Бойко, Игорь «Создавая музыку, я прислушиваюсь к своему сердцу»
Московский гитарист Игорь Бойко последние несколько лет является одним из самых активных и заметных гитаристов на российской сцене. Он выпускает сольные альбомы, видеокассеты с авторскими концертами, занимается педагогической деятельностью, пишет учебные пособия по импровизации для гитаристов. Уже четыре года на страницах журнала "Music Box" ведет рублику "Советы гитаристам". Игорь также участвует в записи многих альбомов как сессионный музыкант, и на сегодня он, пожалуй, самый концертирующий гитарист в России. Приходится только удивляться энергии этого музыканта. О последних новинках, а также о других темах связанных с его творчеством я и поговорил с Игорем.
- Игорь, расскажи, что сегодня происходит в твоей творческой жизни?
- В последние годы у меня достаточно активная творческая жизнь, и я рад этому, так как полагаю, что востребован, а это самое главное для творческого человека. Сегодня, большую часть моего времени занимает работа с Валерием Сюткиным. Мне интересно с ним сотрудничать, учитывая тот факт, что Валерий тяготеет к тому стилю, который мне близок и это заметно в аранжировках песен, которые он поет, где можно услышать элементы джазовой музыки. Все это и послужило тому, что я начал писать для него песни в стиле босса-нова, и мне приятно, что Валерий поет их постоянно на своих концертах. Помимо творческого взаимопонимания, не скрою то обстоятельство, что работа с Валерием Сюткиным дает мне финансовую стабильность. Так как играть в России только инструментальную некоммерческую музыку - это большая роскошь. И позволить себе это могут далеко не все.
Уже десять лет я работаю еще с одним певцом, только уже не эстрадным, а джазово-блюзовым - Сергеем Манукяном. У нас с ним потрясающее понимание того, что мы делаем на сцене. Это есть то, что джазмены называют "good chemisty", то есть "интуитивное взаимодействие". Тот, кто был на наших концертах, мог это заметить. У Сергея я научился одному очень полезному, на мой взгляд, качеству. Обычно перед концертом мы никогда с ним не обсуждаем то, что будем играть, а просто выходим на сцену и начинаем музицировать. Его инструментальные и вокальные партии достаточно не стабильны, я имею в виду то, что он их исполняет каждый раз по-разному, что является в импровизационной музыке обычным делом. Но он может иногда сыграть одну и туже пьесу совершенно по-другому, порой даже до неузнаваемости. И вот в такой ситуации приходится играть не то, что ты знаешь, а то, что ты слышишь в данный момент. Именно такой подход к игре заставляет меня участвовать в процессе спонтанной аранжировки, а не просто играть аккомпанемент или соло. Мне кажется, это очень важный момент для музыкантов, играющих импровизационную музыку.
- А что ты выпустил за последнее время?
- В 2001 году лейбл Landy Star Music в русской серии "Jazz-land", выпустил мой третий сольный альбом под названием "Club Nocturn". На диске представлена запись "живого" концерта, проходившего в московском клубе "Форте". Состоит альбом как из пьес написанных мной, так и из известных мелодий в моей аранжировке. Этот альбом вышел и на видеокассете под названием "Игорь Бойко и друзья" и был неоднократно показан по разным телевизионным каналам России и Украины.
Также в 2001 году "Хобби-Центр" выпустил еще две мои книги из серии "Импровизация на электрогитаре": часть 3 - "Прогрессивный метод импровизации" и часть 4 - "Пентатоника и ее выразительные возможности". Должен заметить, что в этих учебных пособиях я никого не учу, а скорее делюсь опытом и показываю перспективные и современные идеи в импровизации. Занятие этой деятельностью помогает мне организовать и свою игру, в общем-то - "уча - учусь".
Совсем скоро выйдет еще одна моя книга, которая называется "Мой метод". Она включает в себя все четыре части из серии "Импровизация на электрогитаре" с аудиоприложением на трех компакт-дисках. Это будет большая книга в качественном издании, а помогла ее выпустить компания "I.S.P.A. Engineering", за что я ей очень признателен.
- Как ты считаешь, твои книги пользуются спросом?
- Ну этот вопрос скорее не ко мне, а к моему издателю Кириллу Смолину, но, судя по тому, что мои книги уже неоднократно переиздавались, видимо они вызывают какой-то интерес. Значит, время я потратил не зря.
- Давай теперь поговорим о той музыке, которая звучит на твоих сольных альбомах, и к какому стилистическому направлению ты ее относишь...
- Музыку, которую я играю, принято считать стилем фьюжн, то есть, слияние или сплав музыкальных направлений. По правде говоря, я никогда к этому термину не относился серьезно, потому что мне трудно сказать играю ли я классику, блюз, джаз или рок-музыку, так как все эти стили во мне сочетаются как одно целое и любимы по своему. Музыка для меня есть просто плохая и хорошая. Когда я слушаю Чайковского или Моцарта, я в первую очередь наслаждаюсь самой музыкой и не задумаюсь о том, что это классика. Во время сочинения музыки или импровизации, а никогда не думаю, к какому стилю это относится, я просто прислушиваюсь к своей интуиции, к своему сердцу и таким образом, выражаю в музыке свои чувства и эмоции. А термин "фьюжн" скорее детище музыкальных критиков.
- Сейчас, я задам вопрос, который на моем месте задал бы любой гитарист: на каких гитарах ты играешь, и какое оборудование используешь на концертах и в студии?
- Мне кажется, что любой гитарист постоянно находится в поиске своей гитары и своего звука. Это процесс бесконечный, так как постоянно появляется новое оборудование, приставки и так далее. К тому же, если тебе приходится работать сессионным гитаристом, ты должен быть "в материале" по поводу того, как достичь необходимого звука гитары. Тем более, что сегодня требования к звуку высоки, а достичь хорошего звучания, имея только один инструмент и пару приставок, порой не просто. Позволить же себе играть все время на одном звуке, могут только гитаристы с мировым именем.Более двадцати лет я уже играю на профессиональной сцене, и все это время я находился в поиске своей гитары, усилителя и эффектов.
Сегодня в моем арсенале небольшое количество гитар, как у некоторых гитаристов, их всего три. Для исполнения джазовой музыки я играю на модели "Ibanez George Benson GB 10" (полуакустика), это старенький инструмент с очень правильным звуковым тоном. Основные же мои гитары - это два инструмента "Fender Telecaster", собранные специально для меня на знаменитой американской фирме "Fodera". Такой заказ был осуществлен благодаря моему другу Вадиму Медведю, который уже несколько лет работает на этой фабрике гитарным мастером. Это шикарные инструменты, имеющие потрясающую читаемость звука, удивительную ровность звучания всех струн. Они очень близки мне по духу, они универсальны, и я на них могу исполнять, практически любую музыку.Что касается усилителей, уже давно предпочитаю продукцию фирмы "Mesa/Boogie". Для обработки звука я использую "T.S. Electronic G-Force".
- Игорь, ты имеешь уже узнаваемую манеру игры, тебя ни с кем не перепутаешь, и это не только мое мнение, как ты к этому пришел?
- Мне лестно это слышать, так как это цель всей моей жизни. Я думаю, что это только первые ростки к желаемому мной результату, но для того, чтобы достичь хотя бы этого уровня, прошло много лет. Были периоды в начале моей творческой карьеры, когда я кому-то подражал, но однажды я себе сказал: стоп, я двигаюсь не в том направлении, так как никогда не смогу уйти от налета чьей-то манеры игры и поэтому мне необходимо развивать в себе свой музыкальный подчерк. И я начал работать над звуком самой гитары, звукоизвлечением, ритмом, импровизацией, аккордовой техникой, так как это и есть основные элементы, которые вырабатывают индивидуальную манеру игры. Но с каждым годом у меня к себе появляется все больше требований, и иногда я испытываю чувство, что чем больше знаю, тем больше понимаю, что я ничего не знаю.
- Я неоднократно был на твоих концертах, и мне всегда импонировала твоя манера поведения на сцене, ты всегда играл с такой подачей или это пришло со временем?
- О! Ты затронул очень интересную тему, которую я часто обсуждаю с моими коллегами. Дело в том, что наши музыканты, особенно играющие не коммерческую инструментальную музыку, очень мало обращают внимание на сценическое поведение. Часто можно увидеть музыкантов с угрюмыми лицами на сцене и отношением к публике типа "сейчас как покажу свое искусство". Мне кажется, это не правильно, с таким видом нельзя выходить на сцену. Что касается моей манеры поведения на сцене, то я над ней специально не работал, а просто выхожу на сцену с желанием играть для тех, кто меня слушает, с максимально полной отдачей, независимо от моего внутреннего настроения, это все уже остается вне сцены.
- И последний вопрос, расскажи немного о своей новой группе IGOR BOIKO BAND.
