Nas
Уличный поэт или незаурядный эмси?

В начале девяностых в Нью-Йорке начали ходить слухи о появлении молодого гения, способного бросить вызов Rakim\\\\\\\\\\\\\\\\\'у, легенде рэпа, который в конце восьмидесятых установил новые стандарты эмсиинга. На протяжении нескольких лет Rakim оставался несравненным. Но когда в 1991 году Nas дебютировал в песне MAIN SOURCE "Live At The Barbeque", а затем выпустил сольный сингл "Halftime", вызов Rakim\\\\\\\\\\\\\\\\\'у был брошен. Когда, наконец, появился первый альбом Nas\\\\\\\\\\\\\\\\\'a "Illmatic", зазвучали неслыханные фанфары. Нью-йоркское хип-хоп-общество признало его вторым пришествием и вовсе не напрасно: "Illmatic" стал одним из шедевров рэпа, ведь на нем была продемонстрирована неподражаемая техника читки и, что самое главное, настоящая уличная поэзия. Два года спустя Nas возвращается с еще одной потрясающей работой, прибавившей к завоеванному дебютом восторгу коммерческий успех. Когда же после трехгодичного перерыва он записывает сразу два альбома, все ожидания превращаются в разочарования. Крепкие орешки хип-хопа, когда-то поддерживавшие эмси, теперь начали критиковать его стремление к массовому рынку. На смену любви к улицам, которая воспламенила ранние работы исполнителя, пришла любовь к деньгам и славе. Из уличного кумира Nas стал международным - к концу девяностых большинство называло его не поэтом, а суперзвездой. И вот в конце 2001 года выходит диск "Stillmatic". Что же - это спасательный круг или камень, который тянет на дно?..

Задолго до того, как он стал преемником Rakim\\\\\\\\\\\\\\\\\'a, Нас был Насиром Джоунсом, сыном известного джазового музыканта Олу Дара. Нас родился 14 сентября 1973 года в Лонг Айленде и вырос в суровых кварталах Куинсбриджа, взрастивших таких звезд хип-хопа, как Marley Marl, MC Shan и INTELLIGENT HOODLUM. Большое влияние на Наса оказало творчество отца. В девять лет парень начинает заниматься рэпом и в середине восьмидесятых входит в состав уличной команды DEVASTATIN\\\\\\\\\\\\\\\\\' SEVEN. В восьмом классе Нас бросает школу, променяв ее на улицу, и стремится превзойти таких мастеров читки, как Big Daddy Kane, Rakim и Kool G Rap. Чтобы выжить, Насу приходится торговать наркотиками. В свободное время он читает книги об африканской культуре, Западной цивилизации, суры Корана и главы Библии, посещает лекции "Five Percent Nation". В 1989 году, пытаясь записать первое демо, Нас знакомится с Large Professor, продюсером MAIN SOURCE, который представляет молодого эмси остальным членам группы и предоставляет ему возможность поучаствовать в их треке "Live At The Barbeque" наравне с Large Professor, Akinelye и Joe Fatal. Композиция вошла в альбом MAIN SOURCE "Breaking Atoms". Замечательные строки Наса выводят из строя кнопки перемотки магнитофонов всей страны: "Уличный апостол/Моя лирика проста/Как из ружья я выпускаю из мозга пули... Словесный снайпер, только правда/Мои мысли воздействуют на вас, как фильмы Спилберга/Поэзия атакует, куплеты наносят удары/Мой разум безумен/Вот-вот взлечу, о, Боже/Наука на свободе". Благодаря участию Наса, эта песня становится хитом в Нью-Йорке, и вскоре все начинают ломать голову: "Кто же он такой?" Но за успехом следовало горе: потеря лучшего друга Уилла и родного брата...

Две трагедии, обрушившиеся на Наса, чуть было не выбили его из обоймы, если бы не MC Serch из группы 3RD BRASS, который предложил ему поучаствовать в саундтреке "Zebrahead" 1992 года. Serch был исполнительным продюсером этой компиляции и, как и весь Нью-Йорк, находился под большим впечатлением от "Live At The Barbeque". В результате появляется "Halftime", которая получилась настолько сногсшибательной, что Serch делает ее заглавной песней сборника. Внезапно все начинают говорить о Насе, который вместе с Chubb Rock, Red Hot и Lover Tone появился на "Back To The Grill Again", сиквеле Serch\\\\\\\\\\\\\\\\\'a классической песни MAIN SOURCE. Молодой эмси заключает контракт с Columbia, все лучшие продюсеры Нью-Йорка мечтают о работе с ним. Дебютный альбом Наса всколыхнул всю хип-хоп-индустрию, которая в 1994 году находилась под влиянием West Coast\\\\\\\\\\\\\\\\\'a, его мелодичного G-Funk\\\\\\\\\\\\\\\\\'a. Он смог возглавить целое движение эмси (BLACK MOON, Notorious B. I. G., WU-TANG CLAN), стоявших за глубокомысленную поэтическую лирику и жесткий гипнотический бит. Обрушившийся на улицы в апреле 1994 года "Illmatic" стал настоящим подвигом, которому способствовали такие продюсеры, как DJ Premier, L. E. S., Pete Rock, Q-Tip и Large Professor.

Несмотря на маленькое количество треков (их всего 10), альбом не содержал ни единого тусклого момента. Насу удалось отшлифовать каждую строчку, ни разу не допустив слабинки. Вот уже на протяжении многих лет "Illmatic" остается одним из тех альбомов, чья лирика считается лучшей из когда-либо звучавших. То, что Наса назвали уличным поэтом, было не преувеличением, а констатацией факта.

Трогательная история о крепкой дружбе и настоящей преданности, сингл "One Love", написанный в форме писем лирического героя Наса своему попавшему в тюрьму другу, проливая свет на жесткие реалии уличного мира и тяжелую, как свинец, атмосферу, царящую в сырых тесных камерах, проводит параллель между ними, дает понять, что жизнь на свободе ничуть не отличается от жизни за стальными прутьями. В песне "Memory Lane" Нас приглашает слушателя прогуляться по переулку воспоминаний о временах, когда он покинул школу Kooley High, о горячих джэмах в парках, о тех местах, где прошло его детство. С горечью и сожалением он говорит, что окно его детской комнаты выходило лишь на частые потасовки и передозировки. В конце этой вербальной прогулки эмси отдает дань уважения своим погибшим друзьям, окропляя землю самым дорогим пивом.

Как зла и непредсказуема жизнь! Для чего жить, если со многими она ведет себя, как сучка, "бьет током, как шерстяная ткань", а затем передает в руки смерти? В композиции "Life\\\\\\\\\\\\\\\\\'s A Bitch" Нас говорит, что, пытаясь скрыться от постоянной боли, люди начинают употреблять наркотики, ценить только деньги. Эмси считает, что очень важно уметь пересмотреть свои взгляды, сделать правильный выбор, ведь вместо того, чтобы покупать бутылку спиртного, можно потратить те же деньги на лотерею и изменить свою жизнь раз и навсегда.

В песне "NY State Of Mind" описывается состояние души, свойственное только Нью-Йорку. Рассказывая о перестрелках, вымогательствах средь бела дня, погонях, предателях, лабиринтах улиц, в которых сбиваются с пути даже крысы, о чертовски темных ночах, наркоманах, готовых убить за новую дозу, Нас мечтает, что когда-нибудь сможет отдохнуть от этого всего. Он говорит, что вне стен интеллекта жизнь обречена... Подобным настроением пропитаны все 10 композиций "Illmatic".

Пусть этот диск не стал фаворитом "Биллборда", он завоевал для Наса уважение всех истинных ценителей хип-хопа Нью-Йорка, и это, согласитесь, настоящее достижение для парня, только что отпраздновавшего свое двадцатилетие.

Повторение подвига "Illmatic" - задача не из легких, но вместо того, чтобы почивать на лаврах славы, Нас ринулся покорять новые высоты. Вышедший в 1996 году альбом "It Was Written" стал одним из самых ожидаемых в истории хип-хопа. Нас снова рождает творение, до краев наполненное философией и знаниями улиц, в этот раз пригласив совершенно разнообразный продюсерский состав: Havoc, TRACKMASTERS, Dr. Dre, L. E. S., DJ Premier. "Никто не ходит в клубы, - говорит Нас, объясняя четкую сбалансированность веселых и грустных треков. - Кто-то молод, кто-то стар и работает, чтобы выжить. Кто-то не покидает улиц, торгуя наркотиками. Им некогда веселиться. Они думают о том, как бы получить следующий доллар, как заработать на "Бенц" или на любое другое авто, как заботиться о детях, прокормить семью. Вот, что близко их духу. Бесспорно, невозможно слушать диско днями напролет (Здесь "диско" - любая веселая музыка. - Прим. авт.). Никто не желает, находясь в своей комнатушке или квартире, слушать чертово диско. С другой стороны, надо развлекать и те миллионы, кто ждет этого. Нельзя не уважать их, отказав им в этом". Все было тщательно взвешено, и не зря - "If I Ruled The World" и "Street Dreams" стали общенациональными хитами, сделав Наса знаменитым за пределами Нью-Йорка.

В сингле "If I Ruled The World" Нас рассказывает о том, что бы он изменил в мире, если бы ему выпала такая возможность. Он мечтает покончить с убийствами, грабежами, расизмом, страданиями, коррупцией, наркотиками, затмевающей глаза детей ложью. Он призывает быть мудрым, как старый филин, обращать внимание на реальность, пока ее болезнь еще можно излечить.

Оригинальность Наса не устает поражать: в треке "I Gave You Power" он представляет, что чувствовало бы оружие, будь оно способным на это. Здесь лирический герой Наса - пистолет, "повидавший ледяные ночи и кровавые дни", "слезы так называемых стальных парней", которые лились ручьем при его виде, "похороны, которые устраивались, потому что он стрелял", "побывавший в руках бешеных убийц" и в конце концов попавший на полку, где он познакомился с гранатой и плачущим покалеченным автоматом, уставшим от убийств, мечтавшим стать добрым. Проведя долгое время в тайнике преступника, пистолет был использован снова, но, заржавев, он поперхнулся и не смог выстрелить. Это привело к гибели его хозяина. Теперь пистолет был счастлив, зная, что ничего не случится, пока его не схватят вновь... Песней "Black Girl Lost" Нас упрекает женщин, которые предпочитают беззаботную жизнь, для кого на первом месте стоят не чувства, а облегающие одежды, дорогие машины, драгоценности, деньги, секс, травка, ради чего они готовы бросить все, даже своего мужа и детей.

К сожалению, сегодня нельзя доверять даже своим друзьям: те, кого ты знал с самого детства, кому доверял все свои тайны, внезапно могут превратиться в подлых хамелеонов, в змей. В припеве песни "Watch Dem Niggas" Нас читает: "Будь осторожен с теми, кто близок к тебе/Убедись, что они верны тебе/Ведь ты знаешь, они могут просто использовать тебя/Ничего личного - такова сегодня жизнь".

Со своим вторым альбомом, ставшим платиновым, Нас не разочаровал тех, кому полюбился "Illmatic", и завоевал внимание масс. Угодить и тем, и другим он будет пытаться в будущем. Но... Репутация Наса в глазах критиков слегка пошатнулась, когда он, объединившись с Dr. Dre, создал группу THE FIRM - амбициозный проект, который на бумаге представлялся совершенно непобедимым: за продюсерским пультом сидели Dr. Dre и TRACKMASTERS, а микрофон находился в руках Наса, Foxy Brown, Nature и AZ. Как ни странно, горячо восхваляемый альбом "Firm Biz", провалился.

В апреле 1999 года выходит третий альбом Наса "I Am...", который, дебютировав, попал на первое место "Биллборда" и был распродан 470 000-м тиражом в первую же неделю. Несмотря на ряд замечательных треков - метафорический "Nas Is Like", грустные "NY State Of Mind Pt. 2" и "Small World", лирический "Money Is My Bitch", где Нас описывает свою любовь и преданность подружке по имени Деньги, которая, кроме зависти и сильной привязанности, ничего ему не принесла, - в альбоме было использовано множество модных музыкальных приемов (танцевальные биты, смешение стилей), порадовавших скорее не старых поклонников Наса, а любителей творчества Пафф Дэдди, в один ряд с которым был поставлен когда-то уличный поэт после песни "Hate Me Now".

Ни "I Am...", ни "Nastra-damus" - четвертый альбом, появившийся в продаже в ноябре 1999 года, - не смогли повторить подвиг первых двух дисков Наса, но обе пластинки продавались хорошо (еще бы, ведь их целью был как раз таки массовый рынок). Внезапно Нас превратился из поэта-гения в обычного нью-йоркского эмси. Это стало более очевидным, когда в 2001 году он выпускает компиляцию "QB Finest", распроданную небольшим тиражом и содержащую только один потенциальный хит ("Oochie Wally"). Все это подтвердило, как далеко Нас ушел в сторону коммерции со времен "Illmatic". С этого момента его перестали сравнивать с Ракимом...

Вскоре Нас возвращается со своим пятым альбомом "Stillmatic". Это не продолжение и не попытка вернуться к прошлым достижениям, это гениальность "Illmatic", пропущенная через призму достижений нового века, самое интеллектуальное, разностороннее и политическое предложение карьеры Наса. Первая песня альбома, "Ether" - это предупредительный выстрел для всех тех, кто собирается бросить вызов этому эмси. "Приготовься к главному событию/Которого ты с нетерпеньем ждешь/Это похоже на тест на СПИД/Каков результат? Отрицательный/Кто лучший? Pac, Nas и B. I. G." В первом сингле "Stillmatic" "Got UR Self A..." использован тот же припев, что и в песне "Woke Up This Morning" британской техно-группы A3, с перечислениями достижений Наса: "На моем дебюте не читали знаменитости/И все равно я стал лучшим лириком/Много лет я держусь на том же уровне/Вы сомневаетесь, кто лучший? Мир все еще мой". Теперь, заинтересовав слушателя, Нас демонстрирует свою музыкальную многосторонность. "Rewind" - настолько красочная action-story, что можно заметить дым, поднимающийся от дула пистолета, услышать, как летят пули. Large Professor украсил мягкой скрипкой и жестким битом трек "You\\\\\\\\\\\\\\\\\'re Da Man", где Нас предлагает контраргумент тем, кто считает, что быть мужчиной - значит быть жестоким и бахвальным. В песне "Second Childhood", спродюсированной DJ Premier, Нас вспоминает сладкие моменты своего детства, понимая, что вернуться туда невозможно, да и нет смысла. В новом альбоме не могли не отразиться и трагические события, произошедшие 11 сентября 2001 года в родном городе Наса. В композиции "Poison" он осуждает порочность, все больше и больше поглощающую людей. Эмси говорит, что невозможно добиться мира в мире, не добившись его на улицах.

Да, "Stillmatic" вновь помещает Наса на вершину хип-хопа, но у него в голове более высокие мысли. "Если собираюсь делать музыку, я не беспокоюсь о славе, - говорит он. - Любой может сиять. Это - последнее, о чем я беспокоюсь. Я сияю без драгоценностей. Если я собираюсь делать это, я использую это для чего-нибудь стоящего". Цель Наса относительно "Stillmatic" - обогатить не себя, а хип-хоп-нацию, обогатить ее нравственно, духовно и интеллектуально. Он хочет доказать, что эмси - это нечто большее, чем пустые рисовки, техника речитатива, это - поэзия, знания. Разум превыше силы, интеллект превыше драгоценностей. "Stillmatic" Наса возвращает хип-хоп к его истокам.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета