Оргия Праведников
У ПРАВЕДНИКОВ свои ОРГИИ

Справка: Проект ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ образовался в 1999 году как результат сотрудничества рок-барда Сергея Калугина и московского арт-рокового коллектива ARTЕЛЬ. В репертуар ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ вошли творчески переработанные композиции Калугина и инструментальные произведения - плоды совместной работы участников коллектива. Группа дает концерты в клубах Москвы и Питера, выезжала на гастроли в Днепропетровск, Рязань, Воронеж, Тюмень (участвовала в фестивале "Рок против инопланетной агрессии"). У ОРГИИ вышли CD с одноименным названием "Оргия Праведников" (Gebo-records) и альбом "Оглашенные, изыдите!". Музыканты называют свой (довольно тяжелый) стиль - "искусство нового синтеза", или (в шутку) - "симфо-панк".
Состав ОРГИИ
Сергей Калугин - тексты, акустическая гитара, вокал;
Алексей Бурков - электрогитара;
Юрий Русланов - флейты, безладовый бас;
Артемий Бондаренко - бас;
Ярослав Андреев - ударные;
Илья Ескевич - звук;
Рутковская Мария - директор.

Честно скажу, ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - группа не совсем обычная. Или не совсем группа? То есть на сцене они - музыканты как музыканты, с изрядно пафосными текстами, но качественно играющие и публикой своей любимые. А вот в жизни... Даже на мои вопросы они отвечали вместе - раз уж команда - так что приведенное ниже мнение не принадлежит только лидеру Сергею Калугину (как это обычно случается), а является коллективным.

- ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - это нечто, существующее между нами, это не только Сергей Калугин... а значит, взять интервью у группы можно только в присутствии всех. Если кого-то нет, то это не то. Со временем мы срастемся друг с другом так тесно...

- Как Змей Горыныч?

- Ну да, так тесно, что каждая голова сможет сама выразить общее мнение. Хотя скорее мы - одна голова о нескольких телах. У нас достаточно сложно выделить главного. Мы представляем собой синтез искусств. Один - искусство звука, другой - литературы, остальные - музыки. Но хотелось бы подчеркнуть, что это ни в коем случае не отрицает индивидуальность каждого, наоборот, подчеркивает.

- У вас есть жизненная концепция, которую можно сформулировать словами?

- Делать то, что любим, не врать и не халтурить. Конечно, одно дело - что мы говорим, а другое - как живем. Но мы стараемся соответствовать своим словам.

- Много ли времени вы проводите вместе?

- Практически все. Вообще есть две категории музыкальных коллективов. В одних общаются только по работе (это в основном на Западе, а впрочем, и довольно приличное количество современных российских групп - они просто деньги зарабатывают), а другие не только работают вместе, но и дружат. Вот мы вместе в походы ходим, ездим друг к другу в гости... вообще не отделяем работу от жизни.

- Вам не кажется, что рано или поздно разделение все же должно произойти?

- Не обязательно. Посмотри на нас - один старый, другой молодой. Второму еще можно сказать - ты еще зеленый, не перегорел, но старый-то такой же! И множество есть примеров - совсем уж древние музыканты.

- Выбирая между хорошим человеком и хорошим музыкантом, вы бы предпочли...

- Человека, который был бы хорошим музыкантом и другом.

- Это реально?

- Когда мы искали музыканта, пришлось просмотреть и прослушать примерно человек 250. Забирались в немыслимые дали, встречались с настоящими профессионалами, которые говорили: нам 100 долларов зарплату, по 50 - за концерт, и мы готовы работать. Были и "полные пионеры", нормальные люди, которые, мягко говоря, непрофессионально играли. Конечно, с одной стороны, хороший человек - это не профессия, "вот горшок пустой - он предмет простой" и на черта он нужен? А с другой: содержимое без горшка - только лужа... Короче, надо искать. И еще - по игре всегда понятно, что это за человек... Нашли в конце концов того, кого хотели - и музыканта классного, и друга.

То, что нас объединяет, лежит за гранью бытовых привязанностей. Так что если человек начинает пить, курить, нам с ним не по пути. Это все очень напоминает церковную ситуацию: если человек стал еретиком, ты можешь к нему продолжать хорошо относиться, но не можешь быть с ним в одной секте. Он должен быть за оградой, пока не изменит своих взглядов.

- Вдруг это будет кто-то из вас?

- Значит, он окажется за оградой... пока не поймет, что не прав.

- "А судьи кто?"

- У нас очень часты споры по всем вопросам, не только музыкальным. Обычно процесс обсуждения идет долго, но потом правильный ответ становится настолько явным, что с ним трудно спорить.

- И вы всегда приходите к одному выводу?

- Да, иначе мы не были бы вместе. Если за человеком стоит что-то, кроме тупой убежденности в своей правоте, его мнение всегда пробьет дорогу.

- Вы соглашаетесь играть везде, куда приглашают?

- Мы играем там, где прозвучим. Если выполнят все наши условия (прежде всего технические), то мы будем играть даже на "Рождественских встречах" Аллы Пугачевой. Но вообще важны и место, и наши ощущения...

- А деньги?

- Мы, бывает, и бесплатно играем.

- ОРГИЯ пытается стать "форматной"?

- Мы до сих пор не понимаем, что это такое - формат, - его не существует - это иллюзия.

- Допустим, "формата" нет, но когда я говорю: "вещь форматная", все понимают, о чем речь. Значит, он все-таки реальность...

- С форматом такая же история, как со злом - все знают, что это такое, но на самом деле его нет.

- И все же - вы готовы на компромисс?

- Очень важно знать долю компромисса... У нас был однажды случай - мы повелись - на одном конкурсе играли "форматно". Такого позора больше повторять не хочется. Попробовали, представляем, что это такое, и поняли, что не будем делать ничего, что пойдет в ущерб нашему художественному качеству. Если случайно "накатит" и мы в трезвых уме и памяти сотворим вещь, которая ответит всем субъективным требованиям авторов "формата", так тому и быть. А намеренно - НИКОГДА.

- Представьте себе ситуацию: ОРГИЯ играет много лет, но все еще не стала известной в массах...

- Это графомания получается. Наша цель - не только приятно провести время. Художник должен быть богатым... хочется зарабатывать на жизнь только любимым делом. "Делай, что нужно, и будь, что будет". Вообще приятно то, что мы востребованы - мы же видим глаза людей, которые приходят на наши концерты. Для артиста это - предел мечтаний.

Наши записи некоторое время передавались из рук в руки, нас реально знали те, кто ходит на концерты, а выпускающие фирмы нами не очень интересовались...

И наконец нашелся человек, которому альбом понравился настолько, что он прослушал его раз 50 и предложил нам лучшие условия издания. Просто не хочется в один прекрасный день обнаружить, что то, что мы делаем, нам уже не принадлежит, да и сами мы себе не принадлежим.

- На каких площадках "звучит" ОРГИЯ?

- Мы, в принципе, - группа больших залов, поэтому у нас не очень много концертов в Москве. Мы в клубе на 100 мест просто не прозвучим. Да и в России не умеют слушать рок...

- Что такое в вашем понимании "рок"?

- Если берется дворовая, подъездная песня и записывается с роковой ритм-секцией - это еще не рок. А все остальное - рок.

- А Лена Зосимова?

- Это тоже дворовая песня, и даже без ритм-сеции. Когда слушаешь музыку, сразу понятно, что рок, а что - нет. Это сочетание некого состояния души с некими средствами музыкальной выразительности - драйв во всех смыслах.

ЧАЙФ, например - это вообще не рок, это подъездная музыка. АКВАРИУМ (при всем любви и уважении) - бит-группа. Вот АУКЦЫОН, АЛИСА - это рок-группы.

- Короче, кроме ОРГИИ ПРАВЕДНИКОВ, рокеров почти нет...

- Нет, их дофига, но мы же говорим о российских группах, да к тому же известных... среди них - немного. Вообще это явление скорее западной культуры.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета