Hagen, Nina
«У панк-рока - женское лицо»

С какой очевидной несправедливостью сталкиваешься каждый раз, когда открываешь любую зарубежную панк-энциклопедию? Я имею в виду действительно вопиющую несправедливость, которая сразу бросается в глаза и от которой наворачиваются слезы. О чем я? Так, ладно, еще раз: вы купили англо-естественно-язычную панк-книжку (вроде нашего "Букваря", только интереснее), в которой по алфавиту расставлены все более-менее путные артисты. Что вы хотите в ней найти? Ну же! Конечно же, вы хотите найти в ней любимые отечественные группы, которые подняли знамя мирового панк-рока до уровня Пика коммунизма (или, хотя бы, до уровня моря). Хотеть-то вы хотите, но вот беда: ограниченные и подслеповатые составители подобных лживых справочников слыхом не слыхивали про ПУРГЕН и АЗЪ. Слезами горю не поможешь, и вы начинаете искать хотя бы звезд из ближнего зарубежья. И тут-то, наконец, к вам приходит счастье, и гордость за экс-страны соцлагеря мощным хуком бьет вам в голову. В рубрике "Выдающиеся тетки панк-рока" вы видите очаровательное личико женщины, несколько смахивающей на Кинчева в молодости. Под фотографией надпись - Нина Хаген. Оп-па! ГДР - почти наш дом родной (спросите у дедушки-танкиста!), а, соответственно, мы с Ниной практически правим миром.
Одна из самых знаменитых панк-леди родилась в Берлине в 1955-м году. Как говорится, ничто не предвещало беды. В то время, как в Америке стреляли из-за каждого угла, на улицах не было электричества, а на каждом дереве висело по негру, Нине, как и нам с вами, повезло. Она появилась на свет в беспредельно демократической стране и за будущее могла не беспокоиться. Вот только не знаю, был уже тогда Хоннекер, или нет, но счастья у восточных немцев все равно было - полные штаны. Итак, совершенно не к месту в ГДР родилась Нина Хаген.

Мать Нины была известной в Германии актрисой и снялась более чем в пятидесяти картинах известной и у нас кинокомпании "Дефа". Помните эти ужасные немецкие сказки, которые нас в детстве заставляла смотреть тетя Валя? Блин, лучше бы в очередной раз показали "Кощея Бессмертного", сидя на горшке, озлобленно думал я. Так вот, во всех этих брутальных сказках снималась родная мама Нины Хаген. Одной мамы, разумеется, Нине было мало. По этой причине в их семье еще отирался отчим - Вольд Бирман, известный поэт-песенник, на которого давно уже косо поглядывали прогрессивные человеколюбы из немецкого ГБ. Если бы не этот факт, можно было бы сказать, что детство Нины было розовым и счастливым. В возрасте девяти лет Нина вступает в ряды партии Пионеров Тельмана и, как все нормальные девятилетние девочки, грузит металлолом, одетая в веселый пионерский галстук. Чтобы не скучать, когда кончается погрузка, Нина поет в школьном хоре задорные песни (с выпученными, разумеется, глазами - во-первых, это говорит о вере в светлое будущее, а во-вторых - у Нины просто такие глаза). Так все карамельно и развивалось вплоть до 68-го года.

Дернул же черт Союз наводнить в 68-м Чехословакию танками! По миру что-то бродило, и это был уже не тот запыленный призрак, день и ночь навещавший юного немецкого студента. Это был Париж. Свободолюбивые (как выяснилось) чехи, недовольные тем, что слава крутого парня достается исключительно какому-то Кон-Бедиту, ринулись на советские танки, как в последний раз. В ГДР так увлеклись примером чехов, что решили не дожидаться танков и поддержать чешских братьев различными несанкционированными мероприятиями. Среди тех, кто съел свой пионерский галстук перед выходом на улицу, была и Нина Хаген. Сами понимаете, что дальше с такой анкетой в приличной стране делать было нечего и учиться нечему. Поэтому все следующие попытки Нины стать студенткой не увенчались успехом. К этому времени она увлеклась пением и даже начала гастролировать по стране в составах коллективов AUTOMOBIL и FRITZENS DAMPFERBAND, исполняя шлягеры Дженис Джоплин, Тины Тернер и других голосистых дам.

Но сколько веревочке не виться, а семейку Хаген все-таки выперли из ГДР в полном составе в ноябре 76-го. Чтобы не тратить деньги на долгие переезды, Хагены остановились в ФРГ. В этом буржуазном государстве Нине сразу же предложили контракт, уверяя, что следили за ее успехами на музыкальном поприще и мечтают сделать из нее вторую Дайану Росс или третью Людмилу Зыкину. Причем, это предложение исходило не от какого-нибудь занюханного сельского клуба для пашущей и жнущей молодежи, а от CBS. Конечно, над таким серьезным предложением необходимо было для понту поразмыслить. Пока Нина мыслила, на глаза ей попалась какая-то грязная газетенка со статьей о том, какие неприятности происходят сейчас в Лондоне. Почитав о неприятностях, Нина щелкнула пальцами и произнесла, обращаясь к миру: "Ну, вот! Что я говорила! Теперь я знаю, зачем появилась на свет! Типа, рunks not dead!" И на следующий день уже была в Лондоне.

В этой Мекке мирового панк-рока Нина Хаген немедленно сдружилась с фронтменшей SLITS Ари Ап. Благодаря такому тесному знакомству, продвинутой немке удалось побывать на выступлениях всех мало-мальски значимых групп того времени - SEX PISTOLS, DAMNED, SIOUXSIE AND THE BANSHEES, ADVERTS, STRANGLERS, CLASH, - а со многими из них и пообщаться за стаканчиком безалкогольного пива. По возвращении в ФРГ Нина тут же бросила клич по знакомым музыкантам, готовым разделить с ней бремя самой крутой панк-звезды Германии. Во имя благородной цели Хаген пришлось по ходу дела развалить рок-группу LOKOMOTIVE KREUZBERG, и, в конечном итоге, на немецкий свет появилась группа NINA HAGEN BAND в составе: Бернхард Почка - гитара, Манфред Прекер - бас и Хервиг Миттереггер - ударные. В 78-м новоиспеченный бэнд предложил местной публике свой дебютный альбом "NINA HAGEN BAND". Пластинка была, прямо скажем, забавной - веселый кабацкий панк-рок пришелся по вкусу упитанным бюргерам. Несколько каверов на проверенные панк-боевики (в частности, "TV Glotzer" на "White Punks On Dope" TUBES) сделали пластинку настоящим бриллиантом в коллекциях немецких панков. Германские критики назвали группу "нашим ответом SEX PISTOLS", и культовый статус Нины стал реальностью. Альбомы надо записывать тогда, когда прет, считала Нина, а перло ее без остановки. Не успели журналисты заткнуться и дать всем возможность послушать в тишине первый альбом, как NINA HAGEN BAND выпустили свежую пластинку "Unbehagen" (79). В этом же году Нина вместе с группой WILD ROMANCE снялась в кинокартине "Ча Ча", повествующей о нелегких буднях амстердамского андерграунда. После этого последовали фильмы "Портрет пьющей женщины" и "Пепи, Люси, Бум". Эта тяга к повторению материнской карьеры заставила всех любителей панка тихо вздрагивать от мысли, что Нина перестанет писать песни, а начнет с утра до вечера сниматься в каком-то бестолковом кино. Но не тут-то было! Вскоре последовали еще несколько альбомов мисс Хаген - EP "NINA HAGEN BAND" (80), "Nunsexmonkrock" (82) (уже под названием NINA HAGEN, без всяких там "бэндов") и "Angstios" (83). Это был типичный для Хаген весьма танцевальный и легкий постпанк, в котором уже достаточно явно стало просматриваться более чем лояльное отношение Нины к современной электронной музыке. С программой, вошедшей в "Angstios", в том же году Хаген приняла участие в мега-фестивале "Rock In Rio".

С середины 80-х Нина решила, что в мире происходит достаточно интересных вещей, которые нельзя не принимать во внимание, и стала участвовать во всех социально значимых фестивалях и благотворительных концертах, вроде шоу в честь Нельсона Манделлы. В 90-м Нина Хаген познакомилась в Гамбурге с Раисой Горбачевой и в 91-м посетила Москву по ее приглашению, чтобы принять участие в какой-то безумной тусовке социально активных домохозяек. Чтобы не терять даром время, Нина посоветовала тем приобрести свою новую пластинку "Street" (91). Дальнейшая судьба дисков, приобретенных русскими домохозяйками, остается неизвестной. В 93-м вышел, пожалуй, самый остросоциальный диск Хаген "Revolution Ballroom", в котором наша героиня долго и серьезно размышляла о гуманизме и прочих абстрактных вещах. Вслед за этим произошло еще одно событие в жизни Нины - она очень близко сошлась с Ди Ди Рамоне, за несколько лет до этого покинувшим RAMONES и тусовавшимся сам по себе в роли сольного исполнителя. Из любви к искусству и к Ди Ди Хаген с удовольствием приняла участие в записи сольника Ди Ди "I Hate Freaks Like You" (94). Сами понимаете, после этого Рамоне просто обязан был совершить ответную любезность и поиграть с Ниной на пластинке "Freud Euch" (95). Это, по мнению большинства, если не лучший альбом певицы, то уж точно самый разнообразный. Специально для него Рамоне написал несколько песен + кавер-версия "Zero Zero U.F.O." RAMONES из альбома "Brain Drain" + кавер-версия "Sunday Morning" Лу Рида и VELVET UNDERGROUND +... Короче, сказалась ностальгия по бунтарским 70-м. Некоторые критики считают, что более панковского альбома у всемирно известной панк-дивы не было даже во времена, когда она действительно играла панк-рок. Необходимо добавить, что английское издание пластинки состоялось в 96-м, называлось "Beehappy" и было лишено нескольких композиций, принадлежащих перу Ди Ди.

Последний (надеюсь, лишь на сегодняшний день) альбом Нины - "The Return Of The Mother" - вышел в феврале 2001-го года. Как сказала о нем сама певица - "рок, поп и авангард". У нас об этом говорят - "ни то, ни се", "фиг поймешь" и... Короче, ясно. Пластинка очевидно слабее многих работ Хаген, но, с другой стороны, может у нее нет времени, к этому ж надо относиться с пониманием. Нина Хаген сейчас снова много снимается в кино и активно борется за мир. Кроме этого она ведет еженедельное телешоу "Ninas Welt The Nina Hagen TV Show". Как Андрей Макаревич, только без борща. Несмотря на столько важных дел, самая популярная панк-леди Восточной Европы обещает вскоре порадовать своих поклонников новым альбомом и очень масштабными гастролями.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета