Из Истории Российской Грамзаписи Кое-что о коллекционировании пластинок, о семерках, синглах, SP, ЕР, flexies, “костях”, “ребрах” и журнале “Кругозор” . Часть 3
Окончание. Начало в #20, 21
70-80-е
В 70-е годы ситуация отстоялась и определилась: были налажены пути попадания пластинок в страну. Рок-революция вступила в новую фазу. "Герои вчерашних дней" по сравнению с днем сегодняшним (имеются в виду 70-е) выглядели вполне прилично. “Мелодия” выпустила без соблюдения авторских прав, отчислений и т.д. ряд семерок: ВEATLES, SHOCKING BLUE, EARTH, WIND AND FIRE, ROLLING STONES, SIMON AND GARFUNKEL, DEEP PURPLE, SWEET, T.REX etc. Хотя по информации из различных источников, ROLLING STONES отчисления все-таки получили. Сейчас остается только догадываться, каким образом удалось в те времена выпустить подобные группы и куда смотрела цензура. Хотя возможно цензура смотрела как раз туда, куда надо. Поскольку выходящий материал не рекламировался, практически всегда не было обложки, а иногда даже отсутствовало название коллектива. Однако все все прекрасно знали, и пластинки BEATLES, ROLLING STONES с названиями "Вокально-инструментальный ансамбль" сметались "на ура". По свидетельствам очевидцев, за пластинками выстраивались очереди. Затем, в начале 80-х, также "на ура" остатки тиражей улетали в уценку. Дело в том, что монополизм “Мелодии” и абсолютно некоммерческий подход к тиражам сделали свое дело: плюс-минус 100000 экземпляров в пределах страны не считался. Кто хотели приобрести пластинки, те их приобретали, остальные покупали западные издания или переписывали их на бобины. Прибавьте к этому плохую полиграфию и полное отсутствие обложек или картинок (picture sleeves), которые всегда были большой проблемой советских изданий. Цветные обложки появились в первой половине 70-х (P. McCartney, J. Lennon, Dalida, A. Lear, C. Richard).
Хотя многие в те времена решали для себя эту проблему просто — обложки рисовались или клеились самостоятельно. Ребята предпочитали "гитарно-алкогольно-сигаретную" тематику, а девушки символику т.н. "девичьих альбомов", с сердечками, ангелочками, стрелочками и надписями вроде: "Ночью и днем только о нем". Подобные "разрисованные" экземпляры до сих пор можно найти в пластиночных сэконд-хэндовых магазинчиках в Москве.
Улыбаетесь? А вспомните себя? А вы не делали альбомы, в которые вклеивали фотографии плохого качества и скупые статьи из отечественной прессы? А если порыться на антресолях? Но мы снова отвлеклись.
По сравнению с западными образцами — Франция, Германия, Скандинавия и т.д. (их обложки представляли собой прекрасных свидетелей эпохи, образцы стиля, поп-арта и т.п.) — наши издания представляли собой "товары культурного отдыха второго сорта из соседнего сельпо". Примерно, как мы бы воспринимали лапти, сплетенные где-нибудь в Катманду.
80-90-е: обмен. Заключение. Прогноз на будущее
Вот мы и подошли к самому главному. Чего же стоят сейчас все эти советские "диковинки" там, и что можно интересного получить на них в обмен?!
В начале 80-х коллекционирование пластинок начало приобретать упорядоченный характер. Появились специализированные журналы для меломанов (или, если хотите, филофонистов). Стали издаваться специализированные каталоги. Вслед за интересом к оригинальным (в частности, английским) изданиям возник спрос на издания европейские (по уже объясненным причинам) и, как следствие, на пластинки советского и восточно-европейского производства. Прибавьте сюда перестройку, "новое мышление" и интерес к Союзу, и вы получите следующее.
В середине 80-х спрос на советские издания возник подобно ударному току в искаженных пропорциях. "Туда" шли конверты с нашими семерками и гибкими пластинками — как наиболее экзотичным материалом. "Оттуда" присылали контейнеры с LР. Несмотря на то, что в те времена почтовые контакты с "за рубежом" были лимитированы, за короткое время многим удалось собрать не самые плохие (даже по западным меркам) коллекции. А отдельные собиратели зарекомендовали себя постоянными клиентами во многих солидных пластиночных магазинах. Относительная систематизация советских грампластинок была проведена уже тогда. Коллекционеры сами составляли каталоги “Мелодии” с целью дальнейших обменов. Однако идиллия кончилась очень быстро. "Там" быстро поняли, что материал не слишком презентабелен, что его много и самое главное: он однобок.
Было выпущено огромное количество BEATLES, SIMON AND GARFUNKEL, Tom Jones, MIDDLE OF THE ROAD etc. Словом, все то, что было мелодично и более-менее лояльно по отношению к "режиму". О панке, глэме, паб-роке и каких-то других направлениях не могло идти и речи. Отчасти в силу цензуры, отчасти в силу отсутствия интереса у широкой публики. Обмен пришел в русло, в которое должен был придти, уже давно. Парад уродов, выведенных на 1/6 части суши, закончился. Они заняли подобающее место и еще потребуют своей классификации. В силу тиражей и специфики издаваемого материала они еще долго будут ждать своего клиента. Энтузиасты, которые сейчас пытаются наладить контакты с целью обменов, в большинстве случаев будут вынуждены перелопатить не одну стопку журналов "Record Collector", чтобы найти интересное предложение. Для того, чтобы большинство наших изданий начало стоить каких-то реальных денег и перестало быть "историческим казусом" и "наследием проклятой эпохи", необходимо, чтобы часть его "уничтожилась" естественным образом, а оригинальный винил превратился отчасти в "антиквариат". Вместе с этим и все остальные позиции пойдут "вверх".
Сейчас очень сложно дать реальную ценовую оценку "семеркам" и "костям", выходившим в Союзе. В каталогах российских и советских изданий, как правило, нет. Можно ограничиться приблизительными рекомендациями, которые необходимо уточнять (исходя из принципа "на кого нарвешься…"). Естественно, это не является и "истиной в последней инстанции".
Что еще? В последнее время ситуация с малыми форматами меняется. Сейчас в Москве уже не один, как раньше, а несколько сэконд-хэндовых виниловых магазинчиков. Чему можно только радоваться — монополизм исчезает. Семерки западного и отечественного производства присутствуют практически во всех магазинах и в той или иной мере продаются. В основном это BEATLES, STONES, QUEEN, DEEP PURPLE, SLADE, SWEET etc. В общем, монстры рока, и желательно с обложками.
Советские "диковинки" также широко представлены. Но самые интересные или редкие вещи придерживаются персоналом для своих дальнейших обменов и расширения ассортимента, или просто остается в коллекции "под сукном", до лучших времен. Это и есть то "золото партии", о котором говорил Мюллер, из которого "…и начнется наше возвращение назад".
P.S.: Согласно одному из основных законов магии — подобные вещи притягиваются. Не так давно на складе одного винилового магазинчика прорвало канализацию. Зловонная жижа залила пол, попортив и потопив часть пластинок, и "расписалась" мощной струей на остальных. Однако ничего интересного или любопытного на поверхность не всплыло... Вы уж сами думайте, что бы это могло значить.
70-80-е
В 70-е годы ситуация отстоялась и определилась: были налажены пути попадания пластинок в страну. Рок-революция вступила в новую фазу. "Герои вчерашних дней" по сравнению с днем сегодняшним (имеются в виду 70-е) выглядели вполне прилично. “Мелодия” выпустила без соблюдения авторских прав, отчислений и т.д. ряд семерок: ВEATLES, SHOCKING BLUE, EARTH, WIND AND FIRE, ROLLING STONES, SIMON AND GARFUNKEL, DEEP PURPLE, SWEET, T.REX etc. Хотя по информации из различных источников, ROLLING STONES отчисления все-таки получили. Сейчас остается только догадываться, каким образом удалось в те времена выпустить подобные группы и куда смотрела цензура. Хотя возможно цензура смотрела как раз туда, куда надо. Поскольку выходящий материал не рекламировался, практически всегда не было обложки, а иногда даже отсутствовало название коллектива. Однако все все прекрасно знали, и пластинки BEATLES, ROLLING STONES с названиями "Вокально-инструментальный ансамбль" сметались "на ура". По свидетельствам очевидцев, за пластинками выстраивались очереди. Затем, в начале 80-х, также "на ура" остатки тиражей улетали в уценку. Дело в том, что монополизм “Мелодии” и абсолютно некоммерческий подход к тиражам сделали свое дело: плюс-минус 100000 экземпляров в пределах страны не считался. Кто хотели приобрести пластинки, те их приобретали, остальные покупали западные издания или переписывали их на бобины. Прибавьте к этому плохую полиграфию и полное отсутствие обложек или картинок (picture sleeves), которые всегда были большой проблемой советских изданий. Цветные обложки появились в первой половине 70-х (P. McCartney, J. Lennon, Dalida, A. Lear, C. Richard).
Хотя многие в те времена решали для себя эту проблему просто — обложки рисовались или клеились самостоятельно. Ребята предпочитали "гитарно-алкогольно-сигаретную" тематику, а девушки символику т.н. "девичьих альбомов", с сердечками, ангелочками, стрелочками и надписями вроде: "Ночью и днем только о нем". Подобные "разрисованные" экземпляры до сих пор можно найти в пластиночных сэконд-хэндовых магазинчиках в Москве.
Улыбаетесь? А вспомните себя? А вы не делали альбомы, в которые вклеивали фотографии плохого качества и скупые статьи из отечественной прессы? А если порыться на антресолях? Но мы снова отвлеклись.
По сравнению с западными образцами — Франция, Германия, Скандинавия и т.д. (их обложки представляли собой прекрасных свидетелей эпохи, образцы стиля, поп-арта и т.п.) — наши издания представляли собой "товары культурного отдыха второго сорта из соседнего сельпо". Примерно, как мы бы воспринимали лапти, сплетенные где-нибудь в Катманду.
80-90-е: обмен. Заключение. Прогноз на будущее
Вот мы и подошли к самому главному. Чего же стоят сейчас все эти советские "диковинки" там, и что можно интересного получить на них в обмен?!
В начале 80-х коллекционирование пластинок начало приобретать упорядоченный характер. Появились специализированные журналы для меломанов (или, если хотите, филофонистов). Стали издаваться специализированные каталоги. Вслед за интересом к оригинальным (в частности, английским) изданиям возник спрос на издания европейские (по уже объясненным причинам) и, как следствие, на пластинки советского и восточно-европейского производства. Прибавьте сюда перестройку, "новое мышление" и интерес к Союзу, и вы получите следующее.
В середине 80-х спрос на советские издания возник подобно ударному току в искаженных пропорциях. "Туда" шли конверты с нашими семерками и гибкими пластинками — как наиболее экзотичным материалом. "Оттуда" присылали контейнеры с LР. Несмотря на то, что в те времена почтовые контакты с "за рубежом" были лимитированы, за короткое время многим удалось собрать не самые плохие (даже по западным меркам) коллекции. А отдельные собиратели зарекомендовали себя постоянными клиентами во многих солидных пластиночных магазинах. Относительная систематизация советских грампластинок была проведена уже тогда. Коллекционеры сами составляли каталоги “Мелодии” с целью дальнейших обменов. Однако идиллия кончилась очень быстро. "Там" быстро поняли, что материал не слишком презентабелен, что его много и самое главное: он однобок.
Было выпущено огромное количество BEATLES, SIMON AND GARFUNKEL, Tom Jones, MIDDLE OF THE ROAD etc. Словом, все то, что было мелодично и более-менее лояльно по отношению к "режиму". О панке, глэме, паб-роке и каких-то других направлениях не могло идти и речи. Отчасти в силу цензуры, отчасти в силу отсутствия интереса у широкой публики. Обмен пришел в русло, в которое должен был придти, уже давно. Парад уродов, выведенных на 1/6 части суши, закончился. Они заняли подобающее место и еще потребуют своей классификации. В силу тиражей и специфики издаваемого материала они еще долго будут ждать своего клиента. Энтузиасты, которые сейчас пытаются наладить контакты с целью обменов, в большинстве случаев будут вынуждены перелопатить не одну стопку журналов "Record Collector", чтобы найти интересное предложение. Для того, чтобы большинство наших изданий начало стоить каких-то реальных денег и перестало быть "историческим казусом" и "наследием проклятой эпохи", необходимо, чтобы часть его "уничтожилась" естественным образом, а оригинальный винил превратился отчасти в "антиквариат". Вместе с этим и все остальные позиции пойдут "вверх".
Сейчас очень сложно дать реальную ценовую оценку "семеркам" и "костям", выходившим в Союзе. В каталогах российских и советских изданий, как правило, нет. Можно ограничиться приблизительными рекомендациями, которые необходимо уточнять (исходя из принципа "на кого нарвешься…"). Естественно, это не является и "истиной в последней инстанции".
Что еще? В последнее время ситуация с малыми форматами меняется. Сейчас в Москве уже не один, как раньше, а несколько сэконд-хэндовых виниловых магазинчиков. Чему можно только радоваться — монополизм исчезает. Семерки западного и отечественного производства присутствуют практически во всех магазинах и в той или иной мере продаются. В основном это BEATLES, STONES, QUEEN, DEEP PURPLE, SLADE, SWEET etc. В общем, монстры рока, и желательно с обложками.
Советские "диковинки" также широко представлены. Но самые интересные или редкие вещи придерживаются персоналом для своих дальнейших обменов и расширения ассортимента, или просто остается в коллекции "под сукном", до лучших времен. Это и есть то "золото партии", о котором говорил Мюллер, из которого "…и начнется наше возвращение назад".
P.S.: Согласно одному из основных законов магии — подобные вещи притягиваются. Не так давно на складе одного винилового магазинчика прорвало канализацию. Зловонная жижа залила пол, попортив и потопив часть пластинок, и "расписалась" мощной струей на остальных. Однако ничего интересного или любопытного на поверхность не всплыло... Вы уж сами думайте, что бы это могло значить.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2002 год в рубрике музыкальная газета