Bjork Vespertine
(p) & (c) 2001 Bjork Overseas Ltd./One Little Indian Ltd.
12tks/55mins
Бьорк с самого начала зашла так далеко, что трудно было представить, в каком направлении ей придется двигать себя и нежного монстрика собственной музыки. Движение к простоте вот сейчас могло бы показаться самым оправданным. Наверное, было бы даже интересно. Только вот Бьорк решила зайти еще дальше. Там, где мы видим сплошную бетонную стену, она находит потайные двери, ведущие в дивные сады, где растут всякие цветики со щупальцами, гигантские моллюски-мутанты и прочее невесть что. Бродит себе там спокойненько в белых кружевах непонятных, рассматривает глюки невиданные и довольно педантично переводит все, что они ей нашептывают, в музыку. И получается здорово. Правда, последний ее альбом получился уж совсем нелинейным. Такая свободная совершенно форма, безукоризненно непредсказуемая. Ритмика есть, но структуры настолько полифоничны и текучи, что ни одну песню невозможно ухватить ладонями и рассмотреть пристально: вырвется, вытечет по каплям на песочек, смешается с воздухом, детонирует. Воздушные, кристаллические и прозрачные осколки музыки и колыбельных впечатлений. Очень чувственный альбом (одна "Cocoon" чего стоит, где Бьорк поет ну просто нереально как-то), захватывает, расслабляет. Иногда прибивает грустью и пустотой. Неопределенность и нелинейность не раздражает — если не вслушиваться, сами собой накатят волны ритма, потоки ослепляющего белого света. Пощелкивания и потрескивания, легкие облачка паутинного пара. Иногда настоящие и даже в чем-то простые баллады ("It's Not Up To You" — это чудо!), больше уходящие в некую глубинную world music (странно — почему-то именно в этом альбоме почувствовалась, что Бьорк чем-то неуловимо похожа на Питера Гэбриела!), музыку каких-то общих корней, большого и теплого коллективного подсознания. Да, о подсознании. Музыкальные образы, кажется, сотканы из осколочков детских снов. Это красиво, это невинно (о, как она это умеет!), это очень глубоко и иррационально. Законы логики для этой музыки просто умирают. Умирают красиво, с последующим рождением в иной мир, где все перевернуто вверх тормашками, но так красиво, что страшно дышать. Получился трогательный эмбиент ("Undo"), или не эмбиент вовсе? Никаких вопросов. Освобождает сознание и прибивает все логические мысли. Так здорово, что даже на песни делить не хочется. Хочется на звуки — мне, например, понравились такие электронные колокольчики в конце "Undo", эльфийское пришептывание в "Cocoon", арфа в "Pagan Poetry", ломтик тишины в третьей минуте "Harm Of Will", музыкальная шкатулка в "Frosti" и те загадочные звуковые штучки, которые делают "An Echo A Stain" такой до паранойи страшной. В общем, это затягивает. Вы окружены.
12tks/55mins
Бьорк с самого начала зашла так далеко, что трудно было представить, в каком направлении ей придется двигать себя и нежного монстрика собственной музыки. Движение к простоте вот сейчас могло бы показаться самым оправданным. Наверное, было бы даже интересно. Только вот Бьорк решила зайти еще дальше. Там, где мы видим сплошную бетонную стену, она находит потайные двери, ведущие в дивные сады, где растут всякие цветики со щупальцами, гигантские моллюски-мутанты и прочее невесть что. Бродит себе там спокойненько в белых кружевах непонятных, рассматривает глюки невиданные и довольно педантично переводит все, что они ей нашептывают, в музыку. И получается здорово. Правда, последний ее альбом получился уж совсем нелинейным. Такая свободная совершенно форма, безукоризненно непредсказуемая. Ритмика есть, но структуры настолько полифоничны и текучи, что ни одну песню невозможно ухватить ладонями и рассмотреть пристально: вырвется, вытечет по каплям на песочек, смешается с воздухом, детонирует. Воздушные, кристаллические и прозрачные осколки музыки и колыбельных впечатлений. Очень чувственный альбом (одна "Cocoon" чего стоит, где Бьорк поет ну просто нереально как-то), захватывает, расслабляет. Иногда прибивает грустью и пустотой. Неопределенность и нелинейность не раздражает — если не вслушиваться, сами собой накатят волны ритма, потоки ослепляющего белого света. Пощелкивания и потрескивания, легкие облачка паутинного пара. Иногда настоящие и даже в чем-то простые баллады ("It's Not Up To You" — это чудо!), больше уходящие в некую глубинную world music (странно — почему-то именно в этом альбоме почувствовалась, что Бьорк чем-то неуловимо похожа на Питера Гэбриела!), музыку каких-то общих корней, большого и теплого коллективного подсознания. Да, о подсознании. Музыкальные образы, кажется, сотканы из осколочков детских снов. Это красиво, это невинно (о, как она это умеет!), это очень глубоко и иррационально. Законы логики для этой музыки просто умирают. Умирают красиво, с последующим рождением в иной мир, где все перевернуто вверх тормашками, но так красиво, что страшно дышать. Получился трогательный эмбиент ("Undo"), или не эмбиент вовсе? Никаких вопросов. Освобождает сознание и прибивает все логические мысли. Так здорово, что даже на песни делить не хочется. Хочется на звуки — мне, например, понравились такие электронные колокольчики в конце "Undo", эльфийское пришептывание в "Cocoon", арфа в "Pagan Poetry", ломтик тишины в третьей минуте "Harm Of Will", музыкальная шкатулка в "Frosti" и те загадочные звуковые штучки, которые делают "An Echo A Stain" такой до паранойи страшной. В общем, это затягивает. Вы окружены.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2002 год в рубрике музыкальная газета