Red Sparrow
“Электронный многоугольник”

Франкфуртский электронный музыкант Matthias Spittler вызвал первую волну интереса к своей персоне после того, как сделал стильные ремиксы для HAUJOBB ("Ninetynine Remixes") и ASSEMBLAGE 23 ("Addendum"). Эстафету у ремиксов удачно приняла великолепная песенка "Les Arbres", украсившая собой второй диск 2CD-сборника "Masonic" лейбла Hymen. Электроаудитория стала требовать от артиста полноформатного альбома. И он не заставил себя долго ждать. Весной 2002 года на маленьком лейбле Wohnton был издан дебютный альбом RED SPARROW "Endless Loop", удививший видавших виды электрофриков неожиданно оригинальным смешением электронных стилей (эмбиент, synth-pop, drum-n-bass, IDM, электро) и виртуозной работой со звуком. Если артист и дальше будет так интересно, грамотно и шустро экспериментировать с ритмами, мелодиями, вокалами и атмосферой своих треков, то мы с вами станем свидетелями рождения новой звезды на андерграундной электронной сцене. По крайней мере, у проекта есть большой потенциал и собственный музыкальный почерк, чтобы добиться реального успеха. Ближайшее будущее покажет, сбудется мое предсказание или нет. Дело в том, что уже в следующем году будет издан второй полноформатник RED SPARROW, в некотором роде "контрольная работа" музыканта. А пока что я предлагаю вам поближе познакомиться с Matthias Spittler и его CD "Endless Loop" посредством эксклюзивного интервью.

vAlien: Что подвигло вас сформировать проект RED SPARROW? Легко ли было вам перейти из категории слушателя в разряд электронных музыкантов?
Matthias Spittler: "Red Sparrow" — это порождение мозга, идея, которая пришла мне в голову в 1998 году после прочтения книги "Pulp" Чарлза Буковски. Грубо говоря, эта книга рассказывает о частном детективе, похожем на персонажей черных серийных новел, который получает работу — найти "Red Sparrow". Каждый раз он близок к обнаружению объекта поиска, но в итоге все заканчивается для него печально. В конце концов, этот "Red Sparrow" оказывается чем-то неожиданным для всех, именно таким, как я представлял себе мой музыкальный проект. Журналист из немецкого журнала "Keyboards" так написал обо мне: "...каждый раз, когда вы думаете, что знаете, где он находится стилистически, он уже оказывается в следующем углу". Превращение из "аудитории" в "артиста" было легким. Еще в детстве я хотел играть на пианино, но мои родители не могли тогда себе позволить даже заплатить за уголь. В 1988 году я купил себе два пластиночных проигрывтеля и впервые попробовал делать музыку. Помните Westbam, который своей записью "Do It In The Mix" показал, что интересное музыкальное творчество возможно даже при минимуме аппаратуры.

v: Вы живете в Франкфурте. Техно-сцена этого города оказывает на вас влияние?
MS: Я бы не сводил музыкальную жизнь Франкфурта к одной лишь техно-сцене. В конце 1980-х годов здесь был популярен бельгийский newbeat, берлинский teutonic beat и, конечно же, франкфуртская клубная техно-сцена с довольно широким спектром стилей. Весь этот материал, изданный, когда я еще только начинал делать музыку в секретной домашней студии, конечно же, оказал на меня влияние.

v: Вы считаете "Endless Loop" экспериментальным альбомом? Если да, то его экспериментализм заключается в используемых звуках или в способе смешения различных стилей?
MS: Я не считаю "Endless Loop" экспериментальным альбомом. Мой проект в целом является экспериментом, игнорирующим любые границы между жанрами, позволяющим все, что работает на общую идею. Я, а не аудитория, исполняю роль главного судьи. Была рецензия, в которой говорилось, что мой альбом бросает слушателя из одного стилистического угла в другой, именно этого я и хотел. Думаю, что никто не сможет обвинить меня в отсутствии стиля. Сегодня, когда все и вся привязываются к конкретным стилям и жанрам, я просто не могу поверить, что артисты, которые явно не смогут продать больше 500 или 1000 копий своих дисков, решат творчески сдерживать себя без веской на то причины. Я думаю, что сегодня ни для кого не является секретом то, как будет звучать следующая запись Mick Jagger или новая песня SCOOTER. Музыкальные основы должны быть гибкими, но к современной Германии это не относится. Свободомыслие могут позволить себе лишь артисты, работающие в маленьких субжанрах. Недавно я сказал Stefan Roos, главе лейбла Wohnton Records: "Stefan, я запросто могу завтра проснуться и захотеть сделать хаус-пластинку". И это правда. Но это не будет традиционная хаус-запись.

v: Вам нравится музыка HAUJOBB и ASSEMBLAGE 23? Какие их альбомы в частности?
MS: Да, мне действительно нравятся записи HAUJOBB, особенно "Ninetynine", а также "Polarity" и "Matrix". Tom делает очень энергичную разновидность музыки, которая прекрасно работает в клубах. "Failure" — отличный альбом, хорошо спродюсированный и очень танцевальный, но я бы не стал слушать его дома.

v: Вы делаете музыку для души, разума или тела?
MS: Я не могу разделять все эти понятия, потому что не вижу между ними границ.

v: Почти половину песен "Endless Loop" вы написали ночью. Для вас это лучшее рабочее время?
MS: По крайней мере для меня это хорошее время, так как я могу работать в полной тишине. Когда я понимаю, что не могу заснуть, то лучше сделать что-нибудь более интересное и полезное, чем ворочаться в постели или смотреть обычную чепуху по телеку.

v: Музыка RED SPARROW — это чистая сэмплоделика, или вы сами играли на некоторых инструментах и программировали биты?
MS: Я программировал абсолютно все биты, на "Endless Loop" нет лупов. Все синтезаторные партии сыграны вживую, и авторство всех эффектов принадлежит мне, часть из них я взял из своей личной коллекции, которую начал собирать сравнительно давно. В некоторых песнях ("Shape Middle", "Standing on a TV Screen III" и "Double You") используются сильно обработанные drum-лупы, но они располагаются на уже существующем ритмическом фундаменте. Гитарные и барабанные были сэмплированы во время "живых" сессий.

v: Как вы нашли дом для RED SPARROW в лице лейбла Wohnton? Ваш проект вписывается в музыкальную концепцию компании?
MS: В принципе, да, потому что концепция Wohnton заключается в следующем: "Мы издаем то, что нам нравится". Мне о Wohnton рассказал друг, он же дал мне номер телефона, по которому я позвонил и договорился об отсылке готового материала. Wohnton является старомодной компанией, которая отказывается выпускать музыку в одном конкретном жанре. Конечно, это создает трудности в выборе целевой аудитории. Довольно грустно, что артистам сегодня необходимо ясно идентифицировать свой стиль, чтобы слушатели поняли, с чем они имеют дело. С другой стороны, стили (и их названия) приходят и уходят все быстрее и быстрее, лейблы изменяют свои концепции и при этом часто теряют свое лицо. Как я могу идентифицировать себя с лейблом, который меняет свое лицо, свои идеалы и послания случайным образом. С этой точки зрения "философия Wohnton" выглядит довольно последовательной, не правда ли?

v: Ваша музыка очень непредсказуема и тяготеет к свободным формам, нелинейным структурам. Означает ли это, что вам не нравится простая музыка и легкие мелодии?
MS: Нет! Я люблю слушать все, что так или иначе затрагивает, волнует меня. Начиная от Billy Bragg, Penelope Houston и Mark Hollis, продолжая список SCHLAMMPEITZIGER, FIZZARUM, AUTECHRE, Markus Nikolai и заканчивая музыкой HAUJOBB, Верди и Бетховена.

v: Вы можете припомнить самый приятный комплимент в адрес "Endless Loop" и наиболее критическую реакцию на альбом?
MS: Любопытный отзыв попался мне на глаза в одном немецком журнале, он меня очень тронул. Там было написано что-то вроде "...in a very subtle language of sound the unspeakable is told and the listener is sent on a journey, which is only limited by the power of his own phantasy". С более негативными откликами я столкнулся в Интернет-чатах. Кто-то из людей написал, что альбом записан идеально, но он холодный, бессердечный и бездушный.

v: Чем вы еще любите заниматься помимо музыки?
MS: Честно говоря, у меня больше не остается времени на другие хобби. Я люблю ходить в кино и гулять по вечерам, но с тех пор, как я начал делать музыку, все другие увлечения испарились. Если вы действительно хотите чего-то достичь в выбранной области, вы должны полностью сфокусироваться на этом.

v: Итак, вы издали один полноформатный альбом. Что последует дальше? Собираетесь ли вы превратить RED SPARROW в один из лидирующих андерграундных электронных проектов в Германии или вы еще не готовы посвятить свою жизнь музыкальной карьере?
MS: В настоящий момент я работаю над вторым альбомом, который должен быть готов к концу 2002 года. Чуть раньше я планирую выпустить винилы с ремиксами треков "Danse" и "Les Arbres", сделанными Christoph "Soehngenetic" Soehngen, Jo "Schlammpeitziger" Zimmermann и Markus Nikolai среди прочих. Также будет издан ремикс HOT BUTTER по мотивам классической песенки "Popcorn" на лейбле Stereo Deluxe. Я собираюсь посвятить все свое время музыке, по крайней мере до тех пор, пока это будет для меня возможным с финансовой точки зрения, пока лейблы средней руки продолжают игнорировать новичков, как они делают это сейчас. Люди склонны обвинять "музыкальную индустрию" во всех грехах, но если говорить начистоту, последняя не сильно вредит творческой стороне. Это делается скорее маленькими и средними лейблами, которые пытаются играть в большой бизнес, отвергая тем самым свои реальные преимущества, которые заключаются в двух фразах: "действую быстро" и "оставайся гибким".

v: Какой атмосферой вы хотели наполнить "Endless Loop"?
MS: Я не думал об атмосфере всего альбома в целом. Но, конечно же, я продумывал настроение отдельных треков. "Les Arbres" задумывался как счастливый и светлый, добрый трек в противовес немецкой версии "Die Baeume", которая звучит очень мрачно.

v: Как вы считаете, большой бюджет обязателен, чтобы сделать коммерчески успешный альбом?
MS: Вам не нужен очень большой бюджет, чтобы записать успешную музыку, но вам нужны деньги, чтобы протолкнуть ее на рынок. Так что бюджет необходим, если вы хотите достучаться до более широкой аудитории. Но он не является стопроцентной гарантией успеха, он всего лишь дает артисту хороший шанс использовать все возможности, которые МОГУТ привести к успеху...

v: Вы верите в инопланетян?
MS: Нет. Но я изменю свое мнение на этот счет, как только сборная Беларуси по футболу выиграет чемпионат мира. Спасибо за интервью!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета