Звуковые Миры Новые звуковые форматы
В прошлой статье мы обсуждали вопрос сведения и мастеринга, хотя в рамках одной рубрики сложно описать все тонкости этого процесса. Мы убеждены, что читателями "Звуковых миров" являются люди, по крайней мере, интересующиеся современными аудиотехнологиями. Поэтому предлагаем вашему вниманию материал о новых звуковых форматах DVDA и SACD, обещающие прийти на смену уже морально устаревшему компакт-диску.
Что же кроется под этими загадочными (а может, и нет) аббревиатурами? Весной 1999 года корпорация "Sony" в альянсе с "Philips" объявила о создании принципиально нового способа кодирования информации — Direct Stream Digital (DSD, формат Super Audio CD). Примерно в это же время другая, не менее известная корпорация "Matsuchita", анонсировала новинку — DVD-Audio (DVDA). С тех пор в этом сегменте рынка идет непрерывная борьба двух гигантов. Теперь вкратце посмотрим правде в глаза. CD, SACD, DVDA — как говорится, встречают по одежде, а провожают по качеству. И явно не в пользу CD, безнадежно утратившего свой потенциал и уступающего двум последним (можно сказать рекордсменам) как минимум в весовой категории. Хоть внешне все три индивида и на одно лицо, их начинка различна. Не сильно вдаваясь в технические подробности, снимем сливки с еще не остывших деликатесов. Позволим себе небольшую оговорку, что вкусовые качества обоих блюд (DVDA и SACD) отменные, выполненные в лучших традициях именитых кулинаров, так что споры среди дилетантов бесполезны. А в качестве дегустаторов-профессионалов здесь могут выступить только точные приборы из какой-нибудь солидной аудиолаборатории.
Первым попробуем DVDA. Метод кодирования — PCM (как и в обычном CD). Частота дискретизации до 96 кГц (на отдельных каналах до 192 кГц, для сравнения — частота дискретизации на CD 44.1 кГц, а человеческое ухо восприимчиво к частоте дискретизации до 64 кГц). Воспроизводимый диапазон частот от 0 до 96 000 Гц (у CD от 5 до 20 000 Гц). Количество каналов — 6. Динамический диапазон (размах от самого тихого до самого громкого звука записанного на диске, передаваемый без искажений) до 144 дБ, достигаемый посредством 24-битного квантования. Человек способен воспринимать динамический диапазон в пределах 120 дБ, не говоря о большинстве бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры. Чем же все-таки DVDA лучше CD (для тех, кто не понял)? "Когда появились CD-диски, многие люди сказали, что все это здорово, но цифровая запись не передает того тепла, той атмосферы, которая передавалась на виниловых пластинках, — говорит Джени Келси (GeneKelsey), вице-президент и генеральный менеджер аудиоподразделения "Panasonic" в США. — DVD-Audio может вернуть ощущение винила в цифровом формате. Причем это ощущение "живой" записи может быть даже полнее, чем при прослушивании винила — благодаря тому количеству данных, которые можно записывать и считывать с DVD-Audio". Да, Келси не ошибается, но все же есть некоторые сомнения. На наш взгляд, спецификацию DVD-Audio можно назвать немного старомодной (в ее реализации заложены те же принципы записи, что и звуковое сопровождение в DVD-Video, т. е. преобразование сигнала происходит в PCM-формате, кстати, являющегося основой кодирования и в CD).
Перейдем ко второму блюду. SACD и метод кодирования для него DSD. Природу хранения информации на SACD называют аналоговой или, по крайней мере, приближенной к ней. Директор по маркетингу компании Marantz Марк Стейн (Mark Stain) подчеркивает, что технология SACD на данный момент позволяет добиться самого чистого и музыкального звука, по сравнению с которым даже DVD-аудио показывает худшие результаты. К тому же, как замечает Марк, стандарт SACD полностью совместим с обычным CD — обычные CD-проигрыватели смогут воспроизводить двухслойные SACD-диски, просто читая один из слоев, записанный старым способом, а все плейеры SACD оборудованы также системой чтения обычных дисков. Немного технических моментов о SACD. Метод кодирования — DSD, предусматривает однобитное представление сигнала с частотой дискретизации (внимание!) 2,8224 МГц. Такие преобразования называются широтно-импульсной модуляцией (ШИМ).
Воспроизводимый диапазон частот от 0 до 100 000 Гц. Динамический диапазон — до 144 дБ. Количество каналов — 6. В DSD отсутствуют ЦАП и АЦП в обычном понимании (на входе стоит сигма/дельта-модулятор, на выходе — аналоговый фильтр нижних частот). Т. к. амплитуда аудиосигнала определяется лишь шириной импульса, то, соответственно, сигнал претерпевает наименьшие искажения по сравнению с PCM.P.S. "Мультиканальный звук — наиболее передовая и креативная идея за последние годы, — говорит продюсер EMI Джон Кэфри (John Caffery). — В случае с Super Audio CD, когда проигрываешь запись дома, слышишь в точности то, что звучало в студии во время записи. Впервые за мою двадцатилетнюю карьеру я могу констатировать, что воспроизводимый звук есть зеркальное отображение того, что было на пульте записи... Стадия развития мультиканальной технологии SACD гораздо выше, чем у других форматов, с которыми мне доводилось иметь дело".
Что же кроется под этими загадочными (а может, и нет) аббревиатурами? Весной 1999 года корпорация "Sony" в альянсе с "Philips" объявила о создании принципиально нового способа кодирования информации — Direct Stream Digital (DSD, формат Super Audio CD). Примерно в это же время другая, не менее известная корпорация "Matsuchita", анонсировала новинку — DVD-Audio (DVDA). С тех пор в этом сегменте рынка идет непрерывная борьба двух гигантов. Теперь вкратце посмотрим правде в глаза. CD, SACD, DVDA — как говорится, встречают по одежде, а провожают по качеству. И явно не в пользу CD, безнадежно утратившего свой потенциал и уступающего двум последним (можно сказать рекордсменам) как минимум в весовой категории. Хоть внешне все три индивида и на одно лицо, их начинка различна. Не сильно вдаваясь в технические подробности, снимем сливки с еще не остывших деликатесов. Позволим себе небольшую оговорку, что вкусовые качества обоих блюд (DVDA и SACD) отменные, выполненные в лучших традициях именитых кулинаров, так что споры среди дилетантов бесполезны. А в качестве дегустаторов-профессионалов здесь могут выступить только точные приборы из какой-нибудь солидной аудиолаборатории.
Первым попробуем DVDA. Метод кодирования — PCM (как и в обычном CD). Частота дискретизации до 96 кГц (на отдельных каналах до 192 кГц, для сравнения — частота дискретизации на CD 44.1 кГц, а человеческое ухо восприимчиво к частоте дискретизации до 64 кГц). Воспроизводимый диапазон частот от 0 до 96 000 Гц (у CD от 5 до 20 000 Гц). Количество каналов — 6. Динамический диапазон (размах от самого тихого до самого громкого звука записанного на диске, передаваемый без искажений) до 144 дБ, достигаемый посредством 24-битного квантования. Человек способен воспринимать динамический диапазон в пределах 120 дБ, не говоря о большинстве бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры. Чем же все-таки DVDA лучше CD (для тех, кто не понял)? "Когда появились CD-диски, многие люди сказали, что все это здорово, но цифровая запись не передает того тепла, той атмосферы, которая передавалась на виниловых пластинках, — говорит Джени Келси (GeneKelsey), вице-президент и генеральный менеджер аудиоподразделения "Panasonic" в США. — DVD-Audio может вернуть ощущение винила в цифровом формате. Причем это ощущение "живой" записи может быть даже полнее, чем при прослушивании винила — благодаря тому количеству данных, которые можно записывать и считывать с DVD-Audio". Да, Келси не ошибается, но все же есть некоторые сомнения. На наш взгляд, спецификацию DVD-Audio можно назвать немного старомодной (в ее реализации заложены те же принципы записи, что и звуковое сопровождение в DVD-Video, т. е. преобразование сигнала происходит в PCM-формате, кстати, являющегося основой кодирования и в CD).
Перейдем ко второму блюду. SACD и метод кодирования для него DSD. Природу хранения информации на SACD называют аналоговой или, по крайней мере, приближенной к ней. Директор по маркетингу компании Marantz Марк Стейн (Mark Stain) подчеркивает, что технология SACD на данный момент позволяет добиться самого чистого и музыкального звука, по сравнению с которым даже DVD-аудио показывает худшие результаты. К тому же, как замечает Марк, стандарт SACD полностью совместим с обычным CD — обычные CD-проигрыватели смогут воспроизводить двухслойные SACD-диски, просто читая один из слоев, записанный старым способом, а все плейеры SACD оборудованы также системой чтения обычных дисков. Немного технических моментов о SACD. Метод кодирования — DSD, предусматривает однобитное представление сигнала с частотой дискретизации (внимание!) 2,8224 МГц. Такие преобразования называются широтно-импульсной модуляцией (ШИМ).
Воспроизводимый диапазон частот от 0 до 100 000 Гц. Динамический диапазон — до 144 дБ. Количество каналов — 6. В DSD отсутствуют ЦАП и АЦП в обычном понимании (на входе стоит сигма/дельта-модулятор, на выходе — аналоговый фильтр нижних частот). Т. к. амплитуда аудиосигнала определяется лишь шириной импульса, то, соответственно, сигнал претерпевает наименьшие искажения по сравнению с PCM.P.S. "Мультиканальный звук — наиболее передовая и креативная идея за последние годы, — говорит продюсер EMI Джон Кэфри (John Caffery). — В случае с Super Audio CD, когда проигрываешь запись дома, слышишь в точности то, что звучало в студии во время записи. Впервые за мою двадцатилетнюю карьеру я могу констатировать, что воспроизводимый звук есть зеркальное отображение того, что было на пульте записи... Стадия развития мультиканальной технологии SACD гораздо выше, чем у других форматов, с которыми мне доводилось иметь дело".
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2002 год в рубрике музыкальная газета