Фестиваль "Рок-Коронация-2001"
Кремация обратима

"...только так оно все и могло быть, а то чего же ради, спрашивается, вы все старались и выкапывали Монтгомери из могилы Винсона?"У. Фолкнер, "Осквернитель праха"К сожалению, эта статья не о Джордже Харрисоне. Это по поводу грядущей белорусской "Рок-коронации". Надо подводить итоги: такие правила. Пусть "Коронация" и фиктивна - это что-то вроде Деда Мороза, которого вроде и нету, а вроде и раз в году да с подарками. Все знают, что на самом деле никакого деда нет, а если и есть, то пьяный, дурной и на соседа шибко похожий, но все-таки в кайф гостинцы разворачивать. И еще: атмосфера праздника. Всем являться с чистыми волосами. Свечи, огни, много музыки. Пиво, водка, полежим. Поэтому не надо гнать бешеных лошадей на "Рок-коронацию": она нужна для придания белорусской музыке какой-то категориальности, каталогизации, системности, а еще для равновесия со Вселенной и нащупывания собственных граней. Например, поет себе девочка Стася странную и нервную музыку - кто ее разберет, о чем там поется, что у нее в глазах за монстры ворочаются? А дадут Стасе, к примеру, титул "Рок-княжна", и все станет ясно. Глядишь, и остепенится девушка, перестанет жевать табак и читать умные книжки. Если мы что-то классифицируем, значит, оно определенно существует как минимум в трех измерениях. Посему можно гордо сказать - белорусская музыка есть, белорусский рок-н-ролл существует и развивается, и даже блюз прет изо всех щелей, пусть о развитии тут речи нет: блюз - он система замкнутая.

Что же случилось с белорусской музыкой за этот идиотский во всех отношениях год? (Нет, серьезно - даже не считая разоружения и обнажения массовых иллюзий, а также смерти Харрисона и Кизи, год нельзя назвать ласковым: какой-то он нечестный выдался.) Можно точно сказать, что ее стало не в пример больше. Правда, "монстры" и "мастодонты" перешли больше в музейную категорию, зато талантливая молодежь зацвела такой дурманящей беленою, что страшно становится за нацию и "Коронацию" - теперь уж если номинировать, то как в "Грэмми", по стилям. Белорусский рок-н-ролл дергал ножками, ветвился и определялся - теперь его много, неподконтрольно, андерграундно, вторично и как-то подозрительно. Но короны раздавать надо. Концерт чтоб был многогранный часа на четыре, и счастье в глазах. (Это без цинизма.) Поэтому дальнейшие попытки вместе поразмыслить над тем, что и где могло оказаться, нужно рассматривать как нечто неизбежное для данного жанра субъективное и спорное до скрежета зубовного.

Песня года. Однозначно - "Мая краiна Беларусь" БЕЗ БИЛЕТА. В самые напряженные и полные нервного тика мгновения белорусской жизни, когда глаза скользили по телеканалу, раскрашенному в сентябрьские красно-зеленые орнаменты, эта светлая композиция побуждала на самые трогательные порывы (процентов 80 побудила уж точно). "Безбилетники" - люди скромные: когда узнали, что ими без их ведома иллюстрируют столь элегантную и красивую кампанию (телевидение сюрприз хотело устроить, пропиарить нахаляву, что ли?), засмущались и грозно приказали очистить телеканал от собственной музыки, хотя тогда было уже поздно. Песня прижилась. Ее насвистывают птицы в садах и младенцы в яслях. (О старушках, макающих скварку в чарку, я вообще молчу.) Других таких песен в этом году у нас не было. Хотя лично от нашей газеты я бы присвоила это звание композиции GUANO APES "Кумба я" (можно и на роднай мове), которую мы все так ждали от группы IMПЭТТ. Но IМПЭТТУ стопроцентно дадут "Открытие года", что даже экономнее, а то пришлось бы Сандру привозить, а Сандра сейчас дорогущая и вся насквозь закопирайченная, мало ли, еще чего требовать начнет. Тематически же "Песней года" можно назвать "Грамадзянiн, забi амэрыканца" (или "Самолеты летят", что в данном контексте равнозначно) НЕЙРО ДЮБЕЛЯ. По крайней мере, пирожка с афганским гашишом (смачное ударение на "о") они точно заслуживают. Кладем пирожок на полочку.

Альбом года. Этим казусом может оказаться как новая работа Алексея Шедько (если опять кто-нибудь особо умный не начнет кричать, что "это не рок-н-ролл"), так и порождение ZET, которое, при принятии в расчет творчества SLIPKNOT, RATM и CLAWFINGER, благополучно забывается и кладется на полочку, где уже лежит наш пирожок. Сердце подсказывает, что ТРОIЦА явно выпустили что-то гениальное, но до Голландии, где это гениальное продается, к сожалению, далеко, посему будем ждать. БЕЗ БИЛЕТА выпустили хороший и радостный альбом, но звучит он как-то неправильно. Он не так должен звучать. Хотя над этим пусть звукорежиссеры рыдают, музыка-то вполне жизнеутверждающая. У ТЯНИ-ТОЛКАЯ тоже веселый альбом вышел, но если уж и его брать во внимание, то тогда альбомом года должно стать то, что сделали "ляписы", потому что они единственные сделали что-то ПРАВИЛЬНОЕ. "Юность" звучит именно так, как и должен звучать: и дудки к месту, и тексты кастетом в ранимую душу, и народ слушает и даже, подозреваю, покупает фирменные диски. Но у нас - не гнилой Запад, у нас количество продаж - не критерий, а посему поднимаю все бокалы за долгожданную роднющую КРАМУ, с грохотом бью их (бокалы) об паркет и "хаваюся у бульбу".

Открытие года. Вариантов много: открытие группы IМПЭТТ самими собой и собственным продюсером (не знаю, кто, но человек серьезный!), открытие потрясающей по энергетике и драйву группы ДЕЯНИЯ небольшим количеством думающего народу города Барановичи (ну почему вы не выступаете в Минске?), открытие группы БАН ЖВIРБА теми, кому это нужно, открытие респектабельным "Стар-клубом" совершенно дикой группы ЗАСРАЛИ КАЗАРМУ (извините, но это у них название такое. Группа поет революционные песни на стихи Виктора Жыбуля, исполняя их на более-менее шумно звучащих предметах быта), а также открытие господином Супрановичем Четвертого Начала Термодинамики (посмотрите ему в глаза и вы поймете, что я имею в виду). Что выберут - неизвестно. Наверное, открытие группой НЕЙРО ДЮБЕЛЬ роднай мовы как креативной силы и базы для текстов. Это действительно стоит отметить.

Закрытиями года следует считать фестиваль "Басовище", торжественное закрытие "Славянского базара", закрытие группы EXIST и закрытие входа в зал Дома культуры МТЗ перед журналистами во время акустического концерта группы N.R.M.

Одновременным открытием и закрытием года, наверное, следует считать группу МАНТАНА, которую лейбл Союз сначала открыл, а потом и закрыл. Также под эту категорию подходит "Стиль Радио", которое так красиво начиналось, и так традиционно для всего в Беларуси начинающегося закончилось.

Единым текстом года можно назвать все тексты, посвященные сентябрьским событиям (в Беларуси!). Если подумать, их было много. По другим критериям тексты года в данной социокультурной ситуации выбирать просто неприлично. Но раз уж газета музыкальная, то можно параллельно предположить, что текстами года назовут стихи Леонида Дранько-Майсюка из альбома Дмитрия Войтюшкевича "Цацачная крама". Во-первых, стишки чудесные, во-вторых, аналогии смысловые очень содержательные, а в третьих, дать рок-корону обаятельному и искренне-харизматичному Дранько-Майсюку - это действительно круто! Если вышеперечисленное вас не устраивает, можете сделать "текстом года" текст песни "Мая краiна Беларусь" - это уже дадаизм получится, хоть песня действительно классная!

Музыкант года. Лично я бы отдала эту номинацию Леониду Нарушевичу из КНЯЗЯ МЫШКИНА. Во-первых, он собрал вокруг себя какую-то совершенно сумасшедшую толпу талантливой молодежи, которой некуда девать прущий креатив. Во-вторых, он и эта толпа периодически устраивали дикие, срывающие крышу и лечащие душу концерты и фестивали ("Синий перец", например). В третьих, то музыкально-статичное безумие, которое сделал Нарушевич из Чеховских "Трех сестер" на фестивале пластических театров, достойно большего, чем просто аплодисментов. Я после ЭТОГО пересмотрела все свои взгляды на линейную музыку. Наверное, нелинейную на этой "Коронации" тоже стоит отметить. Если забыть о Нарушевиче (потому что это личное все-таки), то музыкантом года должен стать Андрей "Фил" Филатов, формально барабанщик КРАМЫ. Он был замечен практически везде, он играл на нескольких концертах в один вечер, барабанил с молодыми группами, вдобавок является главным звукорежисcером всего "Стар-клуба", в стенах которого успел переиграть с кем угодно. Хотя на самом деле "Музыкантом года" явно назовут какого-нибудь хорошего гитариста, Александра Помидорова (завидной вездесущести личность!) или Дмитрия Войтюшкевича.

Фестиваль года. Не помню, была ли такая номинация когда-либо, но последнее время столько людей стараются что-то организовывать, что как-то стыдно это не отметить. Для Вудстока и Роскильда, чтобы всяких U2 приглашать, в Беларуси, конечно, местность занадто болотиста будет, однако хорошие фестивали все-таки были. Не знаю, стоит ли упоминать "Басовище", раз немного выше он числится "закрытием". Но обязательно надо вспомнить Новополоцк (только не кричите, что вас там не было - сами виноваты!) - честное слово, господин Сергей "Аниса" Анищенко заслуживает если не короны (не представляется он как-то в воображении с ласковой улыбкой и стекляшкой на голове), то безмерного уважения - его фестиваль, наверное, самое организованное, честное и музыкально интересное зрелище, которое я наблюдала в этом году. Никакой гнили и снобизма - музыка как она есть. Самым же паршивым фестивалем года следует назвать какой-то бред на площади Независимости, спровоцированный "Радио Unistar" и порадовавший нас аж двумя с половиной песнями группы FOOLSGARDEN, выступление которой прервал дождь. Позорище какое: такую хорошую группу пригласили, столько денег выкинули, а навес какой или сцену брезентом крытую накопать не сподобились. И FOOLSGARDEN очень расстроились.

Рок-княжна. Наверное, в Беларуси они перевелись из-за несоответствия титула состоянию общей культуры общества. Сейчас не до княжен. Княжна только одна была (и есть), да и та по статусу болтается между родной Вильней и чужим Минском. Ну, еще Круглова, но это даже не княжна уже, тут уже что-то интернациональное, разрывающие границы. И не "рок", а "world-music" (доросли-таки KRIWI до world music, как ни крути). Что остается нам? Можно обозвать номинацию "Рок-леди" какой-нибудь - это еще ничего. Традиционно сообщаю, что на эту глобальную роль еще никто, естественно, не созрел. Можно приличия ради назначить сюда Стасю из ПО ГЛАЗАМ, чтобы как-то отметить классную группу. Сергей Малиновский из "Комсомолки" на Ксюшу из БЕЗ БИЛЕТА в этой связи глаз положил, но Ксюша в "безбилетах" уже давно не играет, теперь там вместо нее Настя Киселева. Которая тоже, в общем-то, девушка талантливая. Если номинацию раздвоить, можно порадовать девушек из LONG PLAY за то, что они такие живые и радостные. В музыкальном смысле они ничего толкового, кроме альбома, за этот год не сделали. Если Дане из IМПЭТТА не позволят стать "Открытием", ее тоже можно сделать "первой леди". Лично я бы от себя порекомендовала Светлану Гурьеву. Это из "ДжасКрафта". Из белорусских женщин она, без сомнения, имеет максимальное отношение к рок-музыке, как белорусской, так и мировой. После собственно процесса номинацию можно будет безболезненно эвтаназировать, избавив от мучений.

Еще есть "Традиции и современность" (все-таки, вдруг в этом году номинации реформируют и побреют, а то как-то колюче получается?). Сюда пропихиваем ведь массивный "Стар-клуб", потому что никто из белорусских музыкантов столь яростно не чтит традиции и не наводняет свой музыкой современность, как эта формация. На белорусский фолк пока стоит забить, потому что ПАЛАЦ и ди-джей Рэй под этот контекст подгонять - страшно, KRIWI - пошло, а Иван Иваныча Кирчука - надоело. Послушайте лучше пластиночку-сингл KRIWI с мультикультурными напевами, где непонятно, что традиция, что современность, и забудьте про эту номинацию напрочь. Или положите ее слева от пирожка.

Клип года. После того, как радостные лица Оксаны и Анатолия Вечера куда-то пропали с голубых экранов, сложилось впечатление, что клипы перестали существовать или, по крайней мере, признаваться нужными людьми как жанр искусства. Есть еще "Белорусская двадцатка", но ее смотреть небезопасно: туда намешано чарт знает что. Явно организаторы фестиваля найдут какой-нибудь хороший клип, покажут его нам и дадут создателю приз.

Событие года. Если новому альбому КРАМЫ ничего не обломится по разгильдяйности организаторов/голосующих, то ему явно присудят "Событие". Альбом пусть и замечательный, но знаковый уже одним своим появлением, которое опять же в данном контексте является важнее эстетического наслаждения. Уверена, что если номинацию не затравят, то под нее попадет кто-нибудь, кто по каким-либо фатальным причинам не втиснулся в предыдущие, а награждения достоин. Можно приписать к событию довольно-таки плодотворную деятельность "БМА" и что-нибудь им подарить. Ксерокс, например. Или тостер.

Сайтом года (а почему бы не подумать о сайтах, собственно говоря?) можно с чистой совестью называть сайт группы ЛЮБОВЬ И СПОРТ. Он как раз появился в этом году, очень стильно выглядит, не напрягает, безупречен с точки зрения дизайна, и еще там очень веселая гостевая книга (кто знает, тот поймет). К тому же и для группы будет повод на концерте гитарой пожужжать, оно так веселее будет, с брит-попом-то. Если же совесть у вас нечиста, то отдайте приз Санитару за то, что в одиночку влачил добрую и радостную "Рок-гильотину" (gil.tut.by, если забыли) целый год.

Давно пытается самоорганизоваться номинация "Скандал года". На этот раз это явно будет либо судебная эпопея Финберг-Подберезский, замешанная якобы на оскорблении чести и достоинства первого и структурно напоминающая лучшие произведения времен театра абсурда; либо красиво закрученная акция "БМА" и фашизм", где намешано и крови, и противопоставлений, и Интернет-войн, да и Термодинамика в глазах Супрановича тоже неспроста появилась - это на нервной почве. Развели какой-то бред. Самое время вспомнить о полочке.

Клуб года (давайте еще и так дело повернем) - это, естественно, "База". Там скапливается весь андерграунд, в отличие от эстетско-киношного "28" с его бархатными стенами и снобскими комнатками для секса и нюхания кокаина. В "Базе" секс и кокаин можно практиковать не только в специально отведенных местах. Только там можно посмотреть на пьяных подростков. Там можно послушать хорошую музыку на плохом аппарате. Там можно узнать много нового (группу МАРКИ, например, или JITTERS, которых в самом деле приятно слушать), можно послушать Валика Гришко или ЛЮБОВЬ И СПОРТ, поколбаситься под правильную музыку. В общем, хороший клуб, хоть и малость дурной.

...Хочется верить, что в этом году "Коронация" расщедрится и облагодетельствует подходящими номинациями. Ведь запросто можно как у противных американцев. Лучшая тяжелая группа года (и позвать ZNICH или AQUAMORTA). Лучшая брит-поп-группа года (это только в Англии брит-поп умер). Лучшая хардкор-группа (посмотрим хоть на КУКОЛ или SPLENETIC, а то грешно их за бортом оставлять). Лучшая гастроль (а вот лучшей гастролью были чешские группы, весной привезенные "БМА'шниками"). Лучший вокал. Много чего можно придумать.

Кого в этом году сделают "Группой года" - вопрос сложный. Никто особо не выделялся, а если кто и выделялся, то они уже свое получили. В принципе, можно попробовать еще раз дать корону N.R.M., но лучше от этого их музыка не станет. Можно номинировать ZET, но нутром чую: ZET бы это не понравилось. Хотя группа очень много успела сделать в этом году и короны, в принципе, заслуживает. КРАМА получали главный презент так давно, что большинство активно посещающих концерты молодого народу этого и не помнит, поэтому короновать можно и КРАМУ. Опять же личные пристрастия нагло требуют наконец-то вспомнить про группу ULIS, перестать кормить их какими-то придуманными номинациями вроде "Зала славы белорусского рок-н-ролла" (я вас умоляю: какой зал? какой рок-н-ролл? Что за бред!) и сделать то, к чему все и идет - дать Кореню корону. Группа в этом году показала какую-то невиданную масштабность концертных действий, смогла наконец-то выпустить альбом (это было в самом конце 2000-го, так что можно считать, что в 2001-м), появлялась практически на всех приличных музыкальных тусовках (я уверена, что столько концертов в этом году не делал практически никто), Слава написал уйму новых песен, и вообще. Вообще. Даже слов нет. Уважать свою музыку надо. Вот. На этой пафосной ноте всю "Рок-коронацию" следует аккуратно завернуть в целлофан и положить на полочку, где, как мы хорошо помним, лежит пирожок с гашишом, диск ZET, а также тяжеловесный бред, разведенный "БМА" и антифашистски настроенной молодежью. Естественно, на этом, как и положено в добрых сказках, полочка обваливается нахрен, и этим легким касанием хаоса восстанавливает наш эмоциональный дисбаланс. Потому что я знаю, что все эти церемонии необходимы, что все это правильно, что это - красиво и пристойно. Потому что за чужое не обидно. Потому что хаос и абсурд - привычное и любимое состояние, а волноваться причин нет - U2 в Беларусь все равно никогда не приедут, и не увидят, и не поймут.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета