Васильев, Андрей “Разный человек”
Андрей Васильев, некогда долгое время бывший частью ДДТ, сейчас радеет за РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ и весь этот "чижовско-чернецкий ритм-энд-блюз". Музыканты записали новый альбом "Супербизоны" еще в прошлом году и сейчас решают вопрос саунда, поясняя, что хотят получить максимально "живое", почти концертное звучание. Но уже само наличие этой великой питерско-харьковской компании фирменное звучание гарантирует.
…Андрей Юрьевич — виртуозный музыкант и заслуженный рок-н-ролльщик (уж точно молодого революционера из себя не корчит) — ко всему прочему в меру увлечен компьютерными технологиями и виртуальным миром…
— Как вы чувствуете себя в компании РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ, это, наверное, немножко другой, отличный от вашего, менталитет…
— Нет, наоборот, все замечательно. Я наконец-то нашел, после своей необоснованной диогенщины, таких… военных. Оказывается, не надо ничего искать, они все рядом были, один к одному.
— Вам сразу удалось найти с ними общий язык в отношении музыки?
— В плане музыки там все настолько правильно, что я даже не ожидал. Но все же мы долго "принюхивались". Определилось все окончательно, когда был фестиваль в Горном Алтае. Я там точно решил, что с этими ребятами я никогда не расстанусь, чем бы я ни занимался. Они сами по себе личности, и Сашка, и Наиль, и Борька, и Сережа Чиграков. А Саня Гордеев… просто нет слов — давно таких не встречал!
— Они, по большей части, харьковские музыканты… Или бывшие харьковские…
— К сожалению, из харьковских только три человека в свое время до Питера добрались. "К сожалению" потому, что харьковские РАЗНЫЕ ЛЮДИ в свое время ставили на уши и фестивали, и стадионы не хуже ДДТ или АЛИСЫ. Из Харькова сейчас в группе только два Сани — Чернецкий и Гордеев. Наиль питерский, Боря из Ломоносова, тоже считай питерский (хотя он утверждает, что он Рамбовский). Серега Чиграков — из Дзержинска транзитом через Харьков в Питер.
— Их музыка пришлась вам по душе?
— У Саши замечательная лирика. Послушайте хотя бы песню "Ангел" 1992 года.
— Но это отличается от того, что вы делали раньше. В других ваших работах все по-другому, в проекте А.В.О.С.Ь., например…
— Но А.В.О.С.Ь. — это даже не группа. Просто приятель мой, Олег Соколовский, решил записать свои песни. Олег вытащил меня из глубокой депрессивной задницы. Он владеет даром исцеления, замечательный парень. Изначально все было на уровне импровизаций, там даже не было никаких четких установок. Рождалось все по-живому. Я обратился к своему старому другу Андрюхе Ящерицыну. Он и привел Валеру Тхая, замечательного гитариста. Валерыч прописал все басы и шикарнейшие блюзовые соло в паре песен. Боря Нейтной мастерски сыграл последний трек.
— Но в результате все получилось достаточно качественно и профессионально…
— Это, прежде всего, профессиональная работа Жени Левина в качестве звукорежиссера и циничного критика. Он вел себя на записи как один из злобных зрителей русского MTV, когда их еще и не было в помине. Жека на записи исплевался, потому что любит всякие молодежно-экстремальные истории типа KOЯN, LIMP BIZKIT, и терпеть не может старый ритм-энд-блюз… (шутка). Но чем человек больше воротит нос (я уже знаю эту фишку), тем неожиданней результаты получаются. Я не думаю, что там все так, безусловно профессионально. Но знаю, что если бы постарались сделать лучше, то получилось бы очередное попсовое говно, которое никому слушать бы не хотелось. То есть это был экспромт по большей части.
— Вы еще в рядах ПОЛКОВНИКА И ОДНОПОЛЧАН были ранее замечены…
— Да. В 96-м году Леша (Полковник, Алексей Хрынов) приехал, выступал на "дэдэтэшном" фестивале. Для меня он просто "убрал" всех, такое ощущение, что все группы были на разогреве перед его выступлением, а ДДТ поставили точку. Настолько у него все правильно по подаче, да и со словом Леша дружит. Я говорю: "Ну, ты, Леха, даешь!" А он: "Дык давай альбом запишем, потом клип, потом мировое турне!" С ним не соскучишься. Анекдотов знает не меньше Сани Гордеева. Я пришел, а они там вдвоем с Чиграковым уже на студии. Я спросил: "Серега, а какие…" Он прерывает: "Да втыкай гитару, давай уже играть!" Мы "Первый призыв" записали за два дня, что ли. То есть тоже экспромтом, никакой подготовки.
— Еще был интересный проект с Александром Ляпиным и называлось это ВИРТУОЗЫ МОДЕМА…
— ...Это все было достаточно смешно. Есть такой ансамбль ВИРТУОЗЫ ВСЕЛЕННОЙ, я там тоже умудрился поучаствовать. Настоящее движение. И компания тоже космическая: Антон Белянкин с Вадиком Покровским из 2ВУХ САМОЛЕТОВ, мы с Серегой Васильевым (моим названным братом, он в самом начале еще в АЛИСЕ играл на гитаре) и Кузя Уо из ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, типа фронтмен. Наверное, на Байконуре приступы икоты у людей наступают, когда мы выступаем. Правда, выступаем мы очень редко. Вот оттуда виртуозность перекочевала, правда немного в другом качестве.
Получилось, что у нас с Ляпиным практически одновременно появились компьютеры. Я чуть пораньше стартовал, поэтому был более продвинут в этом. Говорю: "Саня, записывай все на компьютер, присылай или привози мне свои музыкальные файлы, я буду из них что-нибудь лепить". Вот и вся история. Миша Морозов сделал страничку (на сайт АКВАРИУМА ее повесил). Но если продолжать это, то нужно привлекать профессиональных людей, которые знают хорошо технику и имеют наработанный студийный опыт. Тем более, тогда, в 1998 году, я думал, что больше никогда не буду заниматься музыкой — наигрался. А с Санькой мы отъездили тур "Черный пес Петербург". Я знаю, что это супермузыкант, он все слету делает. И произносить слова типа "концепции" всуе при нем я не решаюсь до сих пор, после его замечательной гитарной игры в АКВАРИУМЕ.
— Сейчас у вас есть собственный музыкальный материал?
— Есть. На сайте висит. Но, по-моему, он отвратительнейшего качества и не в полном объеме. Не хватает опыта и оборудования. Если что-то делать, то нужно этим серьезно заниматься, на студии, а не дома на игровом саундбластере.
— Вы планируете это издать в каком-то виде, может ли из этого что-то получиться?
— Не знаю. СашБаш говорил — как делать, знают очень многие, немногие знают зачем. В этом все дело…
— Ваш сайт называется "Военные движения", зачем такое, несколько агрессивное, название?
— Ну что вы, какая агрессия? Просто дорвался до "Dreamweaver" и все тут. История этого названия такова. Однажды я остановился у Жени Колесова (это директор ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ в Москве), по-моему, после фестиваля, посвященного дню рождения Майка. Там было много замечательных персонажей — Олег Тарасов (он же Берт), Леша Каблов, ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ. Только отдышался у него немного, и от усталости просто вырубился, однако раз пять просыпался от постоянных разговоров и прослушивания НОЖЕЙ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР... (смеется. — От авт.). Всю ночь произносились практически только два слова: "движение" и "военный". Эти два слова только и остались в моем лексиконе — остальные слова употребляю только для общения с еще не зомбированными людьми. Это какие-то загадочно волшебные слова, которые прилипают практически ко всем. Их можно услышать теперь и в Питере, и в Нью-Йорке, в Бруклине… Спасибо Косте Жабию за это волшебство.
— Вы не склонны ностальгировать по ушедшим временам? В ДДТ вы провели достаточно большой период…
— Нет. Ни в коем случае. Зачем? Это было в определенное время. Так получилось, и, слава Богу, что так получилось, это хорошо. Я, во всяком случае, себя чувствую счастливым человеком. Занимаюсь тем, чем хочу, делаю, что хочу. Когда уже человек приближается к сорока годам и корчит из себя молодого революционера, своего рубаху-парня, это все смешно, противно и неправда по большому счету. Уже не один раз нарывался на насмешки престарелых тинэйджеров. Господь им судья.
— Кто в данный момент близкие вам по духу музыканты?
