Лейбл-Профиль
BUTT Records -- In Vitebsk We Trust


Профессиональные рекорд-лейблы для Беларуси — вещь необыкновенная. Даже удивительная. К сожалению. Поэтому наличие студий, занимающихся не только записью групп, но и их "раскруткой", организовывающие фестивали, концерты, выпускающие различные сборники и все это во славу рока... поразительно, да и только. А в витебской компании BUTT Records все это реализовывают, причем на высоком уровне. Вашему вниманию предлагается интервью, взятое у директора BR Максима Жукова.

— Что значит ваша аббревиатура "B.U.T.T", и как это название возникло? Как вообще получилось, что вы занялись этим нелегким делом? Что вы вкладываете в смысл фраз "независимая организация" и "некоммерческое музыкальное объединение"? Как организация, занимающаяся промоушном, может существовать вне коммерции (это еще и при том, что в РБ само существование лейблов является нонсенсом, по большому счету)? Есть ли у вас спонсоры, или вы придерживаетесь формата D.I.Y.? Если нет таковых, как вы думаете, сможет ли существовать в дальнейшем B.U.T.T. (хотя четыре года вашей продуктивной работы, конечно, говорят о многом)?
— Начнем с того, что организация наша сейчас называется BUTT Records, что впрочем, не меняет сути. А название возникло после первого организованного нами концерта, который назывался "Blow Up This Town" и был проведен, кстати, в рамках республиканского фестиваля "Студенческая весна". Концерт был настолько успешным, что о нем рассказывало три ТВ-канала, включая БТ. И вот, на этой волне успеха и решили назвать организацию проведенным концертом. А занялся я этим в связи с отсутствием альтернативных концертов в нашем городе. Два концерта в год — это не есть хорошо, подумалось мне, и с новоиспеченным звукооператором еще не названной конторы Вовой Зайцевым мы пошли искать "точку". После многодневной ходьбы и решения различных вопросов был найден аппарат и помещение, а отдел молодежи даже помог с деньгами. На следующий день, после "Blow Up This Town", наш концерт должен был состояться в амфитеатре, были развешены афиши, но незадолго до самого мероприятия нам отказали и не пустили даже в качестве зрителей. А дальше пошло не скажу, что легче, но чаще, интереснее и в другом помещении. Появилась возможность чаще выступать группам, в которых я участвую и в которых не участвую. Появилась независимость, более-менее реальная — не нужно было брать всякие разрешения дурацкие на проведение концертов, на аренду помещений и т. д. Впервые в Витебске появилось неформальное независимое объединение, не прикрепленное к различным Домам пионеров, ДК и пр. В общем, от нас тоже никто не зависел (дружно смеемся. — От авт.). А раз мы объединение неформальное, то и коммерческой организацией по закону быть не могли. Значит, официальных заработков у нас тоже не было и нет. В этом и суть большей части белорусского шоу-бизнеса. Все делается не официально, даже спонсоры помогают под честное слово. Хотя, развитие идет постепенное, от D.I.Y. мы пришли к нормальному выпуску релизов с типографскими вкладышами, вероятно и организация наша скоро станет юридическим лицом. О будущем говорить глупо, ведь Беларусь и "No Future" — синонимы, а организация будет, пока я ей буду заниматься.

