Горцев, Сергей
Глядя в ЦЕНТР. История рок-группы

(c) 1999 С. Горцев
Тир. 150 экз., 164 стр. с илл.
Книга смоленского журналиста Сергея Горцева, давнего поклонника московской группы ЦЕНТР, некогда познакомившегося с ее лидером Василием Шумовым (и это знакомство переросло затем если уж не в дружбу, то в более чем приятельские отношения), занимавшегося организацией концертов коллектива и у себя в городе, и позже в Москве.
Две подкниги: "ЦЕНТР: до…" и "ЦЕНТР: после…".
В первой речь идет о том, как в 1983 году автор в журнале "Юность" впервые столкнулся с упоминанием названия группы из строчек наиглавнейшего (и по сей день) отечественного рок-критика Артемия Троицого, и в том же году очутился на московском концерте упомянутой команды, в результате чего и счастливо "подвис" до настоящего времени на творчестве коллектива. Покупка первого магнитоальбома Ц., дальнейшее собирание архива аудиозаписей Шумова и Ко, попытки первого анализа для себя того, что делает группа, знакомство с Василием, первое интервью, биографические изыскания, первый вывоз группы ЦЕНТР в Смоленск, новые беседы с ее идейным вдохновителем, отслеживание следующих событий в жизни "центристов" вплоть до отъезда в 1990 году г-на Шумова на ПМЖ в США.
Вторая часть книги составлена из телефонных разговоров Сергея с родственниками, знакомыми, коллегами и самим Шумовым, переписка Горцева с Василием, в том числе и через Интернет. Снова интервью, приезды ВШ на бывшую родину, концерты, последние новости и т.п.
Немножечко суховатый и отстраненный рассказ человека, свидетеля расцвета и крушения советского рока 80-х годов прошлого столетия. Тем и подкупает: СГ не навязывает читателю своего мнения относительно личности самого Василия Шумова (на мой взгляд, либо так до конца не сформировавшегося, все еще находящегося в развитии, как и герой повествования (хочется верить), либо готового обманывать того, кому оно принадлежит, не встречая особого сопротивления). На творчество же Василия взгляды г-на Горцева в основном изложены, это тоже четко прослеживается. Никаких жареных фактов, скупое перечисление тех вех в истории команды и ее фронтмена, чему свидетелем был Сергей. Любители беллетристики — обломятся (таких, однако, среди фэнов Ц. в контексте того, что сочиняла и пела команда, я не встречал), для остальных же такое предоставление поля для самовыводов — в плюс. Лично мне было интересно фиксировать то, как к концу книги трансформировался образ ВШ: от чистого "василька", при этом безусловно имеющего четкие жизненные убеждения, до человека, оторванного от своих корней, потерявшего самоощущение ценности своего творчества для современных любителей музыки. Что встречается среди наших артистов любого жанра сплошь и рядом. Грустно. Но факт.
Хорошая книга. Не супер. Но прочитать ее стоит.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета