Рондо
Все подробности

- Почему вы ведете отсчет истории группы с 86-го года - "РОНДО п/у А. Иванова"?
Николай Сафонов: В 86-м году, когда из страны уехал Михаил Литвин и в коллективе остались Саша, я, Николай Сафонов, барабанщик, и как бы вот с этого времени мы начали отсчитывать наше существование группой РОНДО, и тогда же мы написали новый репертуар, и стали исполнять песни, которые никакого отношения не имели к группе Михаила Литвина РОНДО.

- Как возникло желание заняться музыкой, рок-музыкой?

Сергей Володченко: Глупость... причина непонятная. Амбиции... Причины... Они страшные на самом деле. О них лучше не говорить.

Александр Иванов: Мне нравилось, что высокие ребята, потому что я был маленький, стояли на сцене, с длинными красивыми волосами в стиле хиппи, с гитарами, играли для очень большой аудитории, а сзади показывали слайды, играли всевозможные композиции групп DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN. Я видел, как реагируют девушки. Мне захотелось того же. Может быть, у Егора было по-другому?

Егор Жирнов: Просто у меня на стене дома висела гитара. Мне нечем было заняться. Ни о каких девушках я не думал в тот момент.

Светослав Куликов: Меня вообще от музицирования всячески отваживали. С детства.

Александр: ...но ты был непослушным...

Светослав: Да, я держался, держался... и не сдержался.

- Что было из групп до РОНДО? Что самое-самое вспоминается?

Светослав: Если на счет групп, то можно назвать только один коллектив - это группа НЮАНС, в которой я работал не музыкантом, а звукорежиссером. Остальные коллективы у меня были менее творческими, более попсовыми. Коммерческими.

Сергей: Я работал в группе ДЖОКЕР до этого. Гитаристом.

Александр: Я видел какую-то пластинку, там было написано: группа ЗИМНИЙ СОН. Ты был накрашен, как будто ты из группы KISS.

Сергей: Ну понятно, что KISS у нас сдирали все подряд.

Александр: Так это и была группа ДЖОКЕР?

Сергей: Да, KISS - плагиаторы жалкие, вообще никчемные.

Егор: Я тоже работал в ДЖОКЕРЕ гитаристом. До этого у меня - 18 филармоний в трудовой книжке. И вместе с этим, и до этого. Перечислять я сейчас не буду.

Александр: Дело в том, что областные филармонии были как бы ступени, поэтому смысла нет их перечислять. Основная группа, которая заслуживает внимания, - это действительно группа ДЖОКЕР, в которой работали Сережа Володченко и Егор Жирнов. Это группа была действительно по-своему великая, но так сложилось, что финансовые ситуации не дали ей стать супервеликой.

Николай: До РОНДО мы работали с Сашей в ансамбле РАДУГА, потом я уехал, был приглашен в коллектив СВЕРСТНИКИ. Там еще работала такая группа, известная на то время, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА. И я просил, чтобы Сашу тоже пригласили в этот коллектив. А потом я был приглашен в ансамбль ЗДРАВСТВУЙ, ПЕСНЯ, после чего, с легкой руки Саши Иванова, я был приглашен в коллектив РОНДО.

Александр: Мы с Колей всегда приглашали друг друга куда-нибудь.

В отличие от моих друзей, моих коллег, у меня за плечами 9 областных филармоний. Все началось в 81-м году, когда была после армии первая Гзавардинская филармония. Потом меня пригласили в Рязанскую областную филармонию, благодаря Николаю Федоровичу Сафонову. Первая группа была у нас РАДУГА. Потом была группа СВЕРСТНИКИ при Рязанской областной филармонии, потом была шоу-группа ВЕТЕР при Волгоградской областной филармонии, как раз после группы АРАКС мы туда пришли. Потом была Пензенская... В общем, их было очень много. Самая известная из этих групп была группа МОНИТОР, которая была создана при группе Владимира Мигули. Мы играли частично репертуар Мигули, но вообще мы гастролировали с Александром Барыкиным и группой КАРНАВАЛ, у нас было 25 кВт звука, а у Барыкина была популярность. Впоследствии, кстати, весь коллектив группы МОНИТОР, кроме меня, ушел к Саше Барыкину, и стали впоследствии группой КАРНАВАЛ. Во многом благодаря Жене Хавтану, с его легкой руки, меня пригласили в группу РОНДО прослушаться. Я прослушался, но группа мне не понравилась. И я отказался работать в этом коллективе: я приехал на прослушивание, посмотрел коллектив, мне показалось это все неинтересным, то, что они тогда играли, потому что музыка была с элементами новой волны, такой DURAN DURAN, где-то TEARS FOR FEARS, руководитель диктовал, а мы с Колей всегда тяготели если уж и к элементам новой волны, то ближе к POLICE, к TALKING HEADS, то есть к таким более интеллектуальным группам. Тем не менее у меня были большие долги в Пензенской областной филармонии, и Женя меня убедил в том, что есть смысл поработать в популярной программе - тогда "Рок-панорама", возглавляемая Валерием Гольденбергом. И вот, с легкой руки, я все-таки остался в этой группе, но мы переориентировали Михаила Литвина и группу РОНДО на шоу и всю эту музыку, которую впоследствии мы играли, старались как-то театрализировать. Потом она потерпела очень сильные изменения, когда Литвин уехал. То есть групп было очень много, их так все не перечислишь.

- Глэм-имидж для музыкантов РОНДО был выбран специально - на нашей сцене тогда такого почти не было (АЛИСА, НАТЕ... и все?)? Почему играли именно такую музыку? На что и на кого из музыкантов ориентировались?

Александр: Мне просто очень нравилось творчество Марка Болана из группы T. REX, всевозможные цилиндры, костюмы какие-то яркие. Вообще я был по натуре, по своим внутренним убеждениям глэмовым человеком, мне нравилось быть таким очень ярким. Эпатаж заимствовал я в основном у западных команд, мне никогда не нравились такие группы как САМОЦВЕТЫ, ПЕСНЯРЫ и так далее. А мне всегда нравились такие группы как SWEET, SLADE, Сьюзи Куатро, на раннем этапе Род Стюарт и группа FACES. Поэтому мы старались выглядеть ярко и старались отличаться от всего того, что было тогда на сцене.

А что касается музыки, мы старались придерживаться каких-то своих взглядов, и всегда русская мелодика присутствовала в наших композициях, может быть по сути она была там блюзовой, рок-н-ролльной, какой угодно, но мы всегда старались придать нашим композициям какую-то российскую мелодику.

Николай: Помимо того, что Саша говорил, помимо шоу-элементов, у нас был достаточно смешной коллектив, были такие моменты смешные: у меня была майка, ее взяли и просто порезали, она была такая... ленточками. Потом у нас по поводу этой майки было очень много разговоров, что очень многие музыканты, барабанщики в частности, пытались сделать себе такие же майки. В одном из городов к нам на концерт пришел человек из какой-то местной группы и говорит: "Ребят, я так люблю ваш ансамбль, особенно у вас такая майка! Вы знаете, я даже пытался такую майку сделать". Мы представили: такой этот большой человек сидит с этой майкой... Вот такие ходили истории смешные.

- Как сейчас вспоминается работа с Литвиным? Что был за человек?

Александр: Да он уже умер! Об этом столько писали! Литвин был страшным диктатором, диктовал нам только свои условия, заставлял петь только свои никому не нужные песни, девушек заставлял спать с ним после концертов, поэтому все просто решили уйти от Литвина. В итоге он разочаровался и уехал в Соединенные Штаты Америки. Теперь он там диктатор. Вот видели, что натворил Литвин 11 сентября - кошмар! Шутка... Теперь его зовут Бен Ладен...

- Если пробежать по истории РОНДО: основные этапы, удачи/неудачи, памятные вещи...

Николай: Основные этапы - это творчество, желание играть музыку, хорошую музыку, после того, как в 86-м году у нас появились песни Игоря Матвиенко "Я тебя недолюбил" и "Надувной корабль", песни, которые стали хитами.

Александр: Да, и нас тут же пригласили на Аландские острова на фестиваль, посвященный Нельсону Манделе. Он очень просил, чтобы наша группа приехала, выступила там. Поэтому мы поехали, выступили. Тут же поступило предложение в Америку по 20-ти городам тур. В Америке нас увидели японцы, пригласили в Японию, в Японии мы произвели такой фурор, что нас уже больше никуда не приглашали, потому что сказали: хватит, хорош!

Николай: К тому времени стилистика группы настолько изменилась, что мы уже дали целиком англоязычную программу, уже вышел клип "Kill Me With Love".

Александр: Что означает - "Убей меня любовью".

Этапов, знаете, было много. Но основные этапы, я думаю, когда к нам пришли такие замечательные музыканты, как Сергей Володченко, Егор Жирнов, Светослав Куликов и Дмитрий Рогозин. Вот это основной этап. С тех пор коллектив стал спетым и спитым в боях и творчестве, и, думаю, что это на всю жизнь. Больше никто из коллектива не уйдет просто так.

- ...лучшие альбомы, песни...

Александр: Альбом - будущий. А песня, она сейчас пишется. Самая любимая песня. Песни, они как дети, знаете. У нас много хороших песен на самом деле.

- Александр, почему некогда вы решили выпустить сольные альбомы?

Александр: Сольные? Захотелось больше денег. Денег было мало - денег стало больше. Не было их совсем - стало очень много.

- В чем была причина конфликта с Трофимовым, как сейчас складываются отношения, впечатления от его сольного творчества?

Александр: Да, знаете, просто у Сереги не было жены, у Трофимова, а у меня была, и он очень завидовал этому. Мы расстались потом именно по этому поводу.

- Планируется еще какой-нибудь сольный проект?

Александр: С Трофимовым? Или с его женой?.. Да, конечно, да. Мы будем писать сольные альбомы, песни. Это самое главное же. Можно говорить много о чем и шутить по-разному, но самое главное, что наши песни любят люди.

- Лично я люблю ту музыку, что исполняет РОНДО, мне близки и ее западные аналоги, я ее называю мелодичный хард-рок, мелодичный хэви. Из российских команд я в один ряд вместе с РОНДО в этой стилистике ставлю ПАРК ГОРЬКОГО и PUSHKING. В чем причина, по вашему мнению, что эта музыка у нас не достаточно популярна (у "парков" в разные годы тоже все по-разному складывалось и складывается)? Я не понимаю, почему РОНДО регулярно не собирает по всей стране аншлаговые стадионы...

Александр: ПАРК ГОРЬКОГО - наши очень близкие друзья, много вместе гастролировали.

И на самом деле очень близко дружили даже на тот период, когда они были в Америке, мы все равно с ними постоянно имели контакт, с Алексеем Беловым было много дружеских встреч после того, как он периодически наведывался в Россию. И даже порядка 5-ти песен Алексей отдал группе РОНДО, такие как "Nitty-Gritty", "Modern Love" и "Footsteps". Много было песен, но они все канули в неизвестность, за исключением нескольких композиций, сыгранных нами на 10-летие РОНДО, на нашем юбилее, это такие композиции, как "Satisfaction", известные кавер-версии "I'm Sailing", "Hippy Shake". Эти песни вышли на нашем альбоме "Прошлое живое". Мы считаем, что наша музыка очень популярна. Об этом говорят огромные пиратские тиражи разных компаний. А пираты люди, знаете, такие ушлые, они знают, что продается, а что нет. Это субъективный момент.

- Кавер Высоцкого (блистательный, на мой взгляд) - исключение из "правил" РОНДО не петь не свое? Есть ли мысли перепеть еще кого-нибудь?

Александр: Да. Сейчас Александр Барыкин в связи со своим 50-летием собирается делать большой концерт в Кремле при поддержке компаний ОРТ и Real Records. И Саша предложил нам на выбор несколько своих песен. Мы выбрали старую добрую композицию группы КАРНАВАЛ, в которой Барыкин работал в 81-м году, "Больше не встречу". Именно эту композицию мы сделали как кавер-версию и в ближайшее время, я надеюсь, ее услышат радиослушатели (концерт состоялся 18 февраля. - От авт.)

- Нет ли в планах у какого-нибудь лейбла сделать трибьют РОНДО?

Александр: Мы не знаем этого, к сожалению. На самом деле я думаю, что мы еще не сказали своего самого веского слова, а трибьют выпускают в основном компании, которые понимают, что группа - легенда, и все ее лучшие годы в творчестве пройдены. А у нас, я считаю, сейчас наоборот очень большой подъем, мы еще не собираемся заканчивать, поэтому трибьют - это скорее всего отношение к командам как дань уважения к прошлому.

Николай: Есть версия. Я не знаю, насколько это правда, что песню "Kill Me With Love" перепевали в Польше какие-то группы.

Александр: В России пела группа ЯНГ ГАНС. Такая была, помните?

Светослав: Вчера разговаривали в Интернете с людьми из молодой группы, эта группа хочет переделать песню "Я буду помнить".

- Как менялись ваши музыкальные вкусы со временем?

Александр: Сережа может очень много на эту тему рассказать.

Сергей: Я не знаю, сейчас я если и слушаю музыку, то это старое. А менялись они в соответствии с тем, что происходило. Я имею ввиду, что какая-то музыка новая появлялась, что-то мне нравилось, что-то не нравилось, что-то откладывалось, что-то нет. Мне очень понравился грандж. И до сих пор нравится. Я считаю, что это самое лучшее достижение, которое вся музкультура могла достичь. И в технологическую сторону мы меняли вкусы. Но я думаю, что это все в большей степени зависело от времени, потому что появлялись какие-то моды, какие-то перспективы появлялись в аранжировках. Но в принципе все, что было заложено раньше, все это осталось, просто появились какие-то новые оттенки и все.

Александр: Я бы сказал, что мы люди, воспитанные тем временем, замечательным временем, когда предпочтение отдавалось командам "живым", самобытным, со своей историей. А мы были воспитаны в этих лучших традициях. Это молодым людям присуще перепрыгивать с одного стиля на другой, а мы люди уже сложившиеся, поэтому как нас воспитало то время конца 60-70-х годов, частично 80-х, так оно и осталось. Другое дело, что осталась сама суть, а вот одежда, знаете, хочется быть модным, здесь правду Сергей сказал: меняются аранжировки, меняются звуки, а в принципе ритм-энд-блюзовая манера, она как была, так и осталась. Поэтому пусть на нас влияли разные коллективы, но суть оставалась той же, мы были и есть приверженцы некоего мэйнстрима, к которому я отношу и грандж, потому что все это все-таки рок, рок-н-ролл, истоки одни. И как на нас в том далеком времени повлияли такие коллективы как LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, так, в принципе, это все и осталось.

- Сейчас вас, судя по всему, привлекает индустриальное звучание. Не конъюнктура ли (популярные в России RAMMSTEIN, MARILYN MANSON, где доля индастриэла достаточна, не говоря уж про NINE INCH NAILS)?

Александр: Да нет, да вы что. Наоборот. Как можно говорить об индастриэле как о конъюнктуре, когда этот стиль всегда был индипендент, всегда был некоммерческим. Мы просто применяем в большей степени какие-то элементы индастриэла, но это не сам стиль, не сама философия, политика, в большей степени просто мода звука... элементы, элементы просто. Это в большей степени, наверное, заимствование каких-то звуков и в большей степени элемента опять, просто элементы индастриэла применены, а вообще это опять рок, тяжелый рок, просто решенный более электронными аранжировками и экстремальными звуками.

- Что из российского рока вам интересно сейчас и почему? Что не привлекает внимания, раздражает? Отношение к нынешним топовым музыкантам, например, - ЛЕНИНГРАД, ЛЯПИС, БИ-2, СПЛИН...

Николай: Ну, мне нравится, что групп много и, слава Богу, они стали воспитывать себя в том, чтобы делать какие-то фестивали большие, "живые" концерты, и появилась перспективность всего этого, но, к сожалению, группы в основном очень похожи друг на друга, и мне очень непонятно, почему делают большие ударения на какие-то команды, не будем называть их, которые имеют одну-две песни, но раскручиваются, как супергруппы. И самое главное, что они слабы технически, они все очень слабые музыканты, очень слабые, так что - не сотвори себе кумира, как говорится, надо двигаться дальше, надо писать всякую разноплановую музыку, и я думаю, что наш будущий альбом даст какую-то почву для того, чтобы рассуждать все-таки, что такое российский рок.

Сергей: Мне нравится группа КАЛИНОВ МОСТ, из российских команд, очень интересная команда, мне нравится Инна Желанная.

Александр: Я с Сергеем соглашусь по поводу Инны Желанной, да. Знаете, в России все поставлено на такие коммерческие рельсы, что зачастую все эти продюсеры и компании, которые сейчас находятся у нас во главе электровоза, непонятно куда мчащегося, они в основном ориентируются на очень случайных людей. И поэтому я сейчас практически не могу назвать каких-то новых людей, к сожалению, потому что, на мой взгляд, они имеют какой-то свой имидж, какую-то позицию, но они все очень слабые, как музыканты, и это показывают "живые" концерты, очень слабые! Всех тех, которых вы сейчас называли, это люди, не готовые вообще к тому, чтобы о них говорили как о музыкальном явлении. За исключением людей, которые пытались как-то самобытно оттолкнуться от своих этнических традиций. Были такие замечательные команды, как НЮАНС, АЛЬЯНС, старые ДИНАМИК, КРУИЗ, АРАКС. Но вот нет сейчас таких групп, так что сложно сказать... Есть неплохие проявления в тех или иных альбомах, некоторые песни, некоторых исполнителей. И только.

Егор: Земфира единственная только привнесла фишак определенный...

Александр: Ну и где она сейчас? То есть это было, а сейчас уже вторичность вся эта... Неплохие были попытки у МУМИЙ ТРОЛЛЯ сделать такое... привнести брит-поп в Россию. Вы знаете, есть смысл говорить о группах, которые прожили хотя бы 10 лет, и только тогда о них говорить. А сейчас говорить о том, что не является само по себе явлением, а приходят все эти группы и исполнители на год, на два, как о них можно говорить, как о музыкантах? Может быть, это удачно спродюсированный проект, мое мнение. А как ты, Светослав?

Светослав: Да мне вообще ничего не нравится. Я вообще люблю другую музыку. Уважительно отношусь к музыкантам старого поколения. Это АРАКС, ВОСКРЕСЕНИЕ. А из новых... я спокойно как-то к этому отношусь, я не вижу никакой перспективы.

Александр: Во время, когда все поставлено на коммерческую основу, творчеству уделяется самое минимальное внимание, к сожалению. Раньше музыканты все это и по другому играли, и все это другое было... сейчас все как-то коммерциализированно, это либо проект на один день, либо...

Сергей: Ну вот СПЛИН ничего.

Александр: В том-то и дело, что "ничего". Читание стихов на жесткую музыку, такой кухонный рок. Я например, как вокалист, могу сказать, что я не люблю певцов, у которых вообще нет никакого диапазона. А если мы говорим о том, что все-таки это читание стихов под музыку, то лучше тут в этом смысле Андрея Макаревича нет никого.

- Есть ли у музыкантов РОНДО общие точки пересечения вне рок-музыки?

Николай: У нас в коллективе очень много всяких кружков по интересам и маленьких клубиков. Мы всегда находим занятие. Жирнов у нас клуб трезвости сейчас.

Александр: Гастроли нас очень сильно связывают... У нас много общих интересов, и самый главный интерес - это наши гастроли, наша концертная жизнь, которая связывает нас практически во всех направлениях. В том числе и в культурных.

- Можно что-то сказать о грядущем альбоме?

Егор: Альбом мы будем комментировать, когда допишем до конца. Мы его так уже долго пишем, что сил нет. Полтора года уже. По крайней мере, с начала записи полтора года прошло. Этой весной закончим.

Александр: Дело в том, что когда мы пишем песни и потом их доводим до логического конца, то пираты тут же выпускают "новые" наши пластинки. Они все время сидят и ждут: ну когда же, когда же группа РОНДО запишет новую песню? Как только мы эту песню приносим на радиостанцию, они тут же формируют "новый" нам альбом, вставляя в различные компиляции различных песен, с моих сольных альбомов, с разных альбомов. Вообще, песни такие, которые к группе РОНДО не имеют никакого отношения.

Егор: В последние четыре года альбомов пять уже вышло...

Александр: Да, поэтому, вы знаете... нам, в общем-то, и выпускать альбом-то не стоит. Все равно пираты за нас все это делают.

- В чем причина того, что группа стала меньше появляться на ТВ, радио, в прессе, реже стала выпускать альбомы?

Александр: Вы знаете, у нас же сейчас такой период, когда в основном людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией размещают на этих журналах. Сейчас такая мода у нас пошла. А мы ребята традиционной ориентации, поэтому в большей степени нам предлагают если разместить фотографию где-то, или поучаствовать где-то, то за огромные деньги. А мы считаем, что это ненормально. Ни в одной цивилизованной стране такого нет.

- Каковы планы группы на 2002 год?

Александр: 15 лет нам. Планируем сделать большие концерты. Чумовое шоу с надувными огромными куклами, с полетами над залом, со всевозможными механическими изобретениями, вырастанием крыльев, выезжанием нашего незабвенного, самого лучшего барабанщика Николая Сафонова на огромной платформе... да... На белом коне, посредине зала... исполнения на этом коне барабанного соло на 24 минуты... Вообще, вы знаете, так много планов... Хотим объездить практически всю Бразилию, побывать на карнавале в Рио-де-Жанейро, дать много хороших и полезных концертов для детей и для престарелых, в домах, где не выступают артисты, где нас еще не знают... Записать огромное количество песен. Которые бы прежде всего нравились нам самим: потому что когда мы записываем пластинку, то порой просто деремся, бьем друг друга, до синяков дело доходит. Поэтому хочется, чтобы прежде всего у нас было полное согласие в этом направлении.

Что еще? Выпустить много хороших замечательных альбомов. Если не самим, то хотя бы поблагодарить пиратов за то, что они нам еще альбомов 20 создадут или 30. Пираты - спасибо огромное Вам!.. Песню им посвятим... И объездить те города в России, в которых мы еще не бывали. Самые такие очень-очень глухие места. Нам там тоже хочется побывать... Мы привезем очень мощную аппаратуру, дадим концерт где-нибудь на берегу Байкала. Нет, где не присутствует вообще ни один человек, или на глубине 15 метров... в Байкале. Для оленей и медведей. И чукчей. Вообще у нас есть желание снять клип, где у нас все будут скакать на оленях и петь песню на ургутском языке...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета