Фестиваль "Рок-Коронация-2001" Как список диагнозов
...Честно говоря, со списком диагнозов известные белорусские музыкальные шоу-деятели и ведущие "Рок-коронации" супруги Вечер замечательно придумали, в самом деле. Когда один из организаторов главного рок-феста Беларуси Юрий Цыбин собрал 15 злобных журналистов в минском клубе "Граффити", чтобы честно обсудить с ними результаты "коронационных" анкет, акция вызвала неописуемый галдеж среди посвященных. Результаты анкетирования выжигались каленым железом, журналисты предлагали какие-то новые кандидатуры. В самом деле: в номинации "Песня года", например, значилось: "Лявон Вольский. Александр Помидоров". О песнях ничего сказано не было. Решили, что Помидоров сам как песня. Дальше пошел разброд. Кто-то предлагал короновать тех, кому еще ничего не досталось, сам Юрий ненавязчиво пиарил тех, кого он учел без нашей скромной помощи, постоянно звучало слово КРАСКИ, а один журналист повычеркивал все номинации и вписал в свободное пространство имя Валика Гришко, потому что музыка у него красивая и сердце доброе. Мероприятие завершилось глобальной речью журналиста Дмитрия Подберезского, который предложил масштабный план реорганизации фестиваля и перевода его на государственный формат. Естественно, что для полной справедливости Цыбин собрал "жюри" во второй раз, почему-то пригласив слегка другой состав журналистов, естественно, игнорирующих решения первых. Поэтому когда речь зашла о главной занозе, решили высчитывать победителя чуть ли не на калькуляторе (а то даже хотели разделить "Группу года" и "Корону года", что при белорусской национальной шизофреничности недопустимо), учитывая массовость воспроизведения, концертность явления и объем продаж. Это был единственный выход - на главный приз претендовали ПАЛАЦ, КРАМА, ZET, Валик Гришко и ULIS. Естественно, выбрать было сложно. Поэтому когда короновали Алеся Сушу и проекты "Я нарадзiуся тут" и "Сьвяты вечар", никто не посмел возмутиться, что при другом раскладе дел явно вызвало бы глобальное мочилово. В самом деле - никакая группа особенно не отличилась, а вышеупомянутые альбомы - это сами знаете что. Силища невероятная и белорусское все.
Как ни странно, сама церемония была начисто лишена глянцевой пафосности и не напоминала о худших временах, когда господин Семашко играл в Бивис-и-Баттхеда, рояли нежно выкатывались из кустов, а экзальтированные подростки вопили "Энэрэээм!" и размахивали спинками сидений. Оксана и Анатолий Вечер подошли к делу творчески. Вместо того, чтобы расхаживать по сцене с папками, они сидели за столиком, нацепив белые халаты с шапочками, методично надиктовывая выступающим рок-н-ролльные диагнозы. Вместо стиральных машин давали справки, утверждающие, что такой-то и такой-то в определенное время 24-го февраля действительно играл на "Рок-коронации". Вместо всепобеждающего лиризма было мрачное: "Рок-н-ролл на Беларуси... давно... скончался", начинающее церемонию. Можно сказать, что спонтанность и добрая доля цинизма спасли шоу. Было весело и ругаться совсем не хотелось. Ничего церемониального - просто хороший концерт. Даже с хорошим звуком. Выступило великое множество хороших групп, все было подряд и вразброд, и даже сложно было понять, дали ли кому-то хрустальную штуковину или они просто играют, что, в сущности, было не так уж важно. Номинантов не объявляли, как это было раньше: просто звали победителей, а в очень отдельных случаях почему-то проворачивали штуку с распечатыванием конверта, да и то скорей для повода пригласить на сцену некоторых личностей. Легкий разброд и нежное касание амнезии даже радовало. (Оксана Вечер: (официальным тоном) "За апошнi год у iх было сто канцэртовых выступленняу... (переходя на русский) тьфу ты блин!... сто выступленняу... хе-хе, это я, по-моему, соврала...".)
...N.R.M.'а в этот раз было совсем мало, довольно-таки красиво (выступали в касках оранжевых) и преимущественно в начале. Они сыграли красивую и стадионно-глобальную новую песню (говорят, уже альбом записывают, говорят, что гениальный), нирваническую "Дарогi Беларусi" и "Рэчаньку", которая уже ностальгична и даже экзальтированных тинов повергает в благоговейный тихий драйв. Сразу после этого объявили "Клип года", за которым последовало веселющее и какое-то растаманское выступление группы ПАЛАЦ. Других клипов в Беларуси не было. Текстами года справедливо оказались стихи Леонида Дранько-Майсюка на альбом Дмитрия Войтюшкевича "Цацачная крама". Поэт действительно очень мило смотрелся на рок-н-ролльной сцене, амнезийно переспросил фамилию соратника Войтюшкевича, забрал со сцены один из пакетов с пивом, проставленных "Аливарией". После этого Дмитрий спел песню про козла и удалился - не вовремя, потому что его тут же, по быстрому, короновали "Традицией и современностью". (Эту номинацию, в которую первоначально пытались протащить президента белорусского блюзового "Стар-клуба" Геннадия Старикова, все же отдали породившей ее "Дайнове", оттого все так и вышло.) Дмитрий удивился, но заулыбался. Потом выступили SPLENETIC, громкие и немного одуревшие от размаха церемонии. В пику утверждению Вечеров о смерти рок-н-ролла спели про то, как не хотят умирать, и на приглашение отужинать в клубе "Граффити" (там был послеконцертный фуршет) сказали: "Клево ваще!" Дальше был Вольский в хиппически-зеленых штанах, представляющий очередной "супольны праект", на этот раз - застольных песен. Названия альбома не помню - но там будет 14 тематических песен, относящихся к различным народам, о культуре пития. Лявон спел дико романтичную песню про текилу, на сцене две специальные девушки деликатно танцевали что-то тематическое. После IМПЭТТА, который, естественно, был "Открытием" (на это место рекомендовали еще и НЕО), играла некая хард-роковая группа из Могилева. На слух она называлась АФФАЗИЯ, пишется, может быть, и иначе как-то.
Дальше началась полная веселуха. Что-то сказав про "рок-князеуну", Вечеры пригласили на сцену Круглову. "На сцене - Вероника Круглова!" - радовались они. Круглова таращила глаза, но тоже радовалась. Потом на сцену вызвали директора студии "X-Noise Factory" Гену Сырокваша с цветами. Он всучил их Веронике и задумался. Потом принесли конверт. Оказывается, Вероника должна была всего лишь открыть конверт. Внутри было написано о том, что "рок-княжна" - это Дана из IМПЭТТ. "Очень хорошая новость", - скептически улыбнулась Круглова, одаривая одуревшую от счастья Дану цветочками. Позже она выскочила на сцену еще раз, чтобы обнять Александру из дуэта АЛЕКСАНДРА И КОНСТАНТИН. Парочка выступала просто так - показать свою фолковую программу. Девушка так замечательно пела, что Вероника наверняка не выдержала наплыва чувств. В самом деле, номинацию убивать еще рано - в следующем году ее должна получить Александра.
Веселье усугубилось публичным актом эксгумации ни в чем не повинной группы ROUBLE ZONE. Я понимаю, что Саша Газизов - отличный гитарист. Понимаю, что он и Пурус как два оставшихся "в строю" участника когда-то громкой группы что-то могут сделать. И что дама, которая теперь вместо Джаггера, поет почти как Дженис, тоже понятно и замечательно. А уж про Сторожука, который за барабанами, вообще говорить не надо - зверь! Только вот зачем это все - непонятно. Хоть бы название изменили, что ли. Дурная традиция хард-рока - когда парочка участников возрождают давно забытое, нарыв какого-нибудь вокалиста, и так раздражает. Для ностальгии всем хватило замечательного выступления возрожденного практически в полном составе СУЗОР'Я, а ЗОНА вызвала только восхищение профессионализмом музыкантов - радости же не было никакой.
"Музыканта года" называл Гена Стариков. Гордо объявив, что он принадлежит к поколению музыкантов, которые были еще до ПЕСНЯРОВ, он от имени этого самого таинственного поколения короновал опять же Диму Войтюшкевича. Засим последовал отеческий поцелуй и а капелльный куплет чего-то глобального и очень мелодичного, запросто исполненный трижды осчастливленным Дмитрием.
"Песней года" стала, естественно, "Беларусь" от БЕЗ БИЛЕТА. Группа объявила, что меняет название (теперь они будут называться MORE) и сыграла новую песню - диковато-космическую, радиохедово-мелодичную, сумасшедшую и очень-очень красивую. На самой короне они все расписались, потом Виталик "Артист" спросил: "Тут в зале есть наши фанаты?", зал местами очень даже бурно заревел, и Виталик сунул корону и диплом первому попавшемуся поклоннику, "у кого глаза первыми сверкнули так... особенно...". В самом деле, зачем им корона? У них одна уже есть. Для полноты эффекта Виталик побегал по залу, раздавая народу пиво со сцены ("Я смотрю - что там за пакеты? А там пиво! Ну, думаю, это же нечестно, они тут стоят на сцене, пакеты эти, а людям же пива хочется, наверное!" - говорил он потом, объясняя милую спонтанность сего несомненно доброго поступка). Потом группа разразилась собственно хитом, страшно всех порадовала яркостью красок и чистотой жестов и, счастливая от первого за долгое время соприкосновения с аудиторией, убежала, оставив всех сидеть и тупо-радостно улыбаться.
Специальных призов было не так-то и много. "Музыкальный журнал" в виде почему-то Виталия Зыблюка из "БМА" (так, мимо шел - к тому же намечавшийся на сцене Андрей Мэн куда-то пропал) наградил "БМА" же за сборник "Hard Life - Heavy Music" и спровоцировал шумное и веселое выступление ЗЬНIЧА. "Радио Полония" наградило Витовта Мартыненко как журналиста - за любовь к польскому року и прививание этой самой любви белорусскоязычному населению. Остальные люди, являющиеся на сцене, являлись там просто так, потому что музыка у них хорошая. Послушали проект Помидорова - смачное, суровое рубилово с гитарою Славы Кореня (которому опять, блин, ничего, блин, не дали. Блин), еще послушали добрую и циничную музыку Андрея Плесанова и его группы ПЛАН (которая звучит интереснее, чем предыдущая ПРОЩАЙ, МОЛОДОСТЬ) - к сожалению, Андрея угораздило петь про скрипящие кости, отчего неумолимо вспоминалось выступление РУБЛЕВОЙ ЗОНЫ и щипало в носу. Еще выступал Валик Гришко с белорусскоязычной песней, очень красивой. На закуску, для полноты эффекта восприятия всего белорусского рок-н-ролла сразу, на сцену вызвали ЛЕПРИКОНСОВ, которые были малость не в себе, отчего нагнали чуть ли не цыганско-свадебного настроения. Замечательно сыграли, развеселили зал, под конец отмочили парочку милых приколов и оставили практически всех, даже N.R.M.'овски настроенных маленьких партизан, в убеждении, что ЛЕПРИКОНСЫ, оказывается, очень даже классная группа. А то!
Финал - награждение КРАМЫ за "Альбом года", принятое с единогласным восторгом. Когда пели про дождь, зал слушал стоя. Потом - объявление главной короны. Никаких конвертов-вариантов. Никто не орет: "Эн-эр-эм!" (подсознание весь концерт загнанно ждало подобных моментов). Победитель - Алесь Суша и его проекты. В общем-то, корону получили все, кто работал над этими альбомами, это понятно. Слезы, радость, все обнимаются. На сцене толпообразное шевеление, почти фиеста, улыбки и так далее, все поют "Я нарадзiуся тут" вместе с залом, который даже не буянит, потому как все вроде честно и даже более-менее красиво. Хаотичный итог - неожиданное появление НЕЙРО ДЮБЕЛЯ, которые выступать на "Коронациях" наотрез отказались еще давно, поэтому Куллинкович заранее предупредил, что играет не на этом фестивале, а на предварительной презентации очередного "супольнага праекту" - "Скрыпка дрыгвы", где будут записаны песни на слова Владимира Короткевича. Проект явно будет веселеньким - ДЮБЕЛЬ спели заглавный номер, циничную "Я памру тут", сказали, что будут стараться петь на родном языке и вообще не будут таким отстоем, как все якобы про них, продавшихся типа в Россию, думают. "Надеемся быть здесь навсегда", - сказал Куллинкович практически искренним голосом, потом кто-то из Вечеров радостно и светло сказал, что "Коронация" эта, как уже давно принято, может оказаться последней, потом включили свет, потом все начали делить и распивать пиво, которого на сцене было еще очень-очень много. Как ни странно все это, но если эта "Коронация" в самом деле последняя - это не худший способ самопогребения. На месте столь достойных захоронений обязательно прорастает и зарождается что-то еще более массивное и ветвистое. Во всяком случае, послефестивальное настроение по поводу произошедшего не давило и не тягомотило - наверное, это был лучший способ все это провести. Наверное, все получилось гораздо лучше предыдущих попыток - скромно, тихо, достойно и без слюней. Наверное, из того, что осталось, когда-нибудь получится что-то замечательное. А Алесю Суше - наши поздравления. Честно. Лучшего итога быть и не могло. А за обратимость кремации ответят те, которые не умеют вовремя изменить название или взгляд на мир - само же постоянное возрождение чего-нибудь иногда имеет смысл.
Как ни странно, сама церемония была начисто лишена глянцевой пафосности и не напоминала о худших временах, когда господин Семашко играл в Бивис-и-Баттхеда, рояли нежно выкатывались из кустов, а экзальтированные подростки вопили "Энэрэээм!" и размахивали спинками сидений. Оксана и Анатолий Вечер подошли к делу творчески. Вместо того, чтобы расхаживать по сцене с папками, они сидели за столиком, нацепив белые халаты с шапочками, методично надиктовывая выступающим рок-н-ролльные диагнозы. Вместо стиральных машин давали справки, утверждающие, что такой-то и такой-то в определенное время 24-го февраля действительно играл на "Рок-коронации". Вместо всепобеждающего лиризма было мрачное: "Рок-н-ролл на Беларуси... давно... скончался", начинающее церемонию. Можно сказать, что спонтанность и добрая доля цинизма спасли шоу. Было весело и ругаться совсем не хотелось. Ничего церемониального - просто хороший концерт. Даже с хорошим звуком. Выступило великое множество хороших групп, все было подряд и вразброд, и даже сложно было понять, дали ли кому-то хрустальную штуковину или они просто играют, что, в сущности, было не так уж важно. Номинантов не объявляли, как это было раньше: просто звали победителей, а в очень отдельных случаях почему-то проворачивали штуку с распечатыванием конверта, да и то скорей для повода пригласить на сцену некоторых личностей. Легкий разброд и нежное касание амнезии даже радовало. (Оксана Вечер: (официальным тоном) "За апошнi год у iх было сто канцэртовых выступленняу... (переходя на русский) тьфу ты блин!... сто выступленняу... хе-хе, это я, по-моему, соврала...".)
...N.R.M.'а в этот раз было совсем мало, довольно-таки красиво (выступали в касках оранжевых) и преимущественно в начале. Они сыграли красивую и стадионно-глобальную новую песню (говорят, уже альбом записывают, говорят, что гениальный), нирваническую "Дарогi Беларусi" и "Рэчаньку", которая уже ностальгична и даже экзальтированных тинов повергает в благоговейный тихий драйв. Сразу после этого объявили "Клип года", за которым последовало веселющее и какое-то растаманское выступление группы ПАЛАЦ. Других клипов в Беларуси не было. Текстами года справедливо оказались стихи Леонида Дранько-Майсюка на альбом Дмитрия Войтюшкевича "Цацачная крама". Поэт действительно очень мило смотрелся на рок-н-ролльной сцене, амнезийно переспросил фамилию соратника Войтюшкевича, забрал со сцены один из пакетов с пивом, проставленных "Аливарией". После этого Дмитрий спел песню про козла и удалился - не вовремя, потому что его тут же, по быстрому, короновали "Традицией и современностью". (Эту номинацию, в которую первоначально пытались протащить президента белорусского блюзового "Стар-клуба" Геннадия Старикова, все же отдали породившей ее "Дайнове", оттого все так и вышло.) Дмитрий удивился, но заулыбался. Потом выступили SPLENETIC, громкие и немного одуревшие от размаха церемонии. В пику утверждению Вечеров о смерти рок-н-ролла спели про то, как не хотят умирать, и на приглашение отужинать в клубе "Граффити" (там был послеконцертный фуршет) сказали: "Клево ваще!" Дальше был Вольский в хиппически-зеленых штанах, представляющий очередной "супольны праект", на этот раз - застольных песен. Названия альбома не помню - но там будет 14 тематических песен, относящихся к различным народам, о культуре пития. Лявон спел дико романтичную песню про текилу, на сцене две специальные девушки деликатно танцевали что-то тематическое. После IМПЭТТА, который, естественно, был "Открытием" (на это место рекомендовали еще и НЕО), играла некая хард-роковая группа из Могилева. На слух она называлась АФФАЗИЯ, пишется, может быть, и иначе как-то.
Дальше началась полная веселуха. Что-то сказав про "рок-князеуну", Вечеры пригласили на сцену Круглову. "На сцене - Вероника Круглова!" - радовались они. Круглова таращила глаза, но тоже радовалась. Потом на сцену вызвали директора студии "X-Noise Factory" Гену Сырокваша с цветами. Он всучил их Веронике и задумался. Потом принесли конверт. Оказывается, Вероника должна была всего лишь открыть конверт. Внутри было написано о том, что "рок-княжна" - это Дана из IМПЭТТ. "Очень хорошая новость", - скептически улыбнулась Круглова, одаривая одуревшую от счастья Дану цветочками. Позже она выскочила на сцену еще раз, чтобы обнять Александру из дуэта АЛЕКСАНДРА И КОНСТАНТИН. Парочка выступала просто так - показать свою фолковую программу. Девушка так замечательно пела, что Вероника наверняка не выдержала наплыва чувств. В самом деле, номинацию убивать еще рано - в следующем году ее должна получить Александра.
Веселье усугубилось публичным актом эксгумации ни в чем не повинной группы ROUBLE ZONE. Я понимаю, что Саша Газизов - отличный гитарист. Понимаю, что он и Пурус как два оставшихся "в строю" участника когда-то громкой группы что-то могут сделать. И что дама, которая теперь вместо Джаггера, поет почти как Дженис, тоже понятно и замечательно. А уж про Сторожука, который за барабанами, вообще говорить не надо - зверь! Только вот зачем это все - непонятно. Хоть бы название изменили, что ли. Дурная традиция хард-рока - когда парочка участников возрождают давно забытое, нарыв какого-нибудь вокалиста, и так раздражает. Для ностальгии всем хватило замечательного выступления возрожденного практически в полном составе СУЗОР'Я, а ЗОНА вызвала только восхищение профессионализмом музыкантов - радости же не было никакой.
"Музыканта года" называл Гена Стариков. Гордо объявив, что он принадлежит к поколению музыкантов, которые были еще до ПЕСНЯРОВ, он от имени этого самого таинственного поколения короновал опять же Диму Войтюшкевича. Засим последовал отеческий поцелуй и а капелльный куплет чего-то глобального и очень мелодичного, запросто исполненный трижды осчастливленным Дмитрием.
"Песней года" стала, естественно, "Беларусь" от БЕЗ БИЛЕТА. Группа объявила, что меняет название (теперь они будут называться MORE) и сыграла новую песню - диковато-космическую, радиохедово-мелодичную, сумасшедшую и очень-очень красивую. На самой короне они все расписались, потом Виталик "Артист" спросил: "Тут в зале есть наши фанаты?", зал местами очень даже бурно заревел, и Виталик сунул корону и диплом первому попавшемуся поклоннику, "у кого глаза первыми сверкнули так... особенно...". В самом деле, зачем им корона? У них одна уже есть. Для полноты эффекта Виталик побегал по залу, раздавая народу пиво со сцены ("Я смотрю - что там за пакеты? А там пиво! Ну, думаю, это же нечестно, они тут стоят на сцене, пакеты эти, а людям же пива хочется, наверное!" - говорил он потом, объясняя милую спонтанность сего несомненно доброго поступка). Потом группа разразилась собственно хитом, страшно всех порадовала яркостью красок и чистотой жестов и, счастливая от первого за долгое время соприкосновения с аудиторией, убежала, оставив всех сидеть и тупо-радостно улыбаться.
Специальных призов было не так-то и много. "Музыкальный журнал" в виде почему-то Виталия Зыблюка из "БМА" (так, мимо шел - к тому же намечавшийся на сцене Андрей Мэн куда-то пропал) наградил "БМА" же за сборник "Hard Life - Heavy Music" и спровоцировал шумное и веселое выступление ЗЬНIЧА. "Радио Полония" наградило Витовта Мартыненко как журналиста - за любовь к польскому року и прививание этой самой любви белорусскоязычному населению. Остальные люди, являющиеся на сцене, являлись там просто так, потому что музыка у них хорошая. Послушали проект Помидорова - смачное, суровое рубилово с гитарою Славы Кореня (которому опять, блин, ничего, блин, не дали. Блин), еще послушали добрую и циничную музыку Андрея Плесанова и его группы ПЛАН (которая звучит интереснее, чем предыдущая ПРОЩАЙ, МОЛОДОСТЬ) - к сожалению, Андрея угораздило петь про скрипящие кости, отчего неумолимо вспоминалось выступление РУБЛЕВОЙ ЗОНЫ и щипало в носу. Еще выступал Валик Гришко с белорусскоязычной песней, очень красивой. На закуску, для полноты эффекта восприятия всего белорусского рок-н-ролла сразу, на сцену вызвали ЛЕПРИКОНСОВ, которые были малость не в себе, отчего нагнали чуть ли не цыганско-свадебного настроения. Замечательно сыграли, развеселили зал, под конец отмочили парочку милых приколов и оставили практически всех, даже N.R.M.'овски настроенных маленьких партизан, в убеждении, что ЛЕПРИКОНСЫ, оказывается, очень даже классная группа. А то!
Финал - награждение КРАМЫ за "Альбом года", принятое с единогласным восторгом. Когда пели про дождь, зал слушал стоя. Потом - объявление главной короны. Никаких конвертов-вариантов. Никто не орет: "Эн-эр-эм!" (подсознание весь концерт загнанно ждало подобных моментов). Победитель - Алесь Суша и его проекты. В общем-то, корону получили все, кто работал над этими альбомами, это понятно. Слезы, радость, все обнимаются. На сцене толпообразное шевеление, почти фиеста, улыбки и так далее, все поют "Я нарадзiуся тут" вместе с залом, который даже не буянит, потому как все вроде честно и даже более-менее красиво. Хаотичный итог - неожиданное появление НЕЙРО ДЮБЕЛЯ, которые выступать на "Коронациях" наотрез отказались еще давно, поэтому Куллинкович заранее предупредил, что играет не на этом фестивале, а на предварительной презентации очередного "супольнага праекту" - "Скрыпка дрыгвы", где будут записаны песни на слова Владимира Короткевича. Проект явно будет веселеньким - ДЮБЕЛЬ спели заглавный номер, циничную "Я памру тут", сказали, что будут стараться петь на родном языке и вообще не будут таким отстоем, как все якобы про них, продавшихся типа в Россию, думают. "Надеемся быть здесь навсегда", - сказал Куллинкович практически искренним голосом, потом кто-то из Вечеров радостно и светло сказал, что "Коронация" эта, как уже давно принято, может оказаться последней, потом включили свет, потом все начали делить и распивать пиво, которого на сцене было еще очень-очень много. Как ни странно все это, но если эта "Коронация" в самом деле последняя - это не худший способ самопогребения. На месте столь достойных захоронений обязательно прорастает и зарождается что-то еще более массивное и ветвистое. Во всяком случае, послефестивальное настроение по поводу произошедшего не давило и не тягомотило - наверное, это был лучший способ все это провести. Наверное, все получилось гораздо лучше предыдущих попыток - скромно, тихо, достойно и без слюней. Наверное, из того, что осталось, когда-нибудь получится что-то замечательное. А Алесю Суше - наши поздравления. Честно. Лучшего итога быть и не могло. А за обратимость кремации ответят те, которые не умеют вовремя изменить название или взгляд на мир - само же постоянное возрождение чего-нибудь иногда имеет смысл.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 2002 год в рубрике музыкальная газета