Ветров, Юрий Есть ли drum-n-bass в Беларуси?
Когда белорусская промо-группа "Liveground Sound System" остановила свою деятельность, на ее развалинах возникла новая — "Re-Life". Произошло это год назад. Правда, точно с датой основания сложно определиться. Можно считать точкой отсчета то, когда возникла сама идея создания новой промо-группы, когда открылся первый сайт "Re-Life", а можно считать дату первой вечеринки. Но самими организаторами в итоге был выбран день открытия сайта — 25 апреля 2001 года. Сайта, ориентированного на освещение деятельности "Re-Life".
Юрий Ветров (Bounzer) непосредственно занимается сайтом и налаживает контакты с нужными людьми. Он как нельзя лучше сможет нам прояснить некоторые моменты.
— Юра, чьими силами двигается вперед проект "Re-Life"?
— Наша промо-группа долго путалась по поводу статуса — чем нам конкретно заниматься: выпускать свою музыку (миксы) или выступать. Решили остановиться на втором. В качестве ди-джеев в "Re-Life" входят Андрей Dust, Лавр и Юджин. Они представляют три разных стороны музыки. Вообще мы ориентируемся на брейкбит (Андрей играет драм-н-бэйс). Вторая часть — то, что играет Лавр (downtempo, nu jazz, красивый midtempo, intelligent breaks). Юджин играет дип-хаус, правда, в последнее время мало выступает. Возможно, наша промо-группа пополнится за счет неминских ди-джеев. Но, поскольку пока это все мутная вода, то сложно сказать. Кроме них, в промо-группу входят люди, которые поддерживают сайт, люди, которые помогают нам рисовать флайеры, помогают с фотографиями, помогают доехать до вечеринок. Многие морально поддерживают, да и просто приходят к нам на вечеринки.
— "Re-Life" занимается организацией концертов известных ди-джеев?
— Скорее, просто вечеринок с участием не обязательно известных — просто хороших — ди-джеев. Прошлым летом приезжали рижане, с которыми очень хорошо сконтачился Андрей, и перед Новым годом (22 декабря) он выступал у них, играл вместе с ди-джеем Suv, это очень уважаемый музыкант с лейбла Full Cycle. Далее мы планируем более активно сотрудничать с Россией, с ближним зарубежьем в плане выступления белорусских ди-джеев там и выступления их ди-джеев здесь. У нас были большие планы по поводу клуба "База". Но, поскольку он закрылся, мы остались в "подвешенном" положении. В Минске больше нет таких больших и демократичных площадок. Долго ходили слухи по поводу открытия третьей "Резервации", и вроде бы они теперь подтверждаются. Скорее всего, она будет работать в концертном зале "Минск". Открытие, возможно, состоится в ближайшее время. Если ничего страшного не произойдет, мы хотели бы там провести вечеринку, посвященную году нашего существования.
— Хотелось бы подробнее остановиться на сайте. Многие знают, что это действительно сильный ресурс в Интернете, а в байнете один из лучших, посвященных клубной жизни.
— Первая версия сайта открылась год назад. Просто не знали, что туда положить, и пытались писать обо всем: о вечеринках, о музыкальных новинках, планировали осветить мировую брейкбит-сцену. Но, поскольку не возникло достаточного интереса к музыкальной составляющей, мы решили сначала переключиться на какие-то клубные вещи, а потом четко сконцентрироваться именно на нашей деятельности. Новый сайт описывает только нашу деятельность. Кроме этого, мы не хотели бы потерять некоторые наши наработки, и планируем до 2003 года открыть портал, посвященный клубной культуре Минска. Хотелось бы найти заинтересованных людей, с помощью которых можно было бы запустить вебзин, посвященный драм-н-бэйс-музыке, со статьями и прочей информацией.
— В старой версии сайта вы делали большой упор на драм-н-бэйс и, кроме музыкальных новостей, там была культурная афиша…
— Это было в прошлой версии. Она настолько развилась и "разошлась", что мы теперь просто не знаем, что с ней делать. Мы решили немного ограничиться, и остальные разделы будут работать на наших новых проектах. Наша прежняя версия писала о вечеринках, давала отчеты о прошедших мероприятиях и, наверное, отчеты и пользовались самой большой популярностью. Читали их больше, чем что-либо другое. И афиша вечеринок тоже пользовалась большой популярностью. Много людей специально заходили в Интернет-кафе, чтобы посмотреть, что сегодня будет. Прошлой весной начался сайтовый бум, их стало много открываться. Сначала все возлагали на них большие надежды, думали, что они привлекут новых людей, что коренным образом что-то изменится. Но в итоге оказалось, что их возможности переоценили. Хотя — они работают, развиваются, какие-то новые интересные вещи постоянно выносят на суд публики. Думаю, скоро все будет интересней.
— Когда вы начинали год назад, не думали, что будет сложно?
— Мы общались, слушали музыку, ходили на вечеринки, и поэтому создание такой организации было логическим продолжением. Мы не рассчитываем, чтобы это стало нашим основным источником дохода. Хотя бы как хобби, а если мы установим хорошие контакты с дружественными организациями, все возможно.
— Dust и Лавр неплохо засветились в "Микстуре", которая выходила на Белорусском радио.
— Жаль, что "Микстура" закрылась. Когда она вещала еще в формате "пять дней в неделю", стали поступать недовольные письма и звонки, согласно которым подобные передачи позорят Белорусское радио. "Где белорусский гимн?" — спрашивали радиослушатели. "Микстуру" сначала сократили, а потом и закрыли. Но ди-джеи "Re-Life" в течение месяца успели там отыграть. Людям понравилось, я даже видел записанные ими кассеты.
— Как ты видишь белорусскую клубную сцену сегодня?
— Когда все начиналось, были какие-то закрытые вечеринки. Потом они стали масштабными. Сейчас всем опять нравятся проекты закрытых вечеринок. Есть мнение, что так оправдывается не приход людей на parties (возможно, сказывается денежная ситуация). Но есть люди, которые собирают на закрытые вечеринки до 300-400 посетителей. Не так все плохо, как кажется. Многие минские ребята играют в Украине, в России. Приезжают москвичи, питерцы, люди ходят на тот же "Амадей" и им нравится. В Европе люди ходят в клубы, чтобы отдохнуть. Если так и в Минске станут ходить, все будет нормально.
— Сотрудничают ли с "Re-Life" белорусские электронные музыканты?
— Из белорусов практически никто не пишет драм-н-бэйс. Пишет TEMAX, он с нами раньше выступал, но пока мы его не приглашаем. Недавно мы собирали белорусскую электронную музыку, хотели выпустить сборник, но в процессе поняли, что выпускать особо нечего. Мы хотели сделать компиляцию танцевальной музыки, но ее оказалось мало.
— А с российскими лейблами пытаетесь завязывать контакты?
— Есть некоторые договоренности по поводу одной российской промо-группы, но посмотрим, как это все разовьется. Думаю, что на нашем новом сайте нам будет что показать. Он будет как бы визитной карточкой наших достижений.
— У вас в планы не входит организация фестиваля?
— Пока, думаю, рано. Для этого понадобится время. Мы начинаем с проведения регулярных вечеринок.
— Людей, которые ходят на вечеринки, интересуют три вещи: собственно попасть туда, прочитать об этом и третье — купить послушать. У нас часто о третьем пункте забывают…
— Это связано с тем, что на фирменные диски у нас мало у кого есть деньги. Мы собирались заняться привозом "целенаправленных" пиратских дисков, но эта идея не прижилась.
— И все же "Re-Life" самостоятельно кое-что записывал.
— Андрей записал в Минске четыре микса (из разной музыки, которую он играет, например, один его микс составлен из jazz-step'a), есть микс его "живого" выступления в Риге (там собраны довольно жесткие вещи). Также он выпустил серию "Sadness & Joy", микс "13" со старыми и новыми тек-степовыми вещами. Лавр выпустил микс, где собрал nu jazz, bossa, abstract jazz. Мы пытаемся эти диски продавать через друзей.
— Какая музыка находится в сфере лично твоих интересов?
— В первую очередь жизнерадостная. Та, которая не дает скучать, которая позволяет мне вести активный образ жизни, которая заряжает позитивной энергией. Не перегруженная глубоко спрятанными посылами. Это драм-н-бэйс, это красивый хаус, это современная реинкарнация эйсид-джаза, это midtempo, downtempo, брейкбит-сцена, старый добрый биг-бит (тот же Fatboy Slim), какой-то процент 2step'a (но не ремиксы на не очень хорошую поп-музыку). Сейчас появился более жесткий вариант 2step'a, который смешан с nu skool breaks, — это breakstep. Также есть музыка, которая находится на грани фанка и биг-бита, — тоже очень интересная. Я с удовольствием слушаю старый и новый фанк.
— Ты сказал о позитивном заряде драм-н-бэйса. Но ведь у него такая бешеная энергетика, которая часто отпугивает слушателя. Я не говорю о таком экстриме, как PANACEA, но взять хотя бы ED RUSH & OPTICAL, TECHNICAL ITCH, TOTAL SCIENCE, продукцию "Metalheadz" — в широких массах эта музыка непопулярна.
— Наверное, люди не слышали нового драм-н-бэйса, потому что за последние два-три года он развился очень далеко. Он совершил просто сумасшедший рывок. Сейчас в нем доминирует три линии. Первая — intelligent drum-n-bass. Вторая — жесткие вещи: tech-step, new hardcore (tech-step+hardcore). И третья — liquid funk (также ее называют soulful drum-n-bass). Она развивалась долго (от jazz-step'a и прочих направлений), и в 2001 году произошел взрыв, появилось огромное множество очень красивых вещей. Они одновременно и танцевальные, и не перегруженные злобой и жесткостью. На стыке 2000-2001 года на драм-н-бэйсовой сцене появились бразильские музыканты, которые получили международное признание. Они выпустили пока не так много, но сделали хороший задел. За прошлый год такие лейблы, как Hospital, Creative Source, Defunked, очень здорово протолкнули эту музыку. Вещи такого класса драм-н-бэйса называют epics, или anthems (гимны).
— Насколько органично на музыкальной сцене будет смотреться бразильский drum-n-bass, ведь Бразилия прежде всего известна как "поставщик" музыки босса, самба, lounge? Ты мог бы назвать несколько имен, которые заявили о себе?
— Это DJ Marky. Он считается одним из лучших ди-джеев, он получил признание, стал в один ряд с английскими топ-ди-джеями, ему доверяют очень важные миксы. Есть английский клуб (или, точнее, организация) "Move-ment". И они поддерживают эту бразильскую экспансию. Кроме DJ Marky, стоит назвать DJ Patife и певицу Фернанду Портo. В прошлом году вышел безумно красивый микс DJ Patife, называется он "Cool Steps. Drum-n-bass Gro-oves". Там даже трек BAD COMPANY, известных драм-н-бэйсовых "мясников", смотрится очень красиво. Он пропитан атмосферой 60-х годов, как ни странно, и в то же время — это drum-n-bass. На новых альбомах других бразильских музыкантов тоже есть эксперименты с драм-н-бэйсом. У тех же самых ZUKO 103 чуть ли не пол-альбома им заполнено. А если взять боссу — структура ее ритмики в чем-то схожа с драм-н-бэйсовой. Впрочем, это тема отдельного разговора...
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2002 год в рубрике музыкальная газета