Фестиваль «Sziget-2002» В ожидании

История
Фестивалю уже десять лет. Сначала он назывался "Студенческий остров", потом стал "Пепси"-островом" (что было довольно-таки неудобно, несмотря на уважение к спонсору — например, в 2000 году развеселые американцы BLOODHOUND GANG от всего сердца глумились над благородным напитком, распивая на сцене конкурентную "Кока-колу", да еще заставляли венгров это же за деньги делать!), а теперь это — просто "Остров". "Sziget" то есть ("Пепси" куда-то делось, ну и фиг с ним. Пивного спонсора "Arany Aszok" никто не отменял, вот что главное!). За десять лет на фестивале успели выступить практически все более-менее пристойные музыкальные гиганты — Дэвид Боуи, Игги Поп, JEFFERSON STARSHIP, BYRDS, CLAWFINGER, STONE ROSES, THE PRODIGY, THE LEVELLERS, LIQUIDO, ASH, THERAPY?, GUANO APES, BAD RELIGION, OASIS и еще куча-мала всякого музыкального сброда. Это если говорить только о главной сцене. На самом деле экшн, происходящий там, не так уж и важен. Кое-какие венгерские группы иногда оказываются в тысячу раз интереснее хэдлайнеров.
К середине 90-х фестиваль стал практически культовым и самым массовым в Европе — впрочем, рекорд был установлен в 2001 году, когда в день концерта MORCHEEBA на острове находилось аж 60 тысяч человек, которые рафинированно толкались и выстаивали огромные очереди за пивом.
Чем можно заниматься на острове
В общем-то, чем угодно. Интересно, что разные люди, приехавшие с фестиваля, рассказывают о нем совершенно разные вещи. Наверное, потому что каждый распоряжается временем согласно собственным вкусам. Во всяком случае, не пугайтесь, если дружок-панк будет толкать вам вдумчивые телеги касательно всеобъемлющей панковости феста, в то время как однокурсница Оленька будет столь же ярко рассказывать про то, что "Остров" — лучший дэнс-фестиваль, где сумасшедшие вечеринки, укуренные ди-джеи и продвинутые подростки. Для полных непоняток можете посоветоваться с посетившим фестиваль растаманом. Он объяснит вам, что это вообще-то растаманский фестиваль, а остальное кому-то в дыму привиделось. Так что все зависит от вас самих.
На острове обычно ставится две главные сцены. Одна — общая, вторая — для поклонников world music. Есть еще полтора десятка сцен поменьше. Есть сцены не связанные с рок-музыкой — театральные, перфомансные, в прошлом году, например, довелось поселиться около оперной сцены — это было что-то невиданное! Помимо музыки, можно сутками заниматься всякой ерундой. Можно, например, пожениться (правда, свидетельства действительны только в период фестиваля, но больше и не надо — зато можно устроить имитацию настоящей венгерской свадьбы), научиться контактному танцу или пройти какой-нибудь глобальный психо-тест. Можно лепить горшочки из глины, стучать в барабаны, можно рисовать гуашью или маслом (да бесплатно все — заходишь в шатер такой специальный, берешь краски и творишь что хочешь!) — и прямо на месте устроить выставку собственных работ. Хотите петь — пойте на караоке-сцене. Вас не закидают помидорами, потому что на фестивале приветствуются все формы креативности — многие помнят волшебные моменты импровизированных "индастриэл-шоу", когда все желающие лупили досками по мусорным бакам и танцевали. Можно найти именно то, что мечтал попробовать всю жизнь. Пейнтбол, знаменитый "водяной футбол" (будешь ходить весь перемазанный, зато кайф какой!!!) и очень крутой банджи-джампинг (ну, это сверзаться вниз на резинке с обалденной высоты или выстреливать собой любимым из гигантской рогатки). Еще на острове можно пользоваться бесплатным Интернетом сколько влезет и писать дикие обдубашенные письма друзьям, которые побоялись палаточной жизни — пусть завидуют, пусть мучаются (Типа "Привет, Шурик! Тут в пятидесяти метрах от меня играют PLACEBO, а я тебе, балбесу, письмо пишу! Согласись, это никуда не годится! Поэтому, извини, на этом придется заканчивать"). С удобствами на острове никаких проблем нет. Если вы задумали питаться бесплатно — ищите лагерь кришнаитов, они кормят кого попало. Правда, нет гарантии, что вам не втюхают какую-нибудь сверхострую манную кашу (бывало и такое), но в основном кришнаитская "халява" очень занятна и вкусна. Если кришнаиты вам не нравятся (а зря, у них даже собственная сцена есть, где они поют свои мантры во всех возможных альтернативных стилях!), можете питаться в кафешках и ресторанах. На острове есть даже ирландский паб и просто место, где продают настоящий ирландский эль. Питаться жидкостями, которые подсовывают вам друзья-венгры, небезопасно — мы к такому непривычные. До сих пор помню, как на концерте BAD RELIGION меня напоили чем-то, напоминающим смесь спирта, дверного лака, лимонада "Буратино", персикового сока и ацетона. Мир еще долго казался каким-то несовершенным.
Фестиваль радует еще и мирной атмосферой, основанной на взаимном уважении и какой-то хипповской отстраненности. Вы можете не только хорошо "оторваться", но еще и найти друзей из разных мест Европы, и, как ни странно, многому научиться. Даже если совсем уж все в лом, можете просто ходить по острову и рассматривать людей. Такого рода визуальная информация многого стоит.
Чем можно заниматься не на острове
Будапешту больше тысячи лет. Поэтому там можно найти что угодно. Развалины Рима и музей социалистической скульптуры. Зоопарк и настоящие работы Энди Уорхола. Город просто потрясающий — со стороны Пешта он современный, навороченный и ультраевропейский, а со стороны Буды он гористый, наклонный, узкопереулчатый и напоминает Прагу. В дни фестиваля по городу лавируют специальные "островные" автобусы, придуманные для вашего же блага (в городе очень дорогое по нашим меркам метро, к тому же нечестное — за пересадки нужно платить. Расстояние между станциями такое маленькое, что проще купить карту и ходить пешком). Добротная венгерская жара почти не мешает передвижению по городу (впрочем, честно могу сказать, что сцена массового молодежного купания в фонтане никого особо не удивляет), а еда и вино в магазинах очень дешевые. Из приятных сюрпризов вспоминается венгерская фруктовая водка ("палинка"), разлитая по маленьким карманным бутылочкам.
Что будет на фестивале в этом году
Ниже я постараюсь описать самые "основные" сцены фестиваля-2002 и в общих чертах рассказать, что они из себя представляют.
Главная сцена. Любители британской музыки будут рады. Потому что они услышат PULP, MUSE и THE CURE. В общем-то, только ради этого можно поехать и к черту на кулички. Мало того — на главной сцене будут играть HIM (честно говоря, аж надоело три года подряд их слушать), веселые немецкие панки DIE TOTEN HOSEN, KOSHEEN, NIGHTWISH, THE GATHERING, и еще всякие сюрпризы — программу еще не до конца определили. Кто-то говорит, что самого Игги привезут.
Сцена "Metal Hammer". Настоящий рай для металхэдов — вся классика европейского хэви. Обещались показать нам SAVATAGE, GAMMA RAY, HERBALIZER, DORO, KREATOR и все в таком же духе.
Сцена "World music". Личное мнение: самая качественная музыка — именно здесь. Музыканты со всего мира ежедневно устраивают тут какой-то безумный психоделический отрыв. Встречается как махровый аутентик, так и электронный фолк. Насмотревшись африканско-бразильско-испанской этники, начинаешь понимать Питера Гэбриела и чувствовать себя космополитом. В этом году на "мировой" сцене играет сам Бобан Маркович с духовым оркестром (кто любит фильмы Кустурицы, тот должен сейчас по потолку бегать), Наташа Атлас (замечательная тетка), THE KLEZMATICS, BAABA MAAL и еще какие-то странные люди с цветастыми именами.
Сцена "Wan2". Милое местечко — туда приглашают так называемые "культовые" группы, которые не соберут огромную толпу, но которых практически невозможно увидеть где-либо еще. Чистый альтернатив. На этой сцене будут играть французы UHT, британские панк-легенды UK SUBS (это, скажу я вам, ого-го как серьезно!), психодел-арт-чудо OZRIC TENTACLES (тоже англичане, очень советую послушать) и любимые всеми TITO AND TARANTULA.
"Bahia Stage". Сцена странной музыки. Странные люди, странные запахи, восточные ароматы, загадочная игра красок. Можно только сказать, что в прошлом году на этой сцене играли питерские Н.О.М., удивив буквально всех. Если вам надоел мэйнстрим — будете встречать рассвет именно здесь.
"Est Stage". Здесь играют молодые (и известные тоже) группы. Играют что попало — можете нарваться как на концерт культовых венгров, так и на обалденный джазовый оркестр. В данной ситуации помогает знакомство с венгерскими товарищами, которые подробно расскажут вам, какие концерты вам стоит посетить, а на какие смело забивать. Венгры — они честные, они нам почти братья.
Блюзовая сцена. Только не думайте, что блюз — "квадратный" и занудный. На самом деле он развивается и двигается вперед, переплетаясь со всевозможными стилями. Если вам интересно, куда он ушел, а еще если вы любите смотреть, как ультрапрофессиональные музыканты играют божественную музыку — эта сцена для вас.
"New York Party Arena". Местечко зверское — алкоголь кислотных расцветок, пати до утра, лучшие ди-джеи мира. Если вам нет восемнадцати (или вы просто молодо выглядите) — ищите другое место. Пиво вам продадут везде, но танцевать среди полуголых венгерских красавиц вы не будете. Не судьба.
"Ambient Tent Garden". Это даже и не сцена — огромный шатер, где играют всякие эмбиентные и этнические группы, струится спокойный свет и пахнут ароматические масла. Музыка очень тихая, очень спокойная, по шатру раскиданы ковры и подушки (есть еще качели и гамаки), курится всякий ладан, разносятся безалкогольные коктейли — в общем, там очень хорошо отдыхается и еще лучше спится. На подушках-то. Это вам не древесные корни, проникающие в уютную палатку и проминающие нежные ребра.
Африканская деревня. Это не резервация, хотя братья-растаманы тусуются именно там. Там хорошо и уютно. Играют рэгги и прочую расслабленную музыку. Бьют в барабаны, когда вздумается. Если повезет, сможете поджэмовать все вместе. Барабан можно купить в любой лавочке — они там недорогие. Растаманы — люди спокойные, подлога не заметят и будут вам радоваться.
В общем-то, это далеко не все. Еще есть сцена джазовая, классическая, оперная, сцена кино (там показывают лучшие фильмы последних лет), сцена театра и фольклорного танца — но это уже сами исследуйте. Если голова не закружится.
Фестивальные мифы
У каждого, разумеется, свои собственные. Рассказывают разное. Один мой товарищ, например, чуть не снялся в порнофильме прямо на острове — добрые режиссеры ласково тянули его в фургончик, предлагали немало денег, и даже можно было выбирать из двух разных девочек. Товарища почти уговорили, да только в последнюю секунду испугался он за моральный облик свой и свалил. Еще до сих пор жива легенда, как один журналист приличного белорусского государственного издания испробовал неких удушающих сознание трав, отчего немедленно начал говорить по-венгерски (а ведь это очень трудный язык!). Несчастный стал героем, весь вечер его рвало странными фразами и словами. Только наутро удалось узнать, что за день до этого "герой" катался в метро и в его подсознании каким-то образом отложились объявления станций и фразы вроде "осторожно, двери закрываются". Вот вам и возможности человеческого мозга. Мифология же, рассказанная венграми, не такая захватывающая, но очень музыкальная. От них можно узнать, что GREEN DAY в свою бытность на фестивале вели себя как настоящие панки и устроили на сцене костер из аппаратуры (кто же им поверит? Рафинированные GREEN DAY — и костер? Хм...), что барабанщик X-BLOCKX играл со сломанной рукой (это правда, но рука была просто чем-то сильно изрезана и ужасно кровоточила) и что вокалист BAD RELIGION в точности как обычные смертные шатался по острову и кушал гамбургеры с пивом. Вообще же историй множество — есть и всякие жуткости. Например, в палатках иногда заводятся колонии черных глянцевых жуков. Если вам повезло и вы поселились в той части острова, где жуков нет, то не оставляйте в палатке еду — ее съедят муравьи и устроят у вас в "доме" такое глобальное кишелово, что придется их ложкой вычерпывать (это, кстати, удобнее, чем руками — они кусучие, гады). А в остальном — безумно весело. Даже если особо не напрягаться. Так что встретимся на "Sziget" — и не забудьте выучить, как по-венгерски будет "одно пиво" и "не понимаю по-венгерски", а то мало ли что.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2002 год в рубрике музыкальная газета