Браво “Для музыканта очень важно, чтобы его энергия находила выход”
— Если вы не против, хотелось бы начать с главного: с последних новостей группы.
— Что ж… Сразу скажу, что сведения о распаде группы сильно преувеличены. В "Комсомольской правде" была такая информация, но для меня и для группы это было большой новостью. Такие новости появляются раз в полгода, и я считаю, что это нормально. Что касается творчества, то мы записали месяца три назад песню, которая называется "Стрижи", и эта песня вошла в сборник "От винта!", в котором собраны лучшие песни о нашей авиации за последнии 30 лет. Песня не про птиц стрижей, а про летную часть, которая базируется под Москвой. Песня родилась после наших полетов на военно-спортивном самолете полгода назад.
А после нескольких концертов мы начнем репетировать и готовить какие-то наброски к следующему альбому, который, очевидно, появится к концу года. В новом альбоме будут представлены разные музыканты, в частности, Сид из группы ТАРАКАНЫ! — но это вовсе не означает, что песня будет в стиле ТАРАКАНОВ!. Просто Сид написал замечательный текст, который называется "36,6". Текст другой песни написал Анжей из группы ОБЕРМАНЕКЕН. Над несколькими текстами идет работа с Никелем из СЕГОДНЯ НОЧЬЮ. Альбом будет разный, такой же эклектичный, как и предыдушие альбомы БРАВО.
— Кстати, вы сами считаете свой последний альбом, "Евгеника", удачной работой?
— Есть ряд песен из альбома, которые мне нравятся до сих пор. Вообще, как правило, после записи пластинки у меня такое ощущение, что многие вещи в ней я бы переписал. А этот альбом я слушаю, и мне не хочется в нем ничего менять.
Кстати, на песни альбома было снято два клипа: "Любовь не горит" и "Я вернусь". Второй вышел более удачным, такой анимационно-пластилиновый, его делали совсем молодые ребята из ВГИКа. Мне он очень нравится, он получился забавным.
— Одним из ведущих музыкальных Интернет-ресурсов дал такое определение: "Длительное время Хавтан осваивал музыкальные возможности компьютера, и ныне его поход в ретро — уже не дань стиляжной моде, но сэмплы из годов 70-х". Вы согласны с этим высказыванием?
— Сэмплы 70-х — это скорее, дань моде, чтобы было красиво. Я никогда не следовал модным тенденциям. Что значит "так долго осваивал компьютер" — я его не осваивал совсем, я слабо разбираюсь в компьютере: максимум, что я могу сделать — это войти и выйти из Сети и еще бродить по сайтам, если это необходимо. Все сэмплы — это работа нашего саунд-продюсера Николая Козырева, он очень хорошо разбирается в компьютерах и приложил много усилий для того, чтобы альбом звучал актуально. Музыку 70-х я очень хорошо знаю: на ней выросло мое поколение музыкантов и кое-что мы, естественно, используем до сих пор. Я, конечно, наблюдаю за тем, что происходит в современной музыке, но делать заведомо что-то модное глупо. У нашего ансамбля есть свой, ни на что не похожий стиль.
— Какая музыка вас сейчас интересует? Ходили слухи, что вы увлеклись диско.
— Мне нравится совершенно разная музыка, но это не значит, что она будет звучать в БРАВО. Мне нравится электронная музыка — например, DE PHAZZ, из гитарной музыки — MANSUN, потом — появившаяся совсем недавно группа BLACK REBL MOTORCYCLE CLUB, очень модная, она сейчас во всех английских музыкальных изданиях значится как "Открытие года". Не знаю, на сколько пластинок ее хватит, но это хорошая музыка. Что-то нравится из этнической музыки. Я сейчас стал оценивать музыку не по тому, что "модно-немодно", а "нравится мне или нет". Честен ли артист, который делает эту музыку. А диско?.. (смеется) Может, я им и увлекался, но это было когда я еще учился в институте.
— Как складываются ваши творческие отношения с Ленцем?
— Отношения складываются таким образом: я по-прежнему пишу музыку, а Роберт ее исполняет. Я приношу песню, дальше мы начинаем над ней работать, он начинает ее петь и как вокалист вносит что-то свое. Вот таким образом складываются наши отношения. Если говорить о сегодняшнем дне, то в группе по-прежнему два солиста, потому что половина прошлого альбома спета мной и, видимо, в новом альбоме эта ситуация повторится. Мы не группа с солистом, а содружество музыкантов, которые играют и при этом пытаются получить какое-то удовольствие от выхода на сцену, спустя столько лет…
— Как вам кажется, еще не "назрело" время для смены очередного вокалиста?
— Я пока об этом не думал. Мы должны сделать новый альбом, потом сделать какие-то выводы. А говорить "назрело" — "не назрело" — это повод для светских сплетен.
— Что стоит ожидать в ближайшее время от БРАВО?
— От группы, играющей на сцене больше 10 лет, сложно ожидать каких-то кардинальных изменений, тем более революционных. Вряд ли мы будем играть панк или диско. Мы нашли какой-то свой звук и продолжаем экспериментировать со звуком, который был нащупан нами в 80-е годы. Я считаю, что эта ниша до сих пор никем не занята. Есть огромные просторы для разрабатывания этих территорий. Сегодняшняя молодая группа записывает один-два альбома, а затем задыхается: ей уже нечего сказать. Для нас это 13-й альбом по счету, и у группы все-таки есть что сказать. Состав поклонников постоянно меняется, и это значает, что группа существует, что само по себе неплохо. Мы даем концерты, записываем альбомы и привлекаем к себе какое-то внимание. О переменах в составе я не думал, и если они происходят, то это не зависит от меня. Если они будут происходить, то вы узнаете об этом первыми.
— Как группа БРАВО относится к ремиксам?
— Я считаю, что ремиксы в последнее время утратили свою актуальность. Революция в электронной музыке произошла лет 10 назад, поэтому чего-то нового ждать от ремиксов не приходится. Как правило, ремикс звучит хуже, чем песня. Нужен очень большой талант ремиксера, чтобы переосмысленная песня звучала интереснее, чем оригинал. Сейчас же идет настоящее наглое втюхивание каких-то формальных примитивных электронных суррогатов, потому что ремиксы помогают лучше втюхивать саму песню. Она, там, крутится на дискотеках… Но, как правило, фэны группы не слушают ремиксов. Они слушают группу, потому что им интереснее слушать оригинал. Ремиксы воообще мало кто слушает. Под них танцуют, по-моему. Это их основное предназначение.
К римейкам я отношусь тоже плохо. Сейчас делают римейки на группу КИНО, что-то еще такое было… Мы делали римейк на песню группы DEPECHE MODE "Little 15". Мы сделали это, и сделали совершенно оригинально, мне кажется. Раньше у нас были какие-то эксперименты с песнями советских композиторов — "Черный кот", "Последняя электричка" — вот и все. Римейки — дело очень тонкое, деликатное и, опять же, выше оригинала все-равно не прыгнешь. Я слушал сборник "От винта!", в которую вошли песни Бернеса, Майи Кристалинской, Высоцкого, и с ужасом думал, что если кто-то возьмется делать на них ремиксы или кавер-версии, насколько похабно это получится… Можно по пальцам пересчитать артистов, которые смогли бы это сделать деликатно. Что же до перепевок КИНО, не говоря уже об извращенных "Старых песен о главном", об этой похабщине, которую крутили по ОРТ, — многие фанаты были против этого. Была масса гневных отзывов — судя по электронной почте, по гостевым книгам, которые я наблюдал. Довольны были только люди, продающие эти кассеты. Но они, как правило, очень редко и мало думают о качестве того, что они делают. Им важно продать.
…Я не знаю, хотел бы я кого-то перепеть — наверное, уже нет. Умер, к сожалению, Валерий Ободзинский — обалденный певец. С ним мне посчастливилось общаться незадолго до его смерти, буквально месяца за два, за три. У нас был с ним разговор и мы хотели вместе записать "Восточную песню". Ее сейчас сделали мальчишки из группы ПРЕМЬЕР-МИНИСТР, по-моему, неплохо, но я бы сделал совсем по-другому. Был римейк песни с Магомаемым — "Лучший город земли". Удачный, на мой взгляд, хотя там много было минусов, но, в основном, сделан неплохо… Кто еще?.. Шумова и группу ЦЕНТР незаконнно обошли вниманием в свое время, о ней мало кто помнит. Кто-то должен выпустить сборник какой-нибудь, типа "Шумомания". И сделать это только для того, чтобы привлечь внимание к этому замечательному артисту, который сейчас живет в Америке. Я бы это сделал с удовольствием.
— Если не ошибаюсь, именно вы занимались проектом МИККИ МАУС И СТИЛЕТЫ. Какова его судьба?
— Проект существует, и время от времени я им занимаюсь. Но заниматься этим постоянно я не могу, так как большую часть времени у меня отнимает группа БРАВО. Этот проект готовится, но он находится в таком подвешенном состоянии и пока еще не готов. Он будет сильно отличаться от музыки БРАВО. Некоторые его песни — например, "Джаз на орбите" — крутились по радиостанциям.
— А другие музыканты БРАВО? Они занимаются какими-либо сайд-проектами?
— Не знаю. Они ничего не делают, по-моему. Может, я ошибаюсь. Может, делают, и я узнаю об этом. Я думаю, что для участников группы БРАВО очень важно иметь какой-то выход, делать какие-то отдельные проекты, отличающиеся от группы БРАВО. Это очень важно — чтобы не застояться, чтобы расширять кругозор. Для музыканта очень важно, чтобы его энергия находила выход. Поэтому к "левым занятиям" я отношусь абсолютно нормально.
— Что еще, кроме музыки, интересует группу?
— Кроме музыки… за всю группу я не могу отвечать, поскольку они, может быть, тайно от меня еще чем-то и занимаются: меня они не оповещают. Может быть, взрывают дома, отравляют колодцы. Во всяком случае, я этого не знаю. Меня же в жизни интересует очень много разных вещей, например, малобюджетное кино. В Москве есть такая компания, которая устраивает мини-фестивали и премьеры фильмов независимого европейского малобюджетного кино, мне это очень интересно. Я хожу в театры. Кроме БРАВО, меня очень много чего в жизни интересует. Я не являюсь человеком сумасшедшим и подвинутым на одной только музыке. Я коллекционирую гитары. Я коллекционирую виниловые пластинки, у меня большая коллекция, причем очень разнообразная. Начиная с классической музыки и заканчивая джазом, электронной музыкой. Последнее мое приобретение — двойник Moby "Play".
— Авиация?.. Кажется, это также одно из ваших увлечений?
— Дело в том, что я авиацией увлекаюсь независимо от своего желания уже более 15 лет — с тех времен, как появилась группа БРАВО. Мы часто летаем самолетами, и каждый раз без спиртного мы не можем сесть в самолет, потому что очень страшно. Вот такое увлечение авиацией. Но вот недавно мне позвонил один летчик и предложил нам выступить, а взамен пообещал, что покатает нас на военно-спортивных самолетах. Множество наших песен связаны с воздухом, с полетами, летчиками, а на спортивных самолетах мы никогда не летали. Мы согласились и получили от полета массу впечатлений и удовольствия. Правда, было ужасно страшно, тошнило. Концерт играть было очень тяжело. Зато ощущения просто колоссальные, поскольку лично мне удалось даже подержаться за штурвал и, в принципе, он мало отличается от руля машины, но при этом возникают просто потрясающие ощущения. Рядом, конечно, сидел инструктор.
— "Обязательный вопрос" про Агузарову. Стоит ли нам ожидать очередное возобновление сотрудничества БРАВО — Жанна?
— Последняя попытка сотрудничества не увенчалась успехом. Это было, по-моему, 4 года назад. Во время нашего десятилетнего тура. И поэтому мне трудно говорить о каких-то следующих творческих попытках что-то сделать. Само словосочетание "попытка творческого эксперимента" предполагает сомнение, поэтому я боюсь этого риска уже заранее.
— Несколько слов о сборнике "От винта!". Почему вам показалось интересным принять в нем участие?
— Показалось по нескольким причинам. Во-первых, наша песня очень точно подходит туда стилистически. Песня "Стрижи" была записана гораздо раньше, чем появилась идея сборника. Просто все очень удачно совпало. Организаторы этого проекта обратились ко мне с просьбой дать для сборника одну из песен БРАВО. Песню "Стрижи" мы первоначально предполагали сделать синглом нашего нового альбома, но в сборник "От винта!" она очень удачно вписалась.
На концертах нас часто просят написать песню о той или иной профессии. Моряки просят написать песню про моряков, официанты — про официантов, строители — про строителей. Ну, вот летчики тоже подошли и сказали: напишите песню про нас, про "Стрижей". Причем эта тема меня очень сильно задела. Вместе со мной в самолете еще летел поэт Олег Чилап — лидер московской группы ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ. И несколько строк этой песни были написаны еще в самолете: он написал "ножи в землю, "Стрижи" в небо". Потом я написал на эти стихи песню. Просто хотел сделать что-то для этих ребят, которые на следующий день, может быть, полетят в Чечню, в другие горячие точки. Летчики, как известно, были всегда гордостью страны, а сейчас они оказались в положении изгоев. Большая часть компакт-дисков "От винта!" будет просто подарена летчикам. Хотелось не просто петь "любите девушки, простых романтиков", а написать такую песню, чтобы кому-то стало легче. Этот сборник, я думаю, будет вряд ли иметь коммерческий успех. Скорее всего, его будут покупать летчики, их семьи, те, кто имеет отношение к авиации, и просто, наверное, наши поклонники. Думаю, что какое-то количество наших поклонников купит этот сборник. Песни там замечательные. Очень сильные. Настоящие песни.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2002 год в рубрике музыкальная газета