Танцы Минус Звезда по имени СЛАВА
В Славу Петкуна, лидера группы ТАНЦЫ МИНУС, давно и безнадежно влюблены все девчонки. Еще бы - он по телеку такой загадочный красавец... Звезда, за короткое время покорившая множество людей, вблизи длинноволоса, невелика ростом, иронична и менее неприступна.
- Как у тебя появилась мысль перестать участвовать в чужом проекте и создать свой?
- Никак. Просто в конце концов та разница, которая существовала в восприятии жизни (в том числе и музыки) между участниками группы ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ и мною, привела к тому, что сначала мы репетировали раз в неделю, потом раз в месяц, потом раз в полгода... мы не резко разошлись, просто все как-то свелось на нет. Потом я какое-то время вообще не занимался музыкой, только песни писал. Потом, где-то в конце 95-го года, мне очень захотелось с этим накопившимся объемом песен что-то делать.
Я уже общался в среде художников и музыкантов, и это не было проблемой - пригласить кого-то поиграть. Собирались, репетировали под сухое вино, кто-то уходил, кто-то оставался. Так и появились ТАНЦЫ МИНУС.
- Ты нарочно делаешь песни "модными"?
- Если бы я делал их модными, то группа РУКИ ВВЕРХ! нервно покуривала бы где-нибудь в привокзальном туалете. Я никогда не сажусь за стол с твердым намерением написать песню. Могу вообще не подходить к гитаре или фоно в течение полугода. Но если я чувствую потребность, значит все, "поперло". В таких случаях лучше всего быстро попасть домой, и что-то получится.
Меня просили писать под заказ, но я всегда отказывался. Выжимать из себя тексты не получается видимо в силу моей природной лености.
- Тебе, насколько я понимаю, не пришлось испытать на себе прелести жизни "молодой группы"?
- Не пришлось, поскольку во времена моей биологической молодости я играл в группе, которая была достаточно известна в Питере, а когда я стал лидером ТАНЦЕВ МИНУС, я уже был в достаточно зрелом возрасте, не чувствовал себя молодым, и для меня в шоу-бизнесе не было уже никаких тайн и секретов - как Мэрлин Мэнсон, который из журналиста превратился в некую неоднозначную звезду - изначально понимая, из чего складываются радио- и телеэфиры и прочие секреты "кухни".
- Легкой ли была дорога в эфир?
- Для того, чтобы песня попала в радиоэфир, не обязательно, чтобы она была хорошей, и даже деньги здесь особой роли не играют - радиостанции, в отличие от ТВ, слава Богу, денег не берут. Это, скорее всего, вопрос взаимоотношений...
Вот я и потратил два года на построение взаимоотношений.
- "16 тонн" занимают сколь-нибудь значимое место в твоей жизни?
- Очень важное. Так получилось, что как такового дома у меня в Москве нет, и если говорить, где мое место здесь, то в "16 тоннах".
- Как ты относишься к ажиотажу вокруг фестиваля "Нашествие"?
- Вообще фестивали нередко воспринимаются как выставки достижений народного хозяйства, в данном случае музыкального, директора и продюсеры бьются за право в них участвовать. Когда я в прошлом году на "Нашествии" "нелегально" вытащил ПАРАБЕЛЛУМ на сцену, вы не представляете, какую бурю скандалов это вызвало. Меня все это очень забавляет - адреналин вырабатывается. Мне вырубили на прошлогоднем "Нашествии" мониторы (а ТАНЦЫ МИНУС вышли играть сразу после ПАРАБЕЛЛУМА). Люди, которые вроде бы обладают ясностью рассудка, ведут себя как животные. Хотя я им только деньги помогаю организовывать - только об этом и писали потом. На самом деле, они сами должны были такие провокации устраивать - управлять процессом. А зрители (и журналисты!) все равно не догадались бы.
- Просто ты нарушил правила...
- Правила в шоу-бизнесе никто никогда не устанавливает, поэтому у каждого они свои. Отсюда и скандалы, но я отношусь к этому с иронией. У меня правил просто нет, я стараюсь поступать честно.
- Тебе не кажется странной ситуация, когда для некоторых коллективов вообще нет места в эфире - везде они "неформат"?
- Меня всегда удивляет, когда молодые (и не очень) группы возмущаются: почему не ставят концерты в клубах, почему не крутят песни на радиостанциях? Да кто, собственно, сказал, что должны ставить и крутить? Все радиостанции сейчас - частные. И полное право их руководителей выработать для себя формат и ставить в эфир только то, что ему соответствует. Единственный способ выживания радиостанции - это реклама. И, к сожалению, приходится прислушиваться к рекламодателю. Я с трудом представляю себе рекламу пирожков под музыку уважаемых мною групп ВЕРМИШЕЛЬ ОРКЕСТРА или ВОЛКОВ-ТРИО - в этом случае станция просто закроется. Между прочим, Козырев меня иногда очень удивляет, ставя в эфир группы вообще без коммерческого подтекста. НАИВ, например, или АУКЦЫОН, или I.F.K. Некоторые радиостанции, например, Майка Науменко крутят...
- Ну Майк - это имя...
- Да не знают в Москве Науменко! Знают КИНО, а ЗООПАРК не знают! Хотя, на мой взгляд, это одна из величайших групп, которая когда-либо существовала.
- Это "КИНОпробы" поспособствовали.
- А это правильно. Это культурное наследие, которое таким образом передается. Конечно, много писали о спекулятивности идеи, но положительная часть, на мой взгляд, перевешивает.
- Часто у тебя возникает желание помогать кому-то?
- У меня есть желание помочь многим людям. Мы вот приезжаем на гастроли, например, в какой-нибудь Нарьян-Мар, и я вижу пару подростков, играющих в футбол - они уже сейчас, в 13-14 лет настоящие футболисты (знаю точно, сам много лет играл). Но для того, чтобы им помочь, нужна спецшкола с интернатовским режимом, много времени... Так и теряется шанс, хотя они о нем и не подозревали, собираясь стать какими-нибудь трактористами. То же с музыкантами - невозможно поддержать всех, так не бывает. К тому же что значит помощь? Это не разовая акция, а предмет долгих отношений.
- У тебя есть желание всерьез заняться продюсированием?
- Глядя на других музыкантов, которые ринулись в эту область, я понимаю, что происходящие при этом биохимические процессы мне не нравятся. Они на глазах становятся волшебниками, "раскручивающими" группы... и потом - я вряд ли смог бы строить бизнес на беззащитных людях. Множество музыкантов находятся сейчас в неприятной ситуации из-за неправильно подписанных контрактов. Думаю, лучше потратить год на самостановление, чем подписать какой-то скоротечный контракт и попасть в неприятную ситуацию безденежья и творческой депрессии. Сейчас же тенденция такова, что молодые коллективы находятся в ситуации, когда их популярность давно переросла их материальное благополучие. Тут возникает диссонанс, в том числе и творческий.
- А у тебя в этом смысле - гармония?
- Да, слава Богу.
Выступление на фестивале, который устраивает ТВ или радио - предмет взаимоотношений между организатором и группой. Не думаю, конечно, что если бы ЧАЙФ отказался играть на "Нашествии", то "Наше Радио" не поставило бы потом новую песню Шахрина. Но с молодыми группами схема другая... Я точно знаю, что ТАНЦЫ в ближайшие два года в фестивалях типа "Нашествие", "КИНОпробы", "Максидром" и так далее участия принимать не будут. Это не интересно.
- А если предложат принципиально новую концепцию мероприятия?
- Я не очень понимаю, что такое "принципиально другой" фестиваль в условиях российской действительности. Посмотрим.
- Группа ТАНЦЫ МИНУС может выступить где-то "за идею"?
- Мы играли такие концерты - в тюрьме для малолетних преступниц, например. Только я просил организаторов, чтобы это в прессу не попало - месяц продержалось, а потом прорвало - новостные программы помогли. Жена Путина была в той же колонии, и во время визита у одной из заключенных спросили, как ей живется. Она сказала, что плохо, конечно, но где бы еще она ТАНЦЫ МИНУС послушала? Мне не нравится отвечать на вопросы, связанные с этим. Там совершенно несчастные люди, нельзя спекулировать их проблемами.
- Кто занимается созданием имиджа группы и тебя конкретно?
- Есть пресс-атташе... Должны же исходить от группы какие-то новости для людей, которые этим интересуются. Но я стараюсь никогда не говорить о личной жизни.
- Чем бы ты хотел заниматься "для души"?
- Ну точно не музыкой. Сейчас я, например, устал очень сильно. Но понимаю, что очень много людей от меня зависят и нельзя просто все бросить, хотя иногда мне хочется так сделать. Я до сих пор не могу привыкнуть к тому, как живут в этой среде - все придумано, все ненастоящее, легенды, невнятные соотношения, антиморальные принципы. Иногда начинаешь говорить не то, что нужно, а то, что думаешь. Мне, например, трудно отвечать ничего не значащими фразами на конкретные вопросы, я говорю то, что думаю, а это звучит как-то скандально.
- Как у тебя появилась мысль перестать участвовать в чужом проекте и создать свой?
- Никак. Просто в конце концов та разница, которая существовала в восприятии жизни (в том числе и музыки) между участниками группы ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ и мною, привела к тому, что сначала мы репетировали раз в неделю, потом раз в месяц, потом раз в полгода... мы не резко разошлись, просто все как-то свелось на нет. Потом я какое-то время вообще не занимался музыкой, только песни писал. Потом, где-то в конце 95-го года, мне очень захотелось с этим накопившимся объемом песен что-то делать.
Я уже общался в среде художников и музыкантов, и это не было проблемой - пригласить кого-то поиграть. Собирались, репетировали под сухое вино, кто-то уходил, кто-то оставался. Так и появились ТАНЦЫ МИНУС.
- Ты нарочно делаешь песни "модными"?
- Если бы я делал их модными, то группа РУКИ ВВЕРХ! нервно покуривала бы где-нибудь в привокзальном туалете. Я никогда не сажусь за стол с твердым намерением написать песню. Могу вообще не подходить к гитаре или фоно в течение полугода. Но если я чувствую потребность, значит все, "поперло". В таких случаях лучше всего быстро попасть домой, и что-то получится.
Меня просили писать под заказ, но я всегда отказывался. Выжимать из себя тексты не получается видимо в силу моей природной лености.
- Тебе, насколько я понимаю, не пришлось испытать на себе прелести жизни "молодой группы"?
- Не пришлось, поскольку во времена моей биологической молодости я играл в группе, которая была достаточно известна в Питере, а когда я стал лидером ТАНЦЕВ МИНУС, я уже был в достаточно зрелом возрасте, не чувствовал себя молодым, и для меня в шоу-бизнесе не было уже никаких тайн и секретов - как Мэрлин Мэнсон, который из журналиста превратился в некую неоднозначную звезду - изначально понимая, из чего складываются радио- и телеэфиры и прочие секреты "кухни".
- Легкой ли была дорога в эфир?
- Для того, чтобы песня попала в радиоэфир, не обязательно, чтобы она была хорошей, и даже деньги здесь особой роли не играют - радиостанции, в отличие от ТВ, слава Богу, денег не берут. Это, скорее всего, вопрос взаимоотношений...
Вот я и потратил два года на построение взаимоотношений.
- "16 тонн" занимают сколь-нибудь значимое место в твоей жизни?
- Очень важное. Так получилось, что как такового дома у меня в Москве нет, и если говорить, где мое место здесь, то в "16 тоннах".
- Как ты относишься к ажиотажу вокруг фестиваля "Нашествие"?
- Вообще фестивали нередко воспринимаются как выставки достижений народного хозяйства, в данном случае музыкального, директора и продюсеры бьются за право в них участвовать. Когда я в прошлом году на "Нашествии" "нелегально" вытащил ПАРАБЕЛЛУМ на сцену, вы не представляете, какую бурю скандалов это вызвало. Меня все это очень забавляет - адреналин вырабатывается. Мне вырубили на прошлогоднем "Нашествии" мониторы (а ТАНЦЫ МИНУС вышли играть сразу после ПАРАБЕЛЛУМА). Люди, которые вроде бы обладают ясностью рассудка, ведут себя как животные. Хотя я им только деньги помогаю организовывать - только об этом и писали потом. На самом деле, они сами должны были такие провокации устраивать - управлять процессом. А зрители (и журналисты!) все равно не догадались бы.
- Просто ты нарушил правила...
- Правила в шоу-бизнесе никто никогда не устанавливает, поэтому у каждого они свои. Отсюда и скандалы, но я отношусь к этому с иронией. У меня правил просто нет, я стараюсь поступать честно.
- Тебе не кажется странной ситуация, когда для некоторых коллективов вообще нет места в эфире - везде они "неформат"?
- Меня всегда удивляет, когда молодые (и не очень) группы возмущаются: почему не ставят концерты в клубах, почему не крутят песни на радиостанциях? Да кто, собственно, сказал, что должны ставить и крутить? Все радиостанции сейчас - частные. И полное право их руководителей выработать для себя формат и ставить в эфир только то, что ему соответствует. Единственный способ выживания радиостанции - это реклама. И, к сожалению, приходится прислушиваться к рекламодателю. Я с трудом представляю себе рекламу пирожков под музыку уважаемых мною групп ВЕРМИШЕЛЬ ОРКЕСТРА или ВОЛКОВ-ТРИО - в этом случае станция просто закроется. Между прочим, Козырев меня иногда очень удивляет, ставя в эфир группы вообще без коммерческого подтекста. НАИВ, например, или АУКЦЫОН, или I.F.K. Некоторые радиостанции, например, Майка Науменко крутят...
- Ну Майк - это имя...
- Да не знают в Москве Науменко! Знают КИНО, а ЗООПАРК не знают! Хотя, на мой взгляд, это одна из величайших групп, которая когда-либо существовала.
- Это "КИНОпробы" поспособствовали.
- А это правильно. Это культурное наследие, которое таким образом передается. Конечно, много писали о спекулятивности идеи, но положительная часть, на мой взгляд, перевешивает.
- Часто у тебя возникает желание помогать кому-то?
- У меня есть желание помочь многим людям. Мы вот приезжаем на гастроли, например, в какой-нибудь Нарьян-Мар, и я вижу пару подростков, играющих в футбол - они уже сейчас, в 13-14 лет настоящие футболисты (знаю точно, сам много лет играл). Но для того, чтобы им помочь, нужна спецшкола с интернатовским режимом, много времени... Так и теряется шанс, хотя они о нем и не подозревали, собираясь стать какими-нибудь трактористами. То же с музыкантами - невозможно поддержать всех, так не бывает. К тому же что значит помощь? Это не разовая акция, а предмет долгих отношений.
- У тебя есть желание всерьез заняться продюсированием?
- Глядя на других музыкантов, которые ринулись в эту область, я понимаю, что происходящие при этом биохимические процессы мне не нравятся. Они на глазах становятся волшебниками, "раскручивающими" группы... и потом - я вряд ли смог бы строить бизнес на беззащитных людях. Множество музыкантов находятся сейчас в неприятной ситуации из-за неправильно подписанных контрактов. Думаю, лучше потратить год на самостановление, чем подписать какой-то скоротечный контракт и попасть в неприятную ситуацию безденежья и творческой депрессии. Сейчас же тенденция такова, что молодые коллективы находятся в ситуации, когда их популярность давно переросла их материальное благополучие. Тут возникает диссонанс, в том числе и творческий.
- А у тебя в этом смысле - гармония?
- Да, слава Богу.
Выступление на фестивале, который устраивает ТВ или радио - предмет взаимоотношений между организатором и группой. Не думаю, конечно, что если бы ЧАЙФ отказался играть на "Нашествии", то "Наше Радио" не поставило бы потом новую песню Шахрина. Но с молодыми группами схема другая... Я точно знаю, что ТАНЦЫ в ближайшие два года в фестивалях типа "Нашествие", "КИНОпробы", "Максидром" и так далее участия принимать не будут. Это не интересно.
- А если предложат принципиально новую концепцию мероприятия?
- Я не очень понимаю, что такое "принципиально другой" фестиваль в условиях российской действительности. Посмотрим.
- Группа ТАНЦЫ МИНУС может выступить где-то "за идею"?
- Мы играли такие концерты - в тюрьме для малолетних преступниц, например. Только я просил организаторов, чтобы это в прессу не попало - месяц продержалось, а потом прорвало - новостные программы помогли. Жена Путина была в той же колонии, и во время визита у одной из заключенных спросили, как ей живется. Она сказала, что плохо, конечно, но где бы еще она ТАНЦЫ МИНУС послушала? Мне не нравится отвечать на вопросы, связанные с этим. Там совершенно несчастные люди, нельзя спекулировать их проблемами.
- Кто занимается созданием имиджа группы и тебя конкретно?
- Есть пресс-атташе... Должны же исходить от группы какие-то новости для людей, которые этим интересуются. Но я стараюсь никогда не говорить о личной жизни.
- Чем бы ты хотел заниматься "для души"?
- Ну точно не музыкой. Сейчас я, например, устал очень сильно. Но понимаю, что очень много людей от меня зависят и нельзя просто все бросить, хотя иногда мне хочется так сделать. Я до сих пор не могу привыкнуть к тому, как живут в этой среде - все придумано, все ненастоящее, легенды, невнятные соотношения, антиморальные принципы. Иногда начинаешь говорить не то, что нужно, а то, что думаешь. Мне, например, трудно отвечать ничего не значащими фразами на конкретные вопросы, я говорю то, что думаю, а это звучит как-то скандально.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2002 год в рубрике музыкальная газета