Muppetstuff «Если ты хочешь быть хорошим музыкантом, то тебе нужно обращать внимание не только на то, как ты играешь»
Голландская группа MUPPETSTUFF могла бы стать известной в Беларуси только благодаря альбому "Snapshot", в котором, кроме народных (голландских?) песен, каверы Тома Уэйтса, THE CARTER FAMILY и Вана Моррисона. MUPPETSTUFF начинали с блюзов, а первые концерты давали на улицах. Кстати, возможно, их стоило бы полюбить только за это: профессионализм и собственный стиль. Или за колоссальную энергетику, которая просто "валит" со сцены.
...У меня было всего десять минут, чтобы оторвав лидера группы Роба Балтса от работы, поговорить с ним о группе MUPPETSTUFF и ее участниках.
Роб Балтс (вокал, гитара): ...Мы начинали с Питером Плаатсманом (вокал и контрабас) почти 12 лет назад! В самом начале MUPPETSTUFF не был профессиональным коллективом - скорее, мы занимались музыкой просто для удовольствия. Хотя и много работали... А шесть лет мы назад решили начать работать профессионально.
- Что ты понимаешь под этим делением на "профессиональное" и "непрофессиональное"?
- Раньше мы не зарабатывали деньги музыкой. То есть мы просто играли, играли в свое удовольствие. Работали, так сказать, "непрофессионально". И лишь потом начали зарабатывать на музыке деньги. Кстати, теперь музыка - это единственная вещь, которой мы занимаемся.
- И что, в Голландии реально зарабатывать музыкой?
- Конечно. И, в любом случае, намного реальнее, чем здесь, в Беларуси.
- Вот уж это абсолютно точно. Кстати, в Минске ходили слухи, что вы выступаете на улицах...
- Нет, уже нет. Мы действительно начинали с уличных выступлений, но теперь... нет.
- Насколько я знаю, уличные концерты - достаточно распространенное явление в Голландии?
- Действительно, у нас много артистов выступают на улицах. И мне кажется, что уличные выступления - это самый лучший способ... способ...
- ...начать путь на сцену?
- Да. Ведь уличная публика - она просто идет мимо, когда ты выступаешь, и ты должен "захватить" ее внимание своей музыкой. То есть уличные концерты - это не только хороший музыкальный опыт. Мне кажется, выступления на улице нужны для того, чтобы музыкант смог узнать, как вести себя, как сидеть, двигаться, работать, как... как...
- Может быть, как заставить себя слушать?
- Да, заставить обратить на себя внимание. То есть игра на улице - это больше театр, чем музыка. Это учеба. И это очень хороший опыт для музыканта. Потому что, если ты заметила, многие артисты просто стоят на сцене и исполняют свои песни: они совершенно не думают о том, как они выглядят. А мне кажется, что если кто-то хочет быть хорошим музыкантом, то ему также нужно обращать внимание и на то, КАК он выглядит. И место, которое дает тебе понять это, - улица.
- А как же насчет записей? Они же отнюдь не демонстрируют то, что ты называешь "внешним видом"?
- О, да. Но я думаю, что запись совсем не так "мощна", как "живой" перформанс. Мне кажется, что гораздо лучше увидеть группу, услышать ее "живьем", чем просто прослушать их пластинку, с каким бы качеством она ни была записана.
- Но ведь после прослушивания диска MUPPETSTUFF все равно будет понятно, что вы за группа! Я имею в виду, что запись хотя бы частично, но все же передает вашу энергетику.
- Да, это абсолютно точно. Отличие состоит лишь в том, что когда ты знаешь группу только по СD, то ты знаешь СВОЮ интерпретацию их музыки, по-своему ее понимаешь. Да, это, конечно, одно из преимуществ диска - оно дает свободу интерпретации. Но оно не дает полное понимание, видение группы... Понимаешь, когда коллектив приступает к записи своих песен, музыкантам всегда сложно "словить" то чувство, ту эмоцию, которую они хотят донести до слушателя, и перенести их на пластинку. Поэтому группа и делает "живые" концерты - чтобы полностью показать себя зрителю. Но если у группы все же получается представить свою энергетику на диске, то музыканты бывают удовлетворены работой. Вот, например, в нашей пластинке, про которую ты говоришь, "Snapshot", у нас получилось перенести нашу энергетику. И мы этим очень довольны.
