артистом, а продажи билетов на концерты и дисков TARMVRED превзошли все наши самые оптимистические прогнозы.
— Некоторые люди сравнивают TARMVRED с CONVERTER. Это вас не раздражает? Как вы считаете, есть ли что-то общее у обоих проектов? В чем именно заключается уникальность звучания TARMVRED?
Jonas: Никогда раньше не слышал о таких сравнениях. Наверное, корни этого произрастают из того, что критики и фанаты относят меня и CONVERTER к жанру rythmic noise. Не думаю, что наши треки похожи, но сравнения меня также совсем не раздражают. В моих глазах Scott Sturgis является одним из лидеров жанра, я могу бесконечно долго слушать его альбомы и горжусь тем, что он сделал ремикс на один из моих треков с "Subfusc". Я не знаю, в чем заключается неповторимость звучания TARMVRED. Может быть, в маленьких мелодиях. Мой микс может быть тяжелым и мягким, светлым и мрачным.
— Какие эмоции вы вложили в альбом "Subfusc": отрицательные, положительные или нейтральные?
Jonas: Вся моя музыка, и вообще, вся музыка в мире, сделана на эмоциях. И альбом "Subfusc" не является исключением. Он базируется на эмоциях и историях, но я не раскрою здесь свои секреты. Пусть люди сами прочувствуют мою музыку и построят свои ассоциации.
— Назовите 5 наиболее инновативных и мощных банд на современной power rhythmic noise-сцене.
Jonas: Ух, ты! Это трудно сделать. Должен сказать, что сейчас сцена зашла в тупик, я не вижу сегодня достаточного количества интересных и новаторских релизов. Поэтому я назову CONVERTER, WINTERKALTE, IMMINENT, NOISEX, Dirk Ivens и других ветеранов жанра. По-моему, именно им rythmical noise обязан своим появлением.
— Какую музыку вы слушаете, когда нуждаетесь в отдыхе, спокойной атмосфере вокруг вас?
Jonas: В основном эмбиент. Такие группы как SQUAREMETER, THO-SO-AA, LLIPS, LUSTMORD, WILT. Просто аритмичный или спокойный материал.
— Когда вы последний раз танцевали с девушкой?
Jonas: Вау. Медленный танец? М-да, кажется, это было очень давно. Честно говоря, я даже не могу и вспомнить.
— Как вы смотрите в будущее?
Jonas: С оптимизмом. Я живу одним днем, поэтому ничего большего сказать не могу, разве что о творческих планах: осенью должен выйти мой винил, а также состоятся две коллаборации и несколько концертов.
— А вы уже начали писать песни для второго альбома TARMVRED? Они будут сильно отличаться от материала "Subfusc"?
Jonas: Да, несколько треков находятся в работе. Они действительно будут звучать иначе, но вы узнаете в них почерк TARMVRED. В песнях появится больше вокалов. Но больше всего энергии сейчас я вкладываю в новый сингл, который будет тяготеть к стилистике чистого электро. Я хочу смешать саунд KRAFTWERK и Anthony Rother с жесткими битами и брейкбитами.
— Вы будете играть на "Maschinenfest 2002"?
Jonas: Да.
— Спасибо за интервью. Мой последний вопрос к вам таков: вы сильно расстроились, когда шведская хоккейная дружина проиграла белорусской сборной в финальной серии зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити?
Jonas: Да никаких проблем! К тому же поражение случилось во время моего турне по США, когда я не имел возможности смотреть игру по телевизору. Тогда я вообще был отключен от спортивного мира. Если бы было наоборот, то я скорее запел бы: "БЕЛАРУСЬ, БЕЛАРУСЬ!". А вообще-то я больше фанатею по футболу.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2002 год в рубрике музыкальная газета