Звуковые Миры
Сведение и мастеринг

Еще в недавнем прошлом музыканты-компьютерщики (не говоря о "живых" исполнителях) не могли добиться студийного звучания в домашних условиях, или это удавалось единицам. Для непосвященных и сейчас это является головной болью. Суть проблемы — сведение и мастеринг, кстати, предмет сегодняшних размышлений.

Рассмотрим вариант сведения и мастеринга для электронной музыки. При этом будем учитывать, что у композитора имеется в наличии среднестатистический (все тот же "P-III/700") компьютер, с такой же среднестатистической аудио-картой (типа "Creative SBLive"!). Кроме того, примем во внимание тот факт, что у нашего опять же среднестатистического постсовкового человека вряд ли найдется десяток-другой "рублей" американского образца для приобретения более-менее приличного "арсенала" студийного назначения (хотя было бы неплохо).
Сведение — кропотливая и интересная работа в процессе написания (и/или после него) композиции, включающая в себя расстановку эффектов, выделения того или иного участка композиции, взаимоулучшение образов (влияние одного инструмента на другой), переплетения с различными контроллерами, эквализирование, панорамирование и т. д. с целью получения субъективно наиболее приятного ощущения. От сведения зависит многое в общем восприятии звуковой картинки, но не все…

Мастеринг — процесс создания "мастера" (того, что посылается на завод для последующего тиражирования) или, проще говоря, окончательная доводка звучания, придание бархатности, "фирменности" звучанию. На профессиональных студиях иногда используют термин "мастер-лента" (то же что и "мастер"). Для серийного тиража музыкальной продукции, (например, CD или MC) к мастер-лентам существуют определенные технические требования (запись должна быть с определенной частотой дискретизации, иметь определенную разрядность, количество выпадений не должно превышать строго оговоренную величину и т. д.), т. е. все достаточно серьезно. Мастерить начинают уже после записи и сведения.
Этапы мастеринга: монтажное редактирование, "ювелирная" доводка звучания, вывод в нужном формате (U-matic 1630, CD-R, DAT и др. — оговаривается с производителем отдельно). К этапам мастеринга можно также отнести и "художественный" аспект — довольно сложная работа, зависит от индивидуальных качеств звукоинженера, особенно если приходится мастерить не свою композицию. Но, мы остановимся на некоторых наиболее важных, технических деталях мастеринга…

Монтажное редактирование — расстановка сведенных произведений в определенном порядке с паузами, либо без пауз (согласно требованиям художественной задачи). Этот этап удобнее производить в мультитрековом редакторе (например, "Cool Edit Pro", "Samplitude 2496"…).
Доводка звучания — очень ответственное мероприятие. От него зависит, что люди подумают про вас как музыканта. На этапе доводки можно исправить некоторые "корявости" программного обеспечения, на котором было написано произведение или неточности, допущенные при рендеринге, что намного сложнее. Также во время этой части мастеринга можно добиться ровности по амплитуде между композициями, улучшить прозрачность и плотность звучания. Для реализации всех вышеперечисленных моментов в студийных условиях используют многополосные компрессоры, лимиттеры, эквалайзеры, процессоры изменения стереообраза, процессоры утепления цифрового звука и некоторые другие устройства. В нашем случае (в домашних условиях при наличии только цифровой системы на базе PC) все это нашло свою реализацию в многочисленных, как самостоятельных программах, так и в plug-in-модулях. Стоит отметить, что существует вполне логичная закономерность: с течением времени качество алгоритмов неустанно растет. Среди более или менее интересных примеров можно привести программу "T-Racks 24 v2.0" фирмы "IK Multimedia Production" (http://www.t-racks.com) или "DX plug-in iZotope Ozone v1.0.1" компании "iZotope inc." (http://www.izotope.com).
Хотелось бы поподробнее остановиться на plug-in-модуле "iZotope Ozone". Это современный инструмент цифрового мастеринга. Для оптимального достижения качества использовано ядро 64-битной обработки звука с плавающей запятой. Так же реализованы алгоритмы математического моделирования физических процессов, происходящих в вакууме электронных ламп аналоговых аппаратных устройств. А удобный интерфейс с анимацией в стиле flash только добавляет удовольствие от работы с этим "DX plug-in".

В завершении нашего небольшого "погружения" можем с полной уверенностью сказать, что имея недалекую PC-платформу (см. в начале статьи) хороший софт и умелые ручки, можно действительно превзойти все ожидания скептиков и порадовать всех своим "фирменным" звуком!
Но, к сожалению (или к радости!), лучше пользоваться профессиональной аппаратурой тракта воспроизведения — аудиосистемы "EgoSys", "Taskam" и др. плюс акустические системы, желательно студийные, т. к. именно там рождаются настоящие ЗВУКОВЫЕ МИРЫ.
Да, и помните, что любое вмешательство в звук (мастеринг в том числе) есть его деформация. Мастерингом можно не только "благословить" новоявленную работу на успех, но и "убить" даже самый многообещающий хит…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета