Hackett, Steve “Позволь музыке случиться с тобой”

- У вас только что вышел бокс-сет, составленный из концертных записей. В чем для вас основное различие музыки, записанной "вживую", от того, что вы делаете в студии?
- Тут идет речь о двух совершенно различных видах энергетики. Обмен энергией со зрителями порождает больший объем чувств, чем просто энергетика в студии. Для меня это основное различие. Но мне одинаково нравится работать в студии и на сцене.
- Официальный бокс-сет - это хорошо. Но вы прекрасно понимаете, что многие ваши концерты записываются и распространяются нелегально. Некоторые группы это поощряют. А как вы к этому относитесь?
- Ну... Скажем так - я бы предпочел, чтобы люди все-таки не делали бутлегов. Наверное, любой артист сказал бы так же. Никто не хочет, чтобы на его творчестве делали деньги чужие люди. Другое дело, если кто-то записал концерт просто для себя, чтобы было приятно вспомнить, ну, друзьям дал послушать - это нормально, когда в этом нет ничего коммерческого.
- Можете вспомнить самое необычное концертное шоу?
- Было много великих моментов, которые очень сильно влияли на меня. Сейчас почему-то вспоминаю, как мы играли в Глазго, много-много лет назад, вместе с GENESIS. Когда мы первый раз пробовали там играть, шоу отменили из-за каких-то проблем с оборудованием. Мы вернулись неделю спустя - и все место буквально гудело, все стояли на ушах - наверное, нас так искренне ждали, что это чувство буквально носилось в воздухе, такая радость... Это такое невероятное ощущение, когда ты выходишь на сцену, и все зрители встают - все как один! Это потрясающее чувство. Что-то похожее было в "Madison Square Garden", в Нью-Йорке, в тысяча девятьсот... ммм, когда же это было... предположим, 77-м году. Тоже было очень необычное чувство. Такие моменты очень запоминаются - не хочу сказать, что были только хорошие моменты, ужасные тоже были, когда все шло не так. Например, когда я играл первое шоу с GENESIS, в 71-м году - это был кошмар. Казалось, что все, что я играю, фальшиво, от волнения я не попадал по нужным нотам. Это было действительно ужасно.
- GENESIS - группа, можно сказать, эпохальная. Они сильно повлияли на вашу последующую соло-карьеру?
- Ну, в первую очередь на мои соло-альбомы повлияла классическая музыка. В частности Бах. Еще я слушал очень много блюза. GENESIS тут вообще практически ни при чем. Я слушал классику и блюзы, и размышлял: вот два вида музыки, которые никогда не пересекутся и вряд ли смогут создать что-то новое вместе. К счастью, потом я убедился, что это неправда и старался сделать так, чтобы эти разные виды музыки смогли "работать" вместе.
- Несколько лет назад вы записали блюзовый альбом "Blues With The Feeling". Значит ли это, что от вас следует ожидать еще и альбома с классической музыкой?
- Думаю, что-то подобное я уже делал. Это был альбом, который я записывал со своим братом, там были обработки классических композиций. Еще у меня есть альбом гитарной музыки, который я бы очень хотел исполнить с Королевским филармоническим оркестром. Я специально записывал эти пьесы в классическом стиле, поэтому можно сказать, что я сделал много альбомов, на которые влияла только классическая музыка.
- Так неужели с воздействием GENESIS даже не приходилось бороться? А первый альбом не было сложно записывать - как бы сразу после GENESIS, по свежим следам, подсознательное воздействие все-таки...
- Ну, это, конечно, было во многом спровоцировано годами работы с GENESIS, но классическая музыка, которой я уже тогда серьезно увлекался, изменила это. Я преодолевал какие-то очевидные влияния и старался смешивать влияние французских импрессионистов с рок-наполнением. Я всегда старался слушать музыку разных периодов и смешивать ее. В итоге получается особая музыкальная материя, которая содержит в себе прошлое, настоящее и будущее.
- А как вы относитесь к world music? Какое-то время вы, кажется, исследовали и эту область. Что вас подвигло на это, и не было ли это связано с творчеством вашего бывшего соратника Питера Гэбриэла, который, как всем известно, почти всю соло-карьеру построил на world music?
- Ну, думаю, что если у нас с Питером Гэбриэлом и есть общая черта, это то, что мы оба обожаем экспериментировать с музыкой. Когда мы еще были вместе в GENESIS, и после его ухода, мы много общались на эту тему. Думаю, на протяжении жизни необходима какая-то периодическая "переоценка ценностей", когда ты очередной раз стараешься определить для себя, что именно ты любишь в музыке, чем она для тебя является. Иногда ты хочешь удивить самого себя. И меня очень по-человечески так радует, когда я создаю музыкальное произведение, которое не звучит, как типичный Стив Хэкетт. Это какой-то новый Стив Хэкетт, незнакомый, и поэтому безумно мне интересный. И это очень помогает. Я стараюсь работать с очень разными музыкантами в совершенно разных музыкальных формах.
- В вашем концертном альбоме звучат очень необычные дудки, кое-где опять же прослеживаются этнические влияния. Любите ли вы использовать всяческие экзотические инструменты?
- Для меня это не "идея фикс", но мне очень нравится звучание индийских инструментов. Я думаю, что для меня основной смысл вовлечения себя в подобные музыкальные поиски - это что-то вроде того, что делали BEATLES - исследовать, изучать, удивляться. И когда доходит до того, что надо использовать какие-то эффекты world music, я обычно не спрашиваю себя, готов ли к этому мой слушатель. Главное, чтобы я чувствовал, что это будет хорошо. Я до сих пор очень люблю играть на кото. Знаете такое инструмент - кото? Национальный японский инструмент, струнный. (Огромная такая деревяшка в виде дракона с хвостом, не помещающаяся на коленях, вдоль которой натянуто огромное количество струн - играют на них специальными насадками для пальцев. - Прим. Т. З.). Мне очень интересны такие штуки. Западным музыкантам вообще почему-то жутко интересны китайские, японские и индийские инструменты. Для меня это возможность как-то расширить рамки жанра, сделать рок-музыку звучащей так, чтобы зрители задумались над тем, где это было записано. Сейчас я очень заинтересован в сотрудничестве с бразильскими барабанщиками и японским искусством игры на кото. И я думаю, что это тоже можно смешивать.
- Основной "стержень" вашего творчества - это музыка как форма, либо все-таки идеи, которые вы выражаете?
- Я учусь выражать объемы и цветовые гаммы через музыку. Иногда я стараюсь рисовать какие-то картины с помощью звука. И я стараюсь создавать атмосферу. Я постоянно ищу какое-то волшебство, которое скрывает в себе всякая музыка. Мне нравится работать с идеями, мне нравится работать с фильмами, мне нравится использовать всевозможные влияния, потому что когда человек слышит музыку, в его сознании возникает какая-то картинка. Для меня эта картинка очень важна, именно поэтому я старюсь много работать с видео. Музыка очень привлекает меня возможностями своего визуального выражения. Это как читать книгу. Если ты читаешь какую-то очень хорошую книгу, ты ее по-настоящему видишь. В твоей голове рождаются зрительные образы. И я надеюсь, что тоже самое происходит с хорошей музыкой. Мне нравится думать, что музыка по природе своей очень визуальна. Мне бы хотелось, чтобы больше людей вдохновлялось снимать фильмы по мотивам какой-то музыки - не по текстам и идеям песен, а по эмоциям и картинкам, которые эта музыка рождает. Многие люди этим уже занимаются, конечно. Те же клипы, например: хорошие клипы показывают визуальную интерпретацию звука режиссером.
- Часто ли музыка меняла ваш взгляд на мир?
- Помню, много лет назад, в 71-м, когда я делал первый альбом с GENESIS, альбом "Nursery Gryme", и мы работали и репетировали на природе. Мы жили в коттедже, и нам очень нравилось работать вместе. Было лето, жара, было небо и солнце, мы вместе обедали, пили какое-нибудь вино и отдыхали, расслаблялись, а вечером работали. Мы старались делать что-то подобное написанию картины. Однажды вышло так, что группа играла два простеньких аккорда, снова и снова - и это было просто прекрасно, непередаваемо прекрасно. Я взял гитару и начала играть простое соло поверх этих двух аккордов. И это звучало абсолютно прекрасно. Это был какой-то волшебный мир, высший момент творчества. В этом была величественность, в этом было волшебство. В студии было мало солнечного света, мы работали с маленькими лампами, но я заметил, что цвета стали меняться, понимаешь? Обычный свет превратился в голубоватое сияние. Это была какая-то новая музыка, к которой мы пришли, и мы были счастливы. Это было чем-то вроде озарения для меня и изменило мой взгляд на природу творчества.
- А часто ли с вами происходили подобные изменения и озарения?
- Я постоянно меняюсь и развиваюсь, но не всегда такими способами... Думаю, человеку надо меняться всякий раз, когда он сталкивается с чем-то, чего раньше в его жизни не было. И для того, чтобы делать только то, что ты делаешь лучше всего. И что бы я ни хотел делать со своим сознанием, в воплощении своих амбиций, все вызывало своеобразные искушения - сделать что-то необычное, как-то выпендриться, что ли. Позже я понял, что оригинальность для меня не так важна, как для других людей. Если ты ХОЧЕШЬ измениться, это все равно, что подстроить сознание под что-то. Когда ты стараешься измениться изо всех сил, на самом деле ты останешься прежним. Настоящие изменения для меня - это когда ты учишься воспринимать вещи пассивно, в самом позитивном смысле, не препятствуя каким-то потокам энергии проникать в твой мозг. Все само придет. Я не стараюсь как-то проталкивать свое сознание в музыку, которую я хочу понять. Ты должен позволить музыке СЛУЧИТЬСЯ с тобой. Я позволяю музыке проходить сквозь себя, и я думаю, что именно так это может вызывать самые глубокие эмоции и переплетаться с чем-то по-настоящему волшебным. Я думаю, что сейчас очень сложно менять себя и свою музыку с целью сделать что-то оригинальное. Интересно бывает взять просто сырую идею и оформить ее совершенно новым способом. Аранжировка действительно может быть оригинальной, но музыке надо позволить двигаться собственным путем рядом с собой.
- Недавно вы основали собственный лейбл. Используете ли вы это в каких-либо благотворительных целях - скажем, молодым гениальным группам помогать или мировое искусство в мир проталкивать, как тот же Гэбриэл с "Real World" делает?
- Ну, мне надо быть честным. С этим лейблом мы стараемся работать с людьми моей возрастной группы. У молодых все-таки своя культура, свое понимание музыки. Всяческие новые группы, пусть и прогрессивные, не очень вяжутся с тем, что делаю я. К тому же лейбл сейчас и так борется за свою независимость, поэтому очень сложно делать сейчас такие вещи. У нас постоянно были финансовые кризисы. Может быть, когда так называемая битва с шоу-бизнесом прекратится и дела пойдут лучше, я постараюсь сделать что-нибудь творческое на основе этого лейбла. Пока же я даже сам себя там не всегда могу беспроблемно издавать. Сейчас же я не так влиятелен, как ты можешь подумать, и многого сделать не могу, даже если и хотел бы... Я просто хочу быть честным. Мои идеалы - это одно, но практическая и материальная сторона - это совсем другое. Надеюсь, с Camino Records все будет нормально.
- А коммерческая сторона музыки вас все-таки волнует?
- Если ставить коммерческий фактор во главу угла, то понятно, что никакого смысла в таком отношении к музыке нет. Все изначально коммерческое умирает естественной смертью. И только то, что полностью некоммерческое, чувствует себя неплохо, что меня до сих пор вводит в приятное недоумение.
- Помимо музыкальной энергетики, что еще вас "подпитывает?"
- Мне нравится получать энергию, откуда бы она не исходила. Чтение, искусство, даже физические упражнения... Я развиваю собственные идеи, и мне нравится творчески общаться с людьми с хорошей энергетикой. У моей жены очень хорошая энергетика, кстати. Она тоже творческий человек, она пишет, она рисует картины, и постоянно удивляет меня какими-то совершенно новыми идеями.
- И традиционный финальный вопрос о планах на светлое будущее...
- Сейчас мы обустраиваем собственную студию звукозаписи. На это уходит много времени. Я думаю, она будет готова к Рождеству (интервью проходило в конце 2001-го. - Прим. Т. З.), и очень счастлив по этому поводу. Сейчас я работаю над новым рок-альбомом, может, запишу еще что-то с оркестром. Так что у меня сейчас целых два проекта, поэтому, думаю, скучать не придется.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2002 год в рубрике музыкальная газета