— На вашем сайте написано: "...повышение уровня свободного развития молодых белорусских музыкальных исполнителей путем проведения фестивалей творчества, информационной поддержки, аудиозаписи и промоутерской помощи". В связи с этим, как вы думаете, удается ли вам решать на должном уровне эти задачи? В разделе "Акции" опубликован перечень проведенных вами концертов, фестивалей и презентаций, однако как насчет "информационной поддержки" и "промоутерской помощи"? Что делается в этом направлении?
— Пока удавалось, не знаю, как дальше будет. Мы провели около полусотни концертов с участием белорусских и зарубежных групп. Плюс еще около двадцати акций, которые были проведены непосредственно с нашей помощью и участием. Молодым группам и альтернативным командам постоянно предоставлялась возможность выступить, т. е. как раз тем коллективам, которых даже в клубах не особо жалуют. Мы постоянно записываем команды (у меня есть собственная студия). Более того, эти записи я помогаю издать, и в основном, на различных компиляциях. Треки, записанные в студии BUTT Records и в других студиях, выходили на сборниках в Беларуси, Германии, России и Японии. Для примера — на сборнике "Клаустрофобия" — 4 предоставленных мною трека. Два из них записаны на BUTT Records. Если ты заметил, подавляющее число публикаций в "Музыкальной газете" о витебской музыке написано мною. На music.tut.by я — официальный представитель по Витебскому региону. Да и собственный сайт мы имеем с февраля 1999 года. Перечислять можно много и долго. Сайты для музыкантов делаем, в прессе статьи публикуем, на радиостанциях витебские группы крутим (в основном, в Витебске и Минске), помощь постоянная идет (или промоция, как хочешь называй). Скажу больше — за последние четыре года мы сделали для витебской альтернативной музыки больше, чем все организации и частные лица вместе взятые. И это при том, что нас не поддерживает ни государство, ни частный сектор. Разовая помощь бывает, конечно, но она погоды не делает. Правда, сейчас вся наша страна в таком положении... но это уже другая тема.

— Являются ли группы, работающие в Витебске, приоритетными в вашем выборе для работы с ними (к примеру, организации для них концерта или включения в какой-либо сборник)? Или вы также работаете с командами и из других городов? Тут же: по какому принципу осуществляется "селекция" коллективов — "потому что молодой, подающий надежды бэнд", "потому что рок-группа", "потому что наиболее известная команда в Витебске (или РБ в целом)", "потому что сотрудничает с B.U.T.T.", "потому что просто хорошие люди"?
— Да, витебские группы являются наиболее приоритетными для нашей работы. А витебские группы, в которых я участвую, являются еще более приоритетными. Но самыми приоритетными являются группы, желающие помогать и сотрудничать с BUTT Records, неважно, из Витебска они или нет. Если группа выступает на наших концертах, записывается в нашей студии, предоставляет новости о себе, дает интервью и постоянно прогрессирует, то нам приятно и легко "раскручивать" такую группу. Что касается сборников, то здесь все зависит от тематики, стилистики и качества записи. Сборники "Blow Up This Town" составляются исключительно из групп витебского региона, к примеру. С концертами дело обстоит точно также, только качество записи заменяется качеством выступления и мобильностью. Чаще всего мы приглашали NITKIE, LKT, АЛМАЗНЫЙ ФРОНТ и КУКЛЫ.

— Перечисленные в разделе "группы" коллективы являются "подшефными" объединениями, т. е. авторские права на использование их записей полностью принадлежат B.U.T.T.? Или вы сотрудничаете с ними на других условиях?
— Какие-то записи принадлежат, какие-то нет. Чтобы попасть в раздел "группы", нужно иметь витебскую "прописку" и немного зарекомендовать себя как коллектив. Ну, и предоставить о себе информацию. В дальнейшем мы будем размещать информацию и о группах из витебской области.

— Как вы оцениваете существующее положение дел с рок-музыкой в Витебске? В РБ в целом? Есть ли развитие рок-музыки в вашем городе, скажем, появление новых, самобытных коллективов, или продолжается повсеместное слепое копирование зарубежных апологетов рока? Или саунда, традиционного для Минска? Какие, на ваш взгляд, стили сейчас доминируют в среде рок-групп Витебска? И можно ли спрогнозировать будущее такого рода музыки в вашем городе, т. е. по каким направлениям она пойдет и как будет трансформироваться в дальнейшем?
— Положение унылое. Только в Минске идет некоторое движение из-за того, что это столица и возможностей больше у минчан в плане выступлений и попадания в теле- и радиоэфир. Только в издании материала у групп из разных городов более-менее равные шансы. Копирование "звезд" было всегда, из десяти молодых групп восемь обязательно кого-нибудь копируют, явно или не явно. Что касается "саунда, традиционного для Минска", то здесь ты загнул. Ты "Базу" имеешь в виду или "Реактор"? Или почивший "Cosmopolitan"? И что есть "минский саунд"? Непонятен вопрос.
Не доминирует сейчас в Витебске русский рок и группы "новой волны", т. е. группы формата "Нашего Радио", да и любого другого радио. Совсем нет панк-групп. Развита экстремальная музыка, развивается хардкор и хип-хоп. А будет наиболее развит тот стиль, который будет наиболее востребован, это и без прогнозов ясно.

— Есть ли у вас конкуренты (в плане подобной вам организации)? Если есть, то вы сотрудничаете с ними?
— Сотрудничают с сотрудниками (до определенного времени), а с конкурентами конкурируют. Если ты говоришь о Витебске, то среди подобных нам организаций BUTT Records — лидеры.

— Ваше отношение к работе "БМАgroup" и скандалу, связанному с включением в их очередной сборник группы APRAXIA?
— Небольшой скандальчик к выходу какого-либо релиза еще никому не мешал, а продажам даже очень помогал. Это есть коммерчески грамотное ведение дела для шоу-бизнеса, т. к. группа была взята не какая-нибудь, а известная. Ничего дурного (опять же, для этого бизнеса) я не вижу. На Западе это, вообще, обычная практика. Этим зарабатывают деньги. Это — бесплатная реклама. А включать кого-то в сборник или не включать — личное дело составителей компиляции.
Работает "БМАgroup" очень даже неплохо, все свои обязательства выполняет, за долгое время работы с Супрановичем я проверил это на практике. Нишу они свою заняли и сидят в ней прочно. Что еще сказать? Приятно с ними работать.

— Собирается ли ваше объединение в будущем распространить свою деятельность и на всю Беларусь в целом?
— Наша деятельность уже сейчас распространена далеко за пределы Беларуси. Единственно, хотелось бы дистрибьюцию расширить.

— "За время работы объединение наладило сотрудничество со многими молодежными, музыкальными организациями, частными лицами и имеет поддержку со стороны прессы, телевидения и радио" — можно ли узнать об этом поподробнее?
— Я делал концерты для "караванов" "Next Stop — New Life", акции "Выбирай!" и других общественных организаций; являюсь председателем витебского отделения "Рок-лиги"; делаю передачи, организовываю и (или) участвую в них на всех витебских радиостанциях, на "Радио Мир" (при неоценимой помощи Влада Бубена), на витебском ТВ; связан со многими издающими лейблами; публикую информацию в различных периодических изданиях и в сети Интернет. Значит, со всеми этими организациями и людьми BUTT Records сотрудничает. Естественно, у меня имеются информационные спонсоры и люди, которые просто помогают BUTT Records. Остальное — коммерческая тайна некоммерческого объединения.

— "Витебская независимая организация BUTT Records сообщает, что ею временно приостановлено проведение концертов в витебском же клубе "Сова", в связи с невыполнением в том сезоне ряда договоренностей со стороны администрации клуба". Можно ли узнать, почему такое произошло, ведь раньше вы сотрудничали с этим клубом долго и плодотворно?
— Причина банальна — клуб не рассчитался со мной за проведенные концерты. Когда консенсус будет достигнут, концерты BUTT Records продолжатся. Кстати, это происходит не в первый раз, не только со мной и не только в этом клубе. Это болезнь почти всех белорусских клубов. Поэтому, надеюсь, все образуется как-нибудь.

— Последнее: какие планы (ближайшие и долгосрочные) у вашего объединения?
— Ближайшие: мы обновили и реструктурировали наш сайт(http://w3.vitebsk.by/rock), теперь он будет находиться по адресуwww.music.vitebsk.net, обновляться будет каждую неделю или чаще, можно будет подписаться на новости и увидеть рецензии на свои музыкальные записи и т. д. Долгосрочные: стать мэйджор-лейблом (шутка).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета