Ловчев, Евгений
С футболом о музыке

"Музыкальная газета" иногда практикует публикацию интервью с людьми, которые, казалось бы, в силу своей основной профессии далеки от мира музыки. Сегодня перед вами один из таких материалов: в гостях у "МГ" великий советский футболист, а ныне тренер московского "Спартака" по футзалу Евгений Серафимович Ловчев.

— Евгений Серафимович, какое место в вашей жизни занимает музыка? Это фон, "когда есть время, можно что-нибудь послушать/посмотреть" или что-то другое?
— Музыка для меня — это, я не скажу, то же, что спорт, потому что спорт — это моя жизнь, но музыка — это такой же неотъемлемый пласт моей жизни. Я всегда с самого детства слушал музыку, а, повзрослев, стал дружить со многими музыкантами, певцами, более того — я тренировал футбольную команду звезд эстрады. Практически через мои футбольные руки прошла вся сегодняшняя эстрада, и со многими артистами я остался в очень хороших отношениях, а со Славой Малежиком, с Юрой Лозой мы близкие друзья долгие, долгие годы.
…Я помню, когда-то в Львове покупал пластинку первого концерта Чайковского для фортепьяно с оркестром и слушал ее дома, но все-таки не могу сказать, что я любитель классической музыки — наша эстрада мне как-то ближе.

— Есть ли музыка, композитор, песня, которую вы можете вспомнить из вашего детства как нечто тогда уже осмысленное вами, вас поразившее, увлекшее? Среди будущих профессий, прогнозировалась ли вашими родителями стезя музыканта?
— Из детства я не могу вспомнить ничего, кроме русских народных песен. Музыка стала восприниматься мной осмысленно в зрелом возрасте, возможно, после песни Лозы "Плот". Эта песня стала для меня "народной" и сопровождала меня всю жизнь. Футбольный клуб "Фортуна" всегда заканчивал свое выступление этой песней.
На счет будущей профессии… я рос в послевоенные годы, меня воспитывала одна мать, какие там могли быть мысли о музыке?

— В пору вашей юности имело ли место увлечение музыкой BEATLES, других западных исполнителей, с которых многие наши рок-музыканты-мэтры начали свое путешествие в мир музыки на рубеже 70-80-х годов? Насколько такая музыка была популярна в среде ваших коллег, оставалось ли время на ее прослушивание?
— О западных исполнителях я узнал, когда мне было уже за 20 лет, и я стал ездить за границу. Конечно, я был в восторге от Тома Джонса — это был человек, который определял музыкальную культуру в то время. Для нас тогда было откровением то, что творилось на его концертах, та свобода, когда люди могли танцевать, выплескивать свои эмоции. Ведь в нашей стране на концертах было принято слушать музыку, сидя в креслах. В то время только там можно было увидеть, что такое свобода проявления чувств.
Я, конечно же, привозил из-за границы пластинки Элвиса Пресли и BEATLES, но я не был таким поклонником "битлов", как многие музыканты в то время.
И уже позже меня покорила музыка Рода Стюарта, можно даже сказать, что мне нравится рок-музыка.

— Какие музыкальные приоритеты для вас существует сейчас: классическая музыка, опера, оперетта, народная и фолк-музыка, эстрада и популярная музыка, рок-музыка — западная и российская/советская?
— Оперу я очень сложно воспринимаю, оперетта — тоже не мое, в классической музыке есть произведения, которые я люблю и слушаю, но это далеко не все.
Что касается западной музыки, иногда даже не понимая слов, песня может понравиться, как говорится, "лечь на ухо". Я вообще не разделяю музыку на нашу и западную, скорее на — плохую и хорошую.
Но все-таки я воспитан на нашей поп- и рок-музыке: это и Макаревич с компанией, и АРАКС когда-то: была такая группа, там пел Сергей Беликов и многие другие.

— Если выстроить цепочку, как со временем менялись ваши музыкальные вкусы: детство — отрочество — юность и так далее, вплоть до сегодняшнего дня?
— …Я не могу ответить на этот вопрос. Как я уже говорил, мне всегда нравилось что-то определенное. Мои вкусы практически не менялись.

— Есть ли сегодня такая музыка, песня, под которую вы можете отдохнуть, успокоиться, отойдя от вашей работы? В минуты поражений и побед? Есть ли музыка, которую вы не принимаете, не понимаете, равнодушны, однозначно против нее?
— Я сажусь в машину, включаю "Love Радио" и каждый день слушаю музыку, для меня она опять делится на хорошую и плохую. Но я принимаю любую музыку, видимо, я — современный человек, который считает, что любой стиль имеет право на существование. Если мне что-то не нравится — это не значит, что это плохо.
Что касается песен, под которые можно отдохнуть, отойти от работы, то таких много. Мне нравится музыка моего друга, композитора и аранжировщика Виталия Бондарчука, работавшего в свое время с Валерией и Тальковым.
Вообще, творчество Игоря Талькова много для меня значит. Или вот Зинчук: я хожу на его концерты, когда-то он подарил мне свой диск. Эта не громкие мелодии, они не будоражат, а успокаивают, под них можно расслабиться и отдохнуть.

— Есть ли у вас конкретно любимые композиторы, исполнители, произведения, разных стран? Музыка, которая вас наиболее волнует, заставляет сопереживать, вызывает сильные душевные эмоции?
— Для меня любимые музыканты — это все-таки мои друзья.
Сильные эмоции, волнение музыка вряд ли может во мне вызвать. Но близка к этому музыка композитора Игоря Крутого, я бываю на его концертах.

— Вы имели/имеете отношение к футбольной команде артистов эстрады "Старко"/"Фортуна", это так? Как вы думаете, кто-нибудь из ее участников мог бы сделать футбольную карьеру на профессиональном уровне, сбрось он пару-тройку десятков лет?
— И к "Старко", и к "Фортуне" я имею отношение. "Старко" — звездная компания — была создана по идее Михаила Муромова, помогали ему Юрий Давыдов, руководитель группы ЗОДЧИЕ, и композитор Виктор Резников, который, кстати, хорошо играл в футбол, и я, как тренер. Но затем, из-за каких-то финансовых неурядиц мы разошлись, и тогда Лоза и я создали компанию под названием "Фортуна". Раньше было противостояние "Старко" — "Фортуна", а потом, как хорошо сказал Малежек, "ну что мы с ними будем ругаться из-за того, кто лучше в футбол играет, у нас профессия другая".
В футбольном отношении лучше всех выглядел Сережа Беликов из АРАКСА. Остальные… для музыкантов футбол был больше возможностью общения, как сказал мне Миша Боярский: "Сколько я выступал на концертах с этими людьми, но узнал их только здесь, на футболе" (это было, когда "Фортуна" играла в Англии с их телевидением, мы тогда выиграли со счетом 7:1).
Из зарубежных музыкантов лучше всех себя показал Эрос Рамаццотти, когда мы играли с итальянской сборной артистов эстрады.

— Что вы можете сказать о сегодняшней, современной музыке, есть ли у вас на этот счет какие-то свои суждения? Есть ли у вас свое мнение о таких музыкальных направлениях, как рок, хэви-метал, рэп, ди-джеинг, электронная музыка, world music?
— Я поверхностно слышал об этих направлениях. Я мало что в этом понимаю, поэтому не берусь судить. Не могу сказать, что лучше, что хуже, а о своих пристрастиях я уже сказал.

— Знаете ли вы что-нибудь о группе НОГУ СВЕЛО!, слышали ли вы ее? Как вы относитесь к ее творчеству?
— Если бы вопрос звучал: знаете ли вы что-нибудь о "ногу свело", я бы ответил, что спортсмены часто сталкиваются с этой проблемой. В начале моей спортивной карьеры я очень из-за этого страдал, помочь мне смог лишь психолог, сняв эту проблему "с подкорки".
Ну а если говорить о группе НОГУ СВЕЛО!, то я слышал о музыканте Максиме Покровском, он известный человек. Знаю, что моя дочь, Екатерина, работает там. Но поклонником этой группы я не являюсь, вы уже могли определить мои музыкальные пристрастия.

— Насколько среди ваших нынешних "подшефных" музыка популярна? Как хобби, как средство релаксации?
— Когда мы совершаем перелеты в разные города на игры, многие ребята слушают музыку в плейерах, например, Андрей Попков, лучший вратарь прошлого сезона. Конечно же, у них есть какие-то музыкальные пристрастия, я не знаю точно, какие именно. Иногда, например, Витя Зинчук или другие музыканты приглашают на свои концерты, ребята идут с женами отдохнуть, значит, такая музыка их тоже интересует.
Игорь Куприянов, бывший участник группы ЧЕРНЫЙ КОФЕ, тоже игрок "Фортуны", записал песню о "Спартаке". Ребятам она нравится, они просят ее ставить каждый раз перед играми.

— Среди известных артистов есть множество несостоявшихся, в силу тех или иных причин, спортсменов, в частности, футболистов,
— Соткилава, Иглесиас. Но есть и спортсмены, кто не просто поет в компании друзей, а исполняет песни на публике, даже сочиняет их — можно вспомнить игрока киевского "Динамо" Вадима Евтушенко (про которого шутили, что, находясь долгое время на скамейке запасных, он, от нечего делать, заделался бардом), из нынешних — Максима Бузникина, который, как говорят, записал то ли сингл, то ли целый альбом. Можно вспомнить, что многие футбольные сборные записывали песни перед каким-либо футбольным же событием. Могли бы вы вспомнить, рассказать о том, было ли нечто аналогичное в вашей жизни, в жизни ваших близких коллег?

— Мне кажется, что в вопросе ошибка: пел в киевском "Динамо" вратарь Михаил Михайлов.
Соткилава и Иглесиас… не думаю, что они были такие уж профессиональные спортсмены.
Я не слышал, что написал Максим Бузникин, но скажу такую вещь: не мы первые это придумали. Бразильцы часто записывали песни, тот же Пеле, мы следили за этим, но он не становился для нас Фрэдди Меркьюри (вот, кстати, я назвал еще одного человека, чью музыку уважаю).
А сейчас стало модным записывать футбольные гимны, голландцы, например, записали. Лично мне нравится песня "Есть только миг между прошлым и будущим", и я вижу ее в обработке под спортивный гимн, не знаю, как бы это выглядело…

— Есть ли у вас друзья, приятели среди музыкантов? Кто они?
— Практически все ребята, которые входят в спортивный клуб "Фортуна": Саша Иванов, Коля Сафонов из РОНДО, Юра Лоза, Слава Малежек, Витя Зинчук. Это и Олег Газманов, и Вадим Казаченко, и Александр Кутиков, и Виктор Салтыков, Пресняковы, старший и младший…и все остальные ребята.

— Как вы прогнозируете, какой музыкой можно было бы встретить российскую футбольную сборную после возвращения ее с Чемпионата Мира?
— Хотелось бы, конечно, чтобы наша сборная выступила на Чемпионате Мира так, чтобы за нее не было стыдно, прежде всего. Но все последние события и все игры говорят о том, что мы будем не самыми главными исполнителями на этом празднике. С другой стороны, не хотелось бы, чтобы сборная возвращалась под "Лебединое озеро", как это всегда было, когда кто-то умирал.

— Если составить в вашем воображении футбольную команду из самых разных музыкантов, кого бы вы туда включили поименно?
— Тех, кто играет в футбол, или тех, кто мне просто нравится как музыкант? Как профессиональный тренер, могу говорить лишь о тех людях, кого сам видел в игре… Эрос Рамаццотти хорошо играет в футбол. Сережа Беликов, Коля Сафонов, хороший защитник, тот же Давыдов Юра в воротах нормально может стоять. Олег Газманов — правый или левый полузащитник, еще Саша Кутиков хорошо исполнял правого защитника. Юра Лоза — это тот защитник, у которого, как говорится, не проскочишь… Левый защитник — Виталий Бондарчук, Славу Малежика я вижу все-таки под нападающим, если скинуть лет десять.

— Если бы Бог определил вам судьбу музыканта и никакую другую, то кем бы вы пожелали стать?
— Так не бывает, это только в сказке — кем захотел, тем и стал. Те люди, которые видят только айсберг под названием "концерт", сильно ошибаются. Я знаю, что для того, чтобы стать специалистом, кроме таланта нужна такая работоспособность, нужно вложить столько сил и труда, нервов, бессонных ночей, сомнений и разочарований, что врагу не пожелаешь. Да и потом, я выбрал себе судьбу спортсмена и никакую другую.

— Вы поистине многогранный человек. Правда ли, что помимо спорта и музыки, вы занимаетесь еще и кино?
— Ну, музыкой я никогда не занимался, лишь тренировал музыкантов-футболистов, а что касается кино, то это правда. Сейчас я являюсь главным консультантом первого в России спортивного футбольного телесериала под названием "Честная игра". Идея создания такого фильма пришла в голову молодому режиссеру и сценаристу Демьяну Сидоренко, которого я давно и хорошо знаю, так как он учился вместе с моим сыном. Цель же фильма — показать, что такое "честный футбол". Это понятие вмещает в себя многое. Как сказано в моей, только что изданной книге "это не только непредвзятое судейство, отсутствие сговора между футболистами или руководителями команд, это еще и честное отношение к игре, какие бы сложные турнирные задачи ни приходилось решать. Зритель идет на стадион, предвкушая увидеть открытую, непримиримую борьбу, красивую игру, с точными передачами и яркими голами. Он больше возмущается не промахами игроков, а отсутствием настроя на борьбу, когда футболисты безынициативно действуют на поле, равнодушны к исходу матча". Именно эти проблемы будут решаться в фильме.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета