Lighthouse Family
Жизнеутверждающая музыка

Тунд Байиву знаком с Полом Такером около десяти лет. Полу не надо что-либо разъяснять своему другу, ведь, как говорит Тунд, все, что ему надо знать о Поле, он может узнать, прослушав его стихи с "Ocean Drive". Это же срабатывает и в обратном направлении: стоит провести несколько минут с Полом и можно понять, что делает музыку LIGHTHOUSE FAMILY такой особенной.
Какова же история одного из самых успешных соул-дуэтов Великобритании?

К созданию собственной музыки Пол пришел не сразу. Уроженец Кембриджа, он покинул свой родной город, устроившись курьером лондонского рекламного агентства. Пол не переставая копил деньги, чтобы посещать концерты своих любимых групп, самым масштабным из которых было выступление ирландцев U2 в Роттердаме. В это время он самостоятельно пытался научиться играть на гитаре так же хорошо, как это делал Edge из U2. Потеряв работу из-за того, что он слишком много времени проводил в музыкальных магазинах, Пол подумал, что стоит, наконец, что-то изменить в жизни. Он переезжает из столицы в Ньюкасл, где изучает немецкий и французский языки. Тогда на музыкальный климат Великобритании сильно повлиял хаус, но для Пола это не было новшеством: "Я по-настоящему полюбил детройтское техно, но для меня оно не сильно отличалось от творчества группы U2. Это музыка, которая строится на любви и способна навеять чувство печали. Именно это я пытался внести в наши записи". Но тогда до музыкальной карьеры было еще далеко. Год, проведенный Полом в Германии еще до падения Берлинской стены, свидетельствует о том, что эти амбиции находились еще в стадии зародыша. Конечно, все его сокурсники знали о странной песне, написанной им, но тогда он даже и не мечтал об успехе и платиновом альбоме.

Пол предпочитает повторить свою мысль дважды, дабы убедиться, что его понимают. Это совершенно не свойственно Тунду. В песне "Let It All Change" он поет: "Когда ты хочешь получить все, это превращается в дым", в то время как в "Heavenly" он произносит следующие слова: "Если ты живешь не сегодняшним, а завтрашним днем, много прекрасного минует тебя". Эти два отрывка - лучшая характеристика Тунда. Вся его жизнь была построена на этой философии. Его отец скончался, когда мальчишке было около пяти лет. Тогда мама Тунда, вероятно беспокоясь о его психике, ничего ему не говорила, но все же он помнит, как однажды видел ее, рыдающей от горя, как пытался успокоить ее. Он также помнит, как еще до трагедии его отец прислонился к нему своим лицом. Тунду это не понравилось: на вид кожа выглядела мягкой и нежной, а оказалось, что она колючая. В это время его семья жила в Лондоне, но после смерти отца мама переехала к себе на родину в Нигерию. Они купили хороший дом в Лагосе, но Тунду было очень грустно и скучно, ведь как раз перед отъездом он пошел в школу и уже успел завести там друзей. И по сей день Тунд часто грустит, наверное, это связано с его детством.

Экономика Нигерии находилась на стабильном уровне, поэтому многие группы не игнорировали эту страну, в особенности - такие фанк-команды, как SHALAMAR и WHISPERS. Таким образом, пока Пол в Англии слушал JOY DIVISION, Тунд в Нигерии влюблялся в эту музыку. Несмотря на туманные воспоминания о своей родине, он мечтал вернуться, поэтому, когда зашла речь об университетском образовании, он не мешкая направился в Великобританию, где у его матери остался старый дом.

Тунд не собирался посвятить всю свою жизнь бухгалтерии, но именно эта дисциплина привела его в Ньюкасл. "Думаю, что впервые увидел Пола работая в баре, чем мы оба занимались, чтобы платить за учебу". В это время Пол искал исполнителя для своей песни, так Тунд и очутился у него дома. Прослушав фонограмму песни, которая впоследствии получила название "Ocean Drive", Тунд подумал, что если бы у него была своя команда, то он бы работал именно в таком стиле. Но он никогда не практиковал пение, за исключением пения в душе, когда его знакомые и друзья кричали ему: "Заткнись!" Услышанная мелодия заставила его вспомнить о тяжелых моментах жизни. У Пола, автора песни, таковых не было: "Уверяю вас, работать в баре очень весело. За пять фунтов в неделю ты можешь пить столько пива, на сколько у тебя хватит сил, но, конечно, украдкой от управляющего. Я работал в ньюкаслском баре "У Уолкера" с 1989 по 1992 год, и это было великолепно. У меня было много друзей, ни у кого из нас не было денег, мы тратили все, что имели и веселились под хорошую музыку ночи напролет". Наконец пришел момент, когда все изменилось.

С песнями "Ocean Drive", "Beautiful Night" и "Lifted" парни начали обивать пороги рекорд-компаний, пытаясь убедить их, что пение LIGHTHOUSE FAMILY - более реальная идея, чем поиск новой NIRVANA. Конечно слова "запись" и "контракт" у многих ассоциируются с реками шампанского и длиннющими лимузинами. Возможно, с некоторыми группами происходит именно так, но для большинства это самый страшный и волнующий момент. "Время от времени мы ездили в Лондон, - вспоминает Пол, - на встречи с представителями звукозаписывающих компаний. Я откладывал деньги со своего пособия по безработице, чтобы покупать билеты на поезд, звонил Тунду, уговаривая его поехать со мной, но Тунд, оставаясь Тундом, находил довольно мягкий способ отказа: "Слушай, оставь меня в покое. Я не собираюсь ехать в Лондон ради какой-то встречи!"

