Фестиваль "Басовишча"
XIII «Басовишча» — сфера перемен!

Кто-то ждет от этого репортажа тотальных дифирамбов в адрес белорусского закордонного рок-рая, кто-то жаждет словесного поноса в сторону якобы политиканствующих рокеров… Но нет, все это ищите в так называемой демократической и антидемократической прессе, а мы поделимся живыми объективными впечатлениями, которые всегда вселяет в нас единственный в мире фестиваль белорусского рока “Басовишча”, ежегодно проходящий… в Польше. Да и судите сами: где еще можно увидеть 6000 восторженных фанатов, синхронно подпрыгивающих в такт песни “Тры чарапахи-2”? Мы видели! Это был полуторачасовой концерт N.R.M. на “Басовишчы”. Где толпы даже непонимающих белорусского языка, но понимающих Музыку поляков, швейцарцев, латышей, канадцев, англичан, французов… стоят в очереди за диском “Падарожжа” группы ULIS? Мы и это видели, и даже помогали продавцам подносить все новые и новые коробки с СD, поскольку те не успевали и обернуться. А где нам, белорусам, кроме звезд национального рока можно увидеть “живьем” истинных гигантов мировой сцены? И если в годы расцвета рок-движения MMG один из нас еще невольно барахтался в пеленках, то другой уже тогда нелегально провозил через западную границу запрещенные здесь диски польского панка ARMIA, которые с началом перестройки, однако, стали первыми образцами панк-дискографии на полках Белорусского дома грампластинок. Именно на “Басовишчы-2002” ARMIA выступала “живьем” в своем золотом составе и дала жару.

Но все по порядку. Для тех, кто еще не знает, “Басовишча” — это не просто концертные non-stop-марафоны рок-звезд, но еще и конкурс, где на широкую рок-сцену впервые выходят молодые таланты (согласно квоте, восемь из Беларуси и четыре из Польши, но обязательно белорусскоязычные). А с началом проведения отборочных туров в Минске три года назад уровень конкурсантов во многом приблизился к звездному. Это заметно и по реакции публики, которая приходит на концерты не избирательно, а тотально активно. А ведь этот Grodek — меньше даже наших Радашковичей. Кстати, выступив впервые на “Басовишчы” на одной сцене с такими гигантами, как KULT (Польша), MAYZE (Великобритания), KRAMA (Беларусь), вошли в звездный эшелон и получили солидные ангажементы минские EXIST и IMPETT, белостокский ZERO-85, городокская RIMA, гродненский DEVIATION, гомельский БАН ЖВIРБА и мн. др.

…“Басовишча-2002” началось с неожиданного сюрприза: на сцену вышел знаменитый в Карибских странах ведущий телепрограммы “Этнические климаты” и с широкой негритянской усмешкой поприветствовал фестиваль хоть и на ломанном, но белорусском языке. И на сцене выросла СЬЦЯНА (Брест). Их саксофонный беспредел вспоминали даже на следующий день в толчее у музыкального киоска.

ROCK-4 из Гайновки нас, к сожалению, не впечатлил, но местные белорусы колбасились под сценой до упаду. И если проблематика песен о тяжелой жизни белорусского селянина после октябрьской революции у нас вызывала просто смех, то динамичное воспевание Иисуса и силы Веры в ритмике nu metal группой АРМАГЕДДОН было весьма убедительным: шикарный чистый вокал, мелодичные гитарные риффы, эффектное звучание скрипки удачно гармонировали с тематикой самих песен.

Павел Ермак, уже ощутивший вкус “Басовишча” в прошлом году с группой AQUAMORTA, так и не отказался от своего неугомонного экспериментаторства в новом составе — VIR, хоть и знал, что к легким победам это не приведет. Зато эстеты порадовались virтуозным оперным вокализам в структуре крутого thrash-метала.

Полным контрастом этакому метал-блоку стало выступление бельско-городокско-сокольского проекта KABZAR. Его стилистика приближена к бард-року, а творчество, хоть коллектив еще молодой (основан в 2002 году поэтом, художником и музыкантом Олегом Кобзарем), уже имеет немало своих поклонников в Польше. Несмотря на акустический саунд, группа не потерялась в тяжелом электрическом безобразии феста.

Березовский Б.Н. успел создать себе дурную славу на прошлогоднем фесте, но то, что они сделали на этот раз, свалило с катушек всех. Ядреный postgrunge-metal оказался очень смачным и востребованным продуктом в Польше. Еще на отборочном туре они заставили польских участников жюри сделать исключение из своего правила поиска только новых талантов. По сути дела, побывав раз на “Басовишчы”, ощутив и переняв уровень европейской рок-сцены, Б.Н. переосмыслила свои взгляды на музыкальную кухню и поистине стала новой группой.

Востребованным оказался и hardcore, который на hi-fi откатали барановичские ДЗЕИ (в русскоязычном прошлом — ДЕЯНИЯ). Их выступление было не просто концертом, а настоящим шоу с маскарадом некой психиатрической больницы, пародийным воспроизведением характерных радиоголосов советских времен и мощным гитарным драйвом на фоне экстатичного поведения на сцене.

Еще один гайновский коллектив BROKEN HEAD удивил всех не только широким стилистическим настроением, но и знанием даже классики белорусской бардовской песни: самым невообразимым способом в структуру их рэгги вписалась цитата из знаменитой песни Виктора Шалкевича “Добрай ранiцы, жлобская нацыя”.

А знаете DEADMARSH? На “Басовишчы” не узнали бы! Не было бы счастья, да несчастье помогло: перед самым фестивалем уже после успеха на отборочном туре вдруг ушел гитарист, а за три дня до отъезда серьезно загремел в московскую больницу вокалист. На горизонте веяло полным фиаско, но ребята в три дня и в три ночи сделали невозможное, восстав из праха. Правда, это уже была не белорусская METALLICA, а белорусский HELLOWEEN. И хоть кавер “Enter Sandman” в таком контексте выглядел как бы неуместным, DEADMARSH заслужено многие называли самой техничной и профессиональной группой конкурса. Их блестящее видео с “Басовишча”, пожалуй, еще украсит Первый музыкальный канал. Особенно метализованная поэзия Ларисы Гениюш.

Но все-таки был еще PARTYZONE! Одно слово — зона оттяжки.

Ах, да! Был еще и VERITAS. Но публика после эффектной оттяжки на PARTYZONE проявила большую склонность к пиву. Да и логично: играя еще в 98-м на “Басовишчы” свой нудный панк, за пять лет эта гайновская группа научилась только играть его более технично, забыв о поиске оригинальных риффов и тонких мелодий.

А вот Алесь Таболич, прославившийся ранее здесь своим пьяным “БудзьМаРазма!”, на этот раз с очередным проектом СТОД даже не дал другим допить свое пиво. Услышав яркие, сочные образы новых композиций в стиле new romantic pahan-metal, публика стремительно скучивалась на концертной площадке. Да и понятно — на сцене профи!

Так завершился конкурс 19 июля, но другим профи в этот день не повезло. Едва на сцену вышел ZET unmasked, правда, в гриме страшнее масок, полицией у режиссерского пульта был изловлен борец с сатанизмом, перерезающий провода и льющий на них воду. Справедливость восторжествовала, но было уже поздно: концерт звезд из-за ремонта пришлось перенести на второй день, рок-лимит которого растянулся в итоге аж на 12 часов, с 16.00 до 04.00 третьего дня. Зато какой это был праздник с прекрасным пивом “Warka” во главе!

Хорошей традицией фестиваля стала профессионально сохраненная тайна творческих баталий в жюри. До обеда 20 июля никто ничего не знал. Бесшабашный Евген Цыликов (PARTYZONE) успел перепробовать все сорта польского, чешского, немецкого, бельгийского пива в городокском баре “Killer”, и тут вдруг его находят на пляже и сообщают, что он — главный призер, что его бесплатно запишет лучшая студия Белостока “Hertz”, а фирма “Magton” издаст за свой счет.

— Да не может быть! Что за шутки? К тому же у меня своя студия неплохая — “Out Of Records”.

— Короче, Жен, “Hertz” — это тебе не ботва какая-то. Тут тебе и аналог, тут тебе и digital. К тому же все уже решено и надо выступать в концерте лауреатов.

— Ну что ж поделаешь, ладно, как-нибудь выступим.

Весь этот диалог проходил в салоне автобуса “Karosa” под дружный смех коллег-музыкантов. Virтуозный Павел Ермак даже съязвил, что гениальной (PARTYZONE) и непризнанной (VIR) оказалась музыка одного и того же человека — гитариста обеих групп Евгена Цыликова.

Концерт лауреатов, однако, начался не с главных призеров. Его открыл гайновский ROCK-4, которому отдала свои симпатии публика (все, кто хотел, заполняли карточки и опускали их в избирательные урны). Специальный приз оргкомитета “Басовишча” был присужден барановичским ДЗЕЯМ, песню которых “Я болей не хачу у саудэп” радио “Bialystok” и “Polonia” успели прокрутить как образец удачных текстов нынешнего фестиваля. Потом пошли колбасить денежные номинанты: приз Gminy Grodek (1000 zl) получил березовский Б.Н. (браво, брестчина), а награду Белорусского союза Речи Посполитой (те же 1000 zl) присудили минскому СТОДУ.

Поскольку один из нас оказался действительным членом того самого жюри, можем рассказать, что все эти решения не давались очень уж просто. Например, всем очень понравился минский DEADMARSH, но представители властных спонсоров в жюри категорически заявили о “несамостоятельности творческого имиджа группы”, а начальнику торгового отдела фирмы “Magton” Петру Станкевичу чем-то не понравился Б.Н. Но если последнего удалось переубедить, то первый остался непреклонным. Были споры и о СТОДЕ, и об АРМАГЕДДОНЕ, но что самое интересное — всех приятно поразил “белорусский RAMMSTEIN с усмешкой в душе” — PARTYZONE. Просто исключительно всех: это название стояло на первом месте в каждой анкете жюри.

А мы, переслушавшие все хиты PARTYZONE в закромах “БМАgroup”, к сожалению, на лауреатском концерте с удивлением напоролись аж на второй в нашей жизни депрессняк от них. И стоило ли так пыжиться в поисках, чтобы на прощание разочаровать ошалелых фанатов?!

К счастью, публика все поняла: хит-группа может позволить себе все. PARTYZONE фанаты проводили с таким же задором, как через пару минут встречали суперзвездный ПАЛАЦ, хотя тональность их музыки была явно другой. Впрочем, может это и логично: кайф-то в разнообразии. А ведь была у ПАЛАЦА возможность отбыть свой сет в самом начале и уехать на “престижный” базар (Славянский), так ведь не захотел же, словно чувствовал, как западные славяне любят белорусский фольклор. Кстати, в эти же дни в польском городе Скирневицы на международном фестивале “Ethno Sphere”, где тоже ждали ПАЛАЦ, тотально триумфовала и взяла grand-prix могилевская группа АКРУГА ВОЛЬНАГА МАСТАЦТВА. А “Басовишчу” повезло с ПАЛАЦЕМ. Мягкие аккорды, глубокие мелодии, психоделическое воздействие текстов… Мы даже заметили, что традиционное пиво здесь самое время было бы заменить хорошим французским вином, что, собственно, и сделали.

IMPETT стал продолжением разрядки, правда, в другом смысле: наконец-то публике дали послушать woman. Даже двух: в песне “Зусім няпроста” с Даной Жвалик вышла на сцену Илона Карпюк (ex-HOMAN), напомнив публике старый добрый IMPETT. Еще одним сюрпризом фестиваля стала презентация первого альбома группы. А неприятным оказалась исключительная заносчивость их бас-гитариста. Мол, “че за “Hilton”, в натуре, номера подавай”. Не переболела все-таки группа звездной болезнью, не въехали в суть “Басовишча”, однако.

КРАМА вот, как всегда, как мама. Играла на пять баллов. Приятно было послушать достойных музыкантов на достойном звуке. Гармония, все-таки.

Потом пришел ZET — такой страшный-страшный. И такой классный-классный! Эти уж заколбасили так заколбасили. Даже срыв их концерта в предыдущий день подтвердил известную истину, что не стоит дразнить голодного медведя. А по ZET польская публика поистине изголодалась. Альбом “З Новым годам!” разошелся в музыкальном киоске еще до выхода группы на сцену, поэтому продавцы под шумок вдували даже старые кассеты N.R.M. Ну, а что ж сделаешь: “Taki bardzo fajny zespol!”. Даже нас, переслушавших весь ZET и привыкших к его специфическому звучанию, группа буквально заставила посмотреть на себя новым взглядом. Тем более, злобный грим, заменивший маски, оказался под стать новой, где-то даже жесткой музыке ZET. А неизвестная ранее песня о “вялікім Коласе і вялікім Купалу, сярод якіх няма месца табе”, вообще стала пунктом катарсиса современных “униженных и оскорбленных”. Пожалуй, новый альбом прошибет всю оставшуюся вне феста Беларусь.

Точно так же как Pomidoroff прошиб весь фестиваль своим новым альбомом в новом издании — “Сьвята пакрадзенае”. Правда, он повторил подвиг HAPPY FACE по потере гитары, зато классная музыка затмила даже вкус текилы “Мexiko”. Слушайте все, скушайте все! Вкус знаменитой “Immigrant Song” пробьет каждого насмерть: чувствуется, откуда вылез Помидоров, кроме BLACK SABBATH, Bob Marley, Paul Hindemith и родной мамы.

Тут злые языки трындят насчет конъюнктуры рынка “Басовишчанского”? Дескать, москалей в националистическую рок-полит-тусовку не пускают. Так вот НЕЙРО ДЮБЕЛЬ выступил круто. И кто тут москаль, и где здесь полит-тусовка?! Правда, “Сусьлікі-забойцы” чувствовали себя здесь как дома, в отличие от “Сусликов-убийц”, оставшихся где-то далеко на Востоке, но польская и белорусская публика встретила с восторгом и “Пятрову”, и “Таварыша Ч”, и все вместе громко подпевали: “Belarus Uber Alles”. Впервые выступили на этой сцене и заняли свою нишу, которая ждала их аж тринадцать лет.

Эти же тринадцать лет шла тропами “Басовишча” к своему звездному часу и городокская RIMA, снявшая в дни фестиваля на улицах родного Грудка свой первый клип. После их концерта в Минске что-то изменилось и в их взглядах на музыку, и в самой музыке: шикарное шоу, эффектные костюмы…

Правда, ULIS брал самой музыкой. Покорив в прошлом году публику программой “Люстэрка”, презентацию более раннего альбома “Падарожжа” они отложили на этот раз. Эффект возымел действие. Плюс исполненные вдобавок хиты “Краiна доугай белай хмары” и др. Доказали, вхо ис вхо в белорусском роке.

Стало дурным тоном уезжать несчастным белорусским интеллигентам как раз в это время. Нам, к счастью, удалось найти место в туристическом автобусе и, наверное, впервые вкусить все дары “Басовишча” до самого конца. А это и та фанатствующая шеститысячная толпа на N.R.M., про которую мы уже писали, и впервые увиденное “живьем” выступление легенды польского рока 80-х ARMIA. Уехавшие еще долго будут мучиться незнанием новейшего альбома N.R.M. да и шикарного переиздания “Трох чарапах” с полнотекстовым буклетом они долго не увидят. Что касается лично нас, то можем засвидетельствовать, что новое — это не забытое старое и не песенки для подростков, а глубокая музыка и философски-житейские тексты блестящих композиций “Фабрыка”, “Мае пакаленне”, которые дойдут до самого требовательного и искушенного меломана.

Окончен бал, прошла ночь, наступило утро... автобус, граница, Минск. Ходишь по городу и ищешь не “Оболонь” и “Аливарию”, а “Варку”, “Дойлиды” и “Ломжа”…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета