Костров, Олег
Аспирин и серпантин

(p) 2002 Снегири
21tks/64mins
Альбом "Аспирин и серпантин" являет собой компиляцию, состоящую из композиций с перфомансов "Фауст" и "Снежная королева", а также новых треков Кострова, объединенных общей идеей и концепцией. По словам автора, в целом альбом носит развлекательно-лечебный характер: "Альбом относится к моему детству, в детстве я читал книжку, в которой главными героями были два брата, а действие происходило под Новый год. Один из братьев был тяжело болен, а другой проходит через какие-то испытания, чтобы найти волшебное лекарство, которое лечит от всех болезней, и спасти брата. Он успел до того, как часы пробили полночь и наступил Новый год, отыскать то самое средство, которым оказались аспирин и серпантин".

По словам музыканта, каждая из композиций, представленных на альбоме, призвана создавать праздничное настроение: "Аспирин с серпантином объединяет то, что эти вещи лечат; это символы здоровья. Эта музыка тоже лечит любые — и физические и душевные — болезни. Аспирин лечит тело, а серпантин — душу". Альбом "Аспирин и серпантин" рассчитан на широкую аудиторию — он всех перенесет, как на машине времени, в далекое детство, в мир веселых шалостей и трогательных мелодий-историй.

Первая часть альбома являет собой музыку к нашумевшему спектаклю "Фауст", поставленному в МТЮЗе осенью 2001 года. Критики называют спектакль одним из событий сезона — не в последнюю очередь благодаря музыке Олега Кострова. Андрей Бартенев поставил с успехом этот перфоманс затем и в Лондоне. Идея перфоманса — демонстрация защитных скафандров от Мефистофеля. К каждому скафандру, представляющему разные сферы человеческих эмоций, Костровым была придумана своя мелодия. На диске представлена только часть перфоманса, каждый трек которого означал какую-то букву из этого слова. По концепции альбома подошли только три буквы из пяти — это "Ф", "У" и "Т".

В декабре 1999 года в Лондоне готовили грандиозное празднование "Миллениума". В компиляции мероприятий, растянутой на два дня, были задействованы лучшие силы современной музыки и искусства. Одной из составных частей обширной зрелищной программы было балетное представление “Snow Queen” в известнейшем Royal Festival Hall. Автор перфоманса и художник всех костюмов Андрей Бартенев уже давно использовал музыку Кострова в своих представлениях. Получив задачу от продюсера — музыкально оформить спектакль произведениями в духе русской классики — он решил обратиться к давнему знакомому. Костров послушал мини-диск рекомендуемой музыки, на котором были собраны творения Хачатуряна, Прокофьева, Стравинского, Рахманинова и Римского-Корсакова, и решил сделать все по-своему. Всю музыку к спектаклю композитор писал в Москве. По приезде в Лондон Олег Костров лично присутствовал на репетициях и по ходу действия до последнего что-то дописывал и переделывал. Постановка "Snow Queen" в Royal Albert Hall собрала около 40 тысяч зрителей. Оглушительный успех балетного представления во многом был обязан музыке Кострова. "После спектакля ко мне подходили люди один за другим и спрашивали — "Где можно достать такую музыку?" — рассказывает Андрей Бартенев. Режиссер-постановщик балета Алиетта Коллинз, являясь близкой подругой Бьорк, решила показать ей музыку Олега. Услышанное настолько поразило Бьорк, что она решила сразу заказать себе все пластинки русского музыканта. На немецком лейбле Friebank Records развели руками — первый тираж "Ивонны" был в одночасье распродан. Исландской звезде пришлось ждать, пока тираж не был допечатан. Теперь и она является счастливой обладательницей "Ивонны" — сделав предварительный заказ на остальные работы Олега. Конъюнктурщики-немцы уловили интерес публики к Кострову. В 2000 году на лейбле Storage Records вышел сольный виниловый диск Олега “Snow Queen”. В России музыка, покорившая английскую, а затем и немецкую публику, еще не издавалась. В альбом "Аспирин и серпантин" вошли наиболее танцевальные и длинные треки "Снежной королевы", которые, по мнению Олега Кострова, попадают в концепцию этого "жизнерадостного и жизнеутверждающего" сборника.

Вот что рассказывает сам Олег об остальных треках. “Третья часть альбома "Аспирин и серпантин" — это работы последних лет. Некоторые из этих треков использовали в своих перфомансах Ольга Солдатова, Петлюра и другие модельеры. В этой части есть небольшая подчасть, посвященная кроту, — это два трека "Крот-нарцисс" и "Крот-бэтмен", которые я как бы "дописал" для чешского сериала "Крот". Сериал давно уже вышел, но эти треки я хотел бы там слышать. "Бах-трах-тарарах" — просто трек, не имеющий никакой смысловой нагрузки, он посвящен фейерверкам. "Брюлик-дикси" — танец, который я пропагандирую, в котором предпочтение отдается бриллиантам. "Париж. Просто Париж!" — это просто музыка для перфомансов, она в них использовалась. "Твист неприклеенных" — это очень веселый твист, голосовые сэмплы взяты из сказки "Золотой гусь — приклеюсь как возьмусь". "Загадочный пассажир" — это мои вариации на тему известного польского фильма с одноименным названием. "I like Japan!" — это выражение моих мыслей, потому что эти треки я написал для Японии, которая нас очень любит и выпускает. "Я люблю смотреть, как корабли уходят в море…" — мои ощущения музыки Мещерина. "Your Face, Your Smile, My Heart…" — трек трех- — четырехлетней давности, который никуда не вошел, но мне он очень нравится. "А вам не хочется заглянуть в эти глубины?" — трип-хоповый трек с очень интересной мелодией. "Y.O.U." — вариант песни проекта MESSER CHUPS, моя обработка этой песни, где все изменено почти до неузнаваемости. Ваша задача — угадать, какая песня. "Остров везения (Space Mix)” — просто клубный электронный трек. “Гениально! Грандиозно! Колоссально!” — это финальная композиция, в которой я приблизительно описываю настроение всего сборника, всего альбома в сжатом состоянии”.

На самом деле эта музыка (будет вечной, что вполне возможно) написана несколько десятилетий назад. Просто она окаменела, застыла. К каменным глыбам подошел художник и достал резец (или там долото, не знаю). Он удалил наносное и оставил актуальное. А теперь все смотрят и удивляются: как красиво, как чудно, как живо! “Почему ты так смотришь? Все хорошо!”. Кажется, Олег Костров подходит под роль художника. При этом он нисколько не смущен необходимостью как-то назвать и оформить свое творчество. Названия композиций — это не скучные буквы, это игра и свободный поток ассоциаций, а также случайно выхваченные фразы. “Париж. Просто Париж!”, “А вам не хочется заглянуть в эти глубины?”, “Брюлик-дикси”, “Y.O.U.”, “Остров везения (Space Mix)”.

Понятие сольного творчества у Кострова тоже условно: на диске есть треки, которые записаны в полном составе НОЖА ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР (то есть с Олегом Гитаркиным). А на лирическом треке “Загадочный пассажир” напевает Валя Атаханова, фронтменша группы GARBAGE, то есть, извините, GROUNDBEAT. Наконец, в заключительной пьесе “Гениально! Грандиозно! Колоссально!” использован голос певицы Lorraine из GENTLE PEOPLE. Звучание музыки Кострова так же неизменно: веселое, сумасшедшее, игрушечное, интересное, очаровательное, ретро-футуристическое. И куча отпадных сэмплов. Особенно рекомендуются композиции “Fin” из “Snow Queen”, коротенькая “Бах-трах-тарарах”, “I like Japan!” (совершенно дикий и укуренный английский диалог — rulezzz!), “Крот-бэтмен” и “Крот-нарцисс” (“кроты” особенно опасны: они могут вызвать неконтролируемые взрывы смеха). Из причудливых звуковых складок и трещин настырно вылезают самые жизнерадостные призраки прошлого. Диск “Аспирин и серпантин” повышает настроение, проверяет на прочность ваше чувство юмора, и главное, овладев вашим вниманием, заставляет вас дослушать его до конца. Хотя бы один раз. Улыбнитесь!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета