Therapy?
Кроликотерапия как средство от порчи

Когда все не так, все валится из рук, глаза шарахаются от солнечного света, когда вам нужно хоть какое, пусть самое формальное терапевтическое вмешательство, спасайтесь оптимистично-мрачными дисками этой группы. Они не разгонят тучи, витающие в вашем черепе. Но, тем не менее, помогут их приручить, прикормить и даже понять.
THERAPY? всегда были мрачными, саркастичными, агрессивными и очень ирландскими. Они никогда не придерживались какого-то стиля. Их принимали за грандж, от них ждали пост-панка, их дикому и нестандартно закрученному мелодизму искренне удивлялись. С текстами до сих пор не ясно - плакать или смеяться. За десять лет с группой произошло столько потрясений, смерчей и катаклизмов, что теперь они выживут в любой ситуации. Их новый альбом называется "Бесстыдство". Их новый фетиш - какие-то кролики, рассыпанные по обложке диска. Все непонятно и перепутано. К счастью, один из "терапевтов" - Michael McKeegan (басист) согласился побеседовать с нами о новом альбоме группы и поделиться рецептами восприятия жизненных неудач. (Странная штука - ирландское чувство юмора: никогда не поймешь, правду тебе говорят или шутят.)

- Новый альбом от предыдущего отделяют два года. Большой ли это срок для вас как группы? Вы не считаете, что это слишком много или мало?

- Если честно, я не думаю, что это такой уж большой промежуток времени. Потому что все это время было "забито" работой, мы едва успевали отдохнуть! "Suicide Pact - You First" мы записали в 99-м, летом. Потом ездили в турне до самого Рождества. Весной еще немножко поездили с концертами, летом играли, наверное, в нескольких десятках различных фестивалей - каждую неделю был какой-то фестивальный концерт - а уже в сентябре 2000-го года мы начали писать песни для нового альбома. Потом выпускали сборник "10 Year Plan". Потом отправились в еще одно европейское турне - на два месяца. В самом начала 2001-го мы уже сидели в студии и записывали "Shameless". К лету он отшлифовался, а осенью его выпустили. Думаю, что THERAPY? вообще - весьма продуктивная группа, работящая. Мы записали восемь альбомов за 11 лет. А множество групп, между прочим, три альбома в десять лет еле-еле из себя выжимают. Так что мы вообще молодцы!

- Какова общая идея, объединяющая композиции с "Shameless" в единое концептуальное целое? Потому что если в тексты вчитаться... как-то мрачновато получается...

- Ну... Если мне говорят, что мы стали звучать мрачнее, я не соглашаюсь. Тексты у нас гораздо более позитивные и веселенькие, чем на предыдущих альбомах. Потому что если вы посмотрите на альбом "Suicide Pact", тексты там очень-очень мрачные. Очень сердитые, даже пугающие. На новом альбоме тексты могут показаться еще мрачнее, но на самом деле это сарказм, приколы всякие. Это черный юмор. Мы это вообще очень любим.

Если еще подумать, можно сказать, что концептуально песни нового альбома делятся на два вида. Первый - это где лирика достаточно сюрреальна, где она вытекает из одного сознания и втекает в другое, где все наполнено странными сюрреалистичными картинками. Вроде "I Am The Money", "Theme From Delorean"... А второй вид - это те песни, которые мы считаем очень прямолинейными, потому что они написаны о событиях, которые произошли лично с нами - либо с группой индивидуально, либо с нашими друзьями. Это такие песни, как "Wicked Man"... "Tango Romeo", например, написана об одной стычке со стражем порядка, так сказать... кажется, это был офицер полиции, в общем, слушай внимательно текст и поймешь, что там произошло. Песня "Joey" - о знаменитом мотоциклисте-гонщике из Северной Ирландии, который погиб около двух лет назад.

- Где-то я читала, что во время записи песни "God Kicks" вы были настолько очарованы фильмом Ведьма из Блэр", что установили кучу микрофонов в лесу, чтобы записать что-нибудь страшное... Интересно, во время записи нового альбома вы использовали какие-нибудь нетрадиционные методы "добывания" звуков?

- Честно говоря, мы записывали его довольно традиционно. Собирались и прилежно репетировали. Ездили в турне и параллельно сочиняли. Вообще, все было как-то естественно и извращаться не хотелось. Мы "обкатывали" песни, сочиненные в турне, сразу "вживую" - кстати, нас "бутлегировали" и выпускали наши новые песни еще до того, как мы их записали. Потом мы репетировали все то, что выдавали на концертах, многое меняли в текстовом и мелодическом плане, потому что спонтанно много ерунды сочинялось. И вместе очень быстро все записали, разве что тексты кое-какие в последнюю очередь пришлось сочинять. Вообще, весь альбом мы записывали вместе, потому что привыкли так. Однажды, когда наш любимый барабанщик выздоравливал после перелома руки, и мы репетировали без него, было очень неуютно. А касательно "странностей" - в "Shameless" есть песенка, где мы все шутки ради поменялись инструментами. Энди, который обычно поет, играет на басу, я вместо баса играю на гитаре, драммеру нашему мы дали гитару, пусть он ее в руках почти не держал... Думаешь, в этом есть какой-то смысл? Бред полный! Во всяком случае, мы подумали, что будет весело, если каждый будет играть на непривычном инструменте.

- Это в какой песне?

- Не надейся, я не признаюсь! Ха-ха-ха! Сами слушайте и прикидывайте!

- Ладно, если не признаетесь касательно песен, давайте поговорим о визуальной стороне альбома. Буклет ваш просто умиляет. Чудесные наркоманские кролики. Кролик - это универсальный такой музыкальный символ еще со времен JEFERSON AIRPLANE. Он у каждого может означать что-то свое. Что за смысл ВЫ вкладывали в этих чудесных зверьков?

- По правде говоря, мы хотели, чтобы обложка сразу "цепляла" и привлекала внимание. Еще мы вспомнили, что большинство "тяжелых" групп, которые почему-то считают, что они играют серьезную и мрачную музыку, любят делать обложки черными, канонически депрессивными, с надоевшими архетипическими черепами, скелетами, скользкими тварями и червяками. Это смешно и грустно одновременно. Наверное. Поэтому мы хотели сделать полный розовый "сюр" - что и сделали. Пушистые кролики, сидящие в креслах старого кинотеатра - это в духе абсурда 50-х годов. Или в стиле психоделического юмора Monty Python. Такая английская бредовая чепуха. Еще эти кролики явно вызваны влиянием Терри Гиллиама. Совершенно безумный режиссер. Вы его знаете? Он "12 обезьян" снял, с Брюсом Уиллисом.

- И "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" тоже...

- Вот-вот! И "Король Рыбак"... в общем, классный режиссер с диким черным чувством юмора. Когда-то давно, еще до того, как он начал делать культовые фильмы, он занимался совершенно безбашенной мультипликацией. Его анимация вся наполнена абсурдными, сюрреальными вещами и очень вычурными образами. Почти в духе "Алисы в стране чудес". На этой вот основе мы решили изобразить себя в похожей искаженной вселенной в виде четырех невинных созданий, этих бедных кроликов. Нас четыре человека в группе, поэтому четыре кролика помещаются в здание кинотеатра. Кинотеатр - это очень сильный символ, я даже не буду вдумываться в его толкования.

- Недавно я нашла в Интернете какое-то интервью с Энди - он говорит, что вы когда-то играли в Беларуси и были первой группой "оттуда", игравшей в этой республике после развала Советского Союза. Это правда?

- Не думаю. Ха-ха-ха! Энди, конечно, мог всякого наговорить, но... Скорей всего, мы должны были выступить в Беларуси, но что-то не сложилось!

- Нравится ли вам выступать в Штатах?

- Мне лично по барабану, где выступать. Разве что в Штатах не так уж много людей имеют представление о том, кто мы такие. Нас многие воспринимают как новую группу и большинство людей, приходящих на концерты, видят и слышат нас в самый-самый первый раз. Это очень странно. А в Европе мы зрителей уже практически в лицо всех знаем... Но и требования там больше - когда очередной раз приезжаешь куда-то, понимаешь, что в этот раз надо быть круче, чем мы были в прошлый. Страшно.

- Страшно? Если подумать... наверное, у каждого музыканта есть какие-то личные страхи, связанные с его творчеством. Какой ваш самый навязчивый страх, связанный с турне?

- Страх того, что могут закончиться запасы чистых трусов. Я этого ужасно боюсь. А это очень запросто может произойти. Ужас!

- Несколько ваших концертов были отменены из-за того, что барабанщик повредил руку. Часты ли для вас "производственные" травмы на сцене и в студии?

- Нет. К счастью, наша профессия кажется пока не очень опасной. И это хорошо. Конечно, иногда ты можешь случайно споткнуться на сцене и легонько стукнуться головой. Или, если на сцене будет разлита вода, ты можешь поскользнуться и тоже, скажем, удариться головой. Еще ты можешь удачно свалиться со сцены разочек-другой, потому что край сцены отчего-то всегда плохо освещен и часто приходится ступать не глядя. Если еще и под ноги не смотреть, то вообще спокойненько грохаешься вниз. Но это же все - мелочи. Я думаю, что истинная опасность исходит от аудитории. Ха-ха-ха! Иногда люди запрыгивают на сцену и начинают за тебя хвататься. Или пробуют тебя куда-то утащить. В качестве сувенира, наверное. Несомненно, это все проявления дружелюбия, да и цепляются за нас они действительно дружелюбно, это даже мило, только иногда больно, и еще на гитаре играть неудобно, когда кто-то на шее висит... Вообще, мы даже не против этого...

- Ваша музыка вдохновляет множество молодых групп. Считаете ли вы, что у вас появляются серьезные конкуренты?

- Думаю, что это неправильно - считать кого бы то ни было своим конкурентом. Это очень плохое отношение. В этом даже есть что-то нездоровое. Главное - верить в себя. Я же точно оцениваю наши способности, я знаю, что мы - очень-очень хороши, что у нас хорошие альбомы. Если группа уверена в себе, она никогда не будет говорить гадости про кого-то другого. Думаю, иногда бывает, что ажиотаж вокруг какой-то определенной группы начинает "перебивать" аудиторию на себя, но это не страшно - был же шум вокруг STONE ROSES, потом OASIS, а потом появились NIRVANA, за которыми вылезли GREEN DAY и RANCID, еще много-много других американских групп, которые стали очень популярными. Но нас это как-то не затрагивало - мы не распались, не поссорились, записывали себе спокойно альбомы. И, думаю, у нас никогда не было никаких соперников - вообще!

- А вы можете вспомнить момент, когда вы были наиболее близки к распаду? Или таких моментов вообще не было?

- Наверное, в начала 1999-го. Мы только что завершили массивное европейское турне. У нас были проблемы со звукозаписывающим лейблом, и вышло так, что нам пришлось оплачивать концерты из своего кармана. Мы выступали и теряли на этом кучу денег. На самом деле, по секрету вам скажу, большинство групп теряют деньги на концертах, а не зарабатывают их. Разве что если они не играют на гигантских стадионах. Обычно мы платили за концерты деньгами, заработанными на продаже пластинок. А на тот момент у нас не было денег, не было звукозаписывающей компании, да еще и барабанщик сломал руку! Весело, правда? - ни барабанщика, ни контракта, ни денег! Мы работали десять лет, прилагали столько усилий - и вот что произошло. Хоть распадайся ко всем чертям. Это было очень грустно. Но, знаешь, когда ты родом из Белфаста, когда ты настоящий ирландец - а мы все настоящие ирландцы - у тебя очень сильно развит инстинкт выживания! И мы просто подумали - не надо останавливаться, будем делать, что делали и посмотрим, что будет дальше. А потом стало даже лучше, чем раньше - скоро мы подписали новый контракт, записали пару альбомов и снова почувствовали себя на высоте. Но я думаю, что это полезно, когда происходят плохие вещи - понимаете, о чем я? Ведь только тогда ты начинаешь ценить вещи хорошие!

- Сборник "So Much For The Ten Year Plan" - это для вас "лучшие" песни, какой-то "бест оф" или чтото большее?-

- Этот диск хорош тем, что он дает очень ясную картину о нашей группе. Там не лучшие вещи, но самые характерные для THERAPY?, представляющие нашу эволюцию. Там не то чтобы коммерчески успешные песни или все наши хит-синглы... Конечно, хиты есть, но не это важно. Там собраны разные, очень разные песни - в этом дело. Иногда THERAPY? играют очень медленные песни, иногда очень тяжелые, а иногда очень мелодичные. Мы хотели подытожить эти десять лет и заодно попрощаться с ними. Вступили, так сказать, в новое десятилетие. Теперь мы можем спокойно смотреть в будущее.

- И последний вопрос. У каждого творческого человека есть какая-то единая, универсальная тема, свойственная только его творчеству. Тема, к которой он навязчиво возвращается и которая присутствует во всем, что он делает. Это скорей к психологии относится. Какая тема постоянно и неизменно пронизывает творчество THERAPY?

- Неразбериха, состояние смятения (он сказал только одно емкое слово - "Confusion". - Прим. авт.).

- И все?

- И все. Это связано не только с темами нашего творчества. Но и с нами в личностном плане. Как люди мы не очень уверены в себе. Мы находимся в такой же небезопасности, как и все остальные. И в наших песнях часто встречаются странные, суматошные такие ситуации, где все нестабильно и переворачивается с ног на голову. Проблемы. Отношения, которые ты не можешь понять, но очень хочешь понять... Впрочем, нет, у нас еще и другие "фишки" есть - это наука выживания и попытка рассматривать проблемы с другой, нетрадиционной стороны. Твой жизненный опыт тебя убивает, радует, снова убивает - тебе хорошо, потом плохо, потом опять нормально - и из всего этого ты чему-то учишься. Учишься выживать. И именно этим вдохновляются все THERAPY?. Когда ты собираешься сделать что-то, чего никогда прежде не делал и не знаешь, будет ли это хорошо или плохо, когда ты сомневаешься - эти темы очень близки музыкантам. Любой факт нашей жизни, даже самый незначительный, чему-то нас учит, делает нас сильнее. Нет плохих вещей или событий. Главное в жизни - испытывать чувства, приобретать опыт и выживать в трудных ситуациях.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета