Tarmvred
Шведы наступают!


На протяжении последних десяти лет Швеция вместе с Германией являются главными инкубаторами по выращиванию и продвижению на рынок качественных synth-pop/EBM-команд. Мы привыкли и даже смирились с этим фактом. Если же речь заходила о шведском индастриэле или более жестких проявлениях нойз-электронной музыки, то на память почему-то приходили сплошь скучные и мрачные, играющие вялую, медленную музыку акты. Многие электрофрики связывали такое состояние вещей со специфическим характером скандинавов, однако в 2001 году на сцене появилась команда, которая сломала стереотипы и доказала, что и в Швеции существуют музыканты, способные делать очень качественную, свежую и мощную музыку на стыке жанров power rhythmic noise и hard techno. Речь идет о молодом даровании Jonas Johansson и его проекте TARMVRED. В прошлом году швед издал на берлинском лейбле Ad Noiseam отличный альбом "Subfusc", который с энтузиазмом восприняли как индустриальные критики (высокие оценки диску были даны во всех ведущих печатных и электронных изданиях сцены), так и рядовые слушатели. Энергия, скорость, эмоции, комплексность, разнообразие — вот ключевые слова, описывающие саунд "Subfusc". И это не просто очередной, средний power rhythmic noise-альбом. Перед нами программа, предлагающая свежие идеи, способная подарить незабываемые впечатления и даже устанавливающая новые стандарты качества и ритмичности для power rhythmic noise. В 2002 году многообещающий дебютант TARMVRED и топ-акты drum-n-noise-сцены PANACEA и NEEDLE SHARING издали великолепный коллаборационный альбом на Ad Noiseam, который упрочил позиции шведского проекта на сцене и обеспечил Jonas Johansson статус восходящей звезды. Итак, ниже я предлагаю вашему вниманию интервью с новым кумиром европейских и американских нойзфриков.

— Насколько мне известно, TARMVRED не является вашим первым проектом. Не могли бы вы рассказать нам его предысторию?
J: Хорошо. Я не уверен, с чего следует начинать рассказ, так как на протяжение последних лет я участвовал во многих проектах. Полагаю, что более или менее серьезно все завертелось в 1989 году, когда я купил сэмплер. Мой первый проект по звучанию имел много общего с TARMVRED, особенно в том, что касалось его направленности на инструментальную танцевальную музыку. На те годы пришелся расцвет эйсид-сцены и других новых битовых жанров, и я добился неплохих результатов в копировании чужих ритмических техник, которые я впервые услышал на активно приобретаемых тогда винилах. Затем вместе с приятелем я сформировал группу, которая стилистически тяготела к жанру EBM. Думаю, что мы делали разновидность панк-ЕВМ в том же духе, что и CAT RAPES DOG. Я не знаю, были ли у нас серьезные намерения сделать карьеру музыкантов. Обычно мы просто напивались и программировали музыку, а мой друг сочинял тексты песен, которые позже записывались поверх музыки с кучей всевозможных дисторшнов и фильтров. Затем я сошелся с еще одним приятелем, который также имел синтезатор, и мы создали synth-поп-команду. Он был старинным фанатом ERASURE и, думаю, это сильно отразилось на нашей музыке. Потом была группа под названием FORGE. Это была наша месть местным фестивалям. Дело в том, что однажды нас вытолкали со сцены из-за музыки, которую мы играли как TPH (так называлась наша ЕВМ-банда, о которой я говорил выше), и я захотел вернуть организаторам фестиваля им причитающееся. FORGE имел дело исключительно с дисторшнами и нойзом. Я хотел, чтобы у людей заболели уши, когда они услышат нас. С собой я прихватил пару друзей, басиста и двух вокалистов. Мы нажали педали дисторшнов до отказа. Весь live-сет мы подготовили за два дня и поднялись на сцену третьими по счету. Это было одним из лучших моих шоу! Жаль, что у меня не сохранились записи того выступления. Далее я был участником кроссовер-банды с очень плохим комплексом NINE INCH NAILS. Она умерла сама по себе, так как в Швеции мы с такой музыкой никому не были нужны. Но несмотря на это, один раз мы открывали концерт COVENANT. Затем я переключился на создание спокойной idm-музыки. Вместе с другом мы рекрутировали певицу и записали несколько милых релаксационных треков с богатыми струнными и синтезаторными аранжировками и битами а-ля LFO. Получилось что-то вроде песни Madonna "Frozen". Мы думали, что наконец-то сделали нечто уникальное, но как раз в это время Madonna выпустила свой альбом, мы услышали "Frozen" и заморозили наш проект. Позже мы снова собрались вместе и попробовали играть смесь из джаза и брейкбита, которые меня никогда особенно не волновали. В итоге я начал делать музыку самостоятельно и на свет появился проект TARMVRED.

— Вашим первым релизом стала самиздатовская CDR-EP "Lleus". После ее прослушивания у меня сложилось впечатление, что вы всю жизнь играли в электронных командах, несмотря на то что Швеция в целом, и Гетеборг (откуда вы родом) в частности, известны в основном своими волосатыми металическими бандами. Как так получилось, что вы не стали гитаристом в одной из таких блэк-метал-банд?
J: Легче всего мне ответить, что я родом не из Гетеборга, а из маленького городка Оскаршамн. Однако здесь еще больше волосатых металистов. По крайней мере, так было, когда я там жил. На самом же деле, в то время я просто не умел обращаться с гитарой.

— Что же привело вас в нойз (или к нойз-электронике)? Что обусловило ваш выбор оставить лишь один музыкальный проект — TARMVRED?
J: Влечение, притяжение. Это касается любого жанра музыки. Я не знал, что такое нойз, но он меня привлекал еще до того, как я услышал первые группы в этом стиле. Возможно, создавая такую музыку, я давал выход агрессивности и злости, чтобы в повседневной жизни оставаться добрым и заботящимся о других людях человеком. Возможно. Однако я в себе не вижу никакой агрессии.

— Интересно. Многие люди склонны связывать жесткий танцевальный и/или нойзовый материал с агрессивностью и жестокостью. Где находится ваш альбом "Subfusc" согласно такой схеме?
J: Агрессия и жестокость существуют. Но только в своей ментальной форме. Я не могу сказать, что ношу в себе много интровертной злобы и тому подобного дерьма. Но это жестокое звуковое горение обретает жизнь, когда у меня случается внутренний конфликт с самим собой или с близкими людьми. Кроме того, я не воспринимаю этот жанр просто как выход для агрессивности и ненависти. С таким же успехом он может стать выходом для любви и любого другого человеческого чувства. Все сводится к проекции вашего внутреннего мира на звучащую музыку.

— Несколько треков на "Subfusc" очень танцевальны (например, первая, четвертая и пятая части). Вы думаете о танцполе, когда пишите свои композиции?
J: Вообще-то не совсем так. Но меня очень удивляет, что вы не назвали вторую часть, которую лично я считаю наиболее мощным танцевальным штормом на всем альбоме (жесткий суперэкшн начинается после первых 7-8 минут). Как бы то ни было, я не пишу музыку специально для танцпола. Просто мои треки часто завершаются таким образом. Ничего удивительного в этом нет, так как я играю на "Subfusc" очень ритмичную музыку.

— А что вы скажете о продолжительности ваших треков? Ритмичная нойз-композиция длиной 15 минут звучит несколько непривычно. Откуда берут начало такие долгие интро и продолжительные треки?
J: Просто я позволяю им развиваться во времени столько, сколько считаю подходящим. Изначально я никогда не планирую сделать длинный трек. Однако мне очень нравится выстраивать композицию из маленьких "кирпичиков" и постепенно доводить слушателя к апогею трека, его точке кипения. Плюс ко всему, мои треки сами по себе строятся на нескольких фундаментах и развитие идет не в одном направлении. Я также не хочу разделять весь альбом на куски, потому что считаю, что слушатели должны съесть кебаб целиком. Но я не уверен, что люди оценят это, и даже предвижу, что некоторые слушатели захотят нажать кнопку "ffwd" при прослушивании интро.

— Такие длинные интро у треков TARMVRED напоминают мне еще более продолжительные вступления, которые мы можем услышать в некоторых techno/drum-n-bass-композициях (например, у PANACEA). На вас оказал влияние саунд названных стилей?
J: Думаю, что мое сильное увлечение в прошлом стилями drum-n-bass и techno отразилось на моей сегодняшней музыке. Но не больше, чем другие жанры музыки. Я бы сказал в этом случае, что на меня больше повлиял AUTECHRE, потому что при создании трека я также пытаюсь двигаться шаг за шагом, добавлять звук к звуку.

— И раз уж мы заговорили о влияниях, расскажите нам о вашей любви к творчеству SKINNY PUPPY. Я почему-то уверен, что вы тайком ремикшировали некоторые их песни...
J: О, это старая любовь. Есть такое выражение: "Старая любовь никогда не увядает". Это сказано о моей любви к SKINNY PUPPY. Я не помню точно, когда я впервые услышал о них, но я прекрасно помню, что моим первым из купленных альбомов канадцев был "Cleanse Fold And Manipulate". Полагаю, что это было в 1987 году. Сегодня этот винил уже затерт до дыр, потому что после того как я купил его, он неделями игрался нон-стоп. Они меня до сих пор не разочаровали. Многие люди критиковали альбом "Process", но я не понимаю за что. Однако мой любимый альбом — это "Too Dark Park". А мои ремиксы представляют собой обычные фанатские ремиксы, которые я сделал под именем TRIPTAMINE. Все началось, когда компания Epilogue решила выпустить собственный трибьютный альбом SKINNY PUPPY, более качественный, чем абсолютно никакой сборник лейбла Cleopatra. Я сделал ремикс трека "Circustance", он был хорошо принят, и я записал еще несколько ремиксов, среди которых наиболее широкое распространение получил микс "Killing Game".

— Давайте вернемся к альбому "Subfusc". Он условно разделен на две части. Означает ли это, что треки связаны между собой какой-то концепцией или по звучанию?
J: Да, они связаны друг с другом и по саунду, и по концепции. Но я не вижу разницы между двумя этими понятиями. Для меня концепция — это звучание, а звучание — это концепция. Вначале я хотел сделать один большой трек. На диске не должно было быть никаких цифр и индексов. Но позже я изменил решение, так как понял, что это отпугнет людей от альбома.

— В будущем TARMVRED будет придерживаться такого же саунда, как на альбоме "Subfusc"? Или музыкально ваш проект эволюционирует в направлении других звуковых территорий?
J: Я не знаю ответа на этот вопрос. Все зависит от того, как вы поняли, как ощутили "Subfusc". Я думаю, что альбом получился очень разноплановым с большим количеством различных звуковых ландшафтов и стилистических элементов. Но если вы имеете в виду смешение черных и белых, темных и светлых, жестких и спокойных красок, то палитра TARMVRED останется неизменной.

— А что вы скажете о 3" CDR "Onomatopoeic"? Ваши треки на этом диске уже отличаются от материала "Subfusc".
J: Это шизофренический трек. Я бы не сказал, что он раскрывает будущее звучание TARMVRED. Думаю, что вместе с завершением этой композиции закончился определенный эксперимент. Просто я хотел дать новую тему для обсуждения. Моя миссия по поиску новых звуков еще далеко не завершена.

— На "Onomatopoeic" вы использовали женские вокалы, они также представлены на альбоме в треке "Subfusc Part Five". Откуда пришла идея включить чистый женский голос в вашу музыку? Вы повторите это в будущем?
J: Скорее всего. Вокалы — это замечательный инструмент для выражения чувств. Сам я не являюсь хорошим вокалистом или лириком. Поэтому я фокусируюсь на инструментальной музыке. Но в будущем вы можете рассчитывать на то, что услышите больше вокалов в музыке TARMVRED, как мужских, так и женских.

— Говоря о других людях, имеющих непосредственное отношение к TARMVRED, также стоит упомянуть Fredrik Bergstrom, который выступает в роли барабанщика/перкуссиониста на ваших шоу. Как этот музыкант, который обычно играет вместе с ORDO EQUILIBRIO и MORTIIS, стал live-участником дистортированного hard techno-акта?
J: Он мой друг. Поэтому чтобы сделать короткую историю еще короче, просто задайте этот вопрос ему. И он ответит, я уверен (смеется). Не думаю, что он станет постоянным live-участником TARMVRED, так как он очень занятой человек.

— Теперь давайте поговорим о CD, который вы недавно издали совместно с PANACEA и NEEDLE SHARING. Что вы думаете об этой работе?
J: Я предвкушаю что-то особенное. Думаю, это будет суперальбом. Образцы звуков, которые я получил от ребят из PANACEA и NEEDLE SHARING, просто великолепны. Как будут звучать новые треки? Я знаю, что PANACEA собирается использовать по-новому обработанные вокалы во всех своих треках, это будет любопытно послушать. Я не знаю, что точно Roland приготовит для этого релиза, но уверен, что это будет классная и жесткая танцевальная музыка. Мои треки будут более тяготеть к стилю жесткого техно, чем материал "Subfusc". Рекомендую вам включить этот альбом в список своих наиболее желанных подарков.

— Итак, вы поработали с PANACEA и NEEDLE SHARING. Кто будет следующим? С кем бы вы еще хотели поработать?
J: Я точно поработаю с DIGIDROID, который сделал ремикс для "Onomatopoeic". Мы уже попробовали кое-что записать, и материал звучит многообещающе. Это смесь брутального ритмического нойза, эйсида и электро в духе игровых видео-приставок. Далее все зависит от того, как много времени мы сможем посвятить этой коллаборации. В настоящий момент мы оба очень заняты. Было бы неплохо издать винил с 4 треками для DJ-ев, потому что это будет чисто танцевальный материал. Я бы хотел поработать со многими музыкантами и вокалистами. Что касается power rythmic noise, то я бы хотел что-нибудь записать с Scott Sturgis, так как все его релизы являются классикой жанра. Кажется, он не способен ошибиться. И думаю, что его ремикс на "Subfusc Part Four" получился классным. Я был бы также не прочь поработать с эмбиентными артистами вроде THO-SO-AA или LLIPS. На самом деле я открыт любым предложениям.

— А что это за проект такой DIGIDROID? Его микс на "Onomatopoeic" по-хорошему удивил.
J: Это один крутой робот! (Смеется.)

— Очевидно, что techno или drum-n-bass оказывают большое влияние на электро-индастриэл/нойз-сцену. Как вы считаете, а происходит ли обратный обмен: начинают ли drum-n-bass- и techno-акты играть более индустриальную по духу и звучанию музыку?
J: Как и в любом другом жанре, здесь все зависит от того, что сегодня наиболее популярно и востребовано. Начиная с 1997 года, я действительно наблюдаю, как многие drum-n-bass-акты активно внедряют элементы индустриального техно.

— Вы можете что-нибудь посоветовать тем, у кого по утрам бывает бодун?
J: О, я пью как птичка и поэтому у меня никогда не бывает бодуна.

— Ложь! Ложь! Ложь!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета