Marsden, Bernie Змеиный посвист
Берни Марсден - один из наиболее уважаемых британских блюзовых исполнителей. Каждая пластинка, украшенная его гитарой, сегодня считается классической. Тем не менее, все прочие его работы затмила одна - в группе, которую он основал с Дэвидом Ковердейлом, WHITESNAKE. Расставшись с коллективом в 1983-м, семью годами позже Марсден воссоединился со своим прежним "подельником" Микки Муди и, пройдя через MOODY-MARSDEN BAND и THE SNAKES ветераны пришли к команде под названием THE COMPANY OF SNAKES, которая в начале 2002 года выпустила альбом "Burst The Bubble". Хороший повод для разговора с Берни.
- Давай начнем с названия группы. Почему после всех перемен вы по-прежнему держитесь за это вот "snake"?
- Потому что три музыканта THE COMPANY OF SNAKES играли в WHITESNAKE, а наш первый вокалист был из BAD COMPANY - вот и повод назваться THE COMPANY OF SNAKES.
- И ты не хочешь избавиться от "змеи"?
- Нет, не то чтобы! Ведь я больше всего известен именно по WHITESNAKE.
- А COMPANY - это от Роберта Харта...
- Да, Роб - мой большой приятель, и, услышав группу, в которой он пел, мы сказали: "Отлично, BAD COMPANY и WHITESNAKE в сумме дают COMPANY OF SNAKES. Суть в том, что если бы мы назвались THE APPLES, везде писалось бы: "Берни Марсден, экс-WHITE-SNAKE, гитарист THE APPLES". Потому-то мы и вставили в название "snake".
- А что ты скажешь по поводу выбираемых для группы певцов ковердейловского типа?
- Ну, честно говоря, я понятия не имею о "ковердейловском типе" - таких, как он, очень немного.
- Но этот вот тембр голоса...
- Ты имеешь в виду нашего нового парня?
- Нового парня и Йорна Ланде.
- О, Ланде - совсем другое дело, Ланде - просто копия Ковердейла! Стефан (Берггрен - нынешний вокалист. - Дм. М. Э.) от него отличается, он поет по-своему, поет в добром рок-стиле. Йорн же - вроде ковердейловского клона. Он великолепный певец, но поет слишком уж похоже на Дэвида. На протяжении семи лет я работал с оригиналом, так что очень странно, когда рядом с тобой некто, пытающийся быть им, - вот причина, по которой у нас с Ланде ничего не вышло.
- Любопытно, что и Ланде, и Берггрен родом из Скандинавии.
- Действительно, любопытно. Мне кажется, скандинавы отлично чувствуют британский рок-н-ролл. Наверное, по этой же причине менеджер нашей футбольной команды - швед.
- Чего мне не хватало в WHITESNAKE после твоего ухода, так это трехголосной гармонии, которая сейчас возродилась в COMPANY OF SNAKES.
- Воистину хорошее замечание. В WHITESNAKE к этому трехголосию мы относились весьма серьезно, нам нравилось думать, что в этом мы немного похожи на THE BEATLES и представляли себя Джорджем, Джоном и Полом. (Смеется.) Трехголосие, которое у нас выходило так хорошо, исчезло с распадом оригинального состава. На мой взгляд, здесь все зависит от каждой отдельной партии, а мы с Микки всегда придерживались одних и тех же типов партий: я всегда пел вверху, Мики - внизу, а Дэвид - в среднем регистре, и все получалось просто здорово. А сейчас, если уж ничего никуда не делось, так почему бы все и не восстановить?
- Что приводит к вопросу о том, почему ни один из вас - ни ты, ни Микки - не поет?
- Потому что в классической рок-группе должен присутствовать определенный тип ведущего певца; я же - поющий гитарист, а не играющий на гитаре певец. В рок-группе должен быть фронтмен, и мне доставляет удовольствие просто стоять в трех шагах за его спиной, играть на гитаре и веселиться от души. (Смеется.)
- Однако ты всегда утверждал, что являешься большим поклонником Питера Грина, а он и пел, и играл.
- Да, но он не играл хард-рок, он играл по большей части блюз. Если бы я приехал в... Тель-Авив, чтобы сыграть блюзовый концерт, я бы пел. Но если выступать поедут THE COMPANY OF SNAKES, то это будет стандартная рок-н-ролльная группа.
- А что тебя привлекает в музыке Питера Гринa?
- То же, что и тогда, когда мне было восемнадцать. Питер - один из самых фантастических музыкантов за последние тридцать лет, он - отличный автор-песенник и великолепнейший гитарист. Он был величайшим исполнителем и сейчас играет снова - менее остро, чем когда был помладше, но хорошо уже хотя бы то, что он снова играет. Он по-прежнему остается одним из трех наиболее любимых мною гитаристов всех времен.
- Кто же двое остальных?
- Джими Хендрикс и Эрик Клэптон. Может быть, еще Джефф Бек - вероятно, таковых четверо.
- Если уж мы заговорили о влиянии Грина: твоя песня "All Dressed Up" напоминает мне гриновскую "Oh Well".
- Ух! Ты так думаешь? Интересно, мне никто еще об этом не говорил, но я понимаю, о чем ты. Ты прав, возможно, у них есть кое-что общее, да. Спасибо, что указал мне на это!
- Ты исполнял песни Грина, а чьи еще песни тебе интересно играть?
- Когда я берусь за блюз, я слушаю очень многих - от Большого Билла Брунзи до Роберта Крея. Я очень люблю Фредди Кинга, но все же меня невероятно вдохновляет довоенный блюз, блюз тридцатых. Эту музыку я слушаю по два-три дня в неделю.
- Ты о Роберте Джонсоне?
- Да, но я копаю глубже, еще до Джонсона - я ищу тех, кого слушал он.
- Что, сохранились записи?
- Да, ты обязательно должен их разыскать - парней, вроде Уилли Ньюборна, Сонна Хауса, Уилли Брауна. Осталось довольно много записей, на удивление много, - добравшись до 1929-1930, 1932-го, можно обнаружить те песни, что оказали влияние на Джонсона. Но Джонсон был поразителен, он по-настоящему переосмыслил все эти песни, сделав их своими.
- Ты же знаешь этот фильм, "Crossroads". Что ты о нем думаешь?
- На мой взгляд, первый час картины - очень хорошая идея, но вторая половина вышла, почти как "Blues Brothers". (Смеется.)
- Давай перейдем к альбому "Burst The Bubble". Я не могу уловить, к чему там в заглавной композиции строчка: "тысяча девятьсот восемьдесят четыре".
- Потому что "Burst The Bubble" повествует о технологии. А говорят, что все, существующее сегодня, - компьютеры, кабельное телевидение и так далее - все современное было предсказано в книге Джорджа Оруэлла "1984". Поищи ответ на свой вопрос в ней.
- Я полагал, что строчка имеет какое-то отношение к распаду оригинального состава WHITESNAKE.
- Ты уже второй, кто говорит мне это, - мысль хороша, но, боюсь, я не настолько сообразителен. (Смеется.) Если ты прислушаешься хорошенько, то услышишь, что там говорится: "тысяча девятьсот восемьдесят четыре, ничего не ново в этом мире". Оруэлл же написал свою книгу где-то в 1935-м. Не хочу выглядеть слишком заумным - не такой уж я начитанный, - но мне просто понравилась идея, и я построил на ней "Burst The Bubble". Вышло хорошо, никто ведь не спорит?
- Забавно: COMPANY OF SNAKES и Оруэлл - после PINK FLOYD, Боуи и Рика Уэйкмана.
- Точно. (Смеется.) Ты весьма умен, Дмитрий, ты весьма умен.
- Спасибо, Берни. Помимо ваших вокальных гармоний, мне очень нравится сочетание твоей гитары и гитары Мики...
- Мы стараемся очень вдумчиво выстраивать гармоничные гитарные партии, так как нам по нраву играть их "вживую". Да и публике нравится слышать их "живьем" - на наши концерты приходит великое множество гитаристов. Они, сдается мне, вроде как отталкиваются от того, что делаем мы, а мы всегда пытаемся сделать нечто не слишком обычное. Странные такие гармонии. Если ты играешь на гитаре, ты поймешь, что это - довольно тяжелые партии.
- А кто исполнял акустические партии в "Ayresome Park" и "She"?
- Это Мики.
- Я думал, Мики в основном отвечает за слайд-гитару.
- Он еще и великолепный акустический исполнитель.
- Тебе не трудно играть в сочетании с его слайд-гитарой?
- Нет! Мики, вероятно, лучший слайд-гитарист на свете и уж наверняка лучший слайд-гитарист в Европе. Он лучше большинства американцев, весьма известных американцев. Он настолько хороший слайд-гитарист, что я просто получаю удовольствие от его игры, он доставляет мне неимоверное наслаждение каждый вечер, честно. (Смеется.) Я слушаю его вот уж двадцать лет и все равно каждый вечер с нетерпением ожидаю слайдового соло. На концерте все по-другому, все очень возбуждающе. Немногие способны на это, немногие способны хорошо играть на слайд-гитаре, а Мики - блестящий артист.
- Одним из этих немногих был Джордж Харрисон.
- Джордж был великим слайд-гитаристом - он играл очень трудные партии, очень-очень трудные.
- Он научился этому искусству от Дэйва Мейсона из TRAFFIC.
- А на нас с Мики наибольшее влияние по части слайда оказал, наверное, Дуэйн Оллмен из ALLMAN BROTHERS BAND.
- Вы с Мики работаете вместе много лет...
- Как старая супружеская пара! (Смеется.)
- ...но ты помнишь, как вы встретились впервые?
- Да, мы впервые встретились в 1972-м. Он играл в группе под названием JUICY LUCY, а я как раз искал работу и чуть было не занял его место, так как вокалист предложил мне прийти и сыграть с ними, не сказав, однако, что Мики уже принят в команду. Все могло закончиться катастрофой, но мы просто посмотрели друг на друга и расхохотались, и с тех пор поддерживали связь.
- То есть в этом году вы отметите нечто вроде юбилея.
- Да уж - тридцать лет.
- Должно быть, тяжело не надоесть друг другу.
- Что хорошо в отношении меня и Мики, так это то, что мы между концертами особо не видимся. Мы живем не слишком близко друг от друга и по большей части встречаемся в аэропорту, отыгрываем концерт, а потом отправляемся по домам. Мы общаемся по телефону, но не слишком много, и, как мне кажется, в этом и кроется секрет наших долгих отношений.
- Что касается нынешней ситуации в группе: насколько я знаю, Дон Эйри больше не входит в команду.
- Он не входит в команду потому, что мы просто-напросто нанимали его сыграть на клавишных на обоих наших альбомах. Он - как наемник: если тебе нужны хорошие клавишные, ты просто вызываешь его, и он приходит и играет, но членом коллектива Дон никогда и не был.
- И кто же на этот раз будет играть на клавишных на концертах?
- Возможно, Адам Уэйкман, сын Рика Уэйкмана, или же Джош Филипс из ULTRAVOX. Когда мы выступали несколько недель назад, на клавишных с нами играл Джон Лорд! (Смеется.) Это было чудесно!
- Это что-то типа обмена, да? Дон Эйри играл с DEEP PURPLE, а Джон Лорд с вами!
- Так и есть. У Джона была проблема с ногой, и он попал в больницу, так что Дон сыграл с ними несколько концертов. А потом Джон вернулся и выступил со мной и Мики. (Смеется.)
- То было выступление THE COMPANY OF SNAKES?
- Да, на концерте памяти Тони Аштона. Это было поразительно: все музыканты WHITE-SNAKE собрались вместе впервые за пятнадцать лет.
- Ты хорошо знал Тони Аштона?
- Очень. Он был моим близким другом, и мне его очень не хватает - печально.
- И Лорд, и Аштон выступали в концертной версии мюзикла Роджера Гловера "Butterfly Ball". Тебя не приглашали принять в нем участие?
- Нет, это было еще до того, как мы познакомились. Там еще пел Дэвид, но я впервые встретил Джона Лорда и Тони Аштона в 1976, в то время как "The Butterfly Ball" поставили в 1974 или 1975, точно не помню. (Представление состоялось в октябре 1975-го. - Дм. М. Э.) Джона и Тони я повстречал в 1976 в PAICE ASHTON LORD.
- Ха, буквально пару месяцев назад я купил концертный альбом PAICE ASHTON LORD, запись для Би-Би-Си.
- Хорошая штука. А ты слышал студийный альбом, "Malice In Wonderland"?
- Да, он у меня есть, но не слишком мне нравится - слишком уж джазовый и не такой уж мелодичный.
- Ты давно его не слушал? На мой взгляд, это одна из тех пластинок, которые ты ставишь после долгого перерыва и: "Уф! Да это здорово!" Альбом есть у многих, и все говорят, что не слушали его пять, шесть, семь лет, а теперь прокручивают диск и считают его великолепным. (Смеется.) Это одна из лучших записанных мною пластинок. Она очень хорошо звучит на компакт-диске.
- Мы говорили о блюзе. Кто в оригинальном составе WHITESNAKE больше увлекался блюзом, Дэвид или вы с Мики?
- Я бы сказал, мы с Мики, так как мы происходим из той же гитарной школы шестидесятых, что дала миру Эрика Клэптона, и мне кажется, в том, что касается Мики и меня, мы... Дэвид был весьма хорош, он хорошо владел материалом, но гитаристы следили за всем, что происходило в то время. Дэвид преуспел в том, чем занимался, он был большим поклонником Хаулин Вулфа.
- Чем больше я слушаю "Burst The Bubble", тем более альбом поражает меня своей двойственностью: с одной стороны, это - глубоко блюзовая пластинка, с другой - очень по-современному звучащая запись.
- Думается, что ее сила - в песнях. Для достижения лучших результатов я всегда пытался писать на пределе своих возможностей, и потому сила "Burst The Bubble" во всех без исключения песнях - за рамками альбома мы оставили четыре или пять песен, которые множество групп наверняка использовали бы. Мы просто решили: "Нет, эта вот недостаточно сильна, давай заменим ее, напишем другую". Сдается мне, песни, что вошли в альбом, получились очень даже ничего.
- Какую из своих песен ты считаешь самой лучшей?
- Ты имеешь в виду наиболее успешную или наилучшую?
- Я имею в виду ту, которую считаешь лучшей ты, а не потребитель.
- (смеется) Мне нравится песня "Child Of Babylon" из альбома "Come An\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' Get It".
- Та, что начинается со свиста ветра.
- Ну ты разбираешься в материале! Еще мне очень по душе песня "Young Blood" из "Saints & Sinners". И, естественно, "Fool For Your Loving" - одна из лучших написанных мною песен.
- Версия Стива Ваи меня просто убила - омерзительно!
- Да, она омерзительна. Отличной получилась версия "Here I Go Again", а вариант "Fool For Your Loving" вышел ужасно.
- Какую из версий "Here I Go Again" ты имеешь в виду?
- Ту, что пользовалась большим успехом во всем мире, быструю версию - не медленную, которая вошла в альбом. Ту, что вышла на сингле и заняла первое место в Америке. Кажется, они ее назвали "U.S. Remix". Она сильно отличается от песни, которую мы записали на "Saints & Sinners". Она другая, но я вижу, что из нее сделали отличную версию, в то время как версия "Fool For Your Loving" не была даже просто хорошей. Они лишили песню смысла.
- А ты видел акустический концерт Ковердейла и Ванденберга?
- Я слышал его и не скажу, чтоб это было нечто выдающееся.
- Я спрашиваю потому, что в видео-варианте есть фрагмент, когда Дэвид поет строчку из "Fool For Your Loving".
- В самом деле?! Я никогда не видел эту запись - да и вообще не знал, что такое видео существует.
- Я читал, что "Here I Go Again" вроде как была написана за пару лет до того, как ее выпустили.
- Ага, была. Сдается мне, я написал ее сразу после записи "Come An\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' Get It", но совершенно забыл до тех пор, пока мы не приступили в студии к работе над "Saints & Sinners". Я вспомнил о ней, только когда Дэвид спросил: "Ты помнишь ту мелодию?" Я ответил: "Да", а он: "На мой взгляд, она была весьма хороша". Так что я отыскал демонстрационную запись, и мы незамедлительно приступили к работе над песней. Существует две или три ее версии, но их никто не слышал.
- Планируется ли выпуск чего-либо ранее не изданного?
- Вполне возможно, уже в этом году. В этом году собираются переиздать много записей WHITESNAKE.
- На последнем альбоме COMPANY OF SNAKES перезаписали аж шесть песен из программы "Once Bitten" и "Kinda Wish You Would" из "Real Faith". С чего бы это?
- Причина заключается в том, что альбом "Once Bitten" был записан исключительно для Японии, он был заказан японской компанией грамзаписи. Мы записали программу, отдали им, они ее выпустили - и точка, никто не собирался выпускать диск еще где-либо. Но я знаю, что люди покупали его, выкладывая уйму денег за импортную пластинку. Когда мы приступали к новому альбому, у нашей теперешней компании была копия прежней записи, и нам сказали: "Слушайте, вам стоит записать эти песни - хорошие ведь песни". По-моему, новые версии получились намного лучше.
- То есть, по сути, это первый настоящий альбом группы?
- Это и есть первый настоящий альбом, так как THE COMPANY OF SNAKES совершенно другой ансамбль в сравнении с THE SNAKES. Я знаю, сейчас ты спросишь про THE SNAKES - THE SNAKES всего-навсего отыграли пару концертов в Скандинавии, а потом откуда ни возьмись появился этот японец: "Не могли бы мы сделать альбомчик?" А я и скажи: "Да, конечно". Но диск не намечалось издать где-либо еще - и не издали. Правда, по рукам ходят пиратские копии, и я подозреваю, что знаю, откуда у них ноги растут.
- Несколько вопросов по поводу твоей работы с другими артистами. Ты сотрудничал с Гилланом?
- Да, я работал с ним лет двадцать назад - я написал для него песню "South Africa". Знаешь ее?
- Да, и очень люблю.
- Вот тебе еще одна из лучших моих песен.
- "Whole world is giving it up"...
- Да, она самая.
- На моем диске написано "Марсдон", а не "Марсден", и я не был уверен, ты ли это.
- Ага, я.
- Изумительная песня, оба ее варианта.
- Ты слышал длинную версию?
- Там что-то около семи минут.
- Да, эта запись - просто фантастика. Фантастическое продюсирование - за него отвечал парень по имени Джимбо Бартон, потом он еще работал с TEARS FOR FEARS. Хороший мастер.
- Еще ты сотрудничал с WILD TURKEY, группой Гленна Корника из JETHRO TULL.
- Давным-давно. Было дело - кстати, в последние полгода переиздали два наших альбомов - тех, что были записаны в оригинальном составе. Они сделаны на скорую руку, но звучат очень даже хорошо. Я давно не общался с Гленном, но поддерживаю связь с певцом. Я еще работал с Энди Тейлором из DURAN DURAN - вот это было забавно.
- Также когда-то существовала группа Кози Пауэлла HAMMER, в которой принимали участие ты, Дон Эйри и Нил Марри. Если уж THE COMPANY OF SNAKES исполняли песни, записанные WHITESNAKE после вашего ухода, так отчего же выне играли материал HAMMER?
- О том же меня спрашивал и Кози: "Почему вы не записываете песни HAMMER?", а я действительно не знал, что ответить. Мы никогда этого не делали раньше и не делаем до сих пор. У нас было где-то пять по-настоящему крепких песен, и одну из них, "Keep Your Distance", я записал с группой BABE RUTH. Это - единственная наша запись, плюс еще одна композиция, "Living A Lie", вошла в сольный альбом Кози.
- А что ты скажешь по поводу группы SAINTS AND SINNERS?
- Ей так и не случилось быть. Планировалось, что в проекте примет участие Кози, но до дела так и не дошло, мы только вели разговоры об этом. В группе должны были быть я, Мики, Кози, Нил и... И...
- Джон Уэст?
- Точно, Джон Уэст. Я все пытался вспомнить имя этого американского парня.
- Это тот самый Джон Уэст, что поет в ROYAL HUNT?
- Так называется то, где он работает сейчас? Возможно, это он и есть - звучит интересно, да? Его голос похож на голос Гленна Хьюза.
- Не сказал бы, что очень.
- Когда я услышал, как он поет с Кози - Кози первым делом притащил свой диск мне, - он пел точь-в-точь, как Гленн. Он звучал так же похоже на Гленна, как Ланде на Ковердейла.
- Ты слышал новый альбом Хьюза?
- Нет, не слышал.
- А последний диск Ковердейла?
- Не слышал, нет.
- Там играет гитарист по имени Эрл Слик...
- Когда-то он работал с Боуи. В конце семидесятых у меня была парочка сольных альбомов Слика, так что он, должно быть, постарше меня будет! (Смеется.)
- Да, но я никогда раньше не слышал, чтобы он играл блюз.
- Нет, он не блюзовый гитарист, он добротный американский рок-исполнитель.
- Ну, и напоследок: "Radioland" - что ты можешь сказать об этом?
- Так будет называться мой следующий сольный альбом. Он должен появиться в марте.
- Давай начнем с названия группы. Почему после всех перемен вы по-прежнему держитесь за это вот "snake"?
- Потому что три музыканта THE COMPANY OF SNAKES играли в WHITESNAKE, а наш первый вокалист был из BAD COMPANY - вот и повод назваться THE COMPANY OF SNAKES.
- И ты не хочешь избавиться от "змеи"?
- Нет, не то чтобы! Ведь я больше всего известен именно по WHITESNAKE.
- А COMPANY - это от Роберта Харта...
- Да, Роб - мой большой приятель, и, услышав группу, в которой он пел, мы сказали: "Отлично, BAD COMPANY и WHITESNAKE в сумме дают COMPANY OF SNAKES. Суть в том, что если бы мы назвались THE APPLES, везде писалось бы: "Берни Марсден, экс-WHITE-SNAKE, гитарист THE APPLES". Потому-то мы и вставили в название "snake".
- А что ты скажешь по поводу выбираемых для группы певцов ковердейловского типа?
- Ну, честно говоря, я понятия не имею о "ковердейловском типе" - таких, как он, очень немного.
- Но этот вот тембр голоса...
- Ты имеешь в виду нашего нового парня?
- Нового парня и Йорна Ланде.
- О, Ланде - совсем другое дело, Ланде - просто копия Ковердейла! Стефан (Берггрен - нынешний вокалист. - Дм. М. Э.) от него отличается, он поет по-своему, поет в добром рок-стиле. Йорн же - вроде ковердейловского клона. Он великолепный певец, но поет слишком уж похоже на Дэвида. На протяжении семи лет я работал с оригиналом, так что очень странно, когда рядом с тобой некто, пытающийся быть им, - вот причина, по которой у нас с Ланде ничего не вышло.
- Любопытно, что и Ланде, и Берггрен родом из Скандинавии.
- Действительно, любопытно. Мне кажется, скандинавы отлично чувствуют британский рок-н-ролл. Наверное, по этой же причине менеджер нашей футбольной команды - швед.
- Чего мне не хватало в WHITESNAKE после твоего ухода, так это трехголосной гармонии, которая сейчас возродилась в COMPANY OF SNAKES.
- Воистину хорошее замечание. В WHITESNAKE к этому трехголосию мы относились весьма серьезно, нам нравилось думать, что в этом мы немного похожи на THE BEATLES и представляли себя Джорджем, Джоном и Полом. (Смеется.) Трехголосие, которое у нас выходило так хорошо, исчезло с распадом оригинального состава. На мой взгляд, здесь все зависит от каждой отдельной партии, а мы с Микки всегда придерживались одних и тех же типов партий: я всегда пел вверху, Мики - внизу, а Дэвид - в среднем регистре, и все получалось просто здорово. А сейчас, если уж ничего никуда не делось, так почему бы все и не восстановить?
- Что приводит к вопросу о том, почему ни один из вас - ни ты, ни Микки - не поет?
- Потому что в классической рок-группе должен присутствовать определенный тип ведущего певца; я же - поющий гитарист, а не играющий на гитаре певец. В рок-группе должен быть фронтмен, и мне доставляет удовольствие просто стоять в трех шагах за его спиной, играть на гитаре и веселиться от души. (Смеется.)
- Однако ты всегда утверждал, что являешься большим поклонником Питера Грина, а он и пел, и играл.
- Да, но он не играл хард-рок, он играл по большей части блюз. Если бы я приехал в... Тель-Авив, чтобы сыграть блюзовый концерт, я бы пел. Но если выступать поедут THE COMPANY OF SNAKES, то это будет стандартная рок-н-ролльная группа.
- А что тебя привлекает в музыке Питера Гринa?
- То же, что и тогда, когда мне было восемнадцать. Питер - один из самых фантастических музыкантов за последние тридцать лет, он - отличный автор-песенник и великолепнейший гитарист. Он был величайшим исполнителем и сейчас играет снова - менее остро, чем когда был помладше, но хорошо уже хотя бы то, что он снова играет. Он по-прежнему остается одним из трех наиболее любимых мною гитаристов всех времен.
- Кто же двое остальных?
- Джими Хендрикс и Эрик Клэптон. Может быть, еще Джефф Бек - вероятно, таковых четверо.
- Если уж мы заговорили о влиянии Грина: твоя песня "All Dressed Up" напоминает мне гриновскую "Oh Well".
- Ух! Ты так думаешь? Интересно, мне никто еще об этом не говорил, но я понимаю, о чем ты. Ты прав, возможно, у них есть кое-что общее, да. Спасибо, что указал мне на это!
- Ты исполнял песни Грина, а чьи еще песни тебе интересно играть?
- Когда я берусь за блюз, я слушаю очень многих - от Большого Билла Брунзи до Роберта Крея. Я очень люблю Фредди Кинга, но все же меня невероятно вдохновляет довоенный блюз, блюз тридцатых. Эту музыку я слушаю по два-три дня в неделю.
- Ты о Роберте Джонсоне?
- Да, но я копаю глубже, еще до Джонсона - я ищу тех, кого слушал он.
- Что, сохранились записи?
- Да, ты обязательно должен их разыскать - парней, вроде Уилли Ньюборна, Сонна Хауса, Уилли Брауна. Осталось довольно много записей, на удивление много, - добравшись до 1929-1930, 1932-го, можно обнаружить те песни, что оказали влияние на Джонсона. Но Джонсон был поразителен, он по-настоящему переосмыслил все эти песни, сделав их своими.
- Ты же знаешь этот фильм, "Crossroads". Что ты о нем думаешь?
- На мой взгляд, первый час картины - очень хорошая идея, но вторая половина вышла, почти как "Blues Brothers". (Смеется.)
- Давай перейдем к альбому "Burst The Bubble". Я не могу уловить, к чему там в заглавной композиции строчка: "тысяча девятьсот восемьдесят четыре".
- Потому что "Burst The Bubble" повествует о технологии. А говорят, что все, существующее сегодня, - компьютеры, кабельное телевидение и так далее - все современное было предсказано в книге Джорджа Оруэлла "1984". Поищи ответ на свой вопрос в ней.
- Я полагал, что строчка имеет какое-то отношение к распаду оригинального состава WHITESNAKE.
- Ты уже второй, кто говорит мне это, - мысль хороша, но, боюсь, я не настолько сообразителен. (Смеется.) Если ты прислушаешься хорошенько, то услышишь, что там говорится: "тысяча девятьсот восемьдесят четыре, ничего не ново в этом мире". Оруэлл же написал свою книгу где-то в 1935-м. Не хочу выглядеть слишком заумным - не такой уж я начитанный, - но мне просто понравилась идея, и я построил на ней "Burst The Bubble". Вышло хорошо, никто ведь не спорит?
- Забавно: COMPANY OF SNAKES и Оруэлл - после PINK FLOYD, Боуи и Рика Уэйкмана.
- Точно. (Смеется.) Ты весьма умен, Дмитрий, ты весьма умен.
- Спасибо, Берни. Помимо ваших вокальных гармоний, мне очень нравится сочетание твоей гитары и гитары Мики...
- Мы стараемся очень вдумчиво выстраивать гармоничные гитарные партии, так как нам по нраву играть их "вживую". Да и публике нравится слышать их "живьем" - на наши концерты приходит великое множество гитаристов. Они, сдается мне, вроде как отталкиваются от того, что делаем мы, а мы всегда пытаемся сделать нечто не слишком обычное. Странные такие гармонии. Если ты играешь на гитаре, ты поймешь, что это - довольно тяжелые партии.
- А кто исполнял акустические партии в "Ayresome Park" и "She"?
- Это Мики.
- Я думал, Мики в основном отвечает за слайд-гитару.
- Он еще и великолепный акустический исполнитель.
- Тебе не трудно играть в сочетании с его слайд-гитарой?
- Нет! Мики, вероятно, лучший слайд-гитарист на свете и уж наверняка лучший слайд-гитарист в Европе. Он лучше большинства американцев, весьма известных американцев. Он настолько хороший слайд-гитарист, что я просто получаю удовольствие от его игры, он доставляет мне неимоверное наслаждение каждый вечер, честно. (Смеется.) Я слушаю его вот уж двадцать лет и все равно каждый вечер с нетерпением ожидаю слайдового соло. На концерте все по-другому, все очень возбуждающе. Немногие способны на это, немногие способны хорошо играть на слайд-гитаре, а Мики - блестящий артист.
- Одним из этих немногих был Джордж Харрисон.
- Джордж был великим слайд-гитаристом - он играл очень трудные партии, очень-очень трудные.
- Он научился этому искусству от Дэйва Мейсона из TRAFFIC.
- А на нас с Мики наибольшее влияние по части слайда оказал, наверное, Дуэйн Оллмен из ALLMAN BROTHERS BAND.
- Вы с Мики работаете вместе много лет...
- Как старая супружеская пара! (Смеется.)
- ...но ты помнишь, как вы встретились впервые?
- Да, мы впервые встретились в 1972-м. Он играл в группе под названием JUICY LUCY, а я как раз искал работу и чуть было не занял его место, так как вокалист предложил мне прийти и сыграть с ними, не сказав, однако, что Мики уже принят в команду. Все могло закончиться катастрофой, но мы просто посмотрели друг на друга и расхохотались, и с тех пор поддерживали связь.
- То есть в этом году вы отметите нечто вроде юбилея.
- Да уж - тридцать лет.
- Должно быть, тяжело не надоесть друг другу.
- Что хорошо в отношении меня и Мики, так это то, что мы между концертами особо не видимся. Мы живем не слишком близко друг от друга и по большей части встречаемся в аэропорту, отыгрываем концерт, а потом отправляемся по домам. Мы общаемся по телефону, но не слишком много, и, как мне кажется, в этом и кроется секрет наших долгих отношений.
- Что касается нынешней ситуации в группе: насколько я знаю, Дон Эйри больше не входит в команду.
- Он не входит в команду потому, что мы просто-напросто нанимали его сыграть на клавишных на обоих наших альбомах. Он - как наемник: если тебе нужны хорошие клавишные, ты просто вызываешь его, и он приходит и играет, но членом коллектива Дон никогда и не был.
- И кто же на этот раз будет играть на клавишных на концертах?
- Возможно, Адам Уэйкман, сын Рика Уэйкмана, или же Джош Филипс из ULTRAVOX. Когда мы выступали несколько недель назад, на клавишных с нами играл Джон Лорд! (Смеется.) Это было чудесно!
- Это что-то типа обмена, да? Дон Эйри играл с DEEP PURPLE, а Джон Лорд с вами!
- Так и есть. У Джона была проблема с ногой, и он попал в больницу, так что Дон сыграл с ними несколько концертов. А потом Джон вернулся и выступил со мной и Мики. (Смеется.)
- То было выступление THE COMPANY OF SNAKES?
- Да, на концерте памяти Тони Аштона. Это было поразительно: все музыканты WHITE-SNAKE собрались вместе впервые за пятнадцать лет.
- Ты хорошо знал Тони Аштона?
- Очень. Он был моим близким другом, и мне его очень не хватает - печально.
- И Лорд, и Аштон выступали в концертной версии мюзикла Роджера Гловера "Butterfly Ball". Тебя не приглашали принять в нем участие?
- Нет, это было еще до того, как мы познакомились. Там еще пел Дэвид, но я впервые встретил Джона Лорда и Тони Аштона в 1976, в то время как "The Butterfly Ball" поставили в 1974 или 1975, точно не помню. (Представление состоялось в октябре 1975-го. - Дм. М. Э.) Джона и Тони я повстречал в 1976 в PAICE ASHTON LORD.
- Ха, буквально пару месяцев назад я купил концертный альбом PAICE ASHTON LORD, запись для Би-Би-Си.
- Хорошая штука. А ты слышал студийный альбом, "Malice In Wonderland"?
- Да, он у меня есть, но не слишком мне нравится - слишком уж джазовый и не такой уж мелодичный.
- Ты давно его не слушал? На мой взгляд, это одна из тех пластинок, которые ты ставишь после долгого перерыва и: "Уф! Да это здорово!" Альбом есть у многих, и все говорят, что не слушали его пять, шесть, семь лет, а теперь прокручивают диск и считают его великолепным. (Смеется.) Это одна из лучших записанных мною пластинок. Она очень хорошо звучит на компакт-диске.
- Мы говорили о блюзе. Кто в оригинальном составе WHITESNAKE больше увлекался блюзом, Дэвид или вы с Мики?
- Я бы сказал, мы с Мики, так как мы происходим из той же гитарной школы шестидесятых, что дала миру Эрика Клэптона, и мне кажется, в том, что касается Мики и меня, мы... Дэвид был весьма хорош, он хорошо владел материалом, но гитаристы следили за всем, что происходило в то время. Дэвид преуспел в том, чем занимался, он был большим поклонником Хаулин Вулфа.
- Чем больше я слушаю "Burst The Bubble", тем более альбом поражает меня своей двойственностью: с одной стороны, это - глубоко блюзовая пластинка, с другой - очень по-современному звучащая запись.
- Думается, что ее сила - в песнях. Для достижения лучших результатов я всегда пытался писать на пределе своих возможностей, и потому сила "Burst The Bubble" во всех без исключения песнях - за рамками альбома мы оставили четыре или пять песен, которые множество групп наверняка использовали бы. Мы просто решили: "Нет, эта вот недостаточно сильна, давай заменим ее, напишем другую". Сдается мне, песни, что вошли в альбом, получились очень даже ничего.
- Какую из своих песен ты считаешь самой лучшей?
- Ты имеешь в виду наиболее успешную или наилучшую?
- Я имею в виду ту, которую считаешь лучшей ты, а не потребитель.
- (смеется) Мне нравится песня "Child Of Babylon" из альбома "Come An\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' Get It".
- Та, что начинается со свиста ветра.
- Ну ты разбираешься в материале! Еще мне очень по душе песня "Young Blood" из "Saints & Sinners". И, естественно, "Fool For Your Loving" - одна из лучших написанных мною песен.
- Версия Стива Ваи меня просто убила - омерзительно!
- Да, она омерзительна. Отличной получилась версия "Here I Go Again", а вариант "Fool For Your Loving" вышел ужасно.
- Какую из версий "Here I Go Again" ты имеешь в виду?
- Ту, что пользовалась большим успехом во всем мире, быструю версию - не медленную, которая вошла в альбом. Ту, что вышла на сингле и заняла первое место в Америке. Кажется, они ее назвали "U.S. Remix". Она сильно отличается от песни, которую мы записали на "Saints & Sinners". Она другая, но я вижу, что из нее сделали отличную версию, в то время как версия "Fool For Your Loving" не была даже просто хорошей. Они лишили песню смысла.
- А ты видел акустический концерт Ковердейла и Ванденберга?
- Я слышал его и не скажу, чтоб это было нечто выдающееся.
- Я спрашиваю потому, что в видео-варианте есть фрагмент, когда Дэвид поет строчку из "Fool For Your Loving".
- В самом деле?! Я никогда не видел эту запись - да и вообще не знал, что такое видео существует.
- Я читал, что "Here I Go Again" вроде как была написана за пару лет до того, как ее выпустили.
- Ага, была. Сдается мне, я написал ее сразу после записи "Come An\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\' Get It", но совершенно забыл до тех пор, пока мы не приступили в студии к работе над "Saints & Sinners". Я вспомнил о ней, только когда Дэвид спросил: "Ты помнишь ту мелодию?" Я ответил: "Да", а он: "На мой взгляд, она была весьма хороша". Так что я отыскал демонстрационную запись, и мы незамедлительно приступили к работе над песней. Существует две или три ее версии, но их никто не слышал.
- Планируется ли выпуск чего-либо ранее не изданного?
- Вполне возможно, уже в этом году. В этом году собираются переиздать много записей WHITESNAKE.
- На последнем альбоме COMPANY OF SNAKES перезаписали аж шесть песен из программы "Once Bitten" и "Kinda Wish You Would" из "Real Faith". С чего бы это?
- Причина заключается в том, что альбом "Once Bitten" был записан исключительно для Японии, он был заказан японской компанией грамзаписи. Мы записали программу, отдали им, они ее выпустили - и точка, никто не собирался выпускать диск еще где-либо. Но я знаю, что люди покупали его, выкладывая уйму денег за импортную пластинку. Когда мы приступали к новому альбому, у нашей теперешней компании была копия прежней записи, и нам сказали: "Слушайте, вам стоит записать эти песни - хорошие ведь песни". По-моему, новые версии получились намного лучше.
- То есть, по сути, это первый настоящий альбом группы?
- Это и есть первый настоящий альбом, так как THE COMPANY OF SNAKES совершенно другой ансамбль в сравнении с THE SNAKES. Я знаю, сейчас ты спросишь про THE SNAKES - THE SNAKES всего-навсего отыграли пару концертов в Скандинавии, а потом откуда ни возьмись появился этот японец: "Не могли бы мы сделать альбомчик?" А я и скажи: "Да, конечно". Но диск не намечалось издать где-либо еще - и не издали. Правда, по рукам ходят пиратские копии, и я подозреваю, что знаю, откуда у них ноги растут.
- Несколько вопросов по поводу твоей работы с другими артистами. Ты сотрудничал с Гилланом?
- Да, я работал с ним лет двадцать назад - я написал для него песню "South Africa". Знаешь ее?
- Да, и очень люблю.
- Вот тебе еще одна из лучших моих песен.
- "Whole world is giving it up"...
- Да, она самая.
- На моем диске написано "Марсдон", а не "Марсден", и я не был уверен, ты ли это.
- Ага, я.
- Изумительная песня, оба ее варианта.
- Ты слышал длинную версию?
- Там что-то около семи минут.
- Да, эта запись - просто фантастика. Фантастическое продюсирование - за него отвечал парень по имени Джимбо Бартон, потом он еще работал с TEARS FOR FEARS. Хороший мастер.
- Еще ты сотрудничал с WILD TURKEY, группой Гленна Корника из JETHRO TULL.
- Давным-давно. Было дело - кстати, в последние полгода переиздали два наших альбомов - тех, что были записаны в оригинальном составе. Они сделаны на скорую руку, но звучат очень даже хорошо. Я давно не общался с Гленном, но поддерживаю связь с певцом. Я еще работал с Энди Тейлором из DURAN DURAN - вот это было забавно.
- Также когда-то существовала группа Кози Пауэлла HAMMER, в которой принимали участие ты, Дон Эйри и Нил Марри. Если уж THE COMPANY OF SNAKES исполняли песни, записанные WHITESNAKE после вашего ухода, так отчего же выне играли материал HAMMER?
- О том же меня спрашивал и Кози: "Почему вы не записываете песни HAMMER?", а я действительно не знал, что ответить. Мы никогда этого не делали раньше и не делаем до сих пор. У нас было где-то пять по-настоящему крепких песен, и одну из них, "Keep Your Distance", я записал с группой BABE RUTH. Это - единственная наша запись, плюс еще одна композиция, "Living A Lie", вошла в сольный альбом Кози.
- А что ты скажешь по поводу группы SAINTS AND SINNERS?
- Ей так и не случилось быть. Планировалось, что в проекте примет участие Кози, но до дела так и не дошло, мы только вели разговоры об этом. В группе должны были быть я, Мики, Кози, Нил и... И...
- Джон Уэст?
- Точно, Джон Уэст. Я все пытался вспомнить имя этого американского парня.
- Это тот самый Джон Уэст, что поет в ROYAL HUNT?
- Так называется то, где он работает сейчас? Возможно, это он и есть - звучит интересно, да? Его голос похож на голос Гленна Хьюза.
- Не сказал бы, что очень.
- Когда я услышал, как он поет с Кози - Кози первым делом притащил свой диск мне, - он пел точь-в-точь, как Гленн. Он звучал так же похоже на Гленна, как Ланде на Ковердейла.
- Ты слышал новый альбом Хьюза?
- Нет, не слышал.
- А последний диск Ковердейла?
- Не слышал, нет.
- Там играет гитарист по имени Эрл Слик...
- Когда-то он работал с Боуи. В конце семидесятых у меня была парочка сольных альбомов Слика, так что он, должно быть, постарше меня будет! (Смеется.)
- Да, но я никогда раньше не слышал, чтобы он играл блюз.
- Нет, он не блюзовый гитарист, он добротный американский рок-исполнитель.
- Ну, и напоследок: "Radioland" - что ты можешь сказать об этом?
- Так будет называться мой следующий сольный альбом. Он должен появиться в марте.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2002 год в рубрике музыкальная газета