Троегубов, Виктор Жизнь в КРЕМАТОРИИ... и вокруг него
(c) 1999 Виктор Троегубов & издательство "ЛЕАН", Москва
Тираж — 3000 экз., 396 с.
Перед вами еще один образец рок-н-ролльной прозы. Увлекательное повествование о группе, без которой история русского рока была бы не полной. Первая часть книги, "Невинные мемуары", была написана Виктором Троегубовым — тогдашним участником группы КРЕМАТОРИЙ — по просьбе главного редактора легендарного самиздатовского журнала "Контр Культ УР'а" Сергея Гурьева и помещена во втором номере издания за 1990 год. Позднее отдельные фрагменты книги публиковались в рок-альманахе "Драйв" и газете "Вакансии".
Работу над книгой было решено продолжить. К написанию некоторых глав второй части "Невинных мемуаров" была привлечена рок-поэтесса и рок-публицист в одном лице Маргарита Пушкина, являющаяся близким другом КРЕМАТОРИЯ. Жанр книги можно обозначить как "хронику минувших событий". По стилю изложения она очень близка радиосериалам знаменитого би-би-систа-рок-посевщика Севы Новгородцева (возможно, это всего лишь случайное совпадение).
Летопись начинается с 1 сентября 1977 года — дня знакомства Виктора Троегубова с Арменом Григоряном. Тогдашние студенты первого курса радиофакультета МАИ, Армен и Виктор играли соответственно в группах АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ и МОНСТРЫ. Книга содержит описание почти всех концертных выступлений и гастрольных поездок КРЕМАТОРИЯ интервью с Дмитрием Бродкиным и Сергеем Хорошевым, в разное время работавшими директорами группы, главу из книги Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока", посвященную альбому КРЕМАТОРИЯ "Кома" (с примечаниями В. Троегубова), полную дискографию КРЕМАТОРИЯ (включая все переиздания), архивные документы и огромное количество фотографий, многие из которых публикуются впервые. Все это делает издание почти энциклопедическим. Живым языком автор воссоздает политические, социально-экономические, культурные и прочие слагаемые атмосферы, на фоне которой происходило становление и развитие группы как таковой: антироковая кампания 83-84 гг. и связанные с нею "пересечения" с представителями КГБ, последовавшая за перестройкой легализация рок-музыки, раскрутка КРЕМАТОРИЯ средствами массовой информации, распад СССР, гиперинфляция, тотальный товарный дефицит, милицейский произвол, непорядочность организаторов концертов, рэкет, контакты с "плохими" и "хорошими" бандитами...
Ход повествования нередко прерывается философскими размышлениями автора о жизни и смерти, о межличностных взаимоотношениях, о преимуществах и недостатках социализма и капитализма, о постсоветском шоу-бизнесе, наконец, о специфике совкового рок-менталитета, обусловившей причины слабого интереса публики к интеллектуальной музыке в стране, "где примитивная ритмика и нецензурные выражения в текстах песен ценятся больше, чем умение технично играть на инструментах и качественно аранжировать музыку" (с. 116)...
Вторая часть названия книги вполне оправдывает наличие в ней главки о группе ДЫМ — сольном проекте Виктора Троегубова.
Я намеренно не буду делать акцент на часто встречающихся стилистических и терминологических ошибках, допущенных автором, поскольку рядовой читатель вряд ли будет обращать на них внимание. Остановлюсь на минусах иного рода, которые для столь фундаментального труда являются существенными.
1. В книге напрочь отсутствуют биографии людей, в разное время входивших в состав КРЕМАТОРИЯ (исключение, пожалуй, составляет краткая биография самого Троегубова, помещенная на задней стороне супер-обложки).
2. Увлекшись жизнеописанием группы, автор почти забывает об анализе и характеристике ее творчества.
3. Иногда складывается впечатление, что Виктор Аркадьевич Троегубов стремится возвести его величество Алкоголь в ранг главного героя книги: алкоголь присутствует практически во всех эпизодах, часто выступая в качестве главного виновника курьезных и неприятных ситуаций, в которые — по собственной глупости и нерадивости — попадают участники КРЕМАТОРИЯ.
4. Автор книги часто принимает позу "общественного обвинителя", вынося "сор из избы". В предисловии он оговаривается: "При написании этой книги автор не ставил своей задачей достижение каких-либо литературных высот, программой-минимум и максимум было говорить правду, и только правду, ничего, кроме правды" (с. 4). Но ведь видеть и излагать правду можно по-разному. Троегубовские "Мемуары" грешат недостаточной объективностью. И, думаю, Армену Григоряну (которому в книге слово предоставлено не было) еще долго придется оправдываться и "отбеливаться" перед многочисленными журналистами, и восстанавливать свою репутацию.
Вместо резюме: книгу Виктора Троегубова "Жизнь в КРЕМАТОРИИ... и вокруг него" можно охарактеризовать как великолепное художественное произведение. Что же касается ее документальности... Лучше оставим без комментариев.
Тираж — 3000 экз., 396 с.
Перед вами еще один образец рок-н-ролльной прозы. Увлекательное повествование о группе, без которой история русского рока была бы не полной. Первая часть книги, "Невинные мемуары", была написана Виктором Троегубовым — тогдашним участником группы КРЕМАТОРИЙ — по просьбе главного редактора легендарного самиздатовского журнала "Контр Культ УР'а" Сергея Гурьева и помещена во втором номере издания за 1990 год. Позднее отдельные фрагменты книги публиковались в рок-альманахе "Драйв" и газете "Вакансии".
Работу над книгой было решено продолжить. К написанию некоторых глав второй части "Невинных мемуаров" была привлечена рок-поэтесса и рок-публицист в одном лице Маргарита Пушкина, являющаяся близким другом КРЕМАТОРИЯ. Жанр книги можно обозначить как "хронику минувших событий". По стилю изложения она очень близка радиосериалам знаменитого би-би-систа-рок-посевщика Севы Новгородцева (возможно, это всего лишь случайное совпадение).
Летопись начинается с 1 сентября 1977 года — дня знакомства Виктора Троегубова с Арменом Григоряном. Тогдашние студенты первого курса радиофакультета МАИ, Армен и Виктор играли соответственно в группах АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ и МОНСТРЫ. Книга содержит описание почти всех концертных выступлений и гастрольных поездок КРЕМАТОРИЯ интервью с Дмитрием Бродкиным и Сергеем Хорошевым, в разное время работавшими директорами группы, главу из книги Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока", посвященную альбому КРЕМАТОРИЯ "Кома" (с примечаниями В. Троегубова), полную дискографию КРЕМАТОРИЯ (включая все переиздания), архивные документы и огромное количество фотографий, многие из которых публикуются впервые. Все это делает издание почти энциклопедическим. Живым языком автор воссоздает политические, социально-экономические, культурные и прочие слагаемые атмосферы, на фоне которой происходило становление и развитие группы как таковой: антироковая кампания 83-84 гг. и связанные с нею "пересечения" с представителями КГБ, последовавшая за перестройкой легализация рок-музыки, раскрутка КРЕМАТОРИЯ средствами массовой информации, распад СССР, гиперинфляция, тотальный товарный дефицит, милицейский произвол, непорядочность организаторов концертов, рэкет, контакты с "плохими" и "хорошими" бандитами...
Ход повествования нередко прерывается философскими размышлениями автора о жизни и смерти, о межличностных взаимоотношениях, о преимуществах и недостатках социализма и капитализма, о постсоветском шоу-бизнесе, наконец, о специфике совкового рок-менталитета, обусловившей причины слабого интереса публики к интеллектуальной музыке в стране, "где примитивная ритмика и нецензурные выражения в текстах песен ценятся больше, чем умение технично играть на инструментах и качественно аранжировать музыку" (с. 116)...
Вторая часть названия книги вполне оправдывает наличие в ней главки о группе ДЫМ — сольном проекте Виктора Троегубова.
Я намеренно не буду делать акцент на часто встречающихся стилистических и терминологических ошибках, допущенных автором, поскольку рядовой читатель вряд ли будет обращать на них внимание. Остановлюсь на минусах иного рода, которые для столь фундаментального труда являются существенными.
1. В книге напрочь отсутствуют биографии людей, в разное время входивших в состав КРЕМАТОРИЯ (исключение, пожалуй, составляет краткая биография самого Троегубова, помещенная на задней стороне супер-обложки).
2. Увлекшись жизнеописанием группы, автор почти забывает об анализе и характеристике ее творчества.
3. Иногда складывается впечатление, что Виктор Аркадьевич Троегубов стремится возвести его величество Алкоголь в ранг главного героя книги: алкоголь присутствует практически во всех эпизодах, часто выступая в качестве главного виновника курьезных и неприятных ситуаций, в которые — по собственной глупости и нерадивости — попадают участники КРЕМАТОРИЯ.
4. Автор книги часто принимает позу "общественного обвинителя", вынося "сор из избы". В предисловии он оговаривается: "При написании этой книги автор не ставил своей задачей достижение каких-либо литературных высот, программой-минимум и максимум было говорить правду, и только правду, ничего, кроме правды" (с. 4). Но ведь видеть и излагать правду можно по-разному. Троегубовские "Мемуары" грешат недостаточной объективностью. И, думаю, Армену Григоряну (которому в книге слово предоставлено не было) еще долго придется оправдываться и "отбеливаться" перед многочисленными журналистами, и восстанавливать свою репутацию.
Вместо резюме: книгу Виктора Троегубова "Жизнь в КРЕМАТОРИИ... и вокруг него" можно охарактеризовать как великолепное художественное произведение. Что же касается ее документальности... Лучше оставим без комментариев.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2002 год в рубрике музыкальная газета