— Мне больше нравятся наши музыканты. И именно по духу, хотя мне не очень нравится это слово: Баба Яга тоже про дух говорила, Пелевин вообще все это называет "сутенерством духа", и отчасти он прав. Мне нравится Юрий Ильченко, Юрий Морозов и Саня Ляпин, и Никита Зайцев… замечательный блюзовый гитарист был… Сережа Чиграков, который играет на всех инструментах, и делает это мастерски: когда он играет на гитаре — это супермузыкант. Нравится Игорь Дмитриевич Доценко, потому что "старая гвардия", которая выросла на настоящей рок-музыке, пока еще не превратилась в попсу. Они знают все и умеют. Вадик Курылев вообще мой любимый музыкант и человек — более светлой личности я не знаю. Недавно познакомился с Сережей Болотниковым — суперпрофессиональный гитарист. Он абсолютно точно определил мое положение, похожее на сцену в американском боевике, — когда у бомбы провода перекусывают. Перекусил синий, время побежало, перекусил красный, еще быстрее побежало и непонятно, что делать…
— По вашему мнению, могут ли наши музыканты достичь мирового уровня?
— Не хочу, как говорит Юрий Юлианыч, вещать, вроде еще не такой уж старый. Наверное, когда-нибудь все станет на мировой уровень. Раньше же не было, например, русской оперы, она исполнялась на итальянском языке. И когда появилась первая опера, "Иван Сусанин" ("Во славу царя"), при императоре Николае I, никто не врубился даже, что произошло. И это была первая опера, спетая на русском языке.
— Нынешние новые группы сегодня часто ругают, очень много у них критиков. Эти команды, на ваш взгляд, могут играть на мировом уровне?
— Сейчас молодые ребята все замечательно играют. Я по-доброму завидую их сумасшедшей энергии и страстности. У них для этого есть возможности, и главное — у них есть четко выраженная эмоция — типа всех порвем в тряпки. Они сейчас лучше чувствуют время. Есть замечательная питерская группа САД КАМНЕЙ, очень похожая на ранний АКВАРИУМ... Конечно, могут. Только это случится настолько неожиданно, что никто ничего не поймет.
— С Шевчуком вы поддерживаете какие-то отношения?
— Бывает, встречаемся. Но не каждый день… Какие у нас отношения: здравствуй, все нормально...
— А последние работы ДДТ вам понравились?
— Из того, что я слышал, мне понравилась песня "Гори, гори, моя звезда", которая записывалась для фильма "Азазель". Я знаю, что у ДДТ самые убойные музыканты, которые только есть, самые лучшие. Но, пожалуй, после "Мира номер ноль" только этот романс и понравился.
— А "Мир номер ноль"?
— Песня "Метель" там замечательная. У меня свое мнение об этой программе. Материал как всегда "взрослый", но все, как обычно, было сделано в спешке. И эти сраные технологии, в которых мало кто рубит у нас. Мне нравятся какие-то этнические вещи. Я съездил в Индию в 99-м году, накупил музыки на все деньги, настоящей корневой ведической музыки... У меня просто нет слов. Я понимаю, что европейская музыка, а тем более, американская, она не то, чтобы не совершенна, она маленькая, как детские песенки. А мантры, баджаны и традиционные народные песни — это такой пласт.
— Вы ездили сами по себе…
— Я ездил с паломниками. К Сатье Сай Бабе ездил в Ашрам, месяц прожил у него. Я прошел настоящий путь паломника, без туризма, то есть. До Дели шесть часов на самолете, там, на поезде, двое суток через всю Индию в плацкартном вагоне. (Кто был в Индии, тот знает, что такое их плацкарты… это нечто…)
— И вам теперь еще раз захочется туда съездить…
— Да, конечно, хочется. Бог даст, я обязательно туда съезжу.
— А какая-то другая этническая музыка вам интересна?
— Мне очень нравится разная корневая музыка. Например, казачьи песни, которые ребята из Сибири привозят. Староверы в Архангельске такие вещи поют народные. Еще кельтская музыка, которую я, к сожалению, мало знаю. В общем, все то, что ближе уже к самой народности меня очень трогает. Во всяком случае, из рок-музыки я сейчас могу слушать только AC/DC, которые меня в любом состоянии "разгибают", честно говоря. Я прошел путь через психоделику, через KING CRIMSON, и пришел к своим любимым группам, их оказалось только две: AC/DC и CREEDENCE. Мне нравится слушать эту музыку, там есть корень, эмоция. То, что есть в этнической народной музыке, чего не хватает сейчас всей нашей рок-музыке. За исключением, пожалуй, только КОРОЛЯ И ШУТА. Либо это вымученные псевдоамериканские улыбки в нехорошем качестве, либо наши ребята, которые из себя корчат непонятно что, когда внутри просто пропасть и Антарктида полнейшая…
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2002 год в рубрике музыкальная газета