Звуковые Миры
Формирование качественного звука электрогитары

В предыдущей статье мы начали разговор о методах формирования качественного звука электрогитары. Первым был рассмотрен способ с использованием аналогового усилителя. Сегодня речь пойдет об остальных.

1. Ламповые преампы

Ламповые преампы, то есть предварительные усилители, собираются по ламповой схеме и предназначены для формирования "лампового" гитарного звучания. Сформированный преампом звук далее может подаваться как на любой комбоусилитель или усилитель мощности, так и прямо "в линию", на микшерный пульт или в компьютер для записи. Конечно, полноценной заменой ламповому комбику такое устройство служить вряд ли может, но зато ваш гитарный набор приобретает компактность, а следовательно мобильность.

Гитара — ламповый преамп — пульт/рекордер
Данный способ является компромиссным вариантом для домашних студий. С одной стороны, вы имеете ламповый звук, с другой — данный способ записи не требует помещения, качественных микрофонов, компрессора (который все равно не помешает и в этом случае).
Среди всего спектра ламповых преампов из недорогих устройств выделяется "Tube Man" фирмы "Hughes&Kettner", который изначально ориентирован на звукозапись в линию. Он имеет два выхода — один на усилитель, другой в пульт, который обрезает "песочный" звук. Достоинства — удобство эксплуатации, аналоговый звук. Недостатки — на записи не ощущается энергия динамика.

2. Цифровые процессоры
Гитара — цифровой процессор — пульт/рекордер

Этот способ все больше и больше входит в нашу жизнь. Если раньше к цифровым процессорам было негативное отношение, то сейчас, даже настоящие любители лампового звука обращают внимание на новинки гитарных цифровых технологий, открывающие широкие возможности для экспериментов со звуком гитары. Современные цифровые процессоры развиваются по пути программного моделирования физических свойств звука и ориентированы на работу без усилителя. На сегодняшний день существует просто огромный выбор подобного оборудования от 100 до 1500 $. ("Korg"," Zoom", "Boss", "Line 6", "Roland"). Из недорогих моделей выделяются два процессора — "POD" фирмы "Line 6" и "Boss GT-3". Эти процессоры дают возможность гитаристу создавать звуки, которые немногим уступают аналоговым. При этом в распоряжение музыканта поступает множество звуков и полезных функций. Кроме удобства и нового звукового материала, которые дают цифровые процессоры, они открывают новые функциональные возможности. Использование цифровых процессоров — наилучший вариант для малобюджетной домашней студии. Достоинства — удобство, относительно малая цена, большой выбор звуков и современных функций. Недостатки — достаточно плоский звук в сравнении с аналоговой профессиональной аппаратурой.

3. Цифровые усилители
Гитара — цифровой усилитель — микрофон/линия — пульт

Цифровые усилители построены на перспективных технологиях формирования звука электрогитары, по существу они являются новой ступенью в области производства гитарных усилителей. Среди мировых лидеров в области производства цифровых гитарных усилителей следует выделить усилитель "Roland VGA-7", который имеет практически все функции знаменитого процессора "VG-88". Цифровые усилители могут быть успешно использованы как в студии, так и при домашней звукозаписи. Достоинства — огромные звуковые и функциональные возможности, удобство. Недостатки — некоторые потери в звуке.

4. Аналогово-цифровой звук
Гитара — ламповый преамп/цифровой процессор — пульт

Интересные результаты можно получить путем смешения ламповых звуков с добавлением цифровых "обертонов". Это соединение — самый перспективный путь, который позволяет достичь всего спектра современного электрогитарного звука. Гитарист может использовать классический ламповый саунд или переключиться на цифровой. В случае необходимости он может соединить оба звука, что иногда приводит к совершенно неожиданным результатам. С максимальной эффективностью это позволяет реализовать процессор "Roland VG-88", который имеет два входа — один предназначен для подключения полифонического датчика GK-2A, который устанавливается на гитару, другой — для подключения гитары с обычного выхода (в разрыв и подключается ламповый преамп). Таким образом, звук в процессоре создается путем микширования — цифровой получается от датчика GK-2A, ламповый — аналогового входа. Пропорции микса устанавливаются в процессоре и сохраняются в памяти патча.
Достоинства — наличие всего спектра звука электрогитары. Недостатки — высокая цена.

Мы кратко рассмотрели проблемы формирования звука электрогитары. Теперь вам, исходя из творческих задач и финансовых возможностей, необходимо определиться по какому пути идти. Но при этом следует помнить, что кроме студийного оборудования также существует качественное программное обеспечение для различных платформ, позволяющее добиваться звучания близкого к аппаратному.
В статье использованы материалы из журнала "In/Out"


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета