Фонотека Рок-Музыканта Вадим Курылев
THE EXPLOITED, "Horror Epics",1985
Очень люблю этих шотландских придурков за их бескомпромиссность и прямоту позиции. Они давно заслужили международную премию "Золотой Ирокез" за верность жанру. У них много хороших альбомов — практически все, но я хочу рассказать об этом видимо потому, что он несколько выбивается из стройного ряда их бронебойных шедевров. После первых пяти сокрушительных лет и нескольких победоносных альбомов группа распадается, и ее лидер Уотти собирает практически новый коллектив. В этот момент у него был шанс променять тяжелый панк на не менее тяжелый индастриэл. Этот стиль уже поднимал голову в середине 80-х, и его мрачноватый лязг отчетливо прослушивается в некоторых композициях альбома. Однако Уотти в эту сторону дальше не пошел — оказались сильны рок-н-ролльные корни, и несмазанный пепелац панк-индастриэла дальше повели иные герои, такие как MINISTRY и REVOLTING COCKS. Тот момент был самым прогрессивным в истории EXPLOITED, дальше они уже стали "легендой" со всеми вытекающими последствиями. В текстах альбома тоже произошел некоторый поворот от злобно-веселой панковской придурковатости к жестко-социальным и, в общем, нелишенным остроумия стихам, хотя и прямолинейным, как булавка в носу. Голодают дети в странах третьего мира, по небу летят ракеты, несущие смерть и разрушение, все политики — козлы, полицейские — свиньи, военные — особенные сволочи. В общем, все как обычно — ужасно и отвратительно, и с этим что-то надо делать, потому что так жить нельзя. Это общее резюме. Что делать — Уотти не уточняет, но художник и не должен давать ответ, художник ставит вопрос. Посмотри вокруг и сделай выводы. "Страшные истории" — это просто наша жизнь, которая гораздо страшнее, чем любая фантастика. 17 лет спустя альбом продолжает звучать актуально и по музыке, и по текстам. Можно было бы порадоваться за EXPLOITED, да что-то грустно за наш мир…
John Coltrane, "Living Space", 1965
Кажется, это был последний Великий Джазмен, после его смерти в джазе не произошло ничего радикального: Золотой Век умер вместе с Джоном Колтрэйном в 1967-м. Подобно тому как BEATLES были больше, чем поп- или рок-музыка, Колтрэйн был больше, чем джаз. Просто отличный музыкант никогда не станет фигурой знаковой, он должен внутренне выходить за рамки своего жанра, только тогда он поможет развитию музыки вообще и придаст динамику своему любимому стилю. Из всего творчества Колтрэйна наибольший интерес у меня вызывают последние годы его жизни. Не знаю, как этот стиль называется на самом деле, для себя я назвал его "психоделический джаз". Если Чарли Паркера можно было сравнить с импрессионистами, то поздний Колтрэйн — это сюрреализм в духе Пикассо. В 60-е годы этот экзистенциональный революционер уже задыхался в рамках традиционного джаза и навязываемой ему продюсерами роли блестящего исполнителя баллад и блюзов. В самом названии альбома ("Жизненное пространство") чувствуется стремление музыканта раздвинуть границы своего земного воплощения, своей музыки. Ему тесно уже не только в джазе, ему тесно вообще, и уже всего 2-3 года отделяют его от окончательной и бесповоротной Свободы. Для меня этот альбом является лучшим воплощением джаза вообще — это уже не попсовый мэйнстрим, но еще и не упаднически-безбашенный фри-джаз. Это музыка тонкая и сложная, но при этом остающаяся совершенно свободной, свободно летящей. Кажется, что Колтрэйн и его группа просто перенеслись в другое измерение, в параллельный мир, и оттуда до нас доносится лишь их музыка, как зашифрованное послание нам, земным жителям, кто еще не умеет летать. Кстати, название альбома можно перевести и как "Живой космос". Прислушайтесь, и вы поймете, куда зовет нас психоделический космонавт Джон Колтрэйн. В свой вечный Полет к Неизведанному.
Очень люблю этих шотландских придурков за их бескомпромиссность и прямоту позиции. Они давно заслужили международную премию "Золотой Ирокез" за верность жанру. У них много хороших альбомов — практически все, но я хочу рассказать об этом видимо потому, что он несколько выбивается из стройного ряда их бронебойных шедевров. После первых пяти сокрушительных лет и нескольких победоносных альбомов группа распадается, и ее лидер Уотти собирает практически новый коллектив. В этот момент у него был шанс променять тяжелый панк на не менее тяжелый индастриэл. Этот стиль уже поднимал голову в середине 80-х, и его мрачноватый лязг отчетливо прослушивается в некоторых композициях альбома. Однако Уотти в эту сторону дальше не пошел — оказались сильны рок-н-ролльные корни, и несмазанный пепелац панк-индастриэла дальше повели иные герои, такие как MINISTRY и REVOLTING COCKS. Тот момент был самым прогрессивным в истории EXPLOITED, дальше они уже стали "легендой" со всеми вытекающими последствиями. В текстах альбома тоже произошел некоторый поворот от злобно-веселой панковской придурковатости к жестко-социальным и, в общем, нелишенным остроумия стихам, хотя и прямолинейным, как булавка в носу. Голодают дети в странах третьего мира, по небу летят ракеты, несущие смерть и разрушение, все политики — козлы, полицейские — свиньи, военные — особенные сволочи. В общем, все как обычно — ужасно и отвратительно, и с этим что-то надо делать, потому что так жить нельзя. Это общее резюме. Что делать — Уотти не уточняет, но художник и не должен давать ответ, художник ставит вопрос. Посмотри вокруг и сделай выводы. "Страшные истории" — это просто наша жизнь, которая гораздо страшнее, чем любая фантастика. 17 лет спустя альбом продолжает звучать актуально и по музыке, и по текстам. Можно было бы порадоваться за EXPLOITED, да что-то грустно за наш мир…
John Coltrane, "Living Space", 1965
Кажется, это был последний Великий Джазмен, после его смерти в джазе не произошло ничего радикального: Золотой Век умер вместе с Джоном Колтрэйном в 1967-м. Подобно тому как BEATLES были больше, чем поп- или рок-музыка, Колтрэйн был больше, чем джаз. Просто отличный музыкант никогда не станет фигурой знаковой, он должен внутренне выходить за рамки своего жанра, только тогда он поможет развитию музыки вообще и придаст динамику своему любимому стилю. Из всего творчества Колтрэйна наибольший интерес у меня вызывают последние годы его жизни. Не знаю, как этот стиль называется на самом деле, для себя я назвал его "психоделический джаз". Если Чарли Паркера можно было сравнить с импрессионистами, то поздний Колтрэйн — это сюрреализм в духе Пикассо. В 60-е годы этот экзистенциональный революционер уже задыхался в рамках традиционного джаза и навязываемой ему продюсерами роли блестящего исполнителя баллад и блюзов. В самом названии альбома ("Жизненное пространство") чувствуется стремление музыканта раздвинуть границы своего земного воплощения, своей музыки. Ему тесно уже не только в джазе, ему тесно вообще, и уже всего 2-3 года отделяют его от окончательной и бесповоротной Свободы. Для меня этот альбом является лучшим воплощением джаза вообще — это уже не попсовый мэйнстрим, но еще и не упаднически-безбашенный фри-джаз. Это музыка тонкая и сложная, но при этом остающаяся совершенно свободной, свободно летящей. Кажется, что Колтрэйн и его группа просто перенеслись в другое измерение, в параллельный мир, и оттуда до нас доносится лишь их музыка, как зашифрованное послание нам, земным жителям, кто еще не умеет летать. Кстати, название альбома можно перевести и как "Живой космос". Прислушайтесь, и вы поймете, куда зовет нас психоделический космонавт Джон Колтрэйн. В свой вечный Полет к Неизведанному.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2002 год в рубрике музыкальная газета