Курылев, Вадим
Интервью по-русски


Вадим Курылев говорит: "Быть мудрым — это большая печаль, я к ней еще не готов". Тем не менее, его последний альбом "Дождаться Годо" вряд ли можно назвать "немудрым". Он несколько агрессивен, но возможно это было настроение определенного момента, которое не может характеризовать все творчество Курылева. Ведь, как выяснилось, новый век он хотел встретить по-другому... Может быть, в интервью затронуты несколько откровенные темы, но собеседник к этому располагает. И получилось в конечном итоге "интервью по-русски", или, если хотите, интервью о русском рок-н-ролле.

— Чем (или как) ты объясняешь такое жесткое звучание песен в альбоме "Дождаться Годо"? Что должно было произойти с музыкантом, чтобы после "Верю в тебя" написать "Харакири", "Войны за любовь" и другие песни?

— Должно было пройти 10 лет… Если серьезно: я всегда мечтал играть жесткую музыку, но делать это в одиночку практически невозможно, даже на записи, для этого нужна группа, минимум три музыканта. Впервые за столько лет мне удалось воплотить эту мечту, когда летом 99-го мы стали репетировать с Пашей Борисовым и Колей Першиным. К тому времени у меня накопилось несколько текстов, которые можно было петь под хардроковое или панковское сопровождение. Остальные песни появились уже в процессе, когда я почувствовал почву под ногами. Конечно, это мрачные песни, но это такой стиль... Не будешь же под тягучий фузовый рифф петь: "Музыка наполнит нас любовью", это будет нонсенс.

— Один известный музыкант сказал, что любой человек со временем становится или светлее и добрее, или жестче и злее… твои комментарии.
— А если так: добрее и жестче. Так бывает?

— Ты следишь за тем, какое место занимает песня "Харакири" в "Чартовой дюжине"?
— Слежу, пока она идет вверх. Подозреваю, что, когда она пойдет вниз, я следить перестану.

— О клипе на песню "Харакири": у тебя есть задумки по его режиссуре, как бы ты хотел, чтобы это выглядело, кого бы ты хотел видеть в качестве режиссера?
— Клип уже снят, по крайней мере, сделана попытка его снять. Режиссер, как всегда, Олег Флянгольц. Не знаю, что получится, но это малобюджетный клип, андерграундный, так сказать. Минимум средств, максимум мастерства клипмейкера.

— Сейчас ты доволен этим альбомом?
— Конечно не доволен. Но я не хочу перечислять минусы этого альбома, потому, что моя оценка все равно субъективна. Для кого-то эти минусы могут оказаться плюсами. Единственный главный и бесспорный минус, что альбом вышел на два года позже, чем должен был. Если бы это произошло в любой другой момент, а не на рубеже веков, разница в 2-3 года не была бы такая болезненная. Должен был быть альбом конца века, а получился альбом начала века. В этом и есть главный диссонанс — встретить новый век я хотел по-другому.

— У тебя нет желания записать альбом практически самому, как было с "Булавкой для бабочки"?
— Иногда это быстрее и удобнее, и, возможно, следующий альбом я так и запишу. Это зависит от стиля, выбранного для альбома, и от технических обстоятельств, например: с другими музыкантами надо репетировать, но в целом получается лучше. Если надо записать как можно быстрее, то можно и самому все сыграть.

— Для тебя в группе что важнее: профессионализм музыкантов, какие-то личные отношения, верность идее, взаимопонимание… (например, для БГ важно, чтобы музыканты слушали одну музыку, чтобы было как можно больше точек соприкосновения)...
— И составы меняются через каждые два альбома?.. Самое главное — взаимное уважение... На мой взгляд, разнообразие музыкальных интересов участников группы — это только плюс. На примере ДДТ можно это проследить. Мы все слушаем разное, разные направления, поэтому в целом охватываем более широкое пространство мировой музыки, чем АКВАРИУМ, где все должны слушать то же, что и Гребенщиков.

— Ты сейчас пишешь новые песни, они будут такие же жесткие?
— Да неужели мои последние песни такие жесткие? По-моему, они очень романтичны, только это строгий такой романтизм, черно-белый на рок-н-ролльном грунте. Я хотел бы сделать следующий альбом более панковским и психоделическим, чем "Годо", но не таким депрессивным, и еще хочу записать легкий акустический альбом. Что получится раньше, не знаю, это зависит от внешних обстоятельств. Внутренне я готов и к тому, и к другому.

— Какие будут песни в акустическом альбоме, о Питере?
— Я еще не знаю, что там будет, может и о Питере, может о Нью-Йорке. Рассказывать ничего не хочу, на примере последнего альбома я убедился, что ничего нельзя рассказывать заранее. Это мешает.

— Как я понимаю, панк — это какой-то бескомпромиссный протест против всего. И мне кажется, что к определенному возрасту люди должны становиться лояльнее и мудрее. Олег Соколовский сказал (цитируя китайских мудрецов), что мудрый человек, это гибкий человек, готовый ради чего-то чем-то поступиться…
— А мне нечем поступаться, и нет ради чего. И вообще, кто сказал, что я должен быть мудрым? Быть мудрым — это большая печаль, и я к ней еще не готов. Но чем дольше я живу, тем больше мне не нравится то, что происходит вокруг — отсюда и протест. Вообще-то, если разобраться, то этот альбом не такой уж панковский… как бы мне хотелось.

— Быть мудрым, это не только печаль. Это в России "горе от ума", "знания множат печаль" и так далее, а во всем мире действуют несколько иные принципы…
— Но мы же живем в России. И интервью я даю по-русски.

— Есть такое интересное высказывание по поводу отношения музыкантов и творчества: Брайан Адамс сказал, что музыкант может быть полностью счастлив только тогда, когда сочиняет музыку, посему женщины ему не нужны…
— Может быть, Брайану Адамсу нужны не женщины…

— Тебе, кажется, нравится Мерилин Мэнсон. Его назвали современным Чарли Чаплином, такой современный юмор. Как тебе такое определение?
— Мерилин Мэнсон мне совсем не нравится. Он мне просто интересен, как явление. Но до Чарли Чаплина ему далеко. Чаплин, как раз и был мудрым, а Мэнсон — пэтэушник. Он больше похож на современного де Сада, но и до де Сада ему далеко.

— Интересен как явление…Что интересного ты находишь в этом явлении?
— Уточню: он был мне интересен на каком-то этапе. Но он никогда не был в числе моих любимых исполнителей.

— Твоя группа существует как концертный коллектив или больше как студийный?
— Сейчас, пожалуй, ни так, ни так. Я жду обещанного творческого отпуска в ДДТ, чтобы выступать с концертами и что-то записывать.

— Ты хотел бы принять участие в каком-нибудь трибьюте или просто спеть (перепеть) песни какого-то музыканта?
— Меня пока не приглашали ни в какой трибьют, как сольного исполнителя, но я бы не отказался от песен АКВАРИУМА или Юрия Морозова, да и кто бы отказался? У КРЕМАТОРИЯ есть хорошие старые песни, например: "А у Тани на флэту…" У Майка Науменко есть просто шедевры, но их уже все перепели, кому ни лень. Почему-то Юрия Морозова никто не поет, не слышали, что ли...

— ДДТ часто ездят в Америку, чем для тебя была интересна последняя поездка?
— Тем, что мы побывали на Ниагарском водопаде, на телебашне в Торонто и на руинах "близнецов", (но это, скорее, печальный интерес).

— Ты отмечаешь для себя там какие-то изменения, во время разных посещений?
— Да, в Нью-Йорке стало на два небоскреба меньше…

— Тебе не кажется, что зачастую некоторые музыканты (имен называть не будем) слишком много и активно уделяют внимания тому, что музыкантов касаться не должно?
— А кто определяет, что должно или не должно касаться музыкантов? Каждый уделяет внимание тому, что считает важным в этой жизни. По этим актам внимания и можно сложить представление о человеке, скрывающимся под маской сценического имиджа. Один едет нырять в океан с камерой, а другой с этой же камерой на войну. Один борется с наркоманией, а другой рекламирует сигареты. Потому что сигареты и океан — это деньги, а война и наркомания — правда. Вот и думай, чему должны, а чему не должны уделять внимание музыканты.

— Я поняла, почему мне всегда не нравилась песня "Фонограммщик", точнее мне сказал один человек, что рок-музыканта не должна волновать фонограмма поп-"певцов"...
— А что должно волновать рок-музыканта? Новые струны и запчасти для усилителя? Удачный залихватский рифф на новом альбоме? Все — дальше не суйся, скажи спасибо, что разрешили играть рок-музыку? Кто это сказал, это что, рок-музыкант сказал, который первый не придумал высмеять попсовиков в песне? Рок-музыка всегда была явлением социальным, а обманывать публику с помощью фонограммы — это как раз социальное зло, ведь в песне, если ты внимательно послушаешь, некий поп-певец взят, как символ навешивания лапши на уши народа. Смысл песни-то шире, чем просто комические куплеты про дутую поп-звезду. Неужели это не понятно?

— О новом альбоме ДДТ: "Единочество" — это такая философская тема? Что для вас это означает?
— Одиночество — это отделение человека от всего окружающего мира, единочество — это слияние со всем, что вокруг. Весь мир существует в каждом человеке. Именно осознание этого сформулировано Юрой в слове собственного изобретения "единочество".

— У ДДТ будет еще такой индустриальный альбом, как "Мир номер ноль"?
— Бог его знает, что вообще еще будет у ДДТ.

— У ДДТ опять новый директор. Почему так часто меняются директора?
— Потому, что на самом деле в ДДТ всегда один директор — Юра.

— А ты бы взял его директором в собственную группу?
— (смеется) Вряд ли — он же не может заниматься чем-то одним. Если он, будучи лидером и вокалистом группы, занимается еще и постановкой света, и административными вопросами, и техническими параметрами аппаратуры, то, будучи директором группы, он в конце концов запел бы сам. И это была бы уже его группа, а не моя. Но успех был бы ошеломляющий…

— Ты продолжаешь ждать Годо или ты его уже не ждешь?
— Похоже, мы все уже его дождались, и этого жаль, так как закончилась целая эпоха в истории человечества, эпоха Великого Ожидания.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета