zygimont Vaza «Само наше выступление после довольно долгого перерыва уже является сюрпризом!»
Первое и, кстати, последнее интервью с белорусской группой zygimont VAZA появилось в "МГ" в 1997 году в июле, после концерта в Минске на "Рок-купальле" в парке Горького. Правда, была еще в 1994 году в "Чырвонай змене" какая-то перепечатка из литовской прессы. На протяжении своего творческого пути состав команды постоянно менялся. Не менялось только лицо группы — Сергей (Скрыпа) Скрипниченко. Засек я его совсем случайно на одном из минских рынков и сразу же решил не упускать возможность узнать о том, что сейчас происходит в группе.
— Сержук, давненько мы с тобой не встречались, напомни, основные этапы деятельности zygimont VAZA.
— Ну сколько уже можно про это писать! Посмотрите, 90% газетных материалов про группу — одна биография. Этапы? Какие там этапы! Новый альбом — новый этап.
— Многим показалось, что после альбома "Kambinat" (1998 г.) группа уже не существует. Не много ли вы молчите?
— Да, конечно, группа не выступала с 1997 года (последнее выступление в парке имени Горького в Минске, где-то в июле), но на это есть свои причины. До этого времени в Беларуси шоу-бизнес является чем-то похожим на клуб по интересам, куда люди попадают после работы, а чаще — в субботу или воскресенье. Так как артистам нужно как-то жить-поживать, добра наживать, тут все вместе — семья, карьера, у многих музыкантов есть дети. Таким образом, участие в какой-то, скажем так, рок-н-ролльной жизни у нас является только хобби. Но представим себе, откуда в идеале поступают деньги музыкантам? Ясное дело — от гонораров за выступления и процентов от проданных студийных продуктов: альбомов, синглов или видеоматериалов. Плюс проценты от публикаций в СМИ, плюс продажа сувенирной продукции с символикой того или иного музыкального проекта. А теперь скажите, пожалуйста, возможно ли в Беларуси купить квартиру или автомобиль за доходы от проданных CD или кассет с футболками да значками? Социальный аспект имел отношение к очень страшной и больной современной белорусской проблеме. Дело в том, что потенциальные супергруппы исчезают как раз в то время, когда нужно делать решительный и качественно новый шаг вперед. Почему так происходит? Потому, что в большинстве случаев музыкальные проекты создают люди в возрасте 17-22 лет, это значит — в возрасте студенческом, когда не нужно особенно задумываться над "хлебом насущным". Несмотря на мощную (или не очень) учебную нагрузку, студенты имеют достаточно свободного времени, когда собственно и проходят репетиции. 4-5 лет постоянной музыкальной работы — срок достаточный для приобретения неплохого опыта. Но тут начинается "взрослая" жизнь со своими ежедневными потребностями. Кто-то женится — возникает ответственность за другого человека. Плюс, плюс, плюс… Музыка дохода не приносит и через еще пару лет "геморройных", бесполезных усилий рождается чисто прагматическое видение жизни: зачем заниматься тем, что мешает в "реальном выживании"?
Я видел очень много талантливых людей, которые создали очень хорошие, просто улетные группы в середине и в конце 90-х. Прошло 5 лет — где они? Некоторых уже и в Беларуси нет — выехали кто куда. И это в момент, когда необходим музыкальный тренинг, так называемая школа, которые позволяют уже не задумываться над проблемами исполнения (играть научились!) — только создавай! Ни хрена! Нужно денег заработать. И zygimont VAZA не является исключением — все, как говорится, живые люди. Всем довелось работать в большом мире. Так как добавляются проблемы географически-социальные. В Беларуси работа оплачивается ниже, чем у соседей. Поэтому много кто из "жигимонтовцев" выезжал работать за границу. Ну, и когда звонит кто-то из организаторов очередного концерта и приглашает выступить, оказывается что я — в Минске, басист — во Франции, барабанщик — в Смоленске или Москве. Какое уж тут выступление? Да и несколько раз отказался от предложенных выступлений по "музбытовухе" — качество звука на концертах, как и раньше, остается, к сожалению, кошмарным. Знаете, так получилось, что время работы над альбомами "Der Dritte Krieg" (1996) и "Kambinat" (1997) было практически не ограничено. И я (может впервые в жизни!) смог ЦЕЛИКОМ, ДО КОНЦА РЕАЛИЗОВАТЬ ЗАДУМАННЫЙ АЛЬБОМ. А потом приходишь в зал, где отстройка звука. И первая мысль: на кой хрен нужно было сидеть часами над записью, когда сейчас на концерте НИКТО ЭТОГО НЕ УСЛЫШИТ? Все сольется в некую какофонию, когда бессмысленной становится сама суть любого музыкального проекта — стиль. Но я продолжал работу в студии, поэтому нет смысла говорить, что zygimont VAZA не существует.
— Да… Пессимистически звучит. Многие молодые белорусы также пессимистично смотрят на будущее Беларуси в целом и на свое в частности. Но все-таки как тебе видится развитие ситуации в, так сказать, "шоу-бизнесе" здесь?