- Пожалуй, это самое главное для меня событие последнего времени. Я уже давно мечтал сплотить музыкантов, любящих и умеющих играть определенную музыку на профессиональном уровне. Осенью прошлого года моя мечта осуществилась. С октября мы начали выступать в московских клубах в таком составе: Антон Горбунов - бас-гитара, Юрий Погиба - клавишные, Сергей Остроумов - ударные. Это прекрасные музыканты с большим сценическим опытом. Начало неплохое, что будет дальше, поживем - увидим.
- Игорь, расскажи, что сегодня происходит в твоей творческой жизни?
- В последние годы у меня достаточно активная творческая жизнь, и я рад этому, так как полагаю, что востребован, а это самое главное для творческого человека. Сегодня, большую часть моего времени занимает работа с Валерием Сюткиным. Мне интересно с ним сотрудничать, учитывая тот факт, что Валерий тяготеет к тому стилю, который мне близок и это заметно в аранжировках песен, которые он поет, где можно услышать элементы джазовой музыки. Все это и послужило тому, что я начал писать для него песни в стиле босса-нова, и мне приятно, что Валерий поет их постоянно на своих концертах. Помимо творческого взаимопонимания, не скрою то обстоятельство, что работа с Валерием Сюткиным дает мне финансовую стабильность. Так как играть в России только инструментальную некоммерческую музыку - это большая роскошь. И позволить себе это могут далеко не все.
Уже десять лет я работаю еще с одним певцом, только уже не эстрадным, а джазово-блюзовым - Сергеем Манукяном. У нас с ним потрясающее понимание того, что мы делаем на сцене. Это есть то, что джазмены называют "good chemisty", то есть "интуитивное взаимодействие". Тот, кто был на наших концертах, мог это заметить. У Сергея я научился одному очень полезному, на мой взгляд, качеству. Обычно перед концертом мы никогда с ним не обсуждаем то, что будем играть, а просто выходим на сцену и начинаем музицировать. Его инструментальные и вокальные партии достаточно не стабильны, я имею в виду то, что он их исполняет каждый раз по-разному, что является в импровизационной музыке обычным делом. Но он может иногда сыграть одну и туже пьесу совершенно по-другому, порой даже до неузнаваемости. И вот в такой ситуации приходится играть не то, что ты знаешь, а то, что ты слышишь в данный момент. Именно такой подход к игре заставляет меня участвовать в процессе спонтанной аранжировки, а не просто играть аккомпанемент или соло. Мне кажется, это очень важный момент для музыкантов, играющих импровизационную музыку.
- А что ты выпустил за последнее время?
- В 2001 году лейбл Landy Star Music в русской серии "Jazz-land", выпустил мой третий сольный альбом под названием "Club Nocturn". На диске представлена запись "живого" концерта, проходившего в московском клубе "Форте". Состоит альбом как из пьес написанных мной, так и из известных мелодий в моей аранжировке. Этот альбом вышел и на видеокассете под названием "Игорь Бойко и друзья" и был неоднократно показан по разным телевизионным каналам России и Украины.
Также в 2001 году "Хобби-Центр" выпустил еще две мои книги из серии "Импровизация на электрогитаре": часть 3 - "Прогрессивный метод импровизации" и часть 4 - "Пентатоника и ее выразительные возможности". Должен заметить, что в этих учебных пособиях я никого не учу, а скорее делюсь опытом и показываю перспективные и современные идеи в импровизации. Занятие этой деятельностью помогает мне организовать и свою игру, в общем-то - "уча - учусь".
Совсем скоро выйдет еще одна моя книга, которая называется "Мой метод". Она включает в себя все четыре части из серии "Импровизация на электрогитаре" с аудиоприложением на трех компакт-дисках. Это будет большая книга в качественном издании, а помогла ее выпустить компания "I.S.P.A. Engineering", за что я ей очень признателен.
- Как ты считаешь, твои книги пользуются спросом?
- Ну этот вопрос скорее не ко мне, а к моему издателю Кириллу Смолину, но, судя по тому, что мои книги уже неоднократно переиздавались, видимо они вызывают какой-то интерес. Значит, время я потратил не зря.
- Давай теперь поговорим о той музыке, которая звучит на твоих сольных альбомах, и к какому стилистическому направлению ты ее относишь...
- Музыку, которую я играю, принято считать стилем фьюжн, то есть, слияние или сплав музыкальных направлений. По правде говоря, я никогда к этому термину не относился серьезно, потому что мне трудно сказать играю ли я классику, блюз, джаз или рок-музыку, так как все эти стили во мне сочетаются как одно целое и любимы по своему. Музыка для меня есть просто плохая и хорошая. Когда я слушаю Чайковского или Моцарта, я в первую очередь наслаждаюсь самой музыкой и не задумаюсь о том, что это классика. Во время сочинения музыки или импровизации, а никогда не думаю, к какому стилю это относится, я просто прислушиваюсь к своей интуиции, к своему сердцу и таким образом, выражаю в музыке свои чувства и эмоции. А термин "фьюжн" скорее детище музыкальных критиков.
- Сейчас, я задам вопрос, который на моем месте задал бы любой гитарист: на каких гитарах ты играешь, и какое оборудование используешь на концертах и в студии?
- Мне кажется, что любой гитарист постоянно находится в поиске своей гитары и своего звука. Это процесс бесконечный, так как постоянно появляется новое оборудование, приставки и так далее. К тому же, если тебе приходится работать сессионным гитаристом, ты должен быть "в материале" по поводу того, как достичь необходимого звука гитары. Тем более, что сегодня требования к звуку высоки, а достичь хорошего звучания, имея только один инструмент и пару приставок, порой не просто. Позволить же себе играть все время на одном звуке, могут только гитаристы с мировым именем.Более двадцати лет я уже играю на профессиональной сцене, и все это время я находился в поиске своей гитары, усилителя и эффектов.
Сегодня в моем арсенале небольшое количество гитар, как у некоторых гитаристов, их всего три. Для исполнения джазовой музыки я играю на модели "Ibanez George Benson GB 10" (полуакустика), это старенький инструмент с очень правильным звуковым тоном. Основные же мои гитары - это два инструмента "Fender Telecaster", собранные специально для меня на знаменитой американской фирме "Fodera". Такой заказ был осуществлен благодаря моему другу Вадиму Медведю, который уже несколько лет работает на этой фабрике гитарным мастером. Это шикарные инструменты, имеющие потрясающую читаемость звука, удивительную ровность звучания всех струн. Они очень близки мне по духу, они универсальны, и я на них могу исполнять, практически любую музыку.Что касается усилителей, уже давно предпочитаю продукцию фирмы "Mesa/Boogie". Для обработки звука я использую "T.S. Electronic G-Force".
- Игорь, ты имеешь уже узнаваемую манеру игры, тебя ни с кем не перепутаешь, и это не только мое мнение, как ты к этому пришел?
- Мне лестно это слышать, так как это цель всей моей жизни. Я думаю, что это только первые ростки к желаемому мной результату, но для того, чтобы достичь хотя бы этого уровня, прошло много лет. Были периоды в начале моей творческой карьеры, когда я кому-то подражал, но однажды я себе сказал: стоп, я двигаюсь не в том направлении, так как никогда не смогу уйти от налета чьей-то манеры игры и поэтому мне необходимо развивать в себе свой музыкальный подчерк. И я начал работать над звуком самой гитары, звукоизвлечением, ритмом, импровизацией, аккордовой техникой, так как это и есть основные элементы, которые вырабатывают индивидуальную манеру игры. Но с каждым годом у меня к себе появляется все больше требований, и иногда я испытываю чувство, что чем больше знаю, тем больше понимаю, что я ничего не знаю.
- Я неоднократно был на твоих концертах, и мне всегда импонировала твоя манера поведения на сцене, ты всегда играл с такой подачей или это пришло со временем?
- О! Ты затронул очень интересную тему, которую я часто обсуждаю с моими коллегами. Дело в том, что наши музыканты, особенно играющие не коммерческую инструментальную музыку, очень мало обращают внимание на сценическое поведение. Часто можно увидеть музыкантов с угрюмыми лицами на сцене и отношением к публике типа "сейчас как покажу свое искусство". Мне кажется, это не правильно, с таким видом нельзя выходить на сцену. Что касается моей манеры поведения на сцене, то я над ней специально не работал, а просто выхожу на сцену с желанием играть для тех, кто меня слушает, с максимально полной отдачей, независимо от моего внутреннего настроения, это все уже остается вне сцены.
- И последний вопрос, расскажи немного о своей новой группе IGOR BOIKO BAND.
- Пожалуй, это самое главное для меня событие последнего времени. Я уже давно мечтал сплотить музыкантов, любящих и умеющих играть определенную музыку на профессиональном уровне. Осенью прошлого года моя мечта осуществилась. С октября мы начали выступать в московских клубах в таком составе: Антон Горбунов - бас-гитара, Юрий Погиба - клавишные, Сергей Остроумов - ударные. Это прекрасные музыканты с большим сценическим опытом. Начало неплохое, что будет дальше, поживем - увидим.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2002 год в рубрике музыкальная газета