Фестиваль “Wave Gotik Treffen 2002” Специальный репортаж
В прошлом году мы не поехали на фестиваль "Wave Gotik Treffen", потому что его программа была в основном ориентирована на традиционную готическую аудиторию, а также на поклонников музыки в стилях synth-pop, darkwave, EBM и различных этереально-фолк-металических кроссоверов. Честно говоря, до последнего момента мы также не думали почтить своим визитом и фестиваль текущего года, избрав своей целью ближайший "Maschinenfest". Однако после того как список команд-участниц пополнился представителями таких лейблов, как Hands Productions, Daft Records и Ant-Zen, мы начали колебаться.
Буквально за полтора месяца до важного для "черной" сцены события мы также узнали, что в рамках фестиваля состоится эксклюзивный концерт легендарных канадцев FRONT LINE ASSEMBLY. Этой информации было достаточно, чтобы паковать чемоданы…
С тех пор как отгремели концерты 17-20 мая в Лейпциге, прошел ровно месяц. Сегодня я расскажу вам о нашей поездке на фестиваль "Wave Gotik Treffen 2002" и поделюсь некоторыми впечатлениями от увиденного и услышанного. Возможно, вы уже прочитали репортажи о фестивале наших коллег из России и Украины, однако, мне кажется, что фанаты электро-индастриэла получат "свою" информацию именно из нашего материала. Итак, поехали!
15 мая вместе с двумя приятелями я отправился в недельное путешествие на поезде Минск-Берлин. Германская виза была получена нами заблаговременно при активном участии местной туристической фирмы (90 долларов + 25 евро) и нашего знакомого немца, проживающего в данный момент в Лейпциге (с него требовалось лишь факс-подтверждение того, что мы остановимся у него). В Берлине нас встретил ныне находящийся в Германии Dreamhunter (Сергей) и первым делом мы отправились на "стрелку" с Nicolas Chevreaux, шефом лейбла Ad Noiseam, который привез нам несколько компакт-дисков, заранее заказанных по электронной почте (KALTESGLAS и несколько сборников "Masonic" для друзей). Далее мы купили льготный билет до Лейпцига на четырех человек и… через 40 минут вместе со всеми пассажирами "дойчебана" выгрузились на провинциальной промежуточной станции, так как произошли какие-то накладки в расписании поездов и следующего подходящего нам состава пришлось ждать около двух часов. Это немножко расстроило наши планы. Хорошо, что было не слишком жарко. Таким образом, в Лейпциг мы прибыли 16 мая ближе к вечеру, а не в обеденное время, как было запланировано. Расположившись в "хоромах" нашего друга-немца и немного подкрепившись плотным белорусским ужином, мы вышли на разведку в город, а заодно решили узнать место получения аккредитационных карточек и поменять фестивальные билеты моих товарищей на специальные "мертвые" ленточки (билеты со скидкой были заказаны заранее через Интернет; ленточка намертво крепится на руке, так что снять и снова надеть ее невозможно). Обмен прошел очень быстро, так как очереди у пункта продажи билетов не наблюдалось. Да и вообще, по сравнению с нашей поездкой на фестиваль в 1999 году, на этот раз в Лейпциге было заметно меньше гостей в черном. Я подумал, что основная часть фэнов приедет завтра, и в реальности так оно и произошло. Более того, как потом оказалось, некоторые нойз-индустриальщики приехали только на выходные, чтобы посмотреть концерты групп с лейблов Ant-Zen, Cold Meat Industry и Hands. Купив проездные билеты на трамвай, мы без особых приключений вернулись домой. Ночью к нам должна была присоединиться еще одна соотечественница, находящаяся на учебе в Германии и решившая побывать на "Wave Gotik Treffen". Утром нас должно было стать пятеро…
17 мая
Наиболее интересные команды: SOLITARY EXPERIMENTS, XPQ-21, CENOBITA, DKAY.COM, THE GENITORTURES…
Рано утром мы приехали в "Agra", чтобы получить аккредитационные карточки. Здесь уже стояли в очереди, сидели на лавках, лежали на траве готы, индустриальщики и прочие фрики всех мастей и национальностей. Было любо-дорого посмотреть на узнаваемые черные прикиды, татуировки, пирсинг, бледный или кричащий макияж и железо. В кассы выстроились две очереди. Окошко для прессы почему-то было закрыто, и поэтому казалось, что журналистов собралось у кассы даже больше, чем обычных посетителей. Но очередь быстро растаяла, когда начали выдавать ленточки пишущей и снимающей братии. Да, помнится, в прошлую нашу поездку на фестиваль у "Agra" выстроилась такая длинная очередь за билетами, что в ней можно было провести полдня. Мы получили первое подтверждение того, что организаторы "Wave Gotik Treffen 2002" грамотно делали свое дело. После мы прошли в душный пресс-центр и получили все полагающиеся журналистам "прибамбасы". Было около 12.00, и мы с Dreamhunter отправились в центр города, чтобы встретиться с остальными членами нашей пятерки, посвятившими утро шоппингу. Я очень люблю бродить по немецким шмоточным и промтоварным шопам и особенно проводить время в музыкальных магазинах сети "WOM", изучая всевозможные альбомы и синглы. Основные концертные события дня начинались после 14.00, но мне катастрофически не хватало времени на то, чтобы обойти все интересующие меня центральные магазины Лейпцига. В общем, я "откололся" от своих товарищей и решил пропустить в первый день все фестивальные мероприятия. Дело в том, что в следующие три дня основные магазины города закрывались на время проведения большого всегерманского спортивного праздника, на который съехались разноцветные толпы народа (в основном старики и подростки), наверное, из каждой маленькой деревушки и каждого захолустного городка, не говоря уже о крупных городах Германии. Да и кроме XPQ-21 мне особенно никого не хотелось увидеть в этот день. Я совсем не жалею о своем выборе, потому что время пролетело для меня как мгновение. Поздно вечером вернулись мои товарищи, побывавшие на концертах в "Werk II" и на "черном" музыкально-шмоточном рынке в одном из ангаров "Agra". Они рассказали мне о концертах SOLITARY EXPERIMENTS (довольно слабо пел вокалист, на альбоме группа звучит гораздо лучше) и XPQ-21 (выступление группы понравилось больше всего, все было на уровне — свет, звук, пение фронтмена и даже "живые" барабаны). На других концертных площадках в этот день господствовали готические коллективы. Кстати, основные концертные мероприятия были разнесены по разным местам, одни находились совсем рядом (в 5-10 минутах езды на трамвае, например "Agra" и "Werk II"), а другие довольно далеко (до "Hause Auensee" добираться приходилось около часа). Таким образом, организаторы не позволяли народу скапливаться в одном месте и, возможно, это не так уж и плохо, если бы не парочка накладок в следующие дни (одновременное выступление P.A.L и FLA, HAUJOBB и DE/VISION). Концерты проходили в огромных и средних по размеру ангарных помещениях либо в зданиях, напоминающих совковые дома культуры. Однако звук и свет везде был на высоком уровне, чего нельзя сказать о вентиляции и кондиционировании помещений (когда в относительно небольшой зал с "предбанниками" набивалось пару тысяч человек, которые активно курили и потели, то становилось довольно душно и даже пиво не спасало). Кстати, свет мне особенно понравился на фестивале. Так как я в основном смотрел и слушал любимые группы, то отличная работа световиков была как нельзя кстати. Если хотите, музыка и крутые световые шоу во время выступления нойз-индустриальных банд стали моими ярчайшими впечатлениями от фестиваля. Но об этом чуть ниже. Здесь я еще поговорю об общих моментах, так как потом буду рассказывать исключительно о концертах.
Итак, фестиваль был организован очень неплохо. Точки общепита, туалеты, бары, стенды с продукцией лейблов — все функционировали хорошо. Я даже видел возле концертных площадок бригады скорой помощи. По информации, выложенной на официальном веб-сайте "Wave Gotik Treffen", в этом году на фестиваль приехало около 7,5 тысяч человек, что, конечно же, не идет ни в какое сравнение с 30-тысячной черной толпой трехгодичной давности. Однако качество публики было получше, я имею в виду наряды, внешний вид и поведение самых отчаянных фриков. Действительно, многие персонажи радовали глаза, особенно женские. Субкультура со своей специфической модой и традициями предстала здесь во всей своей красе. Уже ради этого стоит окунуться в атмосферу фестиваля. Готические дома моды определенно делают выгодный бизнес. К сожалению, в это время в городе было гораздо больше "спортсменов" и поэтому черный цвет не доминировал на улицах Лейпцига. Я не сильно страдал от этого, потому что сам, облаченный в одежду темно-оливкового цвета, в толпе готических королей, фей, эльфов и кибер-панков выглядел несколько "экстремально", чужим. Но у меня нет комплексов по этому поводу. Также мне понравилось разнообразие блюд, которые можно было откушать в районе концертов, особенно в "Agra". Традиционные сосиски не в счет, потому что были грибы, мясо, зелень, вегетарианская кухня, итальянские, китайские и корейские блюда, мороженное, вино, пиво… Я не ставил перед собой цель набить живот, но мне нравится, когда есть выбор.
18 мая
Наиболее интересные команды: ACCESSORY, NEUROTICFISH, SUICIDE COMMANDO, FUNKER VOGT, HOCICO, FRONT LINE ASSEMBLY, AXIOME, IMMINENT, MORGENSTERN, ASCHE, SYNAPSCAPE, P.A.L, CLAN OF XYMOX…
Разумеется, большую часть дня мы провели в "Werk II", где выступали команды лейбла Ant-Zen. Я захватил с собой сувенирный климовический бальзам, который собирался преподнести другу Stefan Alt по поводу 5-летия лейбла Hymen, но прежде мне нужно было решить одну задачу — как перехитрить секьюрити на входе, проверяющих все сумки и рюкзаки на предмет спиртного, и пронести подарок в концертный зал. К счастью, перед воротами на "Werk II" тусовался "инопланетянин" C-drik, который явно ждал кого-то и выделялся на фоне других людей своим костюмчиком и высоким ирокезом на голове. Силуэт артиста напомнил мне фигуру маленького и гибкого детеныша Чужого. Он меня сразу узнал, мы обменялись словами приветствия, и я попросил его пронести бальзам через турникеты. Как вы понимаете, артистам никто не устраивал обыска. На концертной площадке уже выступала первая группа V2A (как позже оказалось, никто не знал, на каком лейбле издаются эти индустриальные музыканты и как они вообще затесались в нойз-тусовку). Внутри зала за столиками с дисками и прочими аксессуарами Ant-Zen/Hymen я увидел Stefan Alt с супругой. Торговля шла довольно бойко. Наша вторая встреча прошла очень тепло, мы крепко обнялись, немножко поговорили, и я поздравил немецкого амиго с юбилеем. В перерывах между выступлениями команд я еще несколько раз беседовал со Stefan. Он очень приятный и веселый человек не только в Интернет-переписке, но и в жизни.
Когда на сцену поднялись Olivier Moreaux и C-drik, зал был почти полностью заполнен фанатами нойза. AXIOME играли жесткий индустриальный брейккор, power noise и drum-n-noise. Olivier "распластался" на машинах, а C-drik ему помогал, периодически выбегая к публике и устраивая энергичные и странные ломаные танцевальные перфомансы — в лучах синего, красного и фиолетового света он действительно выглядел как пришелец с другой планеты, чьи длинные конечности и неуклюжее тело имели завидную гибкости и прыгучесть. Как мне показалось, AXIOME играли материал не с последнего экспериментального альбома, а треки с дебютного диска "Rictus" и новый материал в духе AMMO, только тяжелее и шумнее. Во время получасового перерыва мы снова встретились с Nicolas Chevreaux и обсудили возможности продажи/дистрибьюции дисков Ad Noiseam в Беларуси, а также об условиях организации концертов TARMVRED или PANACEA в Минске. Увы, я ничем не мог порадовать француза, отметив, что фанаты команд при желании могут купить диски Ad Noiseam и за пределами страны, а о концертах в отсутствии нормальных клубов вообще говорить рано. Он мне сообщил, что ему поступило предложение из Москвы на предмет издания альбома TARMVRED на кассетах. Я ответил, что серьезные меломаны уже давно слушают электронную музыку на CD, и кассеты — это архаизм, который можно слушать разве что в машине или в "батоне" на природе. Потусовавшись в толпе нойзфриков, познакомившись с ребятами из Бельгии и Франции и сделав несколько фотографий, мы вернулись в зал, где к выступлению готовился IMMINENT.
Судя по реакции публики, массивный и плотный power rhythmic noise и мрачный эмбиент Olivier Moreaux пользуется за рубежом большой популярностью. Народу в зале заметно прибавилось и начались активные танцы! "Новинкой сезона" были танцы двух испанских фэнов, парня и девушки, которые довольно интересно двигались под музыку как роботы. Их танец смотрелся красиво и мог продолжаться долго, так как не требовал больших затрат энергии. Olivier Moreaux играл старый материал, что мне не очень понравилось, так как последний диск музыканта "Nord" вышел три года тому назад. Хотелось услышать что-нибудь новенькое. К тому же, саунд IMMINENT образца 1999 года сегодня мне уже не кажется чем-то выдающимся. Моего интереса хватило на минут двадцать пять шоу и я начал скучать, но это было только моя реакция. Я решил не оставаться смотреть MORGENSTERN и ASCHE, потому что раньше уже слышал и видел выступления этих немецких групп, к тому же они явно не собирались играть новые вещи. Нам показалось разумным перебазироваться в "Agra", чтобы занять лучшие места к началу концерта FRONT LINE ASSEMBLY. Конечно же, очень хотелось посмотреть "живые" концерты SYNAPSCAPE, P.A.L и HYPNOSKULL (не зря они были хэдлайнерами вечера), но по времени они совпадали с выступлением канадцев. Мы приехали в "Agra" перед началом концерта SUICIDE COMMANDO. Я сразу отправился поглазеть на готический рынок, где провел около двух часов. Стенды с продукцией лейблов Out Of Line, Cold Meat Industry, Bloodline были островками среди множества "частных" столов с компакт-дисками, украшениями, аксессуарами, благовониями и мини-магазинчиками по продаже фирменной одежды и обуви для готических и индустриальных фриков. Среди откровенно садомазохистских прикидов, кричащих кибер-панк- и пышных средневековых нарядов, кружевных рубах, проклепанных штанов, поясов, черных плащей и латексных маечек, костюмчиков, ботинок и высоченных женских сапог попадались очень интересные и качественные вещи. Нередко продажа товара сопровождалась перфомансами. Например, в одном месте стоял настоящий гроб, в котором лежала бледно-зеленая рыжеволосая девушка. При мне она попросила прохожего прикурить и вылезла из гроба, что выглядело забавно. В другом месте сексуально затянутая в кожаные ремни дама "гладила" плеточкой своего бойфренда. В общем, на рынке было шумно, весело и интересно. Диски здесь стоили на 4-8 евро дешевле, чем в магазинах.
Приблизительно в середине выступления SUICIDE COMMANDO я вошел в самый крупный фестивальный ангар в "Agra". Народу перед сценой собралось очень много, что совсем неудивительно, так как Johan Van Roy до сих пор находится со своим альбомом "Mindstrip" на пике популярности. В его песнях действительно имеется дистортированная мощь и реальный драйв. Я слушал музыку и рассматривал посетителей, среди которых попадались просто замечательные экземпляры, к которым немедленно подбегали желающие сделать фото на память. В это время на сцене Johan Van Roy продолжал свой коронный перфоманс со стандартными позами (очень он любит ставить одну ногу на комбик и яростно обращаться к публике, ну прямо В. И. Ленин на броневике) и лирикой об аде, суициде, Иисусе Христе, апокалипсисе, Боге и страданиях.
Когда на сцену вышли FUNKER VOGT, народу чуть поубавилось. Мне кажется, что время этой команды уже прошло. Музыканты были облачены в джинсы, свитера и комбинезоны (не считая одного размалеванного в зеленый цвет "кадра") и не делали из своего выступления шоу. Играли "функеры" все хиты, но звучали как поп-группа.
На их фоне выступление брутальных мексиканцев HOCICO стало настоящим откровением. Не зря им доверили открывать концерт FLA. Два невысоких парня в боевой вуду-раскраске завели зал с пол-оборота. Энергичная и зловещая, ультраплотная и мрачная музыка, отличный свет (в основном желтый, что смотрелось очень классно), забойная сценография фронтмена и агрессивно-провокационный видеоряд (отрывки из фильмов "Ганнибал", "Сияние", "Птицы" плюс жесткое порно!) поставили всех "на уши". Мне не нравится музыка HOCICO на CD, но их "живое" выступление стало для меня сюрпризом. Играя динамичное трэнсовое dark electro в духе VELVET ACID CHRIST, ребята здорово "зажигали". Неудивительно, что наибольшее число посетителей фестиваля было облачено именно в майки HOCICO. Играли музыканты ударный материал с последнего альбома и старые хиты. Народ бесновался, особенно ближе к сцене, где творилась настоящая танцевальная мясорубка…
В последовавшей за выступлением HOCICO паузе я занял очень удобную позицию и стал наблюдать за сценой, где технический персонал готовил аппаратуру к концерту FLA. На сцене периодически появлялся Chris Peterson, пару раз выходил Daniel Myer, но в основном над инструментами, шнурами и синтезаторами колдовали серьезные парни в черном. Особенно долго настраивался барабанщик. Шоу канадцев началось с песни "Retribution". Сцену густо окутали клубы дыма и света. Когда из ниоткуда в куртке с капюшоном и в черных очках крадучись выползла и запела фигура Bill Leeb, то начался суперэкшн. "Живые" ударные, программируемые биты, еще одна ударная установка и блоки синтезаторов выдали "на гора" просто отличный звук. Народ ринулся танцевать, огромный зал был практически полностью заполнен. Следующими композициями стали ударные вещи "Dead Planet" и "Plasticity", после чего повалил материал в основном с последнего альбома "Epitaph". Bill Leeb вскоре остался в одной майке и шортах, но двигался по сцене все также вяло, с опаской и почему-то предпочитал стоять спиной к публике. Честно говоря, я ожидал от фронтмена FLA большей активности на сцене. Во время исполнения боевика "Prophecy" Bill Leeb взял в руки палочки-дубинки и вместе с ударником стал "колбасить" по большой барабанной бочке. Биты и басы пробивали "фанеру" и рождали мощные вибрации. Концерт прошел на одном дыхании, я не заметил как пролетел час и пятнадцать минут шоу. Все было на уровне — звук, свет, драйв, обратная связь. Вот только видеоряд отсутствовал. В целом, это был очень грамотный профессиональный концерт, но не более того. Наверное, я связывал с шоу слишком большие надежды. Так часто бывает. Концертный звук FLA отличался от альбомного, "живые" барабаны делали свое дело. Но на CD группа звучит все равно круче. Тем не менее, я получил огромное удовольствие от увиденного и услышанного. Но главный "облом" ждал фэнов позже. По прошествии фестиваля поползли слухи, что Bill Leeb был не настоящий. Я воспринял такие заявления скептически, так как Chris Peterson был точно реальным — я его хорошо рассмотрел. Да и зачем Bill Leeb было устраивать такие игры с аудиторией. Наверняка музыкантам хорошо заплатили. Я не верил в подставу до последнего момента, пока не увидел фестивальные фотографии Dreamhunter. Я немедленно связался по Интернету с Daniel Myer, который перед концертом общался с музыкантами FLA и прямо спросил: "На сцене был настоящий Bill Leeb или его клон?" Немец ответил кратко: "Клон". Как говорится, без комментариев…
19 мая
Наиболее интересные команды: MORTIIS, THE FALL, THE MISSION, ARCANA, RAISON D'ETRE, HAUJOBB, ANGELS AND AGONY, ABSURD MINDS, DANCE OR DIE, Diamanda Galas, DE/VISION, ELEGANT MACHINERY, T.O.Y., OBSC(Y)RE, FADING COLORS, Alex Fergusson и Rose McDowell…
В этот день я решил обязательно посетить только концерт HAUJOBB. Выбравшись в город после обеда я первым делом отправился посмотреть место проведения концерта. Когда я прибыл в "Hause Leipzig", там выступали THE CASSANDRA COMPLEX. Музыканты играли какой-то гибрид из метала и электроники. В зале было душно и, на мой взгляд, это было самое неудачное помещение для концертов. Но другого в этот вечер не предвиделось. Смотреть выступления ANGELS AND AGONY и ABSURD MINDS мне не хотелось, и от нечего делать я поехал в катакомбы "Moritzbastei", чтобы послушать поляков FADING COLOURS. Судя по количеству народа в зале, выступление последних интересовали лишь единицы людей. Но помещение было маловато для крупных концертов и, возможно, 50-60 человек для такого зала было идеальным вариантом. Группа снабдила свое выступление хорошим видеорядом. Музыка звучала в записи, вокалистка пела "вживую". Все было мило до тех пор, пока у группы не вырубился звук. Потом он пропадал еще несколько раз, что выглядело совсем нелепо и трагикомично. Мне было искренне жаль вокалистку, нерадивый партнер которой не мог взять с собой нормальные шнуры. Она неоднократно извинялась и, казалось, готова была убить напарника. Ситуация была до боли знакомой — ох уж эти вручную спаянные джеки и галимые совковые шнуры, сколько они нам попортили нервов на дискотеках.
После концерта мы поехали в "Hause Lepzig". Там уже тусовалось много электрофриков и музыкантов. Как раз в это время продолжался концерт ABSURD MINDS, но было видно, что все ждут шоу HAUJOBB. Я заметил в толпе Dirk Ivens, беседующего с музыкантами HAUJOBB, PROJECT PITCHFORK и MS GENTUR. Будучи в Минске я договорился с бельгийцем о встрече, но ожидал встретить его только на следующий день перед концертом SONAR. Однако Dirk прибыл в Лепциг заранее, чтобы потусоваться и пообщаться с друзьями. Я представился артисту, он был рад встрече, но сообщил, что уже находится под кайфом (уж не знаю, от алкоголя или от травки, но улыбался музыкант очень загадочно). Мы сфотографировались и договорились о встрече завтра возле стенда Daft Records. Здесь же я поприветствовал Daniel Myer, который перед концертом успел сообразить на голове маленького "ирокезика". Скоро мы переместились в душный зал. HAUJOBB также имели на сцене барабанную установку, гитариста и синтезаторы. Странно, но я не увидел среди музыкантов Dejan Samardzic. По последним данным, он будет работать с Daniel только в студии. Но шоу немцев было очень крутым, агрессивным и динамичным. Исполняли HAUJOBB хиты со всех альбомов, причем вживую песни звучали гораздо жестче, тяжелее (даже с альбома "Solutions For A Small Planet") и биты были на редкость мощными и хлесткими. Несмотря на свои внушительные габариты, Daniel Myer отлично заводил публику, выкладывался на 100 процентов, скакал и бегал по сцене как зайчик. Он делал с аудиторией все, что хотел. И публика отвечала ему взаимностью. Некоторые фанаты кричали от экстаза, практически весь зал "рубился" в диком танце. Были ребята, которые прыгали со сцены в толпу и "не тонули"! Во время выступления HAUJOBB ощущалось особое единение фэнов, чувствовалось плечо рядом стоящего электрофрика, а драйв был даже покруче, чем на высокобюджетном концерте FLA. Я даже не ожидал от группы такой прыти, но еще больше меня поразила горячая реакция возбужденной аудитории. Супер! Ближе к концу концерта Daniel вытащил на сцену своего друга-ди-джея из Нью-Йорка, похожего на готического Колобка — персонажа, который помогал артистам заводить людей, пританцовывая рядом с фронтменом. Потом Daniel начал пародировать COVENANT ("One World, One Sky…") и VNV NATION. Было очень весело и жарко. HAUJOBB уже отыграли положенные 60 минут, но шоу продолжалось. И только когда секьюрити попросили музыкантов закончить выступление, они успокоились и удалились со сцены. Организаторы фестиваля старались строго придерживаться расписания концертов (правда, на других сценах вроде бы случались накладки). Довольные фэны ждали выхода HAUJOBB на бис, но тщетно.
В этот же день в "Hause Auensee" проходили концерты synth-pop-групп и хэдлайнерами там были DE/VISION. Выступление дуэта наблюдала наша знакомая. По ее словам, отыграли DE/VISION просто отлично, их три раза вызывали "на бис", народу собралось на концерте также очень много. Еще бы!
20 мая
Наиболее интересные команды: MILA MAR, IN EXTRIMO, ATARAXIA, KIRLIAN CAMERA, MONO NO AWARE, PZYCHO BITCH, MS GENTUR, SONAR, PROYECTO MIRAGE, WINTERKALTE, LEGENDARY PINK DOTS…
Последний день фестиваля прошел для нас под знаком индустриального нойза. Весь день мы провели в "Hause Auensee", самом удаленном и, как оказалось, наиболее уютном зале фестиваля. Мы прибыли на место около 16.00. Открывали концерты MONO NO AWARE и PZYCHO BITCH. В обоих проектах задействованы одни и те же музыканты. Перед сценой толпилось человек 100-150, но MONO NO AWARE не показывали ничего особенного. Было светло, так что нормального светового шоу быть не могло, к тому же создавалось впечатление, что звукари специально понизили громкость саунда группы. Я искал глазами Sina, вокалистку PZYCHO BITCH и S.I.N.A. Мы также предварительно договаривались о встрече. Я знал, что миниатюрная 23-летняя немка симпатична, имеет розовые волосы и невысокий рост. Поэтому вычислил я ее быстро, тем более что у нее не только волосы, но и штаны были розового цвета. Я представился Sina, мы дружески обнялись и чмокнулись. Она призналась, что представляла меня иначе, и выглядела улыбчивой и очень непосредственной. Действительно, очень милая и приятная девушка. Через 10 минут должно было начаться выступление PZYCHO BITCH. Мне было жутко интересно посмотреть музыкантов в действии. Людей в зале заметно прибавилось, но еще было недостаточно. Группа на одном дыхании отыграла программу альбома "Eden", публика танцевала, Sina вокализовала в лучах фиолетового света и дыма. Но громкость звука оставляла желать лучшего. Хитрые звукари явно берегли уши слушателей для концертов хэдлайнеров дня. Как потом оказалось, совсем не напрасно! Среди посетителей я видел много знакомых лиц. Создавалось впечатление, что поклонники электро-индастриэла и нойза кочевали вместе с нами по одинаковым концертным маршрутам. Здесь были и Nicolas Chevreaux, и "роботы"-испанцы, и Daniel Myer с девушкой, и Dirk Ivens с компанией… все свои, семейство единомышленников в полном сборе.
Далее следовали выступления MS GENTUR и KIEW. Я немножко посмотрел их, но большую часть времени провел в холле или на улице, так как на дух не переношу группу KIEW, а MS GENTUR "вживую" нещадно "рвал" перепонки в ушах и играл программу трехлетней давности. Я поинтересовался у Dirk Ivens, неужели вместе с Eriс van Wonterghem они будут играть старый материал SONAR? Музыкант успокоил меня и сообщил, что их live-сет будет состоять исключительно новых композиций из еще не вышедшего альбома. К моменту выступления SONAR зал был полностью забит. Бельгийцы с первых звуков зарядили такое ударное шоу, что люди очень быстро позволили себя вовлечь в бешеные техноидные ритуальные танцы. Стоящие друг напротив друга за машинами Dirk и Eric, два ветерана индустриальной сцены, выдавали из своих установок мощнейшие ритмы, мегадрайв и суперэнергетику! Это как раз тот случай, когда группу лучше всего слушать именно "вживую". Меня музыка SONAR "пробила" моментально. Вокруг отчаянно и заразительно танцевали зомбированные нойзфрики, здоровенные бритоголовые ребята (вот уж не думал, что такие гиганты способны так выкладываться в танце) и интересные девчонки. Световое шоу поражало неожиданными эффектами и слаженной геометрией. Я полностью растворился в музыке, покачивался в такт ритмам и как завороженный следил за лучами прожекторов и сменами их цветовой палитры. С такой мощью саунда и визуальной силой музыки мне давненько не приходилось сталкиваться. Все-таки Dirk Ivens умеет завести публику и знает, что нужно индустриальным фэнам. Концерт SONAR ни чем не уступал виденному мной в 1999 году шоу DIVE. Браво, бельгийцы!
Казалось, что никто в этот вечер не сможет превзойти SONAR, ан нет. Это удалось сделать испанцам из PROYECTO MIRAGE, чье великолепное выступление стало для меня откровением и самым ярким впечатлением от фестиваля. Раньше я уже встречался с Francisco и Alicia, увидеть пару снова было жутко приятно. Во время перерыва я приблизился к сцене, где начали водружать свои музыкальные блоки испанские музыканты и возился многочисленный технический персонал. Alicia настраивала микрофон, держа в руках мегафон и выкрикивая в него фразы на испанском и японском языках. У артистов изменился имидж и теперь Francisco был обаятельным бритоголовым шоуменом, а Alicia походила на героиню манга-боевиков вроде "Призрак в доспехах": черные волосы, стрижка каре, спортивная фигура, облегающие майки, широкие штаны и просто фантастические шузы-луноходы с антеннами. Я не хотел отвлекать музыкантов от столь важной настройки аппаратуры, но мы встретились взглядами, узнали друг друга, улыбнулись и кивнули в знак приветствия головами. PROYECTO MIRAGE стали настоящими героями дня. К началу концерта испанцев в зал стянулось народа не меньше, чем перед шоу SONAR, но поначалу публика вела себя несколько осторожно, под звуки первого трека танцевали лишь первые ряды фанатов. Это неудивительно, так как PROYECTO MIRAGE еще сравнительно молодая команда, имеющая два полноформатных альбома, и играет на порядок более сложную музыку, чем Dirk Ivens с партнером. Однако отстроились ребята просто великолепно — за мощными и глубокими техноидными ритмами были слышны все sci-fi-эффекты, микропоследовательности, точечные прогрессии и прочие детали и нюансы их жесткой и комплексной электроники. Народ, который впервые видел команду, быстро смекнул, что PROYECTO MIRAGE — это круто, и начался совершенно угарный экшн при поддержке фантастического светового шоу (я специально акцентирую ваше внимание на свете, потому что в Лейпциге я впервые понял, какой колоссальный эффект он может иметь на слушателя). Alicia поочередно стягивала с себя майки, активно и очень забавно танцевала за пультом, успевая подыгрывать партнеру и выкрикивать в мегафон короткие фразы, ну а Francisco вытворял настоящие чудеса, ворочая ручки, вращая эквалайзеры, нажимая на кнопки и переключая каналы своих машин. В те моменты, когда ритмический рисунок трека должен был смениться в направлении еще более сумасшедшего дансинга, он с заговорщицким видом подбадривал публику и подавал рукой знак к началу перехода на следующий уровень техногенного шабаша или предупреждал, что сейчас из колонок вылетит какой-то неожиданный звуковой эффект. Артисты играли композиции с последнего альбома "Two Tons Of Rubble" и это был уже случай, когда "живая" музыка ни в чем не уступала студийной. Часовое шоу испанцев пролетело как одно мгновение, артистов вызвали на бис и напоследок они еще раз как следует вдарили свой intelligent power rhythmic noise высшей пробы. Даже когда я вернулся домой, у меня в голове еще несколько дней звучала музыка PROYECTO MIRAGE. Мой товарищ так проникся саундом испанцев, что во время концерта пошел и купил их альбом, на котором позже расписалась Alicia. После концерта публика долго аплодировала музыкантам. В сравнении с выступлением группы на "Wave Gotik Treffen" 1999 года это был большой успех. Я поспешил поздравить музыкантов и поблагодарить их за шоу. Мы крепко обнялись и поцеловались с Alicia, мы оба были перевозбуждены — она от потрясающего (возможно, лучшего в их карьере) концерта и замечательного приема аудитории, а я от увиденного и услышанного — нам было так приятно встретиться снова. Эх, как жалко, что к этому моменту закончилась пленка в фотоаппарате Dreamhunter. Непростительная оплошность! Ну да ладно, я уверен, что еще не раз увижу этих классных артистов и их шоу. Именно замечательные концерты, устроенные PROYECTO MIRAGE, SONAR, HAUJOBB, HOCICO и FLA, зарядили меня, насытили адреналином и придали новые силы продолжать писать об электро-нойз-индустриальной музыке.
Завершать программу в "Hause Auensee" должен был WINTERKALTE, но мы решили не оставаться на его концерте. В 1999 году я уже слышал выступление этой экстремальной drum-n-noise-банды, тогда оно мне показалось слишком брутальным и сумасшедшим. В общем, я не рискнул подвергать свои уши опасности. Мы отправились в "Moritzbastei", чтобы завершить день под мелодичную музыку LEGENDARY PINK DOTS. Однако LPD — это не FADING COLOURS, и нам не удалось даже приблизиться к концертному залу! Все проходы и помещения старинных подвалов были забиты людьми, желающими попасть на концерт группы. Нам не оставалось ничего другого, как удалиться, тем более что утром предстояла долгая дорога домой…
Вот и все
Возможно, мне нужно было быть активнее и посетить больше концертов, а также шоу фетишистов-трансвеститов и ночные дискотеки с участием ди-джеев Torben Schmidt (LIGHTS OF EUPHORIA), Ronan Harris (VNV NATION) и Jeyenne (XPQ-21). Но на все мероприятия меня физически просто не хватало.
Теперь о некоторых итогах "Wave Gotik Treffen 2002". Что понравилось: уже известные вам концерты, толковая организация фестиваля, замечательная работа световиков (в прошлую нашу поездку все было скромнее), качественная публика (на этот раз я не видел пьяных шведских фанатов), готический рынок в "Agra", не слишком перегруженная концертами программа, возможность пообщаться с музыкантами, хорошая погода. Что не понравилось: увы, но на этот раз я не открыл для себя ни одной новой группы; облом с FRONT LINE ASSEMBLY; совпадение сроков проведения музыкального и спортивного фестивалей. Скорее всего в ближайшие годы я воздержусь от поездок на "Wave Gotik Treffen", завершая тем самым какой-то этап в моей меломанской жизни. Если не брать во внимание несколько ярких концертов, то фестиваль прошел для меня довольно спокойно и буднично, я уже не испытывал такого восторга по любому поводу, как во время первой поездки в Лейпциг, и наблюдал за происходящим критично, устало и позволял себе отвлекаться на посторонние вещи. Однако я убежден, что хотя бы один раз вам стоит побывать на таком фестивале, как "Wave Gotik Treffen", чтобы окунуться в его уникальную атмосферу, посмотреть на фанатов из других стран (сюда приезжают люди даже из таких экзотических стран, как Япония, Новая Зеландия и Мексика) и послушать "живые" выступления любимых артистов. Ну а ближайшей осенью Dreamhunter посетит нойз-индустриальный фестиваль "Maschinenfest 2002" в Аахене. Так что будем ждать нового репортажа и надеяться, что когда-нибудь мы сможем организовать хотя бы мини-фестиваль с участием западных звезд индастриэла и по эту сторону границы.
Буквально за полтора месяца до важного для "черной" сцены события мы также узнали, что в рамках фестиваля состоится эксклюзивный концерт легендарных канадцев FRONT LINE ASSEMBLY. Этой информации было достаточно, чтобы паковать чемоданы…
С тех пор как отгремели концерты 17-20 мая в Лейпциге, прошел ровно месяц. Сегодня я расскажу вам о нашей поездке на фестиваль "Wave Gotik Treffen 2002" и поделюсь некоторыми впечатлениями от увиденного и услышанного. Возможно, вы уже прочитали репортажи о фестивале наших коллег из России и Украины, однако, мне кажется, что фанаты электро-индастриэла получат "свою" информацию именно из нашего материала. Итак, поехали!
15 мая вместе с двумя приятелями я отправился в недельное путешествие на поезде Минск-Берлин. Германская виза была получена нами заблаговременно при активном участии местной туристической фирмы (90 долларов + 25 евро) и нашего знакомого немца, проживающего в данный момент в Лейпциге (с него требовалось лишь факс-подтверждение того, что мы остановимся у него). В Берлине нас встретил ныне находящийся в Германии Dreamhunter (Сергей) и первым делом мы отправились на "стрелку" с Nicolas Chevreaux, шефом лейбла Ad Noiseam, который привез нам несколько компакт-дисков, заранее заказанных по электронной почте (KALTESGLAS и несколько сборников "Masonic" для друзей). Далее мы купили льготный билет до Лейпцига на четырех человек и… через 40 минут вместе со всеми пассажирами "дойчебана" выгрузились на провинциальной промежуточной станции, так как произошли какие-то накладки в расписании поездов и следующего подходящего нам состава пришлось ждать около двух часов. Это немножко расстроило наши планы. Хорошо, что было не слишком жарко. Таким образом, в Лейпциг мы прибыли 16 мая ближе к вечеру, а не в обеденное время, как было запланировано. Расположившись в "хоромах" нашего друга-немца и немного подкрепившись плотным белорусским ужином, мы вышли на разведку в город, а заодно решили узнать место получения аккредитационных карточек и поменять фестивальные билеты моих товарищей на специальные "мертвые" ленточки (билеты со скидкой были заказаны заранее через Интернет; ленточка намертво крепится на руке, так что снять и снова надеть ее невозможно). Обмен прошел очень быстро, так как очереди у пункта продажи билетов не наблюдалось. Да и вообще, по сравнению с нашей поездкой на фестиваль в 1999 году, на этот раз в Лейпциге было заметно меньше гостей в черном. Я подумал, что основная часть фэнов приедет завтра, и в реальности так оно и произошло. Более того, как потом оказалось, некоторые нойз-индустриальщики приехали только на выходные, чтобы посмотреть концерты групп с лейблов Ant-Zen, Cold Meat Industry и Hands. Купив проездные билеты на трамвай, мы без особых приключений вернулись домой. Ночью к нам должна была присоединиться еще одна соотечественница, находящаяся на учебе в Германии и решившая побывать на "Wave Gotik Treffen". Утром нас должно было стать пятеро…
17 мая
Наиболее интересные команды: SOLITARY EXPERIMENTS, XPQ-21, CENOBITA, DKAY.COM, THE GENITORTURES…
Рано утром мы приехали в "Agra", чтобы получить аккредитационные карточки. Здесь уже стояли в очереди, сидели на лавках, лежали на траве готы, индустриальщики и прочие фрики всех мастей и национальностей. Было любо-дорого посмотреть на узнаваемые черные прикиды, татуировки, пирсинг, бледный или кричащий макияж и железо. В кассы выстроились две очереди. Окошко для прессы почему-то было закрыто, и поэтому казалось, что журналистов собралось у кассы даже больше, чем обычных посетителей. Но очередь быстро растаяла, когда начали выдавать ленточки пишущей и снимающей братии. Да, помнится, в прошлую нашу поездку на фестиваль у "Agra" выстроилась такая длинная очередь за билетами, что в ней можно было провести полдня. Мы получили первое подтверждение того, что организаторы "Wave Gotik Treffen 2002" грамотно делали свое дело. После мы прошли в душный пресс-центр и получили все полагающиеся журналистам "прибамбасы". Было около 12.00, и мы с Dreamhunter отправились в центр города, чтобы встретиться с остальными членами нашей пятерки, посвятившими утро шоппингу. Я очень люблю бродить по немецким шмоточным и промтоварным шопам и особенно проводить время в музыкальных магазинах сети "WOM", изучая всевозможные альбомы и синглы. Основные концертные события дня начинались после 14.00, но мне катастрофически не хватало времени на то, чтобы обойти все интересующие меня центральные магазины Лейпцига. В общем, я "откололся" от своих товарищей и решил пропустить в первый день все фестивальные мероприятия. Дело в том, что в следующие три дня основные магазины города закрывались на время проведения большого всегерманского спортивного праздника, на который съехались разноцветные толпы народа (в основном старики и подростки), наверное, из каждой маленькой деревушки и каждого захолустного городка, не говоря уже о крупных городах Германии. Да и кроме XPQ-21 мне особенно никого не хотелось увидеть в этот день. Я совсем не жалею о своем выборе, потому что время пролетело для меня как мгновение. Поздно вечером вернулись мои товарищи, побывавшие на концертах в "Werk II" и на "черном" музыкально-шмоточном рынке в одном из ангаров "Agra". Они рассказали мне о концертах SOLITARY EXPERIMENTS (довольно слабо пел вокалист, на альбоме группа звучит гораздо лучше) и XPQ-21 (выступление группы понравилось больше всего, все было на уровне — свет, звук, пение фронтмена и даже "живые" барабаны). На других концертных площадках в этот день господствовали готические коллективы. Кстати, основные концертные мероприятия были разнесены по разным местам, одни находились совсем рядом (в 5-10 минутах езды на трамвае, например "Agra" и "Werk II"), а другие довольно далеко (до "Hause Auensee" добираться приходилось около часа). Таким образом, организаторы не позволяли народу скапливаться в одном месте и, возможно, это не так уж и плохо, если бы не парочка накладок в следующие дни (одновременное выступление P.A.L и FLA, HAUJOBB и DE/VISION). Концерты проходили в огромных и средних по размеру ангарных помещениях либо в зданиях, напоминающих совковые дома культуры. Однако звук и свет везде был на высоком уровне, чего нельзя сказать о вентиляции и кондиционировании помещений (когда в относительно небольшой зал с "предбанниками" набивалось пару тысяч человек, которые активно курили и потели, то становилось довольно душно и даже пиво не спасало). Кстати, свет мне особенно понравился на фестивале. Так как я в основном смотрел и слушал любимые группы, то отличная работа световиков была как нельзя кстати. Если хотите, музыка и крутые световые шоу во время выступления нойз-индустриальных банд стали моими ярчайшими впечатлениями от фестиваля. Но об этом чуть ниже. Здесь я еще поговорю об общих моментах, так как потом буду рассказывать исключительно о концертах.
Итак, фестиваль был организован очень неплохо. Точки общепита, туалеты, бары, стенды с продукцией лейблов — все функционировали хорошо. Я даже видел возле концертных площадок бригады скорой помощи. По информации, выложенной на официальном веб-сайте "Wave Gotik Treffen", в этом году на фестиваль приехало около 7,5 тысяч человек, что, конечно же, не идет ни в какое сравнение с 30-тысячной черной толпой трехгодичной давности. Однако качество публики было получше, я имею в виду наряды, внешний вид и поведение самых отчаянных фриков. Действительно, многие персонажи радовали глаза, особенно женские. Субкультура со своей специфической модой и традициями предстала здесь во всей своей красе. Уже ради этого стоит окунуться в атмосферу фестиваля. Готические дома моды определенно делают выгодный бизнес. К сожалению, в это время в городе было гораздо больше "спортсменов" и поэтому черный цвет не доминировал на улицах Лейпцига. Я не сильно страдал от этого, потому что сам, облаченный в одежду темно-оливкового цвета, в толпе готических королей, фей, эльфов и кибер-панков выглядел несколько "экстремально", чужим. Но у меня нет комплексов по этому поводу. Также мне понравилось разнообразие блюд, которые можно было откушать в районе концертов, особенно в "Agra". Традиционные сосиски не в счет, потому что были грибы, мясо, зелень, вегетарианская кухня, итальянские, китайские и корейские блюда, мороженное, вино, пиво… Я не ставил перед собой цель набить живот, но мне нравится, когда есть выбор.
18 мая
Наиболее интересные команды: ACCESSORY, NEUROTICFISH, SUICIDE COMMANDO, FUNKER VOGT, HOCICO, FRONT LINE ASSEMBLY, AXIOME, IMMINENT, MORGENSTERN, ASCHE, SYNAPSCAPE, P.A.L, CLAN OF XYMOX…
Разумеется, большую часть дня мы провели в "Werk II", где выступали команды лейбла Ant-Zen. Я захватил с собой сувенирный климовический бальзам, который собирался преподнести другу Stefan Alt по поводу 5-летия лейбла Hymen, но прежде мне нужно было решить одну задачу — как перехитрить секьюрити на входе, проверяющих все сумки и рюкзаки на предмет спиртного, и пронести подарок в концертный зал. К счастью, перед воротами на "Werk II" тусовался "инопланетянин" C-drik, который явно ждал кого-то и выделялся на фоне других людей своим костюмчиком и высоким ирокезом на голове. Силуэт артиста напомнил мне фигуру маленького и гибкого детеныша Чужого. Он меня сразу узнал, мы обменялись словами приветствия, и я попросил его пронести бальзам через турникеты. Как вы понимаете, артистам никто не устраивал обыска. На концертной площадке уже выступала первая группа V2A (как позже оказалось, никто не знал, на каком лейбле издаются эти индустриальные музыканты и как они вообще затесались в нойз-тусовку). Внутри зала за столиками с дисками и прочими аксессуарами Ant-Zen/Hymen я увидел Stefan Alt с супругой. Торговля шла довольно бойко. Наша вторая встреча прошла очень тепло, мы крепко обнялись, немножко поговорили, и я поздравил немецкого амиго с юбилеем. В перерывах между выступлениями команд я еще несколько раз беседовал со Stefan. Он очень приятный и веселый человек не только в Интернет-переписке, но и в жизни.
Когда на сцену поднялись Olivier Moreaux и C-drik, зал был почти полностью заполнен фанатами нойза. AXIOME играли жесткий индустриальный брейккор, power noise и drum-n-noise. Olivier "распластался" на машинах, а C-drik ему помогал, периодически выбегая к публике и устраивая энергичные и странные ломаные танцевальные перфомансы — в лучах синего, красного и фиолетового света он действительно выглядел как пришелец с другой планеты, чьи длинные конечности и неуклюжее тело имели завидную гибкости и прыгучесть. Как мне показалось, AXIOME играли материал не с последнего экспериментального альбома, а треки с дебютного диска "Rictus" и новый материал в духе AMMO, только тяжелее и шумнее. Во время получасового перерыва мы снова встретились с Nicolas Chevreaux и обсудили возможности продажи/дистрибьюции дисков Ad Noiseam в Беларуси, а также об условиях организации концертов TARMVRED или PANACEA в Минске. Увы, я ничем не мог порадовать француза, отметив, что фанаты команд при желании могут купить диски Ad Noiseam и за пределами страны, а о концертах в отсутствии нормальных клубов вообще говорить рано. Он мне сообщил, что ему поступило предложение из Москвы на предмет издания альбома TARMVRED на кассетах. Я ответил, что серьезные меломаны уже давно слушают электронную музыку на CD, и кассеты — это архаизм, который можно слушать разве что в машине или в "батоне" на природе. Потусовавшись в толпе нойзфриков, познакомившись с ребятами из Бельгии и Франции и сделав несколько фотографий, мы вернулись в зал, где к выступлению готовился IMMINENT.
Судя по реакции публики, массивный и плотный power rhythmic noise и мрачный эмбиент Olivier Moreaux пользуется за рубежом большой популярностью. Народу в зале заметно прибавилось и начались активные танцы! "Новинкой сезона" были танцы двух испанских фэнов, парня и девушки, которые довольно интересно двигались под музыку как роботы. Их танец смотрелся красиво и мог продолжаться долго, так как не требовал больших затрат энергии. Olivier Moreaux играл старый материал, что мне не очень понравилось, так как последний диск музыканта "Nord" вышел три года тому назад. Хотелось услышать что-нибудь новенькое. К тому же, саунд IMMINENT образца 1999 года сегодня мне уже не кажется чем-то выдающимся. Моего интереса хватило на минут двадцать пять шоу и я начал скучать, но это было только моя реакция. Я решил не оставаться смотреть MORGENSTERN и ASCHE, потому что раньше уже слышал и видел выступления этих немецких групп, к тому же они явно не собирались играть новые вещи. Нам показалось разумным перебазироваться в "Agra", чтобы занять лучшие места к началу концерта FRONT LINE ASSEMBLY. Конечно же, очень хотелось посмотреть "живые" концерты SYNAPSCAPE, P.A.L и HYPNOSKULL (не зря они были хэдлайнерами вечера), но по времени они совпадали с выступлением канадцев. Мы приехали в "Agra" перед началом концерта SUICIDE COMMANDO. Я сразу отправился поглазеть на готический рынок, где провел около двух часов. Стенды с продукцией лейблов Out Of Line, Cold Meat Industry, Bloodline были островками среди множества "частных" столов с компакт-дисками, украшениями, аксессуарами, благовониями и мини-магазинчиками по продаже фирменной одежды и обуви для готических и индустриальных фриков. Среди откровенно садомазохистских прикидов, кричащих кибер-панк- и пышных средневековых нарядов, кружевных рубах, проклепанных штанов, поясов, черных плащей и латексных маечек, костюмчиков, ботинок и высоченных женских сапог попадались очень интересные и качественные вещи. Нередко продажа товара сопровождалась перфомансами. Например, в одном месте стоял настоящий гроб, в котором лежала бледно-зеленая рыжеволосая девушка. При мне она попросила прохожего прикурить и вылезла из гроба, что выглядело забавно. В другом месте сексуально затянутая в кожаные ремни дама "гладила" плеточкой своего бойфренда. В общем, на рынке было шумно, весело и интересно. Диски здесь стоили на 4-8 евро дешевле, чем в магазинах.
Приблизительно в середине выступления SUICIDE COMMANDO я вошел в самый крупный фестивальный ангар в "Agra". Народу перед сценой собралось очень много, что совсем неудивительно, так как Johan Van Roy до сих пор находится со своим альбомом "Mindstrip" на пике популярности. В его песнях действительно имеется дистортированная мощь и реальный драйв. Я слушал музыку и рассматривал посетителей, среди которых попадались просто замечательные экземпляры, к которым немедленно подбегали желающие сделать фото на память. В это время на сцене Johan Van Roy продолжал свой коронный перфоманс со стандартными позами (очень он любит ставить одну ногу на комбик и яростно обращаться к публике, ну прямо В. И. Ленин на броневике) и лирикой об аде, суициде, Иисусе Христе, апокалипсисе, Боге и страданиях.
Когда на сцену вышли FUNKER VOGT, народу чуть поубавилось. Мне кажется, что время этой команды уже прошло. Музыканты были облачены в джинсы, свитера и комбинезоны (не считая одного размалеванного в зеленый цвет "кадра") и не делали из своего выступления шоу. Играли "функеры" все хиты, но звучали как поп-группа.
На их фоне выступление брутальных мексиканцев HOCICO стало настоящим откровением. Не зря им доверили открывать концерт FLA. Два невысоких парня в боевой вуду-раскраске завели зал с пол-оборота. Энергичная и зловещая, ультраплотная и мрачная музыка, отличный свет (в основном желтый, что смотрелось очень классно), забойная сценография фронтмена и агрессивно-провокационный видеоряд (отрывки из фильмов "Ганнибал", "Сияние", "Птицы" плюс жесткое порно!) поставили всех "на уши". Мне не нравится музыка HOCICO на CD, но их "живое" выступление стало для меня сюрпризом. Играя динамичное трэнсовое dark electro в духе VELVET ACID CHRIST, ребята здорово "зажигали". Неудивительно, что наибольшее число посетителей фестиваля было облачено именно в майки HOCICO. Играли музыканты ударный материал с последнего альбома и старые хиты. Народ бесновался, особенно ближе к сцене, где творилась настоящая танцевальная мясорубка…
В последовавшей за выступлением HOCICO паузе я занял очень удобную позицию и стал наблюдать за сценой, где технический персонал готовил аппаратуру к концерту FLA. На сцене периодически появлялся Chris Peterson, пару раз выходил Daniel Myer, но в основном над инструментами, шнурами и синтезаторами колдовали серьезные парни в черном. Особенно долго настраивался барабанщик. Шоу канадцев началось с песни "Retribution". Сцену густо окутали клубы дыма и света. Когда из ниоткуда в куртке с капюшоном и в черных очках крадучись выползла и запела фигура Bill Leeb, то начался суперэкшн. "Живые" ударные, программируемые биты, еще одна ударная установка и блоки синтезаторов выдали "на гора" просто отличный звук. Народ ринулся танцевать, огромный зал был практически полностью заполнен. Следующими композициями стали ударные вещи "Dead Planet" и "Plasticity", после чего повалил материал в основном с последнего альбома "Epitaph". Bill Leeb вскоре остался в одной майке и шортах, но двигался по сцене все также вяло, с опаской и почему-то предпочитал стоять спиной к публике. Честно говоря, я ожидал от фронтмена FLA большей активности на сцене. Во время исполнения боевика "Prophecy" Bill Leeb взял в руки палочки-дубинки и вместе с ударником стал "колбасить" по большой барабанной бочке. Биты и басы пробивали "фанеру" и рождали мощные вибрации. Концерт прошел на одном дыхании, я не заметил как пролетел час и пятнадцать минут шоу. Все было на уровне — звук, свет, драйв, обратная связь. Вот только видеоряд отсутствовал. В целом, это был очень грамотный профессиональный концерт, но не более того. Наверное, я связывал с шоу слишком большие надежды. Так часто бывает. Концертный звук FLA отличался от альбомного, "живые" барабаны делали свое дело. Но на CD группа звучит все равно круче. Тем не менее, я получил огромное удовольствие от увиденного и услышанного. Но главный "облом" ждал фэнов позже. По прошествии фестиваля поползли слухи, что Bill Leeb был не настоящий. Я воспринял такие заявления скептически, так как Chris Peterson был точно реальным — я его хорошо рассмотрел. Да и зачем Bill Leeb было устраивать такие игры с аудиторией. Наверняка музыкантам хорошо заплатили. Я не верил в подставу до последнего момента, пока не увидел фестивальные фотографии Dreamhunter. Я немедленно связался по Интернету с Daniel Myer, который перед концертом общался с музыкантами FLA и прямо спросил: "На сцене был настоящий Bill Leeb или его клон?" Немец ответил кратко: "Клон". Как говорится, без комментариев…
19 мая
Наиболее интересные команды: MORTIIS, THE FALL, THE MISSION, ARCANA, RAISON D'ETRE, HAUJOBB, ANGELS AND AGONY, ABSURD MINDS, DANCE OR DIE, Diamanda Galas, DE/VISION, ELEGANT MACHINERY, T.O.Y., OBSC(Y)RE, FADING COLORS, Alex Fergusson и Rose McDowell…
В этот день я решил обязательно посетить только концерт HAUJOBB. Выбравшись в город после обеда я первым делом отправился посмотреть место проведения концерта. Когда я прибыл в "Hause Leipzig", там выступали THE CASSANDRA COMPLEX. Музыканты играли какой-то гибрид из метала и электроники. В зале было душно и, на мой взгляд, это было самое неудачное помещение для концертов. Но другого в этот вечер не предвиделось. Смотреть выступления ANGELS AND AGONY и ABSURD MINDS мне не хотелось, и от нечего делать я поехал в катакомбы "Moritzbastei", чтобы послушать поляков FADING COLOURS. Судя по количеству народа в зале, выступление последних интересовали лишь единицы людей. Но помещение было маловато для крупных концертов и, возможно, 50-60 человек для такого зала было идеальным вариантом. Группа снабдила свое выступление хорошим видеорядом. Музыка звучала в записи, вокалистка пела "вживую". Все было мило до тех пор, пока у группы не вырубился звук. Потом он пропадал еще несколько раз, что выглядело совсем нелепо и трагикомично. Мне было искренне жаль вокалистку, нерадивый партнер которой не мог взять с собой нормальные шнуры. Она неоднократно извинялась и, казалось, готова была убить напарника. Ситуация была до боли знакомой — ох уж эти вручную спаянные джеки и галимые совковые шнуры, сколько они нам попортили нервов на дискотеках.
После концерта мы поехали в "Hause Lepzig". Там уже тусовалось много электрофриков и музыкантов. Как раз в это время продолжался концерт ABSURD MINDS, но было видно, что все ждут шоу HAUJOBB. Я заметил в толпе Dirk Ivens, беседующего с музыкантами HAUJOBB, PROJECT PITCHFORK и MS GENTUR. Будучи в Минске я договорился с бельгийцем о встрече, но ожидал встретить его только на следующий день перед концертом SONAR. Однако Dirk прибыл в Лепциг заранее, чтобы потусоваться и пообщаться с друзьями. Я представился артисту, он был рад встрече, но сообщил, что уже находится под кайфом (уж не знаю, от алкоголя или от травки, но улыбался музыкант очень загадочно). Мы сфотографировались и договорились о встрече завтра возле стенда Daft Records. Здесь же я поприветствовал Daniel Myer, который перед концертом успел сообразить на голове маленького "ирокезика". Скоро мы переместились в душный зал. HAUJOBB также имели на сцене барабанную установку, гитариста и синтезаторы. Странно, но я не увидел среди музыкантов Dejan Samardzic. По последним данным, он будет работать с Daniel только в студии. Но шоу немцев было очень крутым, агрессивным и динамичным. Исполняли HAUJOBB хиты со всех альбомов, причем вживую песни звучали гораздо жестче, тяжелее (даже с альбома "Solutions For A Small Planet") и биты были на редкость мощными и хлесткими. Несмотря на свои внушительные габариты, Daniel Myer отлично заводил публику, выкладывался на 100 процентов, скакал и бегал по сцене как зайчик. Он делал с аудиторией все, что хотел. И публика отвечала ему взаимностью. Некоторые фанаты кричали от экстаза, практически весь зал "рубился" в диком танце. Были ребята, которые прыгали со сцены в толпу и "не тонули"! Во время выступления HAUJOBB ощущалось особое единение фэнов, чувствовалось плечо рядом стоящего электрофрика, а драйв был даже покруче, чем на высокобюджетном концерте FLA. Я даже не ожидал от группы такой прыти, но еще больше меня поразила горячая реакция возбужденной аудитории. Супер! Ближе к концу концерта Daniel вытащил на сцену своего друга-ди-джея из Нью-Йорка, похожего на готического Колобка — персонажа, который помогал артистам заводить людей, пританцовывая рядом с фронтменом. Потом Daniel начал пародировать COVENANT ("One World, One Sky…") и VNV NATION. Было очень весело и жарко. HAUJOBB уже отыграли положенные 60 минут, но шоу продолжалось. И только когда секьюрити попросили музыкантов закончить выступление, они успокоились и удалились со сцены. Организаторы фестиваля старались строго придерживаться расписания концертов (правда, на других сценах вроде бы случались накладки). Довольные фэны ждали выхода HAUJOBB на бис, но тщетно.
В этот же день в "Hause Auensee" проходили концерты synth-pop-групп и хэдлайнерами там были DE/VISION. Выступление дуэта наблюдала наша знакомая. По ее словам, отыграли DE/VISION просто отлично, их три раза вызывали "на бис", народу собралось на концерте также очень много. Еще бы!
20 мая
Наиболее интересные команды: MILA MAR, IN EXTRIMO, ATARAXIA, KIRLIAN CAMERA, MONO NO AWARE, PZYCHO BITCH, MS GENTUR, SONAR, PROYECTO MIRAGE, WINTERKALTE, LEGENDARY PINK DOTS…
Последний день фестиваля прошел для нас под знаком индустриального нойза. Весь день мы провели в "Hause Auensee", самом удаленном и, как оказалось, наиболее уютном зале фестиваля. Мы прибыли на место около 16.00. Открывали концерты MONO NO AWARE и PZYCHO BITCH. В обоих проектах задействованы одни и те же музыканты. Перед сценой толпилось человек 100-150, но MONO NO AWARE не показывали ничего особенного. Было светло, так что нормального светового шоу быть не могло, к тому же создавалось впечатление, что звукари специально понизили громкость саунда группы. Я искал глазами Sina, вокалистку PZYCHO BITCH и S.I.N.A. Мы также предварительно договаривались о встрече. Я знал, что миниатюрная 23-летняя немка симпатична, имеет розовые волосы и невысокий рост. Поэтому вычислил я ее быстро, тем более что у нее не только волосы, но и штаны были розового цвета. Я представился Sina, мы дружески обнялись и чмокнулись. Она призналась, что представляла меня иначе, и выглядела улыбчивой и очень непосредственной. Действительно, очень милая и приятная девушка. Через 10 минут должно было начаться выступление PZYCHO BITCH. Мне было жутко интересно посмотреть музыкантов в действии. Людей в зале заметно прибавилось, но еще было недостаточно. Группа на одном дыхании отыграла программу альбома "Eden", публика танцевала, Sina вокализовала в лучах фиолетового света и дыма. Но громкость звука оставляла желать лучшего. Хитрые звукари явно берегли уши слушателей для концертов хэдлайнеров дня. Как потом оказалось, совсем не напрасно! Среди посетителей я видел много знакомых лиц. Создавалось впечатление, что поклонники электро-индастриэла и нойза кочевали вместе с нами по одинаковым концертным маршрутам. Здесь были и Nicolas Chevreaux, и "роботы"-испанцы, и Daniel Myer с девушкой, и Dirk Ivens с компанией… все свои, семейство единомышленников в полном сборе.
Далее следовали выступления MS GENTUR и KIEW. Я немножко посмотрел их, но большую часть времени провел в холле или на улице, так как на дух не переношу группу KIEW, а MS GENTUR "вживую" нещадно "рвал" перепонки в ушах и играл программу трехлетней давности. Я поинтересовался у Dirk Ivens, неужели вместе с Eriс van Wonterghem они будут играть старый материал SONAR? Музыкант успокоил меня и сообщил, что их live-сет будет состоять исключительно новых композиций из еще не вышедшего альбома. К моменту выступления SONAR зал был полностью забит. Бельгийцы с первых звуков зарядили такое ударное шоу, что люди очень быстро позволили себя вовлечь в бешеные техноидные ритуальные танцы. Стоящие друг напротив друга за машинами Dirk и Eric, два ветерана индустриальной сцены, выдавали из своих установок мощнейшие ритмы, мегадрайв и суперэнергетику! Это как раз тот случай, когда группу лучше всего слушать именно "вживую". Меня музыка SONAR "пробила" моментально. Вокруг отчаянно и заразительно танцевали зомбированные нойзфрики, здоровенные бритоголовые ребята (вот уж не думал, что такие гиганты способны так выкладываться в танце) и интересные девчонки. Световое шоу поражало неожиданными эффектами и слаженной геометрией. Я полностью растворился в музыке, покачивался в такт ритмам и как завороженный следил за лучами прожекторов и сменами их цветовой палитры. С такой мощью саунда и визуальной силой музыки мне давненько не приходилось сталкиваться. Все-таки Dirk Ivens умеет завести публику и знает, что нужно индустриальным фэнам. Концерт SONAR ни чем не уступал виденному мной в 1999 году шоу DIVE. Браво, бельгийцы!
Казалось, что никто в этот вечер не сможет превзойти SONAR, ан нет. Это удалось сделать испанцам из PROYECTO MIRAGE, чье великолепное выступление стало для меня откровением и самым ярким впечатлением от фестиваля. Раньше я уже встречался с Francisco и Alicia, увидеть пару снова было жутко приятно. Во время перерыва я приблизился к сцене, где начали водружать свои музыкальные блоки испанские музыканты и возился многочисленный технический персонал. Alicia настраивала микрофон, держа в руках мегафон и выкрикивая в него фразы на испанском и японском языках. У артистов изменился имидж и теперь Francisco был обаятельным бритоголовым шоуменом, а Alicia походила на героиню манга-боевиков вроде "Призрак в доспехах": черные волосы, стрижка каре, спортивная фигура, облегающие майки, широкие штаны и просто фантастические шузы-луноходы с антеннами. Я не хотел отвлекать музыкантов от столь важной настройки аппаратуры, но мы встретились взглядами, узнали друг друга, улыбнулись и кивнули в знак приветствия головами. PROYECTO MIRAGE стали настоящими героями дня. К началу концерта испанцев в зал стянулось народа не меньше, чем перед шоу SONAR, но поначалу публика вела себя несколько осторожно, под звуки первого трека танцевали лишь первые ряды фанатов. Это неудивительно, так как PROYECTO MIRAGE еще сравнительно молодая команда, имеющая два полноформатных альбома, и играет на порядок более сложную музыку, чем Dirk Ivens с партнером. Однако отстроились ребята просто великолепно — за мощными и глубокими техноидными ритмами были слышны все sci-fi-эффекты, микропоследовательности, точечные прогрессии и прочие детали и нюансы их жесткой и комплексной электроники. Народ, который впервые видел команду, быстро смекнул, что PROYECTO MIRAGE — это круто, и начался совершенно угарный экшн при поддержке фантастического светового шоу (я специально акцентирую ваше внимание на свете, потому что в Лейпциге я впервые понял, какой колоссальный эффект он может иметь на слушателя). Alicia поочередно стягивала с себя майки, активно и очень забавно танцевала за пультом, успевая подыгрывать партнеру и выкрикивать в мегафон короткие фразы, ну а Francisco вытворял настоящие чудеса, ворочая ручки, вращая эквалайзеры, нажимая на кнопки и переключая каналы своих машин. В те моменты, когда ритмический рисунок трека должен был смениться в направлении еще более сумасшедшего дансинга, он с заговорщицким видом подбадривал публику и подавал рукой знак к началу перехода на следующий уровень техногенного шабаша или предупреждал, что сейчас из колонок вылетит какой-то неожиданный звуковой эффект. Артисты играли композиции с последнего альбома "Two Tons Of Rubble" и это был уже случай, когда "живая" музыка ни в чем не уступала студийной. Часовое шоу испанцев пролетело как одно мгновение, артистов вызвали на бис и напоследок они еще раз как следует вдарили свой intelligent power rhythmic noise высшей пробы. Даже когда я вернулся домой, у меня в голове еще несколько дней звучала музыка PROYECTO MIRAGE. Мой товарищ так проникся саундом испанцев, что во время концерта пошел и купил их альбом, на котором позже расписалась Alicia. После концерта публика долго аплодировала музыкантам. В сравнении с выступлением группы на "Wave Gotik Treffen" 1999 года это был большой успех. Я поспешил поздравить музыкантов и поблагодарить их за шоу. Мы крепко обнялись и поцеловались с Alicia, мы оба были перевозбуждены — она от потрясающего (возможно, лучшего в их карьере) концерта и замечательного приема аудитории, а я от увиденного и услышанного — нам было так приятно встретиться снова. Эх, как жалко, что к этому моменту закончилась пленка в фотоаппарате Dreamhunter. Непростительная оплошность! Ну да ладно, я уверен, что еще не раз увижу этих классных артистов и их шоу. Именно замечательные концерты, устроенные PROYECTO MIRAGE, SONAR, HAUJOBB, HOCICO и FLA, зарядили меня, насытили адреналином и придали новые силы продолжать писать об электро-нойз-индустриальной музыке.
Завершать программу в "Hause Auensee" должен был WINTERKALTE, но мы решили не оставаться на его концерте. В 1999 году я уже слышал выступление этой экстремальной drum-n-noise-банды, тогда оно мне показалось слишком брутальным и сумасшедшим. В общем, я не рискнул подвергать свои уши опасности. Мы отправились в "Moritzbastei", чтобы завершить день под мелодичную музыку LEGENDARY PINK DOTS. Однако LPD — это не FADING COLOURS, и нам не удалось даже приблизиться к концертному залу! Все проходы и помещения старинных подвалов были забиты людьми, желающими попасть на концерт группы. Нам не оставалось ничего другого, как удалиться, тем более что утром предстояла долгая дорога домой…
Вот и все
Возможно, мне нужно было быть активнее и посетить больше концертов, а также шоу фетишистов-трансвеститов и ночные дискотеки с участием ди-джеев Torben Schmidt (LIGHTS OF EUPHORIA), Ronan Harris (VNV NATION) и Jeyenne (XPQ-21). Но на все мероприятия меня физически просто не хватало.
Теперь о некоторых итогах "Wave Gotik Treffen 2002". Что понравилось: уже известные вам концерты, толковая организация фестиваля, замечательная работа световиков (в прошлую нашу поездку все было скромнее), качественная публика (на этот раз я не видел пьяных шведских фанатов), готический рынок в "Agra", не слишком перегруженная концертами программа, возможность пообщаться с музыкантами, хорошая погода. Что не понравилось: увы, но на этот раз я не открыл для себя ни одной новой группы; облом с FRONT LINE ASSEMBLY; совпадение сроков проведения музыкального и спортивного фестивалей. Скорее всего в ближайшие годы я воздержусь от поездок на "Wave Gotik Treffen", завершая тем самым какой-то этап в моей меломанской жизни. Если не брать во внимание несколько ярких концертов, то фестиваль прошел для меня довольно спокойно и буднично, я уже не испытывал такого восторга по любому поводу, как во время первой поездки в Лейпциг, и наблюдал за происходящим критично, устало и позволял себе отвлекаться на посторонние вещи. Однако я убежден, что хотя бы один раз вам стоит побывать на таком фестивале, как "Wave Gotik Treffen", чтобы окунуться в его уникальную атмосферу, посмотреть на фанатов из других стран (сюда приезжают люди даже из таких экзотических стран, как Япония, Новая Зеландия и Мексика) и послушать "живые" выступления любимых артистов. Ну а ближайшей осенью Dreamhunter посетит нойз-индустриальный фестиваль "Maschinenfest 2002" в Аахене. Так что будем ждать нового репортажа и надеяться, что когда-нибудь мы сможем организовать хотя бы мини-фестиваль с участием западных звезд индастриэла и по эту сторону границы.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2002 год в рубрике музыкальная газета