Меньшов, Евгений
«От 80 процентов услышанного просто вянут уши»

- Евгений, как сейчас обстоят дела с популярной музыкой в России и, в частности, в Москве?
- А что ты понимаешь под "популярной музыкой"?

- Грубо говоря, музыкальный жанр - поп-музыку...

- Нет, неправильно так вопрос ставить. Мне кажется, что если делить музыку на популярную и непопулярную, то... "непопулярной", в первую очередь, окажется музыка классическая. Вот в чем дело. Ведь посмотри: даже рок-направление сейчас все равно переходит в попсу. Приведу в пример лишь судьбу Шевчука. ДДТ начиналось как группа чистая, как РОК-группа. А затем постепенно перешло в иную плоскость... Нет, конечно, Шевчук не отказывается от того, что он РОК-музыкант, но все равно он уже перешел в жанр такой... популярной музыки.

- Сначала вы употребили слово "попса", а затем - "популярная музыка"...

- Попса - это просто такой жаргон, под которым подразумевается плохая популярная музыка... Так вот мы о чем будем говорить-то: о плохой популярной музыке?

- Нет, мы будем говорить о хорошей популярной музыке.

- Вот и правильно. Она имеет право на существование.

- Будем говорить о музыке различных музыкальных направлений, ставшей популярной. Итак, какие тенденции сейчас присутствуют на российском музыкальном рынке?

- Я должен тебе сказать, что я не музыковед, не специалист в этой области, я специально не отслеживаю, что происходит в Москве, в других городах и так далее - этим занимаются музыковеды, Артемий Троицкий, например, то есть люди, которые за эту работу берут деньги. Я же могу оценивать музыку лишь с точки зрения любителя, имеющего отношение к этому жанру, так как вот уже 14 лет веду фестиваль "Песню года" - самый популярный музыкальный фестиваль, русский "Грэмми", как его еще называют наши музыканты... Действительно, мне приходится наблюдать за происходящим на российской музыкальной сцене, и - признаюсь честно - от 80 процентов услышанного просто уши вянут, и лишь 20 процентов музыки меня устраивает и ласкает мой слух. У меня такое ощущение, что при том, что в России идет огромный, тщательный музыкальный поиск, направления разные пробуются... все равно: здесь очень много подражательства, особенно американской музыке. Кстати, это мы видим не только в музыкальной, но и в кинокультуре...

- Подражательство коммерчески успешным штампам?

- Конечно, конечно. Ведь мы страна-то какая? Рыночная! Мы заинтересованы в коммерческом успехе - не только в художественном. И поэтому зачастую при создании произведения коммерческий успех ставится во главу угла, а в результате мы видим плохое кино и плохую музыку... Музыку, созданную как подражание Америке.

...Я считаю, что истоки нашей музыки, ее корни идут от народа: и именно этот фундамент прежде всего нужно заливать! Чтобы дом строился хороший, его именно на такой основе нужно строить! Я совершенно уверен, что самая интересная музыка была написана тогда, когда она подпитывалась именно этими корнями - народными, настоящими. Это была, есть и будет настоящая популярная музыка. И поэтому я думаю, что подражательство - временно. Оно пройдет и уже проходит постепенно. Ведь мы все прекрасно понимаем, что музыкальный рынок у нас один, он здесь, в России, там нас никто не ждет. Я уже много раз ездил с "Песней года" в Америку, мы работали и в Лос-Анджелесе, в зале "Shrine Auditorium", где награждают "Оскаром"; мы работали и в нью-йоркском "Radiocity Music Hall", где награждают "Грэмми", даже в их декорациях один приезд работали, я видел, как снимается "Грэмми", видел, что там происходит - все это я видел, и как бы мы ни пыжились, как бы мы ни тужились, у нас не будет такой музыки, как в Америке. ЭТО ИХ МУЗЫКА!

Ты у меня спросишь: так почему же мы тогда ее крутим и подражаем ей? Первая причина: мощнейшее техническое обеспечение и звучание этой музыки, и потом, обрати внимание: вся американская музыка весь также построена на южноафриканских мотивах. То есть законодатели моды - черные. Американская музыка основана на фольклоре. Она питается корнями!

- Вы говорили про мощнейшую техническую базу американской музыки... О\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'К, но в Москве ведь тоже есть великолепные студии. А музыки с собственным, оригинальным, звучанием мало! Думаю, дело тут не только в техническом обеспечении, но и в людях - самих артистах и их саундпродюсерах. Как, кстати, обстоит дело в Москве с "ушами"?

- В Москве благополучно с "ушами". Вот, кстати, недавно я записывал несколько песен в одной из московских студий - там пишутся Басков, Буйнов, масса звезд... И я поразился даже не тому, как эта студия технически оснащена - я поразился их руководителю, звукорежиссеру. Это какие-то золотые уши!!! Он все слышит, все чувствует, он знает все новинки в этой области, он следит за ними, он практикуется, он пробует - вот это профессионал. Хотя, я думаю, не он один такой, наверное, в Москве несколько таких звукорежиссеров. И они делают записи очень высокого класса. Причем, знаешь, с этой записью очень интересно получилось... руководитель студии был просто уверен, что из моих песен ничего путного не получится. И вот, когда мы все записали, он встал и говорит: "Знаете, у меня в жизни это первый такой случай, когда кажется, что из записи ничего не получится, а получается что-то очень стоящее". Дело все в том, что до меня у него в студии Дибров писался, я говорю: "Ну и как Дибров?" "Ну как: диктор телевидения читает свои песни, - отвечает он мне. - Но Дибров - заказчик: он платит деньги. Хочет петь - пожалуйста. Хочет протолкнуть свой продукт - пожалуйста. Но когда я вас услышал!.." А получилось так, что я со второго-третьего раза спел все песни, они чуть-чуть подмонтировали их, подчистили - и все. То есть я за два дня с мастерингом, со всеми обработками записал ЧЕТЫРЕ песни! Не буду называть тебе фамилии наших звезд, которые одну песню пишут за месяц.

- Я знаю их фамилии. И имена.

- И имена. И от-чест-ва знаешь. Ха. Так что, одним словом, золотые "уши" в Москве есть. И у них будут учиться, им будут подражать, с ними будут конкурировать. Хотя, повторюсь, конкуренция эта будет лишь на внутреннем рынке, потому что там, на Западе, мы никому не нужны.

- А тогда, когда вы ездили с "Песней года" в Штаты, на концерты в основном приходили русские?

- Конечно. Только русские. Ну, помню, один пьяный американец в "Radiocity" пришел. Высокий такой, длинноволосый, с серьгой, с голливудской внешностью, он сидел в первом ряду и все время почему-то вставал, пьяный совершенно, и кричал "Да здравствует Russia!!!" И кланялся. А мы все понимали, что он из бара соседнего пришел, купил билет за 120 долларов - заблудился, одним словом.

- Большинство песен, звучащих на фестивале, вам не нравятся...

- Вот как я понимаю, что такое песня, из чего она состоит: из мелодии - это душа песни, и текста - это ее мысль. Если это сочетается, то получается хорошая песня, которую поют и будут петь. И это замечательно.

- Кто, на ваш взгляд, пишет хорошие песни?

- Мне проще ответить, кто писал хорошие песни: Богословский, Френкель, Фрадкин...

- Нет, сейчас?

- Ты знаешь, сейчас на фестивале очень много подражательства и, кроме того, бытует какая-то мода странная (хотя в Америке от этих групп тошнотворных, от этой моды всех бы рвало давно). У меня такое ощущение, что большинство песен, звучащих на фестивале, рассчитаны на 12-15-летних. И на дискотеки. То есть в этих песнях обязателен убойный ритм и текст типа "ла-ла ла-ла-ла". Какие-то мальчики с пидорастичными головами поют это все, считая при этом, что так они поют о любви! Ладно, пускай это будет, но когда это возводится в эталон?! Когда представляется на "Песне года" как "эталон современной песни"?! Извините, с этим я согласиться не могу.

- А кто приглашает эти группы на фестиваль?

- Не я. Коллективы выбираются по письмам зрителей.

- ???

- Да.

- Вообще, это удивительный фестиваль... Он же формирует моду на музыку, на самом деле!

- Он не формирует моду. Он прежде всего отражает состояние дел в России.

- Есть множество групп, которые не пробиваются на ваш фестиваль.

- Я не видел таких групп, ну не видел я их! Все какие-то СЛИВКИ, пенки, ленки... Ну, это караул какой-то.

- А рок-музыканты? Как они могут попасть на фестиваль?

- Мне кажется, что они сами не хотят попасть на фестиваль. Ведь у них своя каста, они оберегают свою внутреннюю жизнь, у них свои привычки, свои развлечения, наркотики и так далее. Как это? - "вонючая попса": так они нас называют. Они - высшая каста.

- Надеюсь, сейчас вы иронизируете.

- Немножечко, да. Потому что я тебе скажу: я ведь застал и расцвет популярной музыки. Я был очень маленький, но тем не менее я его застал. Тогда были мелодии и стихи, которые находились в глубочайшей взаимосвязи, рождая совершенно удивительные песни. Песни, написанные современными композиторами, песни, которые пели за столом... А сейчас? Ну кто может себе представить, что за столом будут петь - даже молодежь от 12 до 15 - эти "ла-ла ла-ла-ла"?

- Мне кажется, если ваш фестиваль постоянно крутит такую музыку, как вы говорите, "по заявкам зрителей", то... значит, такая музыка нравится, ее хотят слушать, а вы делаете ее еще более популярной и - определяете музыкальный вкус зрителя.

- Я не могу сказать, что мы определяем вкус. Вкус сейчас у нас определяют клубы, дискотеки и радио. Но не мы. Поверь мне. Ведь на фестивале есть даже одно условие: туда попадают и те песни, которые имели успех в чартах FM-станций. То есть если ты входишь в десятку, то имеешь право попасть на "Песню года".

- А как вписываются в фестиваль группы и артисты из регионов: например, у вас был белорусский исполнитель Ка Слука.

- Да, был.

- Как легко он вошел в фестиваль?

- А никак. На фестивале такие исполнители не проходят. К сожалению. Это разовое выступление и все.

- Почему? У них песни хуже?

- Не знаю... Мне кажется, что такие артисты просто не раскручены, их не знают, а поскольку направления, в которых артисты работают, очень похожи - все же мечутся в клетке, - то побеждает более раскрученный. Если бы тот же Ка Слука пошатался по клубам, по нашим ночным дискотекам, может быть, он бы смог раскрутиться, а так - нет.

- То есть, чтобы белорусскому исполнителю раскрутиться в Москве, ему нужно там жить. Как ляписы". Кстати, а "ляписы" были на фестивале?

- Нет. И не будут.

- Почему?

- Потому что "ляписы".

- Потому что их не заказывают зрители?

- Потому что "ляписы".

- Мне это ни о чем не говорит.

- Есть такое слово "ляпсус". А они - "ляписы".

- Неужели так непрофессионально?

- Ну, это все... это как... Есть вещи однодневные, есть двухдневные, трехдневные... Я даже скажу тебе крамольную вещь: Коля Басков тоже на один день. Даже меньше. Год прошел, его раскрутили, с него сняли пенки. И Коля Басков - уже все. Ведь он и не оперный певец, так как очень слаб для оперного певца; и как попса он плох - слишком оперный для попсы. И с мозгами плохо - ну что ж теперь сделаешь? Пойми: это одноразовый использованный презерватив. Который использовали и выбросили. И все. Его больше нет.

- Ну, с Басковым все понятно, но "ляписы"?!! Значит, и они у вас появиться не могут.

- Да. Это одноразово все.

- Итак, попасть на фестиваль можно не только с талантом, но и со связями, с раскруткой, с продюсером...

- Да, к сожалению, да.

- Что бы вы хотели изменить в фестивале?

- Нам бы хотелось, чтобы в нем было настоящих песен больше. Ведь этот фестиваль единственный, который затрагивает интересы практически всех социальных групп населения. У нас звучат разные песни, и поют - обрати внимание - абсолютно все: и Кобзон, и Лещенко, и Толкунова, и Аллегрова, и Долина, и... ну все-все-все. Все считают, что если ты в этом году не попал на фестиваль, то следующий год у тебя вырван из жизни. Вот так.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2002 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета