Om, Sangit
Правдивые истории Сангита Ома

Сангит Ом (Sangit Om), также известный под именем Стефан Петерсилг (Stefan Petersilge), родился в Германии в 1954 году. Он начал учиться играть на пианино, когда ему было пять лет. Также Стефан осваивал игру на скрипке и гитаре. Он завершил свое музыкальное образование как пианист и композитор в 1979 году.
В поисках своего собственного пути Стефан изучал современный джаз. Он выступал на концертах с различными джазовыми группами и сочинял музыку для театров.
Позднее Стефан начал путешествовать по всему миру, узнавая больше о музыке разнообразных культурных традиций.
Особенно Стефана очаровала музыка Индии. Там он выучился игре на индийской бамбуковой флейте. Кроме того, Стефан открыл для себя многообразие греческой музыки. Сейчас часть времени в году музыкант проводит на прекрасном острове Крит.
Начиная с 1987 года он открыл свой собственный стиль, представляющий из себя оригинальную смесь world-музыки и нью-эйджа, вбирающий в себя разнообразные элементы от классической до народной музыки и сплавляющий все это в его собственный неповторимый стиль. До настоящего времени Стефан издал пять альбомов под именем Сангит Ом, три на его лейбле New Spirit ("Новый дух"), и множество проектов как продюсер и соавтор вместе с другими музыкантами. Стефан выступает со своей концертной программой, которая так и называется "Sangit Om Music Experience" ("Музыкальный опыт Сангита Ома").
Кстати, его второе имя Сангит Ом в переводе с санскрита означает: Сангит - "музыка", Ом - "мистический звук, слышимый в абсолютной тишине". Может, поэтому в музыке Стефана Петерсилга присутствует нечто невыразимое, какая-то непередаваемая, завораживающая красота. И в этих звуках так много любви и нежности. И она так искренна!

Музыка Сангита Ома давно привлекала меня. И только недавно мне удалось договориться об интервью и поговорить с этим незаурядным музыкантом. Мои вопросы и ответы Сангита Ома представлены ниже.

- В вашей биографии довольно скупо написано, что вы начали брать первые уроки пианино в возрасте 5 лет. Интересно узнать подробнее, с чего и как начинался ваш интерес к музыке, каковы были ваши первые шаги, какие инструменты вас привлекали? Где вы обучались музыке?

- Я родился в очень музыкальной семье. Каждый член семьи играл на определенном инструменте, и мы исполняли в основном классическую музыку. Еще когда я был маленьким ребенком, мне позволяли баловаться на пианино, конечно, когда инструмент был свободен, и я не мог никого особенно побеспокоить. А когда мне исполнилось пять лет, мама решила, что мне пора брать уроки игры на фортепиано. С самого начала я предпочитал импровизировать и находить свой путь исполнения музыки вместо того, чтобы изучать ноты, которые мне давали учителя. Думаю, что я был бунтарем, трудным учеником, и это частенько приводило к конфликтам! Но каким-то образом я кое-чему научился, и кроме того освоил скрипку и виолу, а также немного гитару. Когда мне было восемнадцать, я закончил школу и поступил в музыкальный университет в своем родном городе Маннхайме (Mannheim) в Германии. Два года спустя я перебрался в прекрасный музыкальный университет в Ганновере (Hannover), где я также поступил в класс композиции. В 1979 году я успешно сдал выпускные экзамены.

- Вы начинали свою карьеру как музыкант, исполняющий современный джаз (modern jazz), не могли бы вы рассказать нам об этом периоде своей жизни? Что интересного, значимого для вас происходило тогда?

- Да, закончив университет, я снова стал непослушным ребенком! Вместо того, чтобы начать карьеру классического музыканта, я решил играть джаз. Я уже брал уроки джазовой музыки, и как мне казалось, джаз был для меня наилучшим способом реализации как музыканта. Я видел это как "спонтанную композицию". Я ездил на гастроли с местными группами и даже выпустил пластинку в составе джазового квинтета. Вскоре меня заинтересовали духовные и мистические аспекты джазовой музыки, а также возможности духовного роста и расширения посредством музыки. Моими кумирами были "экстатические" музыканты, такие как Джон Колтрейн (John Coltrane) и Кит Джаррет (Keith Jarrett). Поворотным пунктом для меня был концерт Квартета Чарльза Ллойда (Charles Lloyd Quartet). Чарльз активно занимается медитацией, и он очень духовный человек: его музыка глубоко меня затронула. Я почувствовал, как внутри меня высвобождается мощная энергия, и с этого дня я знал, что мне надо больше учиться как музыканту, нежели изучать музыкальную технику.

- Как так получилось, что вы оказались в Индии, в Пуне, в коммуне Мастера Ошо? Что привело вас туда? Какие цели вы стремились достичь? Изменила ли Индия вашу жизнь и как?

- Я давно интересовался восточными религиями. Но после полученного мною опыта, о котором я только что рассказал, я почувствовал, что должен продолжать поиск духовной мудрости. Я прочитал книгу индийского Учителя Бхагвана Шри Раджниша (Bhagwan Shree Rashneesh), впоследствии названного Ошо (Osho), решил встретиться с ним и отправился в штат Орегон в США, где у него в то время был ашрам (коммуна. - Прим. С. К.). Мне посчастливилось несколько раз играть музыку в его присутствии, и это в корне изменило мой подход к ней. Моя музыка стала более медитативной, более простой.

- Вообще, хочется узнать подробнее о вашей жизни и музыкальной деятельности, когда вы были в Пуне. И в связи с этим, я еще хочу спросить, каковы ваши жизненные цели? Каков ваш духовный поиск? Что, вообще, для вас важно и значимо в этой жизни?

- Во время пребывания в Пуне меня очаровала индийская культура. Я нашел учителя игре на бансури (bansuri - традиционная индийская бамбуковая флейта) и начал использовать этот инструмент в своей музыке.

У меня немного слов, чтобы описать свой духовный опыт в то время. Он был для меня исключительно позитивен. Думаю, что каждый человек в той или иной степени ищет смысл в жизни. Но для меня этот поиск и возможные цели более не важны. Я стремлюсь прожить каждый день своей жизни со всей полнотой и ответственностью, насколько это возможно. Просто быть здесь и сейчас как любящий ответственный и мирный человек - вот моя повседневная цель.

- Когда и как вы начали сотрудничество с Nightingale Records? И почему так получилось, что впоследствии у вас возникли проблемы с этим лейблом? Вам, судя по вашим же словам, пришлось бороться, чтобы отстоять свои авторские права на диски, выпущенные на этой студии?.. Почему вы ушли с Nightingale Records?

- Я выпустил свой первый диск на Nightingale Records в 1987 году, когда Карунеш (Karunesh), который уже выпустил свой альбом "Sounds Of the Heart" ("Звуки сердца"), услышал кассету с моей музыкой, записанную мною на недорогом 4-х дорожечном магнитофоне. Я заключил контракт с Nightingale Records, и Камаль (Kamal), еще один музыкант этой студии в то время, был продюсером и звукооператором моего первого альбома "True Stories" ("Правдивые истории"). Я многому научился у Карунеша (Karunesh) и Камаля (Kamal), а также у Анугамы (Anugama), который исполнил для моего альбома прекрасную партию на флейте.

Причина, по которой я покинул Nightingale Records после записи четырех дисков и продюсирования других музыкантов этой студии в течение почти десяти лет, печальна и проста. Однажды я обнаружил, что компания предала меня (впрочем, как и других музыкантов), обсчитывая нас на крупные суммы многие годы. Ничего не оставалось, кроме того, чтобы покинуть студию. Но мне еще повезло, что я вернул свои авторские права на альбомы и теперь я могу представлять их в Интернете в формате mp3.com, где я теперь предлагаю бесплатно мою музыку того времени.

- Кроме записи сольных альбомов, вы еще продюсировали ряд музыкантов. С кем вам было наиболее интересно работать и почему? С кем из музыкантов вы дружите? Может быть, в процессе работы, происходили какие-то забавные случаи. Не могли бы вы рассказать о них?

- Впервые я продюссировал Луну (Luna) в ее альбоме "Moving Moments" ("Волнующие моменты"). Я все еще работаю с ней, мне нравится ее игра на флейте и ее музыка (она также есть сейчас на mp3.com). Также, прекрасным опытом была работа с персидской группой AHURA, а впоследствии с шотландско-индийским музыкантом Чинмайя (Chinmaya). Их музыка меня многому научила. С Чинмайей мы и сейчас большие друзья. Кроме того, я продюсировал альбом Ника (Nick), прекрасного, классного гитариста, который, как и я, живет в Гамбурге и часто приезжает в Грецию, где мы часто выступаем вместе. А вообще, я играл и записывался со многими замечательными музыкантами, но я лучше не буду их упоминать, так как это займет очень много места!

- Интересно, а какой или какие из альбомов, выпущенных на Nightigale Records, вам особенно дороги и почему?

- Трудно назвать какой-то определенный альбом. Мне особенно нравятся ранние альбомы Анугамы, они оказали особое влияние на мой стиль. Также я очень ценю Карунеша и Камаля. Я помогал Карунешу продюсировать его второй альбом "Colours Of Light" ("Цвета света") и при этом многому научился.

- Давайте теперь перейдем к вашему сотрудничеству с голландской компанией Oreade Music. Насколько мне известно, к сегодняшнему дню на этой студии вышли два ваших альбома "Midwinter\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Dream" ("Сон в зимнюю ночь") и "The Feng Shui Effect". Не могли бы вы рассказать об этих проектах подробнее? Планируете ли вы выпускать еще альбомы на Oreade Music или будете сотрудничать с другими лейблами?

- Продюсирование альбома, посвященного Фэн Шуй (Фэн Шуй - искусство организации жизненного пространства своего дома. - Прим. С. К.), было идеей Oreade Music, и компания пригласила меня для реализации этого проекта. Эта работа была для меня прекрасным опытом, и я просто счастлив, что Oreade Music так меня поддерживает.

"Сон в зимнюю ночь" - это результат очень специальной концепции, которую я выработал. Я использовал рождественские песни со всего мира и преобразовал их в своем стиле. Та же идея была реализована в альбоме "It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Time To Say Good Night" ("Время пожелать спокойной ночи"), он выпущен фирмой Kreuz-Verlag в серии международных колыбельных, и в альбоме "Women Of Power And Grace" ("Сильные и прекрасные женщины"), выпущенном компанией EMI/ELECTROLA) - в него вошли песни о женщинах, исполненные женщинами. Я собираюсь продолжать эту музыкальную серию, потому что она дает мне отличную возможность соединиться с традиционной музыкой различных культур, и в то же время я могу делиться своим видением планеты, на которой мы все мирно живем вместе, и не важно, к какой религии или нации мы относимся и какой цвет кожи имеем.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем последнем проекте "Tender Moments" ("Моменты нежности"). Что это за работа? Чем она отличается от остальных? Что вы стремились в ней выразить? Каковы, вообще, ваши творческие планы? Над чем вы работаете сейчас, когда порадуете нас новыми альбомами?

- Проект "Моменты нежности" пока не выпущен официально, но я надеюсь, что это скоро произойдет. На этом диске я экспериментировал со стилем "slow groove", возвращая в свою музыку старую джазовую основу. Но я использую бансури как основной инструмент, и в альбоме присутствует типичное ньюэйджевое настроение. Сейчас я работаю над альбомом международных лирических песен. Пока я не знаю, где и когда он будет выпущен.

- Как я чувствую вашу музыку, она очень проста для восприятия, светла, прозрачна, романтична, невероятно искренна. Такое впечатление, что вы не стремитесь использовать сложные музыкальные формы и много инструментов. Что для вас прежде всего важно выразить в вашей музыке? Что вы могли бы рассказать нам о вашем творчестве? Какие ваши любимые музыкальные инструменты?

- На мой взгляд, форма должна служить музыке, а музыка - это, в основном, средство общения. Мое желание в том, чтобы люди понимали мою музыку, и она увлекала их. Я хочу выразить то, что стоит услышать, чтобы раскрыть свой ум и снова перейти в состояние удивления от чудес жизни. Когда я создаю свою музыку, то часто это трудная работа, но я ее очень люблю. Больше всего я люблю играть на бансури. Эти бамбуковые флейты очень просты: это всего лишь кусок бамбука с семью отверстиями, и все же у них такой богатый звук! Кроме того, я люблю мои пианино и клавишные. В музыке нью-эйдж я предпочитаю использовать неэлектронные инструменты. Вот почему сам я играю на многих инструментах (перкуссия, скрипка, гитара, аккордеон, тамбура, флейты) и часто приглашаю в помощь других музыкантов. Но мне также нравится импровизировать, используя возможности электронных инструментов, сэмплеров и компьютеров.

- Мне известно, что вы интересуетесь греческой музыкой и часто бываете на острове Крит (Island of Crete). Не могли бы вы рассказать, чем вас притягивает как греческая музыка, так и это живописное место?

- О да, сейчас я нахожусь в своем доме в маленькой деревне на Крите. Глядя в окно, я вижу гигантские и таинственные горы, которые помогают мне помнить, что жизнь - ничто по сравнению с вечностью. У греческой музыки так же, как и у греческой культуры, древние корни. Здесь люди все еще исполняют те же самые танцы, что и много тысяч лет назад. Эта культура в точности расположена там, где встречаются Запад и Восток. Все это делает здешнюю музыку очень привлекательной и интересной для меня. В Греции немало просто фантастических музыкантов, и я хотел бы, чтобы в мире их узнали лучше.

- Каковы ваши интересы в жизни, чем вы увлекаетесь, есть ли у вас семья, любите ли путешествовать? Где любите бывать больше всего?

- Я люблю взбираться на горы и плавать в море, и еще мне нравится ремонтировать свой дом. У меня прекрасная, любящая и нежная жена, которая живет со мной уже более 15 лет, и очень меня поддерживает. Мое любимое место - остров Крит. Но на этой планете есть еще немало мест, которые я хотел бы увидеть.

- Что бы вы хотели пожелать вашим поклонникам и нашим читателям здесь - в Беларуси и России? Может, я не спросил вас о чем-то, что вы хотели бы рассказать? Что еще вам важно было бы сказать нам?

- Я хотел бы пожелать всем вам любви, мира и безопасности. Особенно сейчас, в это жестокое и безумное время. Нам надо найти в себе центр, где находятся мир и сила. Только тогда мы сможем изменить мир позитивным образом. Я чувствую так много энтузиазма и положительной энергии, которые идут из бывшего Советского Союза, и это прекрасно. Я рад, что это интервью дает мне возможность говорить с вами! Большое вам спасибо.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2021 Музыкальная газета