— Правду говоря, нет тут пессимизма. Если осмотреться вокруг, в глобальном плане, то за тысячи лет человечество так и не изменилось в своем поведении вообще: те же самые жадность, завистливость, корысть, жажда денег, власти, насилие, убийства, следователи, допросы и т.д. Так стоит ли жить в таком мире? Но другого нет. Поэтому пессимизм считаю вещью бессмысленной. Смысл имеет та вещь, мысль или политика, какая в состоянии что-то изменить. Пессимизм как факт не может что-то изменить. Пессимизм — это только душевное состояние в определенный момент, это ни поступок, ни даже мысль, — это просто состояние. Шоу-бизнес не может существовать сам по себе. Каким путем идет страна, таким самым путем идет и ее шоу-бизнес. Пока наша страна идет неизвестно куда, да и не известно как, да неизвестно с какой скоростью, шоу-бизнес будет развиваться так же. Иногда кто-то говорит, что мы имеем маленькое (в смысле количества населения) государство. Что, мол, народу маловато, какой уж тут шоу-бизнес! И в пример приводят 40-миллионную Польшу, где шоу-бизнес всегда развивался как надо. Или Россию, которая не только построила собственную шоу-систему, которая не останавливается ни на минуту, но еще и экспортирует свою масскультуру на территорию всего бывшего СССР. Но является ли количество населения аргументом? А что в Литве, где всего 3,4 миллиона против наших 10-ти? Имею друзей литовцев, которые работают как раз в системе местного шоу-бизнеса. Поэтому не только слышу, вижу и оцениваю уровень литовской поп-культуры (оцениваю, кстати, на "отлично") во время приездов туда, но и немного знаю о процессах, что там происходят. А там — все в порядке. Все происходит по всем законам шоу-бизнеса, только в условиях, и с учетом особенностей своей территории. Количество населения здесь ни при чем. Знаете, со временем приходит понимание того, что законы развития стран одинаковы для всех. Да, какие-то внутренние, специфические "фишки" имеют место везде, но сколько бы "струну истории" не оттягивали в сторону, — все равно, струна выпрямится и придется плясать под общую дудку. Только чем струну эту дальше оттянешь, тем сильней будет отдача со следующим резонансом во все стороны. Восточная Европа стартанула из объятий СССР в более-менее одинаковых условиях. Сейчас же разница между восточноевропейскими государствами выглядит довольно сильно. В каждой стране добавились местные особенности — где-то война, где-то неразумное руководство, где-то все наоборот. Беларусь же, к сожалению, далеко отстает от всех. Лет через 15, крути–не крути, вступим в НАТО. Только жаль лет, усилий живых людей, выброшенных на свалку времени в борьбе с мифами и фантомами. Ну и чем больше "наворотить", тем больше придется разгребать навороченное. Хотя, в принципе, пережить люди могут и не такие вещи. Мы, белорусы, вот уже более двух столетий именно переживаем эти ситуации, и каждый раз думается: ну это уж действительно капец! Ведь разве не критической оказалась ситуация с развитием нации после 1831 года? А после 1863-го? А после 1940-х, 1950-х, 1960-х? Здесь главное эту самую "струну истории" не оборвать. Не уничтожить целый народ. Да, при желании и при соответствующем обеспечении можно и не такое "сварганить". Однако, любое уничтожение, независимо от формы проявления (физический геноцид или геноцид духовный), — это война. И, как учит история, любая война — это развал экономики. Самое идиотское правительство, самое идиотское общество состоит из обычных, НОРМАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕКОВ, со своими мелкими (но жизненно важными) желаниями. Поэтому самый жестокий, самый харизматичный лидер, который кладет всего себя на жертвенный алтарь какой-то идеи, рано или поздно попросту начинает, простите, зае…ть свое даже самое преданное окружение. Примеры? Так ведь вся история тиранов — это сплошняком примеры. Вся "мистика и счастье нации" Третьего Рейха пошла в жопу, когда война уничтожила немецкую экономику. Светлое будущее? — да, прекрасно, однако большинство хочет хорошо жить именно сегодня. А самое главное, не нужно забывать то, что Беларусь не является островом в каком-то необъятном океане. Когда житель дома (города, хутора или континента) хронически и упористо нарушает принципы совместного проживания, то соседи не завтра — послезавтра найдут пути именно заставить этого жителя придерживаться принятых местных правил поведения.
— Слышали о вашем участии в нашумевших уже проектах "БМАgroup" "Сэрца Эуропы In Rock" и "Hardcoreманiя: чаду!". Не означает ли это возвращение к активной концертной деятельности?
— Я не против концертов (ха-ха!).
— Кстати, на счет "Hardcoreманiя: чаду!". Вы все-таки панки или?..
— Что касается стиля, то прошу об этом меня не спрашивать. Я никогда не привязывался к какому-то определенному стилю. Слушаю много весьма разной музыки и в собственном творчестве склонен к стилистическому разнообразию. А относительно панка как явления социального, то я человек очень буржуазный в смысле взглядов на жизнь. Поэтому, какой же из меня панк?
— Анализируя вашу биографию, припоминаем участие в политических акциях в поддержку БПС, "День беларускай краевай абароны" и др. В связи с этим проясните свои политические пристрастия.
— Знаете, пристрастия очень простые — я белорусский националист. А что это — национализм? В моем понимании — это когда я отношусь к своей нации не как ВЫСШЕЙ над другими нациями, но как НЕ НИЗШЕЙ перед другими. Поэтому участие в вышеназванных или подобных акциях является вполне логичным. Так более того, я собственно и придумал проведение концерта в годовщину "БКА" в 1995 году. А в акциях в поддержку БПС я не участвовал. А что, были такие?
— Кстати хотелось бы узнать про твои отношения с Партией любителей пива. Помню ваше довольно громкое выступление на организованной ими концерте после печально известного референдума на стадионе студенческого городка.
— Только концерт состоялся не после, а как раз за день до референдума. Кроме собственного выступления, я был и организатором этого мероприятия. Относительно партии. Весной 1993 года позвонили ко мне приятели, да и говорят: нужно встретиться, есть идея. Встречаемся. Оказывается, разрабатывается проект создания "своей" партии. Для представления интересов определенной группы людей во властных структурах — Верховном Совете и др. Короче, как во всем цивилизованном мире. Ну и началось. Однако, после вышеупомянутого референдума и следующими переворотами сознания, законов, да и самого государственного строя, участники этой самой группы разъехались. Во всех вопросах. Сначала — относительно стратегии да тактики поведения в стране, методов ведения дел, потом — относительно географии нахождения. Затем часть разъехалась буквально по всему миру. Таким образом, партия — не как сообщество друзей — как проект, идея, утратила смысл и просто исчезла. Последняя моя партийная должность — Председатель ревизионной комиссии.
— Как известно руководитель ПЛП уехал в Чехию. Этот поступок, мягко говоря, был воспринят неоднозначно. Как ты относишься к этому случаю в частности и к явлению политэмигрантства вообще?
— Знаете, Андрей Рамашевский — это один из моих старейших приятелей. Он уехал, поскольку посчитал подобный поступок нужным для себя. Я не могу сказать: "верное решение" или "глупый поступок". Человек сделал собственный выбор. Никто не может его критиковать. Отвечая на вторую часть вопроса, скажу следующее. Разговоры-беседы-заклики-перешептывания-крики об политэмигрантстве я слышу с 1989 года. Без преувеличения — 95% говоривших об этом людей, палец о палец не ударили, чтобы сделать хоть бы шаг в нужном направлении. Одни разговоры. 3% уехали и вернулись. 2%, в числе которых и Андрей Рамашевский, сделали ВСЕ, чтобы уехать. Делали целенаправленно, системно, разумно. И получили не просто разрешение на посещение той или другой страны, но тот самый Нонсеновский паспорт политического беженца — помните книги Ремарка? Многие из тех, кто хотел выехать — будем называть вещи своими именами — надеялся на западную систему социального обеспечения. Ясное дело — страны богатые, и в состоянии содержать разных "беженцев". Это значит — выехать за границу, чтобы получить статус политбеженца, получать пенсию, играть в гольф на таких красивых заграничных площадках, а главное — ничего не делать. Мол "меня СССР, а потом лукашенковская РБ так сильно обидели, обделили, защемили, не дали расправить крылья творческие, что можно теперь эти обиды компенсировать ценой западных стран, которые на каждом шагу декларируют принципы помощи потерпевшим от разных деспотий". Все это говорю без тени иронии. Так каким бы великим не казался наш земной шар, информация про "своих" расползается ВЕЗДЕ. Почти все "подвиги" наших бывших соотечественников за границей давно всем точно известны. Мы не можем критиковать их. Только порой обидно, когда такой очередной "борец за Беларусь" проникает в какие-то белорусские эмигрантские круги и подкидывает очередную дозу говна. А люди со стороны судят потом об этих белорусских кругах (кстати, и о самих белорусах, и об их стране) по поступкам вышеназванных "говнометов". Я их так и называю: "говнометы".
— Белорусская рок-сцена поделена на несколько тусовок. Несмотря на свое белорусскоязычие, вы не относитесь к традиционной тусовке N.R.M. — КРАМА — НОВАЕ НЕБА. А кого вы причисляете к своим?
— Как-то в разговоре с Алесем Помидоровым на радио "Рацыя" он спросил мое мнение на тему белорусов как нации. Мы много беседовали об этом, но резюме мое было следующее: на протяжении ХХ века БЕЛОРУСЫ НЕ МОГУТ ДОГОВОРИТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ. Это касается абсолютно всех сфер бытия. Никто не хочет быть белорусским патриотом. Каждый хочет стать ВОЖДЕМ белорусских патриотов. Достаточно только не сойтись во мнении с коллегами, как сразу начинается создание новых, альтернативных формаций. При этом идет борьба и за само название формации (политической, бизнесовой — не важно). Примеры? От БНР в 1918-м до БНФ в 2000-м! Кроме того, в своем стремлении к монопольному "праву быть правым" люди порой доходят до обычного свинства и хамства в отношении оппонентов (это значит — вчерашних компаньонов). Не нужно вводить российские войска в Беларусь, чтобы навести тут "русский порядок". Достаточно, через снисходительную ухмылку, посмотреть на всю эту белорусскую суету и в нужный момент "подкидывать" ПРОСТО АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МНЕНИЕ. Обязательно СПРАВЕДЛИВОЕ, на современную белорусскую тему, чтобы никому и в голову не пришло, что эта мысль — снаружи. И, считай — конец делу. Поскольку там, где другие вооружатся информацией, полученной после плодотворных дискуссий, белорусы бросят все силы на создание альтернативных партий, чтобы только не довести дело до открытого обсуждения. Ведь в дискуссии можно оказаться в ситуации, когда ты просто не прав. А как же так! Я — не такой! Я знаю, как надо строить будущее! Поэтому белорусское общество ужасно поделено на сверхантагонистические группировки-тусовки. Искусство провоцировать конфликт в любой ситуации, по любому поводу — отличительная белорусская черта современности. Мне это, мягко говоря, не нравится. Стараюсь во всех ситуациях провоцировать КОНТАКТ. Даже когда кажется лучшим — дать в морду. Мой опыт подсказывает, что любое улаженное дело, любой договор, любой контакт, даже бесполезный, хоть и не принесет очевидной пользы, но посодействует, чтобы где-то не возникла НЕНАВИСТЬ. А это — очевидная польза. Поэтому стараюсь в своих приятельских контактах не ограничиваться кругом тусовки того или иного приятеля. Как ни крутись, а тебе жить вместе с этими людьми, нравится тебе или нет. Неизвестно как повернутся дела (а они обязательно повернутся — логика жизни) и не возникнет ли потребность обратиться за помощью (консультацию, совет и т.д.) к личности, какую ты позавчера прилюдно — или со страниц прессы или еще как — смешал с говном. Так что в число СВОИХ зачисляю всех СВОИХ. Такой вот каламбур. Ну, и потом, что значат слова "Вы не относитесь к традиционной тусовке N.R.M. — КРАМА — НОВАЕ НЕБА"? Это что — сидим мы где-то вечером вместе с Вольским, Ворошкевичем, Коренем да Камоцкой под мостом и "тусуемся"? Смешно. Все же имеют свои взрослые хлопоты.
— Хотел услышать немного другое. Раньше имя zygimont VAZA чаще встречалось на афишах рядом с экстремальными, тяжелыми, англоязычными командами. Существует мнение что есть определенная группа коллективов, которая ездит на "Басовище" в качестве гостей, выступает за границей и т.д. Вас не принимает белорусская рок-тусовка?
— Ну и вопрос! Если я правильно понял, то выходит, что меня тусовка не принимает? Какой тут прием, я же своей собственной жизнью живу! Я же говорил, что всегда ищу контактов. Особенно среди родственных душ — рок-н-ролльщиков. Уже вначале 90-х (у-уу, какое было время!!!) возникло деление: белорусскоязычная группа — небелорусскоязычная группа. Как-то в Киеве рассказал про это, так на меня посмотрели как на сумасшедшего. А у нас некоторые считали, что когда группа не поет по-белорусски (или наоборот), то она какая-то неполноценная. Потом это разделение превратилось в определенный стереотип: "Эта группа в принципе ничего себе, но все они там…" (набор эпитетов). И сейчас немного осталось групп с того времени, но ярлыки так и висят, так как передавались буквально из поколения в поколение. Мне же такое всегда не нравилось. Старался дружить с людьми согласно общим интересам, в данном случае — рок-н-ролла, например. А язык исполнения?.. Знаете в англоязычном GODS TOWER в альбоме "The Eerie" чего-то такого собственно белорусского (по духу, восприятию этой земли и т.п.) было не меньше, чем в "Чужаніца" ULIS. К тому же, когда-то давно, когда белорусскоязычный рок только-только начинался, и каждая группа оценивалась на вес золота, существовало следующее отношение: не важно, какой профессиональный уровень у этой группы или исполнителя (со временем всему научатся!), лишь бы по-белорусски. Потом времена изменились, и далеко не все белорусскоязычные проекты звучали и звучат достойно, профессионально, хотя и патриотично, по содержанию. Поэтому и не удивительно, что zygimont VAZA, которая исполняет музыку больше тяжелую, экстремальную, чаще можно было услышать на концертах вместе с SARCASTIC GREEN, BARFLY'S DREAMS или даже PATHOLOGIST DEPARTMENT чем, к примеру, с НОВЫМ НЕБАМ, играющим музыку более взвешенную и спокойную.
— Известно, что вы сейчас работаете сразу над несколькими новыми программами. Расскажите про них.
— Я, вообще-то, неохотно рассказываю про то, что еще не реализовано. Да, поназаписывали много. Еще в 1999 году я начал работу над альбомом "Каін". В 2000-м материал был частично записан. В то же самое время задумался один театральный проект, про него пока ничего не скажу — рано! Но 2000 год оказался, без преувеличения, переломным в моей жизни. Довелось много поездить по миру, прибавились кошмарные личные моменты, а в конце года я вообще уехал в Варшаву на неопределенное время и весь 2001-й там и прожил. А работа же сама не сделается. Только сейчас завершается сведение со следующим мастерингом музыки для театрального проекта. Ну, и потом надо как то с "Каінам" закончить, сколько же можно!
— Что для тебя zygimont VAZA: хобби, работа, виртуальный проект?
— Чем бы это ни назвать, zygimont VAZA для меня является неотъемлемой частью самого меня, моего прошлого, формирование личности, творца. То, что приходится зарабатывать на жизнь не музыкой — не переводит, автоматически, работу в zygimont VAZA в разряд хобби.
— Ваши программы пользуются устойчивым спросом. Даже в Польше есть пиратские, местные МС-издания. Не планируете ли вы издать наконец то свои альбомы на нормальных СD?
— В принципе, я не против. Посмотрим, какие будут конкретные предложения на этот счет.
— На альбом "Сэрца Эўропы In Rock" представлен ваш кавер на известную польскую группа REPUBLIKA. Это признание непосредственных влияний?
— REPUBLIKA — группа, которая "развернула" мое творческое сознание в нужную сторону. Знаете, в 1986-87 годах, в тогдашнем СССР, на волне перестройки, на официальную сцену вылилось целое течение роковых коллективов. Все они ранее работали в подполье, записи свои распространяли среди "своих". Поэтому, безусловно, к творчеству этих коллективов сразу возник большой интерес среди "широких масс". В том числе, и у меня. И, хотя мои роковые вкусы создавались на музыке западной, тем не менее было очень интересно открывать для себя творчество советских рокеров. И это было то самое время, когда я серьезно собирался играть какую-то музыку. Именно серьезно, так как может с 13–14 лет я в собственном подвале регулярно собирал какие то дворово-локальные рок-банды. Но это был своеобразный натуральный отбор, так как подростки пробуют себя в разных делах и занятиях. Для большинства моих компаньонов это рок-бандство перестало быть интересным. У меня же наоборот, желание рок-н-роллить стало еще сильней. Ну и конечно, было очень интересно прислушиваться к советским группам, так как это были не недосягаемо-далекие LED ZEPPELIN или PINK FLOYD, а советские хлопцы из соседних городов. Только маленькое отступление — все они были из России. И вся их музыка, натурально, была российской — и согласно языку исполнения, и согласно внутреннему запалу, и согласно способу мышления, и согласно взглядам на окружающий мир. В том числе, и на мир не русский. К какому я, как ни крути, не относился. Даже совдеповская БССР не была Россией.
Мне было достаточно послушать "Nowe Sytuacje" REPUBLIKA, чтобы сразу почувствовать и понять кто я, и откуда. КИНО, АКВАРИУМ, ДДТ, НАУТИЛУС сразу стали НЕ СВОИМИ. И дело не в отношениях ПОЛЬША — РОССИЯ. Я осознал, что есть другие отношения: ЕВРОПА — РОССИЯ. Несмотря на то, что польская часть Европы на то время политически являлась российской. Кстати, в плане воздействия на сознание (в том числе национальное) потом к REPUBLIKA прибавился литовский ANTIS. Песня "Nowe Sytuacje", какую мы играли, есть дань уважения людям, которые оказали на меня одно из самых мощных впечатлений. Это утверждение верности неким собственным идеалам юности. А может, просто память о временах, какие уже, к сожалению, не вернешь. Часто люди спрашивали: что за контракт, или что-то подобное, у вас в Польше? Почему песня по-польски? А все просто. Не контракт, только личная инициатива. Страна происхождения REPUBLIKA не имеет значения. Если бы REPUBLIKA была из Румынии, то и песню бы спели по-румынски.
— Оформляя свои альбомы вы постоянно используете латинку. Это принцип или случайность?
— Не случайность. Это одно из проявлений европейскости, во-первых. Во вторых, кириллица, как искусственное изобретение, а точнее — компиляция из греческо-византийского да латинского алфавитов (каждый из которых имел довольно самостоятельное развитие и, как итог, заимел свою собственную визуальную динамику) — очень "корява", громоздка, не динамична. Это я говорю, так как в жизни профессионально занимаюсь графическим дизайном. И проблемы, связанные с "корявостью" кириллицы, невозможно интегрировать в современный культурный контекст (так как контекст этот сегодня больше является латинографическим), эти проблемы возникают у меня каждый день. Это — тема для отдельных статей, которых уже и так напечатано немало в прессе. По крайней мере, российские дизайнеры, несмотря ни на какие патриотические чувства, не только не опровергают правильность перехода на латинку, но и более-менее постоянно высказываются на этот счет.
— На каких языках, кроме белорусского, вы еще поете, и почему?
— Только по-белорусски. Хотя на концертах пели по-польски (кавер-версии PROLETARIAT и SAJGON) и по-английски ("битловскую" "Come Together", "цепелиновскую" "Rock And Roll" да "роллингстоуновскую" "Satisfaction").
— Ваши отношения к вере, Богу, христианству…
— Никогда не обсуждаю такие темы, так как это — личное.
— Кроме музыки вы приобрели авторитет и через собственный дизайнерский стиль. Некоторые даже пробуют его копировать. Откуда такие способности?
— Это моя профессия. Учился в Академии искусств несколько лет. Потом (начало 90-х, расцвет частного бизнеса) посыпались заказы: фирменный стиль, рекламные материалы и т.д. С того времени постоянно работаю в рекламных агентствах. Сейчас вот планирую доучиться, закончить все-таки какой-нибудь ВУЗ.
— Ваши любимые фильмы, книги, группы…
— Ну, знаете, можно сказать что, например, любимый фильм — "Гамлет" со Смоктуновским в главной роли или "Aпокалипсис сегодня" с Шином, тогда как же обойти "Однажды в Америке" или "Человек из железа"?.. Книги… Шекспир, Короткевич, Горецкий, Бель?.. Группы… ROLLING STONES, Kate Bush, BATHORY, Grzegorz Ciechowski?.. Этот вопрос не из тех, на которые можно ответить: раз, два, три. Много фильмов, много книг, много разной музыки.
— Рок-музыканты любят хорошо поесть. А любишь ли ты сам готовить? Может, поделишься своим каким-то фирменным рецептом.
— Уже продолжительное время занимаюсь своим здоровьем. Поесть люблю, но не ем как когда-то раньше все валом — лишь бы вкусно — придерживаюсь определенных диетических систем. Ну и готовлю, конечно. В самом деле, люблю готовить. А рецепт… Ну, например, такой. После шумных действий, типа рок-н-ролльных вечеринок, с пивом, водкой, закуской и т.п. организм требует нежного к себе отношения. Поэтому мое предложение на завтрак следующее: порезать дыню на дольки, как это обычно делается с дынями или арбузами. Через каждую дольку перекинуть нетолстый кусочек балыка какой-нибудь красной рыбы (горбуши или вроде того). Главное условие — чтобы рыба не была очень соленая. Все, завтрак готов. Выглядит весьма непривычно, чтобы не сказать — экзотично! Зато непривычное сочетание (рыба — дыня) не покажется сумасшествием, когда это блюдо попробуете. Пейте минералку или чай (только не крепкий), лучше — зеленый. Это вообще касается всех "бодуновых утр": из горячих напитков — никакого кофе! Только чай. Обязательно не крепкий. Приятного аппетита!
— После шумных концертов и публикаций в Литве, Польше, Молдове, а потом долгого перерыва, многие с нетерпением ждали ваших выступлений в Минске. Как вы думаете, они остались довольны?
— Ха! Мне кажется, что сам факт нашего выступления после довольно долгого перерыва уже сам по себе является сюрпризом! Об остальном спросите у них.
— Сержук, давненько мы с тобой не встречались, напомни, основные этапы деятельности zygimont VAZA.
— Ну сколько уже можно про это писать! Посмотрите, 90% газетных материалов про группу — одна биография. Этапы? Какие там этапы! Новый альбом — новый этап.
— Многим показалось, что после альбома "Kambinat" (1998 г.) группа уже не существует. Не много ли вы молчите?
— Да, конечно, группа не выступала с 1997 года (последнее выступление в парке имени Горького в Минске, где-то в июле), но на это есть свои причины. До этого времени в Беларуси шоу-бизнес является чем-то похожим на клуб по интересам, куда люди попадают после работы, а чаще — в субботу или воскресенье. Так как артистам нужно как-то жить-поживать, добра наживать, тут все вместе — семья, карьера, у многих музыкантов есть дети. Таким образом, участие в какой-то, скажем так, рок-н-ролльной жизни у нас является только хобби. Но представим себе, откуда в идеале поступают деньги музыкантам? Ясное дело — от гонораров за выступления и процентов от проданных студийных продуктов: альбомов, синглов или видеоматериалов. Плюс проценты от публикаций в СМИ, плюс продажа сувенирной продукции с символикой того или иного музыкального проекта. А теперь скажите, пожалуйста, возможно ли в Беларуси купить квартиру или автомобиль за доходы от проданных CD или кассет с футболками да значками? Социальный аспект имел отношение к очень страшной и больной современной белорусской проблеме. Дело в том, что потенциальные супергруппы исчезают как раз в то время, когда нужно делать решительный и качественно новый шаг вперед. Почему так происходит? Потому, что в большинстве случаев музыкальные проекты создают люди в возрасте 17-22 лет, это значит — в возрасте студенческом, когда не нужно особенно задумываться над "хлебом насущным". Несмотря на мощную (или не очень) учебную нагрузку, студенты имеют достаточно свободного времени, когда собственно и проходят репетиции. 4-5 лет постоянной музыкальной работы — срок достаточный для приобретения неплохого опыта. Но тут начинается "взрослая" жизнь со своими ежедневными потребностями. Кто-то женится — возникает ответственность за другого человека. Плюс, плюс, плюс… Музыка дохода не приносит и через еще пару лет "геморройных", бесполезных усилий рождается чисто прагматическое видение жизни: зачем заниматься тем, что мешает в "реальном выживании"?
Я видел очень много талантливых людей, которые создали очень хорошие, просто улетные группы в середине и в конце 90-х. Прошло 5 лет — где они? Некоторых уже и в Беларуси нет — выехали кто куда. И это в момент, когда необходим музыкальный тренинг, так называемая школа, которые позволяют уже не задумываться над проблемами исполнения (играть научились!) — только создавай! Ни хрена! Нужно денег заработать. И zygimont VAZA не является исключением — все, как говорится, живые люди. Всем довелось работать в большом мире. Так как добавляются проблемы географически-социальные. В Беларуси работа оплачивается ниже, чем у соседей. Поэтому много кто из "жигимонтовцев" выезжал работать за границу. Ну, и когда звонит кто-то из организаторов очередного концерта и приглашает выступить, оказывается что я — в Минске, басист — во Франции, барабанщик — в Смоленске или Москве. Какое уж тут выступление? Да и несколько раз отказался от предложенных выступлений по "музбытовухе" — качество звука на концертах, как и раньше, остается, к сожалению, кошмарным. Знаете, так получилось, что время работы над альбомами "Der Dritte Krieg" (1996) и "Kambinat" (1997) было практически не ограничено. И я (может впервые в жизни!) смог ЦЕЛИКОМ, ДО КОНЦА РЕАЛИЗОВАТЬ ЗАДУМАННЫЙ АЛЬБОМ. А потом приходишь в зал, где отстройка звука. И первая мысль: на кой хрен нужно было сидеть часами над записью, когда сейчас на концерте НИКТО ЭТОГО НЕ УСЛЫШИТ? Все сольется в некую какофонию, когда бессмысленной становится сама суть любого музыкального проекта — стиль. Но я продолжал работу в студии, поэтому нет смысла говорить, что zygimont VAZA не существует.
— Да… Пессимистически звучит. Многие молодые белорусы также пессимистично смотрят на будущее Беларуси в целом и на свое в частности. Но все-таки как тебе видится развитие ситуации в, так сказать, "шоу-бизнесе" здесь?
— Правду говоря, нет тут пессимизма. Если осмотреться вокруг, в глобальном плане, то за тысячи лет человечество так и не изменилось в своем поведении вообще: те же самые жадность, завистливость, корысть, жажда денег, власти, насилие, убийства, следователи, допросы и т.д. Так стоит ли жить в таком мире? Но другого нет. Поэтому пессимизм считаю вещью бессмысленной. Смысл имеет та вещь, мысль или политика, какая в состоянии что-то изменить. Пессимизм как факт не может что-то изменить. Пессимизм — это только душевное состояние в определенный момент, это ни поступок, ни даже мысль, — это просто состояние. Шоу-бизнес не может существовать сам по себе. Каким путем идет страна, таким самым путем идет и ее шоу-бизнес. Пока наша страна идет неизвестно куда, да и не известно как, да неизвестно с какой скоростью, шоу-бизнес будет развиваться так же. Иногда кто-то говорит, что мы имеем маленькое (в смысле количества населения) государство. Что, мол, народу маловато, какой уж тут шоу-бизнес! И в пример приводят 40-миллионную Польшу, где шоу-бизнес всегда развивался как надо. Или Россию, которая не только построила собственную шоу-систему, которая не останавливается ни на минуту, но еще и экспортирует свою масскультуру на территорию всего бывшего СССР. Но является ли количество населения аргументом? А что в Литве, где всего 3,4 миллиона против наших 10-ти? Имею друзей литовцев, которые работают как раз в системе местного шоу-бизнеса. Поэтому не только слышу, вижу и оцениваю уровень литовской поп-культуры (оцениваю, кстати, на "отлично") во время приездов туда, но и немного знаю о процессах, что там происходят. А там — все в порядке. Все происходит по всем законам шоу-бизнеса, только в условиях, и с учетом особенностей своей территории. Количество населения здесь ни при чем. Знаете, со временем приходит понимание того, что законы развития стран одинаковы для всех. Да, какие-то внутренние, специфические "фишки" имеют место везде, но сколько бы "струну истории" не оттягивали в сторону, — все равно, струна выпрямится и придется плясать под общую дудку. Только чем струну эту дальше оттянешь, тем сильней будет отдача со следующим резонансом во все стороны. Восточная Европа стартанула из объятий СССР в более-менее одинаковых условиях. Сейчас же разница между восточноевропейскими государствами выглядит довольно сильно. В каждой стране добавились местные особенности — где-то война, где-то неразумное руководство, где-то все наоборот. Беларусь же, к сожалению, далеко отстает от всех. Лет через 15, крути–не крути, вступим в НАТО. Только жаль лет, усилий живых людей, выброшенных на свалку времени в борьбе с мифами и фантомами. Ну и чем больше "наворотить", тем больше придется разгребать навороченное. Хотя, в принципе, пережить люди могут и не такие вещи. Мы, белорусы, вот уже более двух столетий именно переживаем эти ситуации, и каждый раз думается: ну это уж действительно капец! Ведь разве не критической оказалась ситуация с развитием нации после 1831 года? А после 1863-го? А после 1940-х, 1950-х, 1960-х? Здесь главное эту самую "струну истории" не оборвать. Не уничтожить целый народ. Да, при желании и при соответствующем обеспечении можно и не такое "сварганить". Однако, любое уничтожение, независимо от формы проявления (физический геноцид или геноцид духовный), — это война. И, как учит история, любая война — это развал экономики. Самое идиотское правительство, самое идиотское общество состоит из обычных, НОРМАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕКОВ, со своими мелкими (но жизненно важными) желаниями. Поэтому самый жестокий, самый харизматичный лидер, который кладет всего себя на жертвенный алтарь какой-то идеи, рано или поздно попросту начинает, простите, зае…ть свое даже самое преданное окружение. Примеры? Так ведь вся история тиранов — это сплошняком примеры. Вся "мистика и счастье нации" Третьего Рейха пошла в жопу, когда война уничтожила немецкую экономику. Светлое будущее? — да, прекрасно, однако большинство хочет хорошо жить именно сегодня. А самое главное, не нужно забывать то, что Беларусь не является островом в каком-то необъятном океане. Когда житель дома (города, хутора или континента) хронически и упористо нарушает принципы совместного проживания, то соседи не завтра — послезавтра найдут пути именно заставить этого жителя придерживаться принятых местных правил поведения.
— Слышали о вашем участии в нашумевших уже проектах "БМАgroup" "Сэрца Эуропы In Rock" и "Hardcoreманiя: чаду!". Не означает ли это возвращение к активной концертной деятельности?
— Я не против концертов (ха-ха!).
— Кстати, на счет "Hardcoreманiя: чаду!". Вы все-таки панки или?..
— Что касается стиля, то прошу об этом меня не спрашивать. Я никогда не привязывался к какому-то определенному стилю. Слушаю много весьма разной музыки и в собственном творчестве склонен к стилистическому разнообразию. А относительно панка как явления социального, то я человек очень буржуазный в смысле взглядов на жизнь. Поэтому, какой же из меня панк?
— Анализируя вашу биографию, припоминаем участие в политических акциях в поддержку БПС, "День беларускай краевай абароны" и др. В связи с этим проясните свои политические пристрастия.
— Знаете, пристрастия очень простые — я белорусский националист. А что это — национализм? В моем понимании — это когда я отношусь к своей нации не как ВЫСШЕЙ над другими нациями, но как НЕ НИЗШЕЙ перед другими. Поэтому участие в вышеназванных или подобных акциях является вполне логичным. Так более того, я собственно и придумал проведение концерта в годовщину "БКА" в 1995 году. А в акциях в поддержку БПС я не участвовал. А что, были такие?
— Кстати хотелось бы узнать про твои отношения с Партией любителей пива. Помню ваше довольно громкое выступление на организованной ими концерте после печально известного референдума на стадионе студенческого городка.
— Только концерт состоялся не после, а как раз за день до референдума. Кроме собственного выступления, я был и организатором этого мероприятия. Относительно партии. Весной 1993 года позвонили ко мне приятели, да и говорят: нужно встретиться, есть идея. Встречаемся. Оказывается, разрабатывается проект создания "своей" партии. Для представления интересов определенной группы людей во властных структурах — Верховном Совете и др. Короче, как во всем цивилизованном мире. Ну и началось. Однако, после вышеупомянутого референдума и следующими переворотами сознания, законов, да и самого государственного строя, участники этой самой группы разъехались. Во всех вопросах. Сначала — относительно стратегии да тактики поведения в стране, методов ведения дел, потом — относительно географии нахождения. Затем часть разъехалась буквально по всему миру. Таким образом, партия — не как сообщество друзей — как проект, идея, утратила смысл и просто исчезла. Последняя моя партийная должность — Председатель ревизионной комиссии.
— Как известно руководитель ПЛП уехал в Чехию. Этот поступок, мягко говоря, был воспринят неоднозначно. Как ты относишься к этому случаю в частности и к явлению политэмигрантства вообще?
— Знаете, Андрей Рамашевский — это один из моих старейших приятелей. Он уехал, поскольку посчитал подобный поступок нужным для себя. Я не могу сказать: "верное решение" или "глупый поступок". Человек сделал собственный выбор. Никто не может его критиковать. Отвечая на вторую часть вопроса, скажу следующее. Разговоры-беседы-заклики-перешептывания-крики об политэмигрантстве я слышу с 1989 года. Без преувеличения — 95% говоривших об этом людей, палец о палец не ударили, чтобы сделать хоть бы шаг в нужном направлении. Одни разговоры. 3% уехали и вернулись. 2%, в числе которых и Андрей Рамашевский, сделали ВСЕ, чтобы уехать. Делали целенаправленно, системно, разумно. И получили не просто разрешение на посещение той или другой страны, но тот самый Нонсеновский паспорт политического беженца — помните книги Ремарка? Многие из тех, кто хотел выехать — будем называть вещи своими именами — надеялся на западную систему социального обеспечения. Ясное дело — страны богатые, и в состоянии содержать разных "беженцев". Это значит — выехать за границу, чтобы получить статус политбеженца, получать пенсию, играть в гольф на таких красивых заграничных площадках, а главное — ничего не делать. Мол "меня СССР, а потом лукашенковская РБ так сильно обидели, обделили, защемили, не дали расправить крылья творческие, что можно теперь эти обиды компенсировать ценой западных стран, которые на каждом шагу декларируют принципы помощи потерпевшим от разных деспотий". Все это говорю без тени иронии. Так каким бы великим не казался наш земной шар, информация про "своих" расползается ВЕЗДЕ. Почти все "подвиги" наших бывших соотечественников за границей давно всем точно известны. Мы не можем критиковать их. Только порой обидно, когда такой очередной "борец за Беларусь" проникает в какие-то белорусские эмигрантские круги и подкидывает очередную дозу говна. А люди со стороны судят потом об этих белорусских кругах (кстати, и о самих белорусах, и об их стране) по поступкам вышеназванных "говнометов". Я их так и называю: "говнометы".
— Белорусская рок-сцена поделена на несколько тусовок. Несмотря на свое белорусскоязычие, вы не относитесь к традиционной тусовке N.R.M. — КРАМА — НОВАЕ НЕБА. А кого вы причисляете к своим?
— Как-то в разговоре с Алесем Помидоровым на радио "Рацыя" он спросил мое мнение на тему белорусов как нации. Мы много беседовали об этом, но резюме мое было следующее: на протяжении ХХ века БЕЛОРУСЫ НЕ МОГУТ ДОГОВОРИТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ. Это касается абсолютно всех сфер бытия. Никто не хочет быть белорусским патриотом. Каждый хочет стать ВОЖДЕМ белорусских патриотов. Достаточно только не сойтись во мнении с коллегами, как сразу начинается создание новых, альтернативных формаций. При этом идет борьба и за само название формации (политической, бизнесовой — не важно). Примеры? От БНР в 1918-м до БНФ в 2000-м! Кроме того, в своем стремлении к монопольному "праву быть правым" люди порой доходят до обычного свинства и хамства в отношении оппонентов (это значит — вчерашних компаньонов). Не нужно вводить российские войска в Беларусь, чтобы навести тут "русский порядок". Достаточно, через снисходительную ухмылку, посмотреть на всю эту белорусскую суету и в нужный момент "подкидывать" ПРОСТО АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МНЕНИЕ. Обязательно СПРАВЕДЛИВОЕ, на современную белорусскую тему, чтобы никому и в голову не пришло, что эта мысль — снаружи. И, считай — конец делу. Поскольку там, где другие вооружатся информацией, полученной после плодотворных дискуссий, белорусы бросят все силы на создание альтернативных партий, чтобы только не довести дело до открытого обсуждения. Ведь в дискуссии можно оказаться в ситуации, когда ты просто не прав. А как же так! Я — не такой! Я знаю, как надо строить будущее! Поэтому белорусское общество ужасно поделено на сверхантагонистические группировки-тусовки. Искусство провоцировать конфликт в любой ситуации, по любому поводу — отличительная белорусская черта современности. Мне это, мягко говоря, не нравится. Стараюсь во всех ситуациях провоцировать КОНТАКТ. Даже когда кажется лучшим — дать в морду. Мой опыт подсказывает, что любое улаженное дело, любой договор, любой контакт, даже бесполезный, хоть и не принесет очевидной пользы, но посодействует, чтобы где-то не возникла НЕНАВИСТЬ. А это — очевидная польза. Поэтому стараюсь в своих приятельских контактах не ограничиваться кругом тусовки того или иного приятеля. Как ни крутись, а тебе жить вместе с этими людьми, нравится тебе или нет. Неизвестно как повернутся дела (а они обязательно повернутся — логика жизни) и не возникнет ли потребность обратиться за помощью (консультацию, совет и т.д.) к личности, какую ты позавчера прилюдно — или со страниц прессы или еще как — смешал с говном. Так что в число СВОИХ зачисляю всех СВОИХ. Такой вот каламбур. Ну, и потом, что значат слова "Вы не относитесь к традиционной тусовке N.R.M. — КРАМА — НОВАЕ НЕБА"? Это что — сидим мы где-то вечером вместе с Вольским, Ворошкевичем, Коренем да Камоцкой под мостом и "тусуемся"? Смешно. Все же имеют свои взрослые хлопоты.
— Хотел услышать немного другое. Раньше имя zygimont VAZA чаще встречалось на афишах рядом с экстремальными, тяжелыми, англоязычными командами. Существует мнение что есть определенная группа коллективов, которая ездит на "Басовище" в качестве гостей, выступает за границей и т.д. Вас не принимает белорусская рок-тусовка?
— Ну и вопрос! Если я правильно понял, то выходит, что меня тусовка не принимает? Какой тут прием, я же своей собственной жизнью живу! Я же говорил, что всегда ищу контактов. Особенно среди родственных душ — рок-н-ролльщиков. Уже вначале 90-х (у-уу, какое было время!!!) возникло деление: белорусскоязычная группа — небелорусскоязычная группа. Как-то в Киеве рассказал про это, так на меня посмотрели как на сумасшедшего. А у нас некоторые считали, что когда группа не поет по-белорусски (или наоборот), то она какая-то неполноценная. Потом это разделение превратилось в определенный стереотип: "Эта группа в принципе ничего себе, но все они там…" (набор эпитетов). И сейчас немного осталось групп с того времени, но ярлыки так и висят, так как передавались буквально из поколения в поколение. Мне же такое всегда не нравилось. Старался дружить с людьми согласно общим интересам, в данном случае — рок-н-ролла, например. А язык исполнения?.. Знаете в англоязычном GODS TOWER в альбоме "The Eerie" чего-то такого собственно белорусского (по духу, восприятию этой земли и т.п.) было не меньше, чем в "Чужаніца" ULIS. К тому же, когда-то давно, когда белорусскоязычный рок только-только начинался, и каждая группа оценивалась на вес золота, существовало следующее отношение: не важно, какой профессиональный уровень у этой группы или исполнителя (со временем всему научатся!), лишь бы по-белорусски. Потом времена изменились, и далеко не все белорусскоязычные проекты звучали и звучат достойно, профессионально, хотя и патриотично, по содержанию. Поэтому и не удивительно, что zygimont VAZA, которая исполняет музыку больше тяжелую, экстремальную, чаще можно было услышать на концертах вместе с SARCASTIC GREEN, BARFLY'S DREAMS или даже PATHOLOGIST DEPARTMENT чем, к примеру, с НОВЫМ НЕБАМ, играющим музыку более взвешенную и спокойную.
— Известно, что вы сейчас работаете сразу над несколькими новыми программами. Расскажите про них.
— Я, вообще-то, неохотно рассказываю про то, что еще не реализовано. Да, поназаписывали много. Еще в 1999 году я начал работу над альбомом "Каін". В 2000-м материал был частично записан. В то же самое время задумался один театральный проект, про него пока ничего не скажу — рано! Но 2000 год оказался, без преувеличения, переломным в моей жизни. Довелось много поездить по миру, прибавились кошмарные личные моменты, а в конце года я вообще уехал в Варшаву на неопределенное время и весь 2001-й там и прожил. А работа же сама не сделается. Только сейчас завершается сведение со следующим мастерингом музыки для театрального проекта. Ну, и потом надо как то с "Каінам" закончить, сколько же можно!
— Что для тебя zygimont VAZA: хобби, работа, виртуальный проект?
— Чем бы это ни назвать, zygimont VAZA для меня является неотъемлемой частью самого меня, моего прошлого, формирование личности, творца. То, что приходится зарабатывать на жизнь не музыкой — не переводит, автоматически, работу в zygimont VAZA в разряд хобби.
— Ваши программы пользуются устойчивым спросом. Даже в Польше есть пиратские, местные МС-издания. Не планируете ли вы издать наконец то свои альбомы на нормальных СD?
— В принципе, я не против. Посмотрим, какие будут конкретные предложения на этот счет.
— На альбом "Сэрца Эўропы In Rock" представлен ваш кавер на известную польскую группа REPUBLIKA. Это признание непосредственных влияний?
— REPUBLIKA — группа, которая "развернула" мое творческое сознание в нужную сторону. Знаете, в 1986-87 годах, в тогдашнем СССР, на волне перестройки, на официальную сцену вылилось целое течение роковых коллективов. Все они ранее работали в подполье, записи свои распространяли среди "своих". Поэтому, безусловно, к творчеству этих коллективов сразу возник большой интерес среди "широких масс". В том числе, и у меня. И, хотя мои роковые вкусы создавались на музыке западной, тем не менее было очень интересно открывать для себя творчество советских рокеров. И это было то самое время, когда я серьезно собирался играть какую-то музыку. Именно серьезно, так как может с 13–14 лет я в собственном подвале регулярно собирал какие то дворово-локальные рок-банды. Но это был своеобразный натуральный отбор, так как подростки пробуют себя в разных делах и занятиях. Для большинства моих компаньонов это рок-бандство перестало быть интересным. У меня же наоборот, желание рок-н-роллить стало еще сильней. Ну и конечно, было очень интересно прислушиваться к советским группам, так как это были не недосягаемо-далекие LED ZEPPELIN или PINK FLOYD, а советские хлопцы из соседних городов. Только маленькое отступление — все они были из России. И вся их музыка, натурально, была российской — и согласно языку исполнения, и согласно внутреннему запалу, и согласно способу мышления, и согласно взглядам на окружающий мир. В том числе, и на мир не русский. К какому я, как ни крути, не относился. Даже совдеповская БССР не была Россией.
Мне было достаточно послушать "Nowe Sytuacje" REPUBLIKA, чтобы сразу почувствовать и понять кто я, и откуда. КИНО, АКВАРИУМ, ДДТ, НАУТИЛУС сразу стали НЕ СВОИМИ. И дело не в отношениях ПОЛЬША — РОССИЯ. Я осознал, что есть другие отношения: ЕВРОПА — РОССИЯ. Несмотря на то, что польская часть Европы на то время политически являлась российской. Кстати, в плане воздействия на сознание (в том числе национальное) потом к REPUBLIKA прибавился литовский ANTIS. Песня "Nowe Sytuacje", какую мы играли, есть дань уважения людям, которые оказали на меня одно из самых мощных впечатлений. Это утверждение верности неким собственным идеалам юности. А может, просто память о временах, какие уже, к сожалению, не вернешь. Часто люди спрашивали: что за контракт, или что-то подобное, у вас в Польше? Почему песня по-польски? А все просто. Не контракт, только личная инициатива. Страна происхождения REPUBLIKA не имеет значения. Если бы REPUBLIKA была из Румынии, то и песню бы спели по-румынски.
— Оформляя свои альбомы вы постоянно используете латинку. Это принцип или случайность?
— Не случайность. Это одно из проявлений европейскости, во-первых. Во вторых, кириллица, как искусственное изобретение, а точнее — компиляция из греческо-византийского да латинского алфавитов (каждый из которых имел довольно самостоятельное развитие и, как итог, заимел свою собственную визуальную динамику) — очень "корява", громоздка, не динамична. Это я говорю, так как в жизни профессионально занимаюсь графическим дизайном. И проблемы, связанные с "корявостью" кириллицы, невозможно интегрировать в современный культурный контекст (так как контекст этот сегодня больше является латинографическим), эти проблемы возникают у меня каждый день. Это — тема для отдельных статей, которых уже и так напечатано немало в прессе. По крайней мере, российские дизайнеры, несмотря ни на какие патриотические чувства, не только не опровергают правильность перехода на латинку, но и более-менее постоянно высказываются на этот счет.
— На каких языках, кроме белорусского, вы еще поете, и почему?
— Только по-белорусски. Хотя на концертах пели по-польски (кавер-версии PROLETARIAT и SAJGON) и по-английски ("битловскую" "Come Together", "цепелиновскую" "Rock And Roll" да "роллингстоуновскую" "Satisfaction").
— Ваши отношения к вере, Богу, христианству…
— Никогда не обсуждаю такие темы, так как это — личное.
— Кроме музыки вы приобрели авторитет и через собственный дизайнерский стиль. Некоторые даже пробуют его копировать. Откуда такие способности?
— Это моя профессия. Учился в Академии искусств несколько лет. Потом (начало 90-х, расцвет частного бизнеса) посыпались заказы: фирменный стиль, рекламные материалы и т.д. С того времени постоянно работаю в рекламных агентствах. Сейчас вот планирую доучиться, закончить все-таки какой-нибудь ВУЗ.
— Ваши любимые фильмы, книги, группы…
— Ну, знаете, можно сказать что, например, любимый фильм — "Гамлет" со Смоктуновским в главной роли или "Aпокалипсис сегодня" с Шином, тогда как же обойти "Однажды в Америке" или "Человек из железа"?.. Книги… Шекспир, Короткевич, Горецкий, Бель?.. Группы… ROLLING STONES, Kate Bush, BATHORY, Grzegorz Ciechowski?.. Этот вопрос не из тех, на которые можно ответить: раз, два, три. Много фильмов, много книг, много разной музыки.
— Рок-музыканты любят хорошо поесть. А любишь ли ты сам готовить? Может, поделишься своим каким-то фирменным рецептом.
— Уже продолжительное время занимаюсь своим здоровьем. Поесть люблю, но не ем как когда-то раньше все валом — лишь бы вкусно — придерживаюсь определенных диетических систем. Ну и готовлю, конечно. В самом деле, люблю готовить. А рецепт… Ну, например, такой. После шумных действий, типа рок-н-ролльных вечеринок, с пивом, водкой, закуской и т.п. организм требует нежного к себе отношения. Поэтому мое предложение на завтрак следующее: порезать дыню на дольки, как это обычно делается с дынями или арбузами. Через каждую дольку перекинуть нетолстый кусочек балыка какой-нибудь красной рыбы (горбуши или вроде того). Главное условие — чтобы рыба не была очень соленая. Все, завтрак готов. Выглядит весьма непривычно, чтобы не сказать — экзотично! Зато непривычное сочетание (рыба — дыня) не покажется сумасшествием, когда это блюдо попробуете. Пейте минералку или чай (только не крепкий), лучше — зеленый. Это вообще касается всех "бодуновых утр": из горячих напитков — никакого кофе! Только чай. Обязательно не крепкий. Приятного аппетита!
— После шумных концертов и публикаций в Литве, Польше, Молдове, а потом долгого перерыва, многие с нетерпением ждали ваших выступлений в Минске. Как вы думаете, они остались довольны?
— Ха! Мне кажется, что сам факт нашего выступления после довольно долгого перерыва уже сам по себе является сюрпризом! Об остальном спросите у них.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2002 год в рубрике музыкальная газета