- Когда вы записали этот альбом?
- Два года назад.
- Это сборка работ за 10 лет?
- Это лишь небольшая часть наших работ. У нас очень много песен. В мае мы собираемся выпустить новый диск, в котором будут только наши песни.
- То есть не каверы, как раньше?
- Да. Наши собственные песни. Это будут песни в стилистике... поп-фолк. То есть на эти композиции оказал влияние фольклор, но по сравнению с ним они более "poppy"... Мы много путешествуем по Голландии, видим много людей. Слушаем много музыки, но я не могу сказать, что мы играем чисто голландский фолк. Мы больше играем фолковых мелодий Ирландии, Франции, цыганские песни - и именно они оказывают на нас влияние.
- Большинство песен на диске "Snapshot" - это каверы. Как вы работаете над ними?
- Когда мы исполняем песни других групп, то сначала узнаем, как группа делает песню, изучаем ее композицию. Когда композиция изучена, мы, грубо говоря, "убираем" ее и начинаем заниматься интерпретацией песни. Композиция - это своеобразный остов кавер-версии, но мы отнюдь не основываемся на ней. Скорее, мы отталкиваемся от нее.
- Какие песни MUPPETSTUFF включает в свои альбомы?
- Понимаешь, нас всегда вдохновляли разные музыкальные жанры: когда мы начинали играть, нас увлекал блюз, семь лет назад мы играли джаз. Наше творчество - это процесс. Вот, например, последние три года мы играем много фолка. И именно эти песни войдут в наш следующий альбом. То есть если ты прослушаешь все пластинки нашей группы, одну за одной (а "Snapshot" - это наш третий альбом), то ты заметишь этот процесс. Процесс развития группы, ее музыкального "дыхания".
- Так что же должно быть в песне, чтобы заинтересовать вас?
- Энергия. Особенно - хорошая энергия. И хороший баланс между лирикой и музыкой.
- Кстати, Роб, а какая музыка сейчас популярна в Голландии?
- Последние три-четыре года в Голландии все больше музыкантов переходят на родной язык, уже мало кто поет на английском. У нас есть очень много хороших групп, но большинство из них играет поп-музыку, и весь их репертуар - это песни о любви.
- Думаю, о любви поют не только Голландии.
- Да, это происходит во всем мире.
- Какого звучания вы хотите достичь на записи своего нового альбома?
- Чистого. Я хочу слышать инструменты, то есть слышать "чистый" звук инструментов, а не компьютерно-обработанное звучание. Мне интересна чистая, естественная музыка.
- Много музыкантов из-за этого и пишутся в Голландии: они хотят получить так называемое "чистое" звучание.
- Да, в Голландии, думаю, достаточно просто добиться такого звучания и качественно сделать такой звук. Здесь хорошие студии, хорошие саундпродюсеры.
- Белорусская группа ТРОИЦА записывала свой диск в Голландии и была очень довольна результатом... Кстати, я забыла спросить: а вы также записываете свой СD в Голландии?
- Да, у нас там своя студия. И это очень удобно. Во-первых, потому что при записи пластинки нам не нужно ограничивать себя временными рамками: стараться записаться, например, за два дня. У нас свой офис, студия, и мы можем находиться там когда и сколько хотим.
- А другие группы вы там пишете?
- Практически нет. Ведь если бы мы этим занимались, то все наше время уходило бы на рекорд-бизнес, а не на себя. Конечно, мы этого не хотим. Мы строили эту студию для себя. Впрочем, иногда мы записываем там проекты с другими группами, пишем музыку для театра. Но все равно большинство студийного времени мы стараемся тратить на себя.
- Роб, чего бы ты хотел достичь с MUPPETSTUFF? Какие твои планы на будущее?
- Я никогда ничего не планирую. У нас никогда не бывает планов, и я не хочу их строить. Я хочу жить. Если ты живешь ничего не планируя, все приходит само. И я не хочу ничего загадывать на будущее. Я просто хочу, чтобы жизнь шла своим чередом.
...У меня было всего десять минут, чтобы оторвав лидера группы Роба Балтса от работы, поговорить с ним о группе MUPPETSTUFF и ее участниках.
Роб Балтс (вокал, гитара): ...Мы начинали с Питером Плаатсманом (вокал и контрабас) почти 12 лет назад! В самом начале MUPPETSTUFF не был профессиональным коллективом - скорее, мы занимались музыкой просто для удовольствия. Хотя и много работали... А шесть лет мы назад решили начать работать профессионально.
- Что ты понимаешь под этим делением на "профессиональное" и "непрофессиональное"?
- Раньше мы не зарабатывали деньги музыкой. То есть мы просто играли, играли в свое удовольствие. Работали, так сказать, "непрофессионально". И лишь потом начали зарабатывать на музыке деньги. Кстати, теперь музыка - это единственная вещь, которой мы занимаемся.
- И что, в Голландии реально зарабатывать музыкой?
- Конечно. И, в любом случае, намного реальнее, чем здесь, в Беларуси.
- Вот уж это абсолютно точно. Кстати, в Минске ходили слухи, что вы выступаете на улицах...
- Нет, уже нет. Мы действительно начинали с уличных выступлений, но теперь... нет.
- Насколько я знаю, уличные концерты - достаточно распространенное явление в Голландии?
- Действительно, у нас много артистов выступают на улицах. И мне кажется, что уличные выступления - это самый лучший способ... способ...
- ...начать путь на сцену?
- Да. Ведь уличная публика - она просто идет мимо, когда ты выступаешь, и ты должен "захватить" ее внимание своей музыкой. То есть уличные концерты - это не только хороший музыкальный опыт. Мне кажется, выступления на улице нужны для того, чтобы музыкант смог узнать, как вести себя, как сидеть, двигаться, работать, как... как...
- Может быть, как заставить себя слушать?
- Да, заставить обратить на себя внимание. То есть игра на улице - это больше театр, чем музыка. Это учеба. И это очень хороший опыт для музыканта. Потому что, если ты заметила, многие артисты просто стоят на сцене и исполняют свои песни: они совершенно не думают о том, как они выглядят. А мне кажется, что если кто-то хочет быть хорошим музыкантом, то ему также нужно обращать внимание и на то, КАК он выглядит. И место, которое дает тебе понять это, - улица.
- А как же насчет записей? Они же отнюдь не демонстрируют то, что ты называешь "внешним видом"?
- О, да. Но я думаю, что запись совсем не так "мощна", как "живой" перформанс. Мне кажется, что гораздо лучше увидеть группу, услышать ее "живьем", чем просто прослушать их пластинку, с каким бы качеством она ни была записана.
- Но ведь после прослушивания диска MUPPETSTUFF все равно будет понятно, что вы за группа! Я имею в виду, что запись хотя бы частично, но все же передает вашу энергетику.
- Да, это абсолютно точно. Отличие состоит лишь в том, что когда ты знаешь группу только по СD, то ты знаешь СВОЮ интерпретацию их музыки, по-своему ее понимаешь. Да, это, конечно, одно из преимуществ диска - оно дает свободу интерпретации. Но оно не дает полное понимание, видение группы... Понимаешь, когда коллектив приступает к записи своих песен, музыкантам всегда сложно "словить" то чувство, ту эмоцию, которую они хотят донести до слушателя, и перенести их на пластинку. Поэтому группа и делает "живые" концерты - чтобы полностью показать себя зрителю. Но если у группы все же получается представить свою энергетику на диске, то музыканты бывают удовлетворены работой. Вот, например, в нашей пластинке, про которую ты говоришь, "Snapshot", у нас получилось перенести нашу энергетику. И мы этим очень довольны.
- Когда вы записали этот альбом?
- Два года назад.
- Это сборка работ за 10 лет?
- Это лишь небольшая часть наших работ. У нас очень много песен. В мае мы собираемся выпустить новый диск, в котором будут только наши песни.
- То есть не каверы, как раньше?
- Да. Наши собственные песни. Это будут песни в стилистике... поп-фолк. То есть на эти композиции оказал влияние фольклор, но по сравнению с ним они более "poppy"... Мы много путешествуем по Голландии, видим много людей. Слушаем много музыки, но я не могу сказать, что мы играем чисто голландский фолк. Мы больше играем фолковых мелодий Ирландии, Франции, цыганские песни - и именно они оказывают на нас влияние.
- Большинство песен на диске "Snapshot" - это каверы. Как вы работаете над ними?
- Когда мы исполняем песни других групп, то сначала узнаем, как группа делает песню, изучаем ее композицию. Когда композиция изучена, мы, грубо говоря, "убираем" ее и начинаем заниматься интерпретацией песни. Композиция - это своеобразный остов кавер-версии, но мы отнюдь не основываемся на ней. Скорее, мы отталкиваемся от нее.
- Какие песни MUPPETSTUFF включает в свои альбомы?
- Понимаешь, нас всегда вдохновляли разные музыкальные жанры: когда мы начинали играть, нас увлекал блюз, семь лет назад мы играли джаз. Наше творчество - это процесс. Вот, например, последние три года мы играем много фолка. И именно эти песни войдут в наш следующий альбом. То есть если ты прослушаешь все пластинки нашей группы, одну за одной (а "Snapshot" - это наш третий альбом), то ты заметишь этот процесс. Процесс развития группы, ее музыкального "дыхания".
- Так что же должно быть в песне, чтобы заинтересовать вас?
- Энергия. Особенно - хорошая энергия. И хороший баланс между лирикой и музыкой.
- Кстати, Роб, а какая музыка сейчас популярна в Голландии?
- Последние три-четыре года в Голландии все больше музыкантов переходят на родной язык, уже мало кто поет на английском. У нас есть очень много хороших групп, но большинство из них играет поп-музыку, и весь их репертуар - это песни о любви.
- Думаю, о любви поют не только Голландии.
- Да, это происходит во всем мире.
- Какого звучания вы хотите достичь на записи своего нового альбома?
- Чистого. Я хочу слышать инструменты, то есть слышать "чистый" звук инструментов, а не компьютерно-обработанное звучание. Мне интересна чистая, естественная музыка.
- Много музыкантов из-за этого и пишутся в Голландии: они хотят получить так называемое "чистое" звучание.
- Да, в Голландии, думаю, достаточно просто добиться такого звучания и качественно сделать такой звук. Здесь хорошие студии, хорошие саундпродюсеры.
- Белорусская группа ТРОИЦА записывала свой диск в Голландии и была очень довольна результатом... Кстати, я забыла спросить: а вы также записываете свой СD в Голландии?
- Да, у нас там своя студия. И это очень удобно. Во-первых, потому что при записи пластинки нам не нужно ограничивать себя временными рамками: стараться записаться, например, за два дня. У нас свой офис, студия, и мы можем находиться там когда и сколько хотим.
- А другие группы вы там пишете?
- Практически нет. Ведь если бы мы этим занимались, то все наше время уходило бы на рекорд-бизнес, а не на себя. Конечно, мы этого не хотим. Мы строили эту студию для себя. Впрочем, иногда мы записываем там проекты с другими группами, пишем музыку для театра. Но все равно большинство студийного времени мы стараемся тратить на себя.
- Роб, чего бы ты хотел достичь с MUPPETSTUFF? Какие твои планы на будущее?
- Я никогда ничего не планирую. У нас никогда не бывает планов, и я не хочу их строить. Я хочу жить. Если ты живешь ничего не планируя, все приходит само. И я не хочу ничего загадывать на будущее. Я просто хочу, чтобы жизнь шла своим чередом.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2002 год в рубрике музыкальная газета