Os Mutantes
Поп-aliens на земле самбы

В конце 1960-х годов на волне модернизма в Бразилии произошел взрыв музыкального творчества, последствия которого до сих пор наблюдаются во всем мире. OS MUTANTES были одними из главных возмутителей спокойствия в тот период. Их креативный каннибализм породил неслыханные для того времени психоделические джэмы, которые и сегодня остаются интересными и актуальными не только для специалистов.

Музыканты группы полностью оправдывали звание музыкальных мутантов, замешав на своих записях элементы босса-новы, стиля Тропикалия, рок-н-ролла BEATLES и авангардного рока John Cage. Увы, но участники группы были слишком странными и красивыми, чтобы прожить долгую творческую жизнь, и в то же время очень яркими артистами, чтобы легко не раствориться во времени. Однако музыка бразильской группы снова с нами. В 1999 году на американском лейбле Luaka Bop был издан сборник лучших песен OS MUTANTES "Everything Is Possible!", который стал для меня настоящим сюрпризом и привел в неописуемый восторг. Не только по причине наличия на диске замечательной песенки "Baby (1971)", регулярно звучащей в бразильском телесериале "Семейные узы" (кстати, напичканном отличнейшими босса-нова-мелодиями), а скорее потому, что я столкнулся с чертовски оригинальной, диковатой и волшебной музыкой.
Сегодня мне как фанату босса-новы уже недостаточно одних красивых мелодий, сложных танцевальных ритмов и мягких женских вокалов на португальском языке под аккомпанемент гитары, баса и перкуссий; хочется новых ощущений, если угодно, нойза, электричества и более сумасшедших и современных кроссоверов на базе традиционного джазового саунда. В лице OS MUTANTES я нашел именно то, что искал и поэтому хочу поделиться с вами своими знаниями об этой уникальной команде.
В 1960-х годах жители Бразилии спрашивали себя, действительно ли трое лунатиков прибыли на их землю с другой планеты? Помимо странного поведения фронтменши группы Rita Lee и братьев Sergio и Arnaldo Baptista в телевизионных шоу, на концертах и специфического оформления обложек дисков, OS MUTANTES играли музыку, которая сильно опережала свое время и существующие тогда в стране поп-группы.
С самого начала артисты вели себя провокационно и странно. Например, во время записи первого альбома "OS MUTANTES" в начале 1968 года продюсер группы был сильно удивлен, когда увидел, как Rita Lee принесла с собой в студию целую корзину баллончиков с противотараканьей смесью и расположила их среди инструментов. Безумие? Нет, идея оказалась просто замечательной — использовать их вместо цимбалов при записи песни "Le Premiere Bonheur Du Jour" (разумеется, она содержится на диске Luaka Bop). И это было далеко не единственное новшество, внедренное музыкантами в студийные сессии.
Rita Lee и Arnaldo Baptista повстречались в возрасте 16 лет на конкурсе школьных ансамблей в Сан-Пауло в 1964 году. Она пела в группе TEENAGE SINGERS, состоящей из одних девочек, а Arnaldo играл на басу в рок-банде WOODEN FACES. Оба увлекались BEATLES и поп-музыкой. С тех пор они не расставались, благо учились в одной школе. Спустя 10 лет они решили создать новую группу с участием Sergio, младшего брата Arnaldo, который для своих 15 лет очень классно играл на гитаре. Продолжая подражать культовой английской четверке, OS MUTANTES начали писать и собственные песни. Крестным отцом команды на заре карьеры выступил певец Ronnie Wood.
Но первая реальная популярность к "мутантам" пришла в октябре 1967 года на фестивале "TV Records", где юные артисты встретились с бразильским певцом и композитором Gilberto Gil. Они были первыми, кто использовал электрические гитары, и именно их, а также ныне легендарного исполнителя Caetano Veloso, больше всего обсуждала собравшаяся публика. Смелых музыкантов тут же окрестили "чужими" и обвинили в том, что они продались североамериканским империалистам. Через несколько недель OS MUTANTES вместе с другими музыкантами (кроме Caetano Veloso и Gilberto Gil, там присутствовали Tom Ze, Gal Costa, Nara Leao и Rogerio Duprat), поэтами и художниками приняли участие в оживленных собраниях, которые быстро превратились в новое арт-движение, кардинально изменившее бразильскую музыкальную сцену.
Уже на первом альбоме OS MUTANTES продемонстрировали очень свежее, прогрессивное для своего времени звучание. Rita Lee и братья Baptista забавлялись с традиционными латинскими стилями и ритмами, английской поп-музыкой, французским шансоном, самба-роком, активно использовали космические электронные эффекты и дистортированные перкуссионные партии. И, конечно же, просто улетно звучали психоделические вокалы Arnaldo и особенно воздушный и нежный голос Rita. Еще более странно звучали треки на втором альбоме "Mutantes" (например, мрачная и тяжеловатая песня "Dia 36" или деликатная "Fuga # II" с красивыми струнными и духовыми аранжировками; обе песни также вошли в сборник Luaka Bop). Третий диск трио "A Divina Comedia Ou Ando Meio Desligato" (1969) вышел в политически и культурно неспокойное для Бразилии время. Власти терроризировали интеллектуалов и политических активистов, закрывали клубы и провоцировали массовые аресты. Caetano и Gil также оказались в числе арестованных и были изгнаны в Англию. Находясь в изоляции, без поддержки друзей и творческого обмена, OS MUTANTES начали играть англо-американский рок, приняв в группу новых участников, барабанщика Dinho и басиста Liminha. Arnaldo полностью переключился на синтезаторы, а Rita добавила в песни звуки органа "Mini Moog" и мелотрона. Записанная в 1969-м под воздействием марихуаны песня "Ando Meio Desligado" стала крупнейшим хитом группы (кстати, именно она открывает CD "Everything Is Possible!"). В 1971 году увидел свет "Jardim Eletrico", в который вошли хит "El Justticiero" и новая версия трогательной романтической песенки "Baby" с крутыми вокалами Rita (и эти песни есть на релизе Luaka Bop). Обе песни должны были войти в ориентированный лейблом PolyGram на мировой рынок альбом "Technicolor" (записанный в Париже), но этому не суждено было сбыться. В 1972 году Rita покинула группу, что немедленно отразилось на стилистике пятого альбома "мутантов" — то был прогрессивный рок (этот и последующие релизы, а это еще три альбома до кончины команды в 1978 году, не отражены на сборнике Luaka Bop).
Таким образом, на диске "Everything Is Possible!", вышедшем в серии "World Psychodelic Classics 1: Brazil" собраны самые лучшие, мелодичные, красивые, лирические и юморные песни OS MUTANTES. Очень рекомендую всем поклонникам бразильской музыки поближе познакомиться с этой суперкреативной и инновативной поп-группой, фанатом которой был покойный Kurt Cobain и до сих пор остаются музыканты L7 и STEREOLAB.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета