Bruckner, Anton
Симфония # 9 ре минор

(c) 2002 составление, аннотация, перевод — Петербургская Студия Грамзаписи
3tks/60mins
Говоря о поздних романтиках, мы имеем в виду прежде всего добившегося бесспорной известности при жизни Брамса, которого называли Бахом XIX века. Однако его современник Брукнер, органист, педагог, теоретик музыки и один из моих любимых симфонистов, по праву может стоять рядом с ним. Тот же баланс контрапункта и гармонии, та же филигранность контрастов эмоционального и рационального, лирики и философии. (Если кому-то кажется, что эмоций у Брамса все же больше, ему просто нужно как следует вслушаться в Брукнера.) А его оркестровая медь, такая не громыхающая и вместе с тем такая внушительная — это вообще отдельный разговор, не зря в пору творческого взросления Брукнер крепко подружился с Вагнером и даже посвятил ему свою Третью симфонию…
Брукнеру принадлежит ряд развернутых вокальных духовных произведений, множество органных, но девять его симфоний — это девять главных вех его 72-летнего пути.
Девятая ре-минорная (и тональность-то моя любимая!) симфония — это последнее произведение Брукнера, которое он писал все семь оставшихся ему лет. Подведение итогов. На написание финала сил уже не оставалось, и, чувствуя это, Брукнер фактически попрощался с жизнью в последнем завершенном разделе симфонии — концептуальном Адажио. Тем не менее время показало, что, как и Восьмая ("Неоконченная") Шуберта, Девятая симфония Брукнера является законченным произведением и без традиционного финала.
В своей "Галерее классической музыки" фирма "Бомба-Питер" представила рецензируемый альбом под рубрикой "Дирижирует Евгений Мравинский". Это запись, сделанная во время концерта в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии 30 января 1980 г. В это время жизненный и творческий путь великого маэстро также подходил к концу. (Экономя силы, Мравинский все чаще дирижировал сидя, и движения его были скупы и лаконичны — порой он показывал оркестру одними бровями, и коллектив, вполне достойный своего легендарного лидера, никогда не ошибался.) За заслуги в области исполнения венских классиков, в том числе Брукнера (кроме Девятой, он исполнял его Четвертую, Седьмую и Восьмую симфонии), Мравинский стал почетным членом венского Общества друзей музыки. Три последние симфонии чаще всего звучали под управлением Мравинского в последний, наиболее важный в художественном отношении период его творческой деятельности.
Такой вот получился альбом-контрапункт — сплав сочинительского и исполнительского потенциалов в их наивысшей точке. Дуэт гениев.
Дорогая "Бомба"! Хотелось бы еще Брукнера и Мравинского!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета