Добролюбов, Андрей Время разбрасывать камни
Радио все так же актуально в нашей электронной жизни. Программы появляются и исчезают. Некоторые держатся довольно-таки долгое время. К числу последних относится "Вентилятор" Андрея Добролюбова, которая выходит на минском "Радио Рокс" по пятницамс 22.05.до 23.00. В свое время, при открытии, "Вентилятор" наделал-таки шороху. Дело в том, что три года назад все серьезные программы об электронной музыке резвенько закрылись. Слишком тяжело, невостребованно и неинтересно стало. И когда меломаны отчаялись поймать что-либо приличное на радиоволнах, и возник на горизонте Андрей Добролюбов со своим "Вентилятором". Молодой, талантливый и неразочаровавшийся. Но разочарование пришло позже…
…В жаркую летнюю пору было взято это интервью. Искренне надеюсь, что усталость и разочарование Андрея можно отнести именно к жаре. Хотелось бы в это верить…
— Какова музыкальная политика программы "Вентилятор", ее стилевые предпочтения?
— Множество самых разнообразных звуков, а также заметно расширивший свои рамки FM-диапазон заполняют нашу жизнь просто невероятным количеством различной музыки, т.е. без нее очень сложно представить себе хотя бы один день. Сложно сказать, насколько большую роль играет для меня музыка, но думаю, лет пять назад ее роль лично для меня была гораздо более существенной. Наверное, сегодня это просто необходимый фон, хотя на работе я выключаю радио. У меня нет такого разделения: вот, мол, музыка, которая должна звучать в программе, а вот это музыка, которую я буду слушать дома. Кстати, работа пока занимает ОГРОМНУЮ часть времени, поэтому на специальное прослушивание музыкальных произведений (даже любимых) порой не хватает ни времени, ни возможности. В последних программах очень часто бывает, что я увлекаюсь именно тем, что слушаю музыку. Ну а главное условие отбора всего материала (музыки в том числе) для программы — его интерес. И еще немаловажную роль играет настроение.
— Ваше мнение о том, что происходит сейчас на электронной сцене?
— В мире все идет своим чередом, а у нас в этой узкой тусовке появилось какое-то высокомерие, что ли. Претензии на элитарность, на мой взгляд, очень сильно мешают развернуться движению. Людей, которые постоянно в этом варятся, очевидно, это устраивает, они отбивают свои деньги, вложенные в локальные вечеринки, и больше, пожалуй, их мало что интересует. Я редко куда выбираюсь, но на одной из последних вечеринок мне откровенно стало скучно.
— В таком случае, способен ли кто-то из белорусских музыкантов или ди-джеев представить продукт европейского качества?
— Почему бы и нет? То есть теоретически я не вижу, что мешало бы им сделать подобный продукт. Ди-джеи в этом случае имеют больше шансов, а музыкантам необходимо больше настойчивости. Мне кажется, все дело в том, что рынок у нас не развит. То есть у людей нет потребности в каких-нибудь значительных количествах потреблять этот музыкальный продукт (в Европе, в Америке музыкальная индустрия, даже самая андерграундная — это рынок, бизнес, деньги). Пока все будет оставаться в таком состоянии — и программы на радио будут закрываться, и белорусские электронные музыканты будут "играть" в подвалах и на мероприятиях, которые собирают 50 человек. Да и подняться на ступеньку выше в таком состоянии очень сложно.
— Кого из белорусских музыкантов вам нравится приглашать для участия в программе?
— В последнее время я все больше выступаю соло. Поэтому мои личные музыкальные пристрастия все больше прокрадываются в эфир. С субъективизмом я уже давно перестал сражаться, только что факты стараюсь не искажать, а так — сплошное выражение собственных эмоций и мнений.
— Подходит ли по формату "Вентилятор" "Радио Рокс"?
— За 3 года (или около того) "Вентилятор" уже как бы и сложно даже отделить от "Рокса". Формат, конечно, не тот, но не напрягает никого, тем более — вечер пятницы. Радио слушают только меломаны и ненормальные. На другое радио не хочу, а из того, что есть, даже и выбрать сложно. Пора осваивать телевизионные просторы, но пока нет времени. И, если честно, желание слабеет с каждым днем. Смысла нет.
— Чего недостает программе?
— Организованности и времени. Нужен стимул. После отпуска, в сентябре, если не появится какой-нибудь раздражающий фактор, пора будет думать о ее закрытии…
— Неужели все настолько грустно? Ну казусы-то хоть случались?
— Практически в каждой программе. Может быть, они не всегда заметны, но как в одном интересном фильме говорилось, они там есть.
— Насколько программа интерактивна?
— В настоящий момент не интерактивна вообще. Кто-то включил радио, поймал настроение — значит, все в порядке, кому-то слишком громко — тогда до следующей пятницы.
— Повлияла ли на "Вентилятор" ваша работа с "Микстурой" на Первом канале?
— Скорее наоборот. "Вентилятор" был раньше.
— Как оцениваете тот объем работы, который выполнили?
— Устал.
— На ваш взгляд, почему так коротка жизнь всех программ, посвященных электронной музыке в Беларуси?
— Невостребованность у слушателей плюс отсутствие финансовой отдачи у станции — главная причина. До этого, как правило, программы обрастают кучей мелочей, которые и приводят к закрытию.
…В жаркую летнюю пору было взято это интервью. Искренне надеюсь, что усталость и разочарование Андрея можно отнести именно к жаре. Хотелось бы в это верить…
— Какова музыкальная политика программы "Вентилятор", ее стилевые предпочтения?
— Множество самых разнообразных звуков, а также заметно расширивший свои рамки FM-диапазон заполняют нашу жизнь просто невероятным количеством различной музыки, т.е. без нее очень сложно представить себе хотя бы один день. Сложно сказать, насколько большую роль играет для меня музыка, но думаю, лет пять назад ее роль лично для меня была гораздо более существенной. Наверное, сегодня это просто необходимый фон, хотя на работе я выключаю радио. У меня нет такого разделения: вот, мол, музыка, которая должна звучать в программе, а вот это музыка, которую я буду слушать дома. Кстати, работа пока занимает ОГРОМНУЮ часть времени, поэтому на специальное прослушивание музыкальных произведений (даже любимых) порой не хватает ни времени, ни возможности. В последних программах очень часто бывает, что я увлекаюсь именно тем, что слушаю музыку. Ну а главное условие отбора всего материала (музыки в том числе) для программы — его интерес. И еще немаловажную роль играет настроение.
— Ваше мнение о том, что происходит сейчас на электронной сцене?
— В мире все идет своим чередом, а у нас в этой узкой тусовке появилось какое-то высокомерие, что ли. Претензии на элитарность, на мой взгляд, очень сильно мешают развернуться движению. Людей, которые постоянно в этом варятся, очевидно, это устраивает, они отбивают свои деньги, вложенные в локальные вечеринки, и больше, пожалуй, их мало что интересует. Я редко куда выбираюсь, но на одной из последних вечеринок мне откровенно стало скучно.
— В таком случае, способен ли кто-то из белорусских музыкантов или ди-джеев представить продукт европейского качества?
— Почему бы и нет? То есть теоретически я не вижу, что мешало бы им сделать подобный продукт. Ди-джеи в этом случае имеют больше шансов, а музыкантам необходимо больше настойчивости. Мне кажется, все дело в том, что рынок у нас не развит. То есть у людей нет потребности в каких-нибудь значительных количествах потреблять этот музыкальный продукт (в Европе, в Америке музыкальная индустрия, даже самая андерграундная — это рынок, бизнес, деньги). Пока все будет оставаться в таком состоянии — и программы на радио будут закрываться, и белорусские электронные музыканты будут "играть" в подвалах и на мероприятиях, которые собирают 50 человек. Да и подняться на ступеньку выше в таком состоянии очень сложно.
— Кого из белорусских музыкантов вам нравится приглашать для участия в программе?
— В последнее время я все больше выступаю соло. Поэтому мои личные музыкальные пристрастия все больше прокрадываются в эфир. С субъективизмом я уже давно перестал сражаться, только что факты стараюсь не искажать, а так — сплошное выражение собственных эмоций и мнений.
— Подходит ли по формату "Вентилятор" "Радио Рокс"?
— За 3 года (или около того) "Вентилятор" уже как бы и сложно даже отделить от "Рокса". Формат, конечно, не тот, но не напрягает никого, тем более — вечер пятницы. Радио слушают только меломаны и ненормальные. На другое радио не хочу, а из того, что есть, даже и выбрать сложно. Пора осваивать телевизионные просторы, но пока нет времени. И, если честно, желание слабеет с каждым днем. Смысла нет.
— Чего недостает программе?
— Организованности и времени. Нужен стимул. После отпуска, в сентябре, если не появится какой-нибудь раздражающий фактор, пора будет думать о ее закрытии…
— Неужели все настолько грустно? Ну казусы-то хоть случались?
— Практически в каждой программе. Может быть, они не всегда заметны, но как в одном интересном фильме говорилось, они там есть.
— Насколько программа интерактивна?
— В настоящий момент не интерактивна вообще. Кто-то включил радио, поймал настроение — значит, все в порядке, кому-то слишком громко — тогда до следующей пятницы.
— Повлияла ли на "Вентилятор" ваша работа с "Микстурой" на Первом канале?
— Скорее наоборот. "Вентилятор" был раньше.
— Как оцениваете тот объем работы, который выполнили?
— Устал.
— На ваш взгляд, почему так коротка жизнь всех программ, посвященных электронной музыке в Беларуси?
— Невостребованность у слушателей плюс отсутствие финансовой отдачи у станции — главная причина. До этого, как правило, программы обрастают кучей мелочей, которые и приводят к закрытию.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2002 год в рубрике музыкальная газета