Guru «Душа улиц»
Определение природы соула — сложная задача сродни определению природы любви и души. Его сущность озадачивала многих философов и поэтов, стремящихся отыскать ответ на вопрос "Что есть соул?". Может потому, что соул тонок, как любовь и душа, и его надо прочувствовать индивидуально. Может потому, что каждый понимает его по-своему. Если спросить Гуру, что такое соул, он ответит: "Это от сердца. Сердце и соул взаимосвязаны. Соул — вечная сила".
Вообще-то Гуру, он же Кейт Элам, эмси из легендарной хип-хоп-команды GANG STARR, — не соул-исполнитель, но на протяжении всей своей карьеры он создавал что-то, что переполнено глубоким смыслом и духовностью. Это можно назвать соулом. Гуру так и делает. Это четко показано на его третьем диске "Street Soul" из серии JAZZMATAZZ, которую он назвал "экспериментальным соединением хип-хопа и джаза".
Нельзя приступать к рассмотрению последней работы Гуру, не сказав ни слова о том, что было до нее. Гуру вместе со своим партнером по GANG STARR, неподражаемым DJ Premier\\\\\\\\\\\\\\\\\'oм, в конце 80-х — начале 90-х стали революционерами в хип-хопе, представив миру его новое звучание. Они вступили в рэп-игру в 1989 году, выпустив свой первый альбом "No More Mr. Nice Guy". В то время, когда весь хип-хоп был построен на сэмплах Джеймса Брауна, они соединили ломаный бит с джазовыми мелодиями. Этот новаторский сплав открыл дверь в мир музыки другим алхимикам, A TRIBE CALLED QUEST и THE ROOTS в том числе. Это же вдохновило Гуру на самостоятельные эксперименты. Так появился проект JAZZMATAZZ.
Первая глава этой саги увидела свет в 1993 году. "JAZZMATAZZ, volume 1" увековечил на музыкальных носителях то, о чем знали все истинные ценители и приверженцы хип-хопа: между ним и джазом нет и никогда не было непроходимой пропасти. B "Introduction" пластинки Гуру сообщает о назначении своего проекта: "Мысль сделать что-то подобное никогда не покидала меня, но я боялся ошибиться... Хип-хоп, рэп-музыка — отражение реальности, это музыкальное самовыражение людей, основанное на реальной жизни. И в то же время джаз — музыкальный реализм". Джаз всегда сталкивался с хип-хопом со времен его зарождения, когда ди-джеи выступали на улицах, и даже когда хип-хоп достаточно созрел для того, чтобы прогреметь на весь мир. Судите сами. В 1983 году Херби Хэнкок записал вместе с DTX из Бронкса песню "Rockit", удостоившуюся "Грэмми", в 1986 году RUN DMC построили на перкуссии из трека Боба Джеймса "Mardi Gras" ударники своей "Peter Piper", которые в то время были названы классическими в рэпе. В 1987 году песня "Goin\\\\\\\\\\\\\\\\\' Back To Cali" LL Cool J\\\\\\\\\\\\\\\\\'я была приукрашена трубой DIXIELAND, джаз-бэнда из Нового Орлеана, годом позже STETASONIC, создавая свой бессмертный хит "Talkin\\\\\\\\\\\\\\\\\' All That Jazz", позаимствовали акустическую бас-линию с пластинки Лонни Листон Смита. Многие джаз-пуритане могут сказать, что вмешательство рэп-исполнителей погубило истинный джаз, но знают ли они о том, что желание сблизиться было взаимным: так в 1989 году на своем альбоме "Back On The Block" Куинси Джоунс соединил джаз с рэпом, пластинка Майлза Дэвиса "Doo Bop" была создана совместно с рэппером Easy Mo Bee.
Но все же вернемся к Гуру. Родной и крестный отцы познакомили его с джазом, когда тот был еще мальчиком. Знакомство переросло в одну из страстей его жизни, которая, в свою очередь, — во что-то грандиозное, новый музыкальный стиль, который будет создаваться на протяжении долгих лет и к концу двадцатого века будет назван им "уличным соулом".
"JAZZMATAZZ, volume 1" можно считать первым полноценным бракосочетанием хип-хопа и джаза, и в целом это удачный союз. Великолепный звук и настрой хорошо сочетаются с монотонным тембром Гуру.
Альбом открывает трек "Loungin\\\\\\\\\\\\\\\\\'", где Гуру читает под аккомпанемент великого Дональда Берда (трубы и фортепиано). Песня "When You Are Near" с вокалом N\\\\\\\\\\\\\\\\\'dea Davenport и Саймоном Лоу на клавишных — это воспоминания Гуру и N\\\\\\\\\\\\\\\\\'dea о времени, проведенном ими в Атланте, когда он учился в колледже Морхаус, а она — в университете Кларк в начале 80-х. "Мы с тобой можем быть свободными, ты вдохновляешь меня стремиться вверх, наверное, поэтому я делаю это", — поет Энди, чей вокал выступает на первый план, навевая приятные воспоминания (у каждого из нас свои) при прослушивании.
В композиции "Transit Ride" под дребезжащий звук в сопровождении партий на саксофоне (Брэнфорд Мерзалис, который прославился, играя на кларнете со Стингом) и на гитаре (Захарий Бро) Гуру приглашает нас прокатиться в нью-йоркском метро: "Не одевай слишком много золота, спрячь свои кольца, не ухмыляйся никому, ведь здесь люди любят путешествовать с пистолетами", — вскрывая мимоходом порочность современного общества. Музыкальная эмоциональность джаза и почти визуальное воздействие хип-хопа помогают ощутить на себе атмосферу, царящую в подземке одного из крупнейших мегаполисов мира: "Бездомные с протянутой рукой вокруг, у тебя нет мелочи — получи холодный взгляд... Они начинают замышлять что-то неладное, видишь, разглядывают тебя с ног до головы. О, да, они поймут, если ты не здешний. Думаешь, тебе не навредят? Возможно. Но вряд ли, ведь каждый день здесь — бой".
Песня "Down The Backstreets" записана совместно с Лонни Листон Смитом (пианино), где Гуру философствует на тему несовершенности человеческих отношений: "Нет такого действа, которое бы не сталкивалось с завистью, черт; если они захотят лишить тебя влияния, они так и поступят".
В треке "Take A Look At Yourself" Гуру вместе с Роем Эерсом (виброфон) призывают иметь свою голову на плечах: "На твоем месте я бы перестал жить в мире грез, ведь реальный мир полон слез, ты не совсем готов к нему, присядь, подумай, взгляни на него своими глазами, я не могу быть тобой, а ты не можешь быть мной, в своих бедах вини только себя".
N\\\\\\\\\\\\\\\\\'dea Davenport одарила своим блестящим вокалом и песню "Trust Me". "Если бы я мог подарить тебе весь мир, я преподнес бы его к твоим ногам... но жизнь тяжела, милая, а мир суров", — читает Гуру.
Одна из лучших песен диска — сингл "Le Bein, Le Mal", воздвигнувший мост через Атлантику, — здесь Гуру читает с известным французским олдскулером MC Solaar\\\\\\\\\\\\\\\\\'ом о том, что на самом деле скрывается под маской социального благополучия: "Сумасшествие, безумие — все, что я вижу за своим окном; и не имеет значения, кто наш президент; мне так не хочется говорить об этом вам, но рабство не погибло, поверь мне, мы, черные, до сих пор не познали свободы".
Кортни Пайн на саксофоне и флейте, Саймон Лоу на клавишных и вокал от Карлин Андерсон на "Sights In The City" помогают нам взглянуть на самое дно городского колодца, где нищета вынуждает людей надевать черные маски и врываться в магазины, торговать своими телами и наркотиками.
Эта пластинка пользовалась ошеломляющим успехом в Европе, но на самом деле ее заслуга в другом — она стала доказательством того, что хип-хоп не ведает границ не только в лирическом, но и в музыкальном плане.
Эксперименты и освоение новых пространств продолжились в 1995 году, когда 18 июля Гуру выпустил "JAZZMATAZZ II: The New Reality", где он поднимает ставки, собрав вместе R & B- (Chaka Kahn, Mica Paris), рэгги-исполнителей (Ini Kamoze, Patra), конечно же, джазменов (Рэмзи Льюис, Дональд Берд, Фрэдди Хаббард, Кенни Гарретт) и рэпперов (Big Shug, Kool Kieth, DJ Scratch), таким образом объединяя всю черную музыку в одной пластинке. Все треки представляют собой эту крепкую квинтэссенцию: "Watch What You Say", например, соединяет динамичное пение Kahn, грустный саксофон Брэнфорда Мерзалиса с речитативов Гуру и оригинальные звуки DJ Premier\\\\\\\\\\\\\\\\\'a, где они размышляют на тему ответственности музыкантов за свои слова: "Следи за своими словами, — поет Chaka Kahn. — Ведь кто-то услышит это".
"Для меня рэп — реальность, мне не надо создавать эпизоды, чтоб развеселить толпу, — читает Гуру в треке "Looking Through The Darkness", где припев исполняет Mica Paris. — Слишком многие дети внемлют страшным посланиям заблудших клоунов, которые считают себя царями".
В песне "Lifesaver" Гуру, которого прикрывают вокалистка Baybee и французский эмси Lucien, выступает в роли спасителя, "воодушевляющего знание в своих людях": "Не покорись умственным перенапряжениям; наперекор тяжким испытаниям мы должны стремиться к великим достижениям, быть верными жизни, дарованной нам Богом".
Композиция "Living In This World" с вокалом Sweet Sable, рисует музыкальную картину жизни в нищих кварталах ("Сегодня мы вынуждены сражаться, чтобы жить; мы люди, а значит, у нас есть право на жизнь"), той жизни, о которой многие никогда и не слышали: "Они говорят нам вести себя хорошо, но они не знают ничего о наркотиках, трагедиях и оружии. Интересно, сколько политиков грабит и сколько полицейских продается? Правительству плевать, оно сбрасывает с себя ответственность". Гуру призывает всех обездоленных, тех, кому довелось познать эту жизнь, ни за что не сдаваться, оставаться сильными духовно, "ведь мы победители, наследники царей".
В песне "For You" Гуру отдает дань уважения своим родителям ("Сегодня у детишек нет никого, но у меня были вы, во всем мне помогая, несмотря на то, что я вас часто обижал. Теперь я вырос и дарю вам свое искреннее чувство") и своему другу Бейби Па ("Ты разделил со мной взлеты и падения, когда фальшивые клоуны появлялись и исчезали."). После третьей партии Me\\\\\\\\\\\\\\\\\'Shell N\\\\\\\\\\\\\\\\\'Degeocello Гуру дает наставление своим людям: "Доверять кому-то — большой риск, жизнь полна несправедливостей... ты можешь знать кого-то всю жизнь, а он вонзит тебе нож в спину". Из слов Гуру становится ясно, что настоящими людьми, ценящими дружбу, обладающими высокими моральными качествами, в большинстве своем становятся те, кому довелось пройти огонь и воду.
Когда кто-то становится известным, звездой, весь мир думает, что этот кто-то купается в золоте и шампанском, но на самом деле все по-другому, по крайней мере, у Гуру. В песне "Nobody Knows" он рассказывает о том, что встречает его за порогом студий: "Я все еще езжу на поезде, работаю, не покладая рук, без труда не вытянешь и рыбку из пруда... Сегодня до пяти часов я должен заплатить за квартиру... Нет времени на скорбь и пустые мечты, холодильник пуст, я бью на кухне тараканов". Но причина тому не плохой заработок, просто цель его трудов — не горы денег, а что-то, что бесценно по сравнению с ними: "Опыт — всегда лучший учитель, взгляни на слог, прочувствуй музыку, я пытаюсь достучаться до вас... мы должны помогать тем, кто не может отыскать открытой двери", — говорит Гуру в воодушевляющем и спокойном треке "Count Your Blessings" с ударными от Бернарда Парди и гитары и клавишных от Брайана Холта. Гуру учит не отчаиваться, никогда не забывать, что все наши старания рано или поздно окупятся, принесут плоды, мы лишь должны делать в жизни правильный выбор.
Совместный с суперзвездами acid jazz\\\\\\\\\\\\\\\\\'а JAMIROQUAI джэм "Lost Souls" — еще одно послание прямо из кварталов Нью-Йорка, повествующее о борьбе надежды с отчаянием.
Многие считают рэп образом безграмотности и невежественности, Гуру доказывает обратное, и слова "The New Reality" — замечательный пример того, какой должна быть лирика рэпа, к чему должны стремиться многие рэп-исполнители. Гуру дает понять, что сквернословие не украшает речь эмси, по крайней мере, настоящего эмси, занимающегося не просто музыкой, а просвещением с помощью музыки. Но так или иначе, это тот мусор, которого не должно быть в искусстве. Эта позиция Гуру — один из его способов влияния на молодежь, которая слушает его пластинки.
Пять лет спустя наш герой возвращается вооруженный намерением в очередной раз бросить вызов предвзятым мнениям по поводу сущности хип-хопа. "Я обнаружил незаполненную нишу в хип-хопе, в музыке вообще и решил заполнить ее. Я стремился записать следующую часть JAZZMATAZZ и, честно говоря, я считаю, что первые два диска опережали свое время, и теперь я понял, что пришло время делать следующий шаг".
На "Street Soul", третьей пластинке из серии JAZZMATAZZ, слышны оттенки различных стилей. Это неудивительно, принимая во внимание количество исполнителей, участвующих в проекте. "Street Soul" — это "хип-хоп-CD с изюминкой". В "Intro" Гуру говорит, что "эта работа — лучшая микстура из хип-хопа, соула, R & B и джаза". Здесь доминирует хип-хоп и соул, что сразу же видно из списка гостей: в 11 из 14 песен участвуют соул-исполнители. Вокал Angie Stone украшает главный сингл пластинки "Keep Your Worries", где Гуру подкрепляет биты DJ Sсratch монотонным речитативом: "Твой потенциал безграничен, будь мудр, материализуй и будь его свидетелем, зачем растрачивать свой разум впустую?" Amel Larrieux великолепна на спродюсированном Jay Dee треке "Guidance", посвященном будущему сыну Гуру. Но лучшая вокальная партия альбома принадлежит Pop/R & B-сенсации Macy Gray, чей уникальный низкий голос можно услышать в песне "All I Said". Чистый хип-хоп представлен совместной с THE ROOTS песней "Lift Your Fist", манифест стойкости черных, а джаз — композицией "Plenty" с неподражаемой Эрикой Баду.
Как лирик Гуру — один из самых опытных эмси. Его долголетие в музыке дает ему перспективу, которой нет у других — по-взрослому выбирая темы для своих песен, он остается доступным для молодежи. Многие треки диска затрагивают тематику любовных отношений. В "All I Said" рассказывается про то, как нелегко совмещать любовь с работой. В "No More" с задушевным вокалом тогда еще неизвестного Крэйга Дэвида Гуру читает о тонкостях отношений, которые близятся к концу.
Но и здесь Гуру не забывает заглянуть в мир социальных проблем. Так, в треке с французскими LES NUBIANS "Who\\\\\\\\\\\\\\\\\'s There?" анализируются тяготы нищеты, исследуются взаимоотношения между людьми, поиски работы, наркомания и преступность. THE ROOTS своей музыкальной искрой поджигают бикфордов шнур, ведущий к самой громкой словесной пиротехнике: "Одежда в крови, опухшее лицо разбито, в глазах агония разрушенных мечтаний, им нравится, когда мы дичаем и убиваем друг друга" ("Lift Your Fist").
Эти треки накаляют атмосферу до такой степени, что другие достойные песни, такие как "Night Vision" с баритоном легендарного Айзека Хейса и фанковый спокойный "Timeless" с первым джаз-экспериментатором Херби Хэнкоком уступают им.
Многие положительные моменты пластинки иногда подпорчивают тусклый вокал Гуру, что, впрочем, не удивительно для исполнителя, называющего себя "царем монотонности". Это вынуждает его регулировать ритм, что, согласитесь, не всегда верное решение.
Одни из лучших строк альбома написаны воином известной семьи, рэп-музыкантов WU-TANG. Речь идет о Prodigal Son, который вместе с Junior Reid аккомпанируют Гуру в песне "Mashin\\\\\\\\\\\\\\\\\' Up Da World". Демонстрируя контраст между своим стилем и речитативом Гуру, он доносит до слушателя крайне важное послание: "У всех, от атеистов до мусульман и христиан, есть свои убеждения; в этот момент притеснения мир похож на инфекцию, и в этой живой исповеди я использую свой разум как оружие".
В целом пластинка переполнена уличной чувственностью, которая питает творчество группы GANG STARR и объединяет первые две части JAZZMATAZZ. Гуру гордо говорит, что "я не участвую в проектах, не связанных с хип-хопом", и что хип-хоп стал общим языком поп-музыки. Вместе со "Street Soul" он и его коллеги поднимают хип-хоп на новый уровень, соединяя его с родственными ему стилями. Этот процесс облегчен тем, что все те, кто принимал участие в проекте — давние друзья, музыкальные союзники, стремящиеся осуществить одну мечту. Гуру комментирует: "Я обратился к продюсерам, с которыми всегда хотел поработать, свел их вместе с вокалистами, с которыми всегда хотел поработать, и я знал, что получится что-то великолепное. Эти люди дали мне больше, чем дают те, кого просто нанимают на работу. Они вложили в проект свои души".
Некоторые явления сложно выявить и определить. Возможно, музыка — самое неопределимое из них. Но, как любовь и душу, иногда музыку надо не определять, а переживать, чувствовать. Спросите Гуру о его последнем творении, и он ответит: "Чего я по-настоящему добился — создал определенный вид музыки. JAZZMATAZZ в моем понимании — "душа улиц", и теперь это определено".
Вообще-то Гуру, он же Кейт Элам, эмси из легендарной хип-хоп-команды GANG STARR, — не соул-исполнитель, но на протяжении всей своей карьеры он создавал что-то, что переполнено глубоким смыслом и духовностью. Это можно назвать соулом. Гуру так и делает. Это четко показано на его третьем диске "Street Soul" из серии JAZZMATAZZ, которую он назвал "экспериментальным соединением хип-хопа и джаза".
Нельзя приступать к рассмотрению последней работы Гуру, не сказав ни слова о том, что было до нее. Гуру вместе со своим партнером по GANG STARR, неподражаемым DJ Premier\\\\\\\\\\\\\\\\\'oм, в конце 80-х — начале 90-х стали революционерами в хип-хопе, представив миру его новое звучание. Они вступили в рэп-игру в 1989 году, выпустив свой первый альбом "No More Mr. Nice Guy". В то время, когда весь хип-хоп был построен на сэмплах Джеймса Брауна, они соединили ломаный бит с джазовыми мелодиями. Этот новаторский сплав открыл дверь в мир музыки другим алхимикам, A TRIBE CALLED QUEST и THE ROOTS в том числе. Это же вдохновило Гуру на самостоятельные эксперименты. Так появился проект JAZZMATAZZ.
Первая глава этой саги увидела свет в 1993 году. "JAZZMATAZZ, volume 1" увековечил на музыкальных носителях то, о чем знали все истинные ценители и приверженцы хип-хопа: между ним и джазом нет и никогда не было непроходимой пропасти. B "Introduction" пластинки Гуру сообщает о назначении своего проекта: "Мысль сделать что-то подобное никогда не покидала меня, но я боялся ошибиться... Хип-хоп, рэп-музыка — отражение реальности, это музыкальное самовыражение людей, основанное на реальной жизни. И в то же время джаз — музыкальный реализм". Джаз всегда сталкивался с хип-хопом со времен его зарождения, когда ди-джеи выступали на улицах, и даже когда хип-хоп достаточно созрел для того, чтобы прогреметь на весь мир. Судите сами. В 1983 году Херби Хэнкок записал вместе с DTX из Бронкса песню "Rockit", удостоившуюся "Грэмми", в 1986 году RUN DMC построили на перкуссии из трека Боба Джеймса "Mardi Gras" ударники своей "Peter Piper", которые в то время были названы классическими в рэпе. В 1987 году песня "Goin\\\\\\\\\\\\\\\\\' Back To Cali" LL Cool J\\\\\\\\\\\\\\\\\'я была приукрашена трубой DIXIELAND, джаз-бэнда из Нового Орлеана, годом позже STETASONIC, создавая свой бессмертный хит "Talkin\\\\\\\\\\\\\\\\\' All That Jazz", позаимствовали акустическую бас-линию с пластинки Лонни Листон Смита. Многие джаз-пуритане могут сказать, что вмешательство рэп-исполнителей погубило истинный джаз, но знают ли они о том, что желание сблизиться было взаимным: так в 1989 году на своем альбоме "Back On The Block" Куинси Джоунс соединил джаз с рэпом, пластинка Майлза Дэвиса "Doo Bop" была создана совместно с рэппером Easy Mo Bee.
Но все же вернемся к Гуру. Родной и крестный отцы познакомили его с джазом, когда тот был еще мальчиком. Знакомство переросло в одну из страстей его жизни, которая, в свою очередь, — во что-то грандиозное, новый музыкальный стиль, который будет создаваться на протяжении долгих лет и к концу двадцатого века будет назван им "уличным соулом".
"JAZZMATAZZ, volume 1" можно считать первым полноценным бракосочетанием хип-хопа и джаза, и в целом это удачный союз. Великолепный звук и настрой хорошо сочетаются с монотонным тембром Гуру.
Альбом открывает трек "Loungin\\\\\\\\\\\\\\\\\'", где Гуру читает под аккомпанемент великого Дональда Берда (трубы и фортепиано). Песня "When You Are Near" с вокалом N\\\\\\\\\\\\\\\\\'dea Davenport и Саймоном Лоу на клавишных — это воспоминания Гуру и N\\\\\\\\\\\\\\\\\'dea о времени, проведенном ими в Атланте, когда он учился в колледже Морхаус, а она — в университете Кларк в начале 80-х. "Мы с тобой можем быть свободными, ты вдохновляешь меня стремиться вверх, наверное, поэтому я делаю это", — поет Энди, чей вокал выступает на первый план, навевая приятные воспоминания (у каждого из нас свои) при прослушивании.
В композиции "Transit Ride" под дребезжащий звук в сопровождении партий на саксофоне (Брэнфорд Мерзалис, который прославился, играя на кларнете со Стингом) и на гитаре (Захарий Бро) Гуру приглашает нас прокатиться в нью-йоркском метро: "Не одевай слишком много золота, спрячь свои кольца, не ухмыляйся никому, ведь здесь люди любят путешествовать с пистолетами", — вскрывая мимоходом порочность современного общества. Музыкальная эмоциональность джаза и почти визуальное воздействие хип-хопа помогают ощутить на себе атмосферу, царящую в подземке одного из крупнейших мегаполисов мира: "Бездомные с протянутой рукой вокруг, у тебя нет мелочи — получи холодный взгляд... Они начинают замышлять что-то неладное, видишь, разглядывают тебя с ног до головы. О, да, они поймут, если ты не здешний. Думаешь, тебе не навредят? Возможно. Но вряд ли, ведь каждый день здесь — бой".
Песня "Down The Backstreets" записана совместно с Лонни Листон Смитом (пианино), где Гуру философствует на тему несовершенности человеческих отношений: "Нет такого действа, которое бы не сталкивалось с завистью, черт; если они захотят лишить тебя влияния, они так и поступят".
В треке "Take A Look At Yourself" Гуру вместе с Роем Эерсом (виброфон) призывают иметь свою голову на плечах: "На твоем месте я бы перестал жить в мире грез, ведь реальный мир полон слез, ты не совсем готов к нему, присядь, подумай, взгляни на него своими глазами, я не могу быть тобой, а ты не можешь быть мной, в своих бедах вини только себя".
N\\\\\\\\\\\\\\\\\'dea Davenport одарила своим блестящим вокалом и песню "Trust Me". "Если бы я мог подарить тебе весь мир, я преподнес бы его к твоим ногам... но жизнь тяжела, милая, а мир суров", — читает Гуру.
Одна из лучших песен диска — сингл "Le Bein, Le Mal", воздвигнувший мост через Атлантику, — здесь Гуру читает с известным французским олдскулером MC Solaar\\\\\\\\\\\\\\\\\'ом о том, что на самом деле скрывается под маской социального благополучия: "Сумасшествие, безумие — все, что я вижу за своим окном; и не имеет значения, кто наш президент; мне так не хочется говорить об этом вам, но рабство не погибло, поверь мне, мы, черные, до сих пор не познали свободы".
Кортни Пайн на саксофоне и флейте, Саймон Лоу на клавишных и вокал от Карлин Андерсон на "Sights In The City" помогают нам взглянуть на самое дно городского колодца, где нищета вынуждает людей надевать черные маски и врываться в магазины, торговать своими телами и наркотиками.
Эта пластинка пользовалась ошеломляющим успехом в Европе, но на самом деле ее заслуга в другом — она стала доказательством того, что хип-хоп не ведает границ не только в лирическом, но и в музыкальном плане.
Эксперименты и освоение новых пространств продолжились в 1995 году, когда 18 июля Гуру выпустил "JAZZMATAZZ II: The New Reality", где он поднимает ставки, собрав вместе R & B- (Chaka Kahn, Mica Paris), рэгги-исполнителей (Ini Kamoze, Patra), конечно же, джазменов (Рэмзи Льюис, Дональд Берд, Фрэдди Хаббард, Кенни Гарретт) и рэпперов (Big Shug, Kool Kieth, DJ Scratch), таким образом объединяя всю черную музыку в одной пластинке. Все треки представляют собой эту крепкую квинтэссенцию: "Watch What You Say", например, соединяет динамичное пение Kahn, грустный саксофон Брэнфорда Мерзалиса с речитативов Гуру и оригинальные звуки DJ Premier\\\\\\\\\\\\\\\\\'a, где они размышляют на тему ответственности музыкантов за свои слова: "Следи за своими словами, — поет Chaka Kahn. — Ведь кто-то услышит это".
"Для меня рэп — реальность, мне не надо создавать эпизоды, чтоб развеселить толпу, — читает Гуру в треке "Looking Through The Darkness", где припев исполняет Mica Paris. — Слишком многие дети внемлют страшным посланиям заблудших клоунов, которые считают себя царями".
В песне "Lifesaver" Гуру, которого прикрывают вокалистка Baybee и французский эмси Lucien, выступает в роли спасителя, "воодушевляющего знание в своих людях": "Не покорись умственным перенапряжениям; наперекор тяжким испытаниям мы должны стремиться к великим достижениям, быть верными жизни, дарованной нам Богом".
Композиция "Living In This World" с вокалом Sweet Sable, рисует музыкальную картину жизни в нищих кварталах ("Сегодня мы вынуждены сражаться, чтобы жить; мы люди, а значит, у нас есть право на жизнь"), той жизни, о которой многие никогда и не слышали: "Они говорят нам вести себя хорошо, но они не знают ничего о наркотиках, трагедиях и оружии. Интересно, сколько политиков грабит и сколько полицейских продается? Правительству плевать, оно сбрасывает с себя ответственность". Гуру призывает всех обездоленных, тех, кому довелось познать эту жизнь, ни за что не сдаваться, оставаться сильными духовно, "ведь мы победители, наследники царей".
В песне "For You" Гуру отдает дань уважения своим родителям ("Сегодня у детишек нет никого, но у меня были вы, во всем мне помогая, несмотря на то, что я вас часто обижал. Теперь я вырос и дарю вам свое искреннее чувство") и своему другу Бейби Па ("Ты разделил со мной взлеты и падения, когда фальшивые клоуны появлялись и исчезали."). После третьей партии Me\\\\\\\\\\\\\\\\\'Shell N\\\\\\\\\\\\\\\\\'Degeocello Гуру дает наставление своим людям: "Доверять кому-то — большой риск, жизнь полна несправедливостей... ты можешь знать кого-то всю жизнь, а он вонзит тебе нож в спину". Из слов Гуру становится ясно, что настоящими людьми, ценящими дружбу, обладающими высокими моральными качествами, в большинстве своем становятся те, кому довелось пройти огонь и воду.
Когда кто-то становится известным, звездой, весь мир думает, что этот кто-то купается в золоте и шампанском, но на самом деле все по-другому, по крайней мере, у Гуру. В песне "Nobody Knows" он рассказывает о том, что встречает его за порогом студий: "Я все еще езжу на поезде, работаю, не покладая рук, без труда не вытянешь и рыбку из пруда... Сегодня до пяти часов я должен заплатить за квартиру... Нет времени на скорбь и пустые мечты, холодильник пуст, я бью на кухне тараканов". Но причина тому не плохой заработок, просто цель его трудов — не горы денег, а что-то, что бесценно по сравнению с ними: "Опыт — всегда лучший учитель, взгляни на слог, прочувствуй музыку, я пытаюсь достучаться до вас... мы должны помогать тем, кто не может отыскать открытой двери", — говорит Гуру в воодушевляющем и спокойном треке "Count Your Blessings" с ударными от Бернарда Парди и гитары и клавишных от Брайана Холта. Гуру учит не отчаиваться, никогда не забывать, что все наши старания рано или поздно окупятся, принесут плоды, мы лишь должны делать в жизни правильный выбор.
Совместный с суперзвездами acid jazz\\\\\\\\\\\\\\\\\'а JAMIROQUAI джэм "Lost Souls" — еще одно послание прямо из кварталов Нью-Йорка, повествующее о борьбе надежды с отчаянием.
Многие считают рэп образом безграмотности и невежественности, Гуру доказывает обратное, и слова "The New Reality" — замечательный пример того, какой должна быть лирика рэпа, к чему должны стремиться многие рэп-исполнители. Гуру дает понять, что сквернословие не украшает речь эмси, по крайней мере, настоящего эмси, занимающегося не просто музыкой, а просвещением с помощью музыки. Но так или иначе, это тот мусор, которого не должно быть в искусстве. Эта позиция Гуру — один из его способов влияния на молодежь, которая слушает его пластинки.
Пять лет спустя наш герой возвращается вооруженный намерением в очередной раз бросить вызов предвзятым мнениям по поводу сущности хип-хопа. "Я обнаружил незаполненную нишу в хип-хопе, в музыке вообще и решил заполнить ее. Я стремился записать следующую часть JAZZMATAZZ и, честно говоря, я считаю, что первые два диска опережали свое время, и теперь я понял, что пришло время делать следующий шаг".
На "Street Soul", третьей пластинке из серии JAZZMATAZZ, слышны оттенки различных стилей. Это неудивительно, принимая во внимание количество исполнителей, участвующих в проекте. "Street Soul" — это "хип-хоп-CD с изюминкой". В "Intro" Гуру говорит, что "эта работа — лучшая микстура из хип-хопа, соула, R & B и джаза". Здесь доминирует хип-хоп и соул, что сразу же видно из списка гостей: в 11 из 14 песен участвуют соул-исполнители. Вокал Angie Stone украшает главный сингл пластинки "Keep Your Worries", где Гуру подкрепляет биты DJ Sсratch монотонным речитативом: "Твой потенциал безграничен, будь мудр, материализуй и будь его свидетелем, зачем растрачивать свой разум впустую?" Amel Larrieux великолепна на спродюсированном Jay Dee треке "Guidance", посвященном будущему сыну Гуру. Но лучшая вокальная партия альбома принадлежит Pop/R & B-сенсации Macy Gray, чей уникальный низкий голос можно услышать в песне "All I Said". Чистый хип-хоп представлен совместной с THE ROOTS песней "Lift Your Fist", манифест стойкости черных, а джаз — композицией "Plenty" с неподражаемой Эрикой Баду.
Как лирик Гуру — один из самых опытных эмси. Его долголетие в музыке дает ему перспективу, которой нет у других — по-взрослому выбирая темы для своих песен, он остается доступным для молодежи. Многие треки диска затрагивают тематику любовных отношений. В "All I Said" рассказывается про то, как нелегко совмещать любовь с работой. В "No More" с задушевным вокалом тогда еще неизвестного Крэйга Дэвида Гуру читает о тонкостях отношений, которые близятся к концу.
Но и здесь Гуру не забывает заглянуть в мир социальных проблем. Так, в треке с французскими LES NUBIANS "Who\\\\\\\\\\\\\\\\\'s There?" анализируются тяготы нищеты, исследуются взаимоотношения между людьми, поиски работы, наркомания и преступность. THE ROOTS своей музыкальной искрой поджигают бикфордов шнур, ведущий к самой громкой словесной пиротехнике: "Одежда в крови, опухшее лицо разбито, в глазах агония разрушенных мечтаний, им нравится, когда мы дичаем и убиваем друг друга" ("Lift Your Fist").
Эти треки накаляют атмосферу до такой степени, что другие достойные песни, такие как "Night Vision" с баритоном легендарного Айзека Хейса и фанковый спокойный "Timeless" с первым джаз-экспериментатором Херби Хэнкоком уступают им.
Многие положительные моменты пластинки иногда подпорчивают тусклый вокал Гуру, что, впрочем, не удивительно для исполнителя, называющего себя "царем монотонности". Это вынуждает его регулировать ритм, что, согласитесь, не всегда верное решение.
Одни из лучших строк альбома написаны воином известной семьи, рэп-музыкантов WU-TANG. Речь идет о Prodigal Son, который вместе с Junior Reid аккомпанируют Гуру в песне "Mashin\\\\\\\\\\\\\\\\\' Up Da World". Демонстрируя контраст между своим стилем и речитативом Гуру, он доносит до слушателя крайне важное послание: "У всех, от атеистов до мусульман и христиан, есть свои убеждения; в этот момент притеснения мир похож на инфекцию, и в этой живой исповеди я использую свой разум как оружие".
В целом пластинка переполнена уличной чувственностью, которая питает творчество группы GANG STARR и объединяет первые две части JAZZMATAZZ. Гуру гордо говорит, что "я не участвую в проектах, не связанных с хип-хопом", и что хип-хоп стал общим языком поп-музыки. Вместе со "Street Soul" он и его коллеги поднимают хип-хоп на новый уровень, соединяя его с родственными ему стилями. Этот процесс облегчен тем, что все те, кто принимал участие в проекте — давние друзья, музыкальные союзники, стремящиеся осуществить одну мечту. Гуру комментирует: "Я обратился к продюсерам, с которыми всегда хотел поработать, свел их вместе с вокалистами, с которыми всегда хотел поработать, и я знал, что получится что-то великолепное. Эти люди дали мне больше, чем дают те, кого просто нанимают на работу. Они вложили в проект свои души".
Некоторые явления сложно выявить и определить. Возможно, музыка — самое неопределимое из них. Но, как любовь и душу, иногда музыку надо не определять, а переживать, чувствовать. Спросите Гуру о его последнем творении, и он ответит: "Чего я по-настоящему добился — создал определенный вид музыки. JAZZMATAZZ в моем понимании — "душа улиц", и теперь это определено".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2002 год в рубрике музыкальная газета