Если вы думаете, что подписанный контракт предполагает хэппи-энд, то вы глубоко заблуждаетесь. Когда в 1993 году A&R-директор POLYDOR Колин Барлоу услышал по телефону демо-версию "Ocean Drive", LIGHTHOUSE FAMILY получили контракт, предоставивший им 250 000 фунтов на нужное для записи оборудование... в кредит!

Что же вдохновляет LIGHTHOUSE FAMILY? У всех нас есть мечты, но зачастую другие люди помогают нам понять это. "Помню, когда в 1989 году написал "Ocean Drive", я по-настоящему верил в нее, - вспоминает Пол. - Нет, я особо не думал, что я был хорош в этом, главное, что мне это нравилось". LIGHTHOUSE FAMILY считают, что если верить, то все будет хорошо. И если одна песня отражает две стороны характера Пола, то это происходит как с текстом, так и с музыкой, которая полюбилась миллионам. Пол мог бы, отбросив свои музыкальные стремления и используя свою степень, получить "надлежащую" работу, но он сделал иной выбор. "Я понял, что моя жизнь обходила меня стороной, и если я собирался заниматься музыкой, то мне надо было сосредоточиться именно на ней". "Несмотря на то, чем вы занимаетесь, вы всегда находитесь в ограниченной ситуации. Ничто не совершенно. И это составляет большую часть того, чем мы занимаемся... Нет таких людей, которые не находят ничего родного в наших песнях". То, что восхваляется в песне "Lifted", помогало LIGHTHOUSE FAMILY устоять на ногах в тяжелые дни. Теперь, выступая на концертах, Тунд представляет ее, говоря: "Сейчас мы исполним государственный гимн. Вы ведь знаете, что надо делать, слушая государственный гимн?" Конечно вскоре весь зал стоит на ногах. И не надо думать, что это звучит высокомерно. Как "Heaven Help Us All" Стиви Уандера или "Bittersweet Symphony" VERVE, "Lifted" - одна из редчайших драгоценностей: это песня о высочайших ценностях нашей жизни. Преподнести это людям - огромная ответственность, сопоставимая с ответственностью акушерки, принимающей роды: "Когда ты на сцене и 10000 людей подпевают тебе, ты понимаешь, что эта песня принадлежит всем". Когда трек "Lifted" вышел весной 1995 года, он даже не попал в чарты. Участь следующего сингла "Ocean Drive" была не лучшей. Только в феврале, когда переизданный "Lifted" попал в лучшую пятерку, Пол и Тунд начали всерьез воспринимать свои амбиции. К концу 1996 года все в корне изменилось - "Ocean Drive" стал самым продаваемым дебютом Великобритании. Название LIGHTHOUSE FAMILY было у всех на слуху, но в лицо исполнителей никто не знал, о чем Пол и Тунд ничуть не сожалеют. "По правде говоря, - объясняет Пол, - постоянно приходится щипать себя, чтобы мириться с этим. Для меня главную роль играют сами треки. Когда я был ребенком, у моего отца было много пластинок 45-го года, ни на одной из них не было обложки. Поэтому мое мнение о группах складывалось только по тому, что происходило, когда игла касалась поверхности винила. Я считаю это магией. Если с людьми, покупающими наши записи и посещающими наши шоу, происходит тоже самое, то большего нам не надо".

"Ocean Drive" помог LIGHTHOUSE FAMILY осознать свою силу, они продолжают совершенствовать свой стиль и в 1998 году выходит второй альбом группы "Postcards From Heaven". Этот диск обратил на группу внимание критики, обвинившей ее в чересчур... невызывающей манере. Интересно, эти люди утруждали себя вслушаться в смысл их песен? Может быть, тогда бы они поняли истинную ценность этого дуэта. Ответный удар Пола был короток и ясен: "Если честно, мне плевать!"

Такер называет песню "Raincloud", ведущий сингл альбома, вышедший 29 сентября, лучшим показателем их стиля, куплеты "Question Of Faith" - мостом, соединяющим первый и второй альбомы LIGHTHOUSE FAMILY. А песню "Let It All Change", напоминающую "What\\\\\\\\\\\\\'s Going On" Марвина Гея, он считает иллюстрацией заметного роста в текстах.

В конце 2001 года LIGHTHOUSE FAMILY выпускают четвертый альбом "Whatever Gets You Through The Day", подарив своим поклонникам десяток ненавязчивых, позитивных, возвышенных, спокойных песен. И если даже мелодия переходит в более печальную тональность, можете быть уверены, что в припеве вы услышите такие строки, как "Продолжай повторять себе, что ты - звезда", "Придет и лучший денек" или "Но не вешай голову". "End Of The Sky" - лучшая иллюстрация всего альбома в целом: прекрасно гармонирующие друг с другом бэк-вокал, модные мелодии Пола и мягкий голос Тунда. Первым синглом этой пластинки стала кавер-версия "(I Wish I Knew How It Would Be To Be) Free" Нины Саймон, переплетенная с "One" U2. Эта песня является доказательством того, что даже спустя годы после выхода их дебютного альбома LIGHTHOUSE FAMILY остались верными звучанию, сделавшему их одним из лучших соул-дуэтов второй половины девяностых.

"LIGHTHOUSE FAMILY никогда не были неправильно поняты людьми, для которых особую важность представляет содержание песен. С каждым нашим концертом ажиотаж возрастает, ведь песни затрагивают души слушателей. Поэтому возникает ощущение полного взаимопонимания, когда вся аудитория поет вместе с тобой".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета