Muppetstuff «Если ты хочешь быть хорошим музыкантом, то тебе нужно обращать внимание не только на то, как ты играешь»

...У меня было всего десять минут, чтобы оторвав лидера группы Роба Балтса от работы, поговорить с ним о группе MUPPETSTUFF и ее участниках.
Роб Балтс (вокал, гитара): ...Мы начинали с Питером Плаатсманом (вокал и контрабас) почти 12 лет назад! В самом начале MUPPETSTUFF не был профессиональным коллективом - скорее, мы занимались музыкой просто для удовольствия. Хотя и много работали... А шесть лет мы назад решили начать работать профессионально.
- Что ты понимаешь под этим делением на "профессиональное" и "непрофессиональное"?
- Раньше мы не зарабатывали деньги музыкой. То есть мы просто играли, играли в свое удовольствие. Работали, так сказать, "непрофессионально". И лишь потом начали зарабатывать на музыке деньги. Кстати, теперь музыка - это единственная вещь, которой мы занимаемся.
- И что, в Голландии реально зарабатывать музыкой?
- Конечно. И, в любом случае, намного реальнее, чем здесь, в Беларуси.
- Вот уж это абсолютно точно. Кстати, в Минске ходили слухи, что вы выступаете на улицах...
- Нет, уже нет. Мы действительно начинали с уличных выступлений, но теперь... нет.
- Насколько я знаю, уличные концерты - достаточно распространенное явление в Голландии?
- Действительно, у нас много артистов выступают на улицах. И мне кажется, что уличные выступления - это самый лучший способ... способ...
- ...начать путь на сцену?
- Да. Ведь уличная публика - она просто идет мимо, когда ты выступаешь, и ты должен "захватить" ее внимание своей музыкой. То есть уличные концерты - это не только хороший музыкальный опыт. Мне кажется, выступления на улице нужны для того, чтобы музыкант смог узнать, как вести себя, как сидеть, двигаться, работать, как... как...
- Может быть, как заставить себя слушать?
- Да, заставить обратить на себя внимание. То есть игра на улице - это больше театр, чем музыка. Это учеба. И это очень хороший опыт для музыканта. Потому что, если ты заметила, многие артисты просто стоят на сцене и исполняют свои песни: они совершенно не думают о том, как они выглядят. А мне кажется, что если кто-то хочет быть хорошим музыкантом, то ему также нужно обращать внимание и на то, КАК он выглядит. И место, которое дает тебе понять это, - улица.
- А как же насчет записей? Они же отнюдь не демонстрируют то, что ты называешь "внешним видом"?
- О, да. Но я думаю, что запись совсем не так "мощна", как "живой" перформанс. Мне кажется, что гораздо лучше увидеть группу, услышать ее "живьем", чем просто прослушать их пластинку, с каким бы качеством она ни была записана.
- Но ведь после прослушивания диска MUPPETSTUFF все равно будет понятно, что вы за группа! Я имею в виду, что запись хотя бы частично, но все же передает вашу энергетику.
- Да, это абсолютно точно. Отличие состоит лишь в том, что когда ты знаешь группу только по СD, то ты знаешь СВОЮ интерпретацию их музыки, по-своему ее понимаешь. Да, это, конечно, одно из преимуществ диска - оно дает свободу интерпретации. Но оно не дает полное понимание, видение группы... Понимаешь, когда коллектив приступает к записи своих песен, музыкантам всегда сложно "словить" то чувство, ту эмоцию, которую они хотят донести до слушателя, и перенести их на пластинку. Поэтому группа и делает "живые" концерты - чтобы полностью показать себя зрителю. Но если у группы все же получается представить свою энергетику на диске, то музыканты бывают удовлетворены работой. Вот, например, в нашей пластинке, про которую ты говоришь, "Snapshot", у нас получилось перенести нашу энергетику. И мы этим очень довольны.
- Когда вы записали этот альбом?
- Два года назад.
- Это сборка работ за 10 лет?
- Это лишь небольшая часть наших работ. У нас очень много песен. В мае мы собираемся выпустить новый диск, в котором будут только наши песни.
- То есть не каверы, как раньше?
- Да. Наши собственные песни. Это будут песни в стилистике... поп-фолк. То есть на эти композиции оказал влияние фольклор, но по сравнению с ним они более "poppy"... Мы много путешествуем по Голландии, видим много людей. Слушаем много музыки, но я не могу сказать, что мы играем чисто голландский фолк. Мы больше играем фолковых мелодий Ирландии, Франции, цыганские песни - и именно они оказывают на нас влияние.
- Большинство песен на диске "Snapshot" - это каверы. Как вы работаете над ними?
- Когда мы исполняем песни других групп, то сначала узнаем, как группа делает песню, изучаем ее композицию. Когда композиция изучена, мы, грубо говоря, "убираем" ее и начинаем заниматься интерпретацией песни. Композиция - это своеобразный остов кавер-версии, но мы отнюдь не основываемся на ней. Скорее, мы отталкиваемся от нее.
- Какие песни MUPPETSTUFF включает в свои альбомы?
- Понимаешь, нас всегда вдохновляли разные музыкальные жанры: когда мы начинали играть, нас увлекал блюз, семь лет назад мы играли джаз. Наше творчество - это процесс. Вот, например, последние три года мы играем много фолка. И именно эти песни войдут в наш следующий альбом. То есть если ты прослушаешь все пластинки нашей группы, одну за одной (а "Snapshot" - это наш третий альбом), то ты заметишь этот процесс. Процесс развития группы, ее музыкального "дыхания".
- Так что же должно быть в песне, чтобы заинтересовать вас?
- Энергия. Особенно - хорошая энергия. И хороший баланс между лирикой и музыкой.
- Кстати, Роб, а какая музыка сейчас популярна в Голландии?
- Последние три-четыре года в Голландии все больше музыкантов переходят на родной язык, уже мало кто поет на английском. У нас есть очень много хороших групп, но большинство из них играет поп-музыку, и весь их репертуар - это песни о любви.
- Думаю, о любви поют не только Голландии.
- Да, это происходит во всем мире.
- Какого звучания вы хотите достичь на записи своего нового альбома?
- Чистого. Я хочу слышать инструменты, то есть слышать "чистый" звук инструментов, а не компьютерно-обработанное звучание. Мне интересна чистая, естественная музыка.
- Много музыкантов из-за этого и пишутся в Голландии: они хотят получить так называемое "чистое" звучание.
- Да, в Голландии, думаю, достаточно просто добиться такого звучания и качественно сделать такой звук. Здесь хорошие студии, хорошие саундпродюсеры.
- Белорусская группа ТРОИЦА записывала свой диск в Голландии и была очень довольна результатом... Кстати, я забыла спросить: а вы также записываете свой СD в Голландии?
- Да, у нас там своя студия. И это очень удобно. Во-первых, потому что при записи пластинки нам не нужно ограничивать себя временными рамками: стараться записаться, например, за два дня. У нас свой офис, студия, и мы можем находиться там когда и сколько хотим.
- А другие группы вы там пишете?
- Практически нет. Ведь если бы мы этим занимались, то все наше время уходило бы на рекорд-бизнес, а не на себя. Конечно, мы этого не хотим. Мы строили эту студию для себя. Впрочем, иногда мы записываем там проекты с другими группами, пишем музыку для театра. Но все равно большинство студийного времени мы стараемся тратить на себя.
- Роб, чего бы ты хотел достичь с MUPPETSTUFF? Какие твои планы на будущее?
- Я никогда ничего не планирую. У нас никогда не бывает планов, и я не хочу их строить. Я хочу жить. Если ты живешь ничего не планируя, все приходит само. И я не хочу ничего загадывать на будущее. Я просто хочу, чтобы жизнь шла своим чередом.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2002 год в рубрике музыкальная газета