Dark Illumination высокие технологии
Место дислокации: Германия-Бельгия
Состав: Daniel Gamradt (программирование, сэмплирование, вокалы, тексты), Thomas Kruger (сэмплирование, синтезаторы)
Релизы: CD "Realize The Error" (1996, Zoth Ommog), CD "Pathfinder" (1999, Zoth Ommog), "Dead Planet" (2001, Bloodline)
Сайд-проекты: PEAK (power rhythmic noise/tribal industrial) — CD "Zero" (1999, Zoth Ommog)
Любимые записи: Richard Strauss "Also sprach Zarathusstra", PINK FLOYD "Welcome to the Machine", KRAFTWERK "Boing Boom Tschak", THE ALAN PARSONS PROJECT "Lucifer", DARK ILLUMINATION "Concrete Age" (трек присутствует на CD "Pathfinder")
Стиль: Hyperspace Body Music, Electro, Intelligent Techno
Биографическая справка: Проект DARK ILLUMINATION был сформирован в 1993 году. Под этой вывеской двое молодых электрофриков решили делать высокотехнологичную электронную музыку на стыке таких жанров, как ЕВМ, электро и андерграундное техно. Выбрав довольно мрачное название для своего коллектива, ребята поначалу задались целью вещать людям о негативных явлениях нашей жизни и предлагать возможные пути решения их проблем. Первый альбом дуэта "Realize The Error" в текстах содержал призыв к слушателям не закрывать глаза на происходящие вокруг них события и признавать свои ошибки. На нем также было уделено внимание политической ситуации и безработице, вызванной технологическим прогрессом. В музыкальном отношении первая работа группы представляла собой весьма навороченную по тем временам (да и по нынешним) Intelligent Body Music с мелодичными атмосферными темами, кучей странных микрозвуков, субтильными вокалами и кричащими бас-линиями. Песни DARK ILLUMINATION справедливо сравнивали с материалом ранних HAUJOBB, однако музыка Daniel Gamradt и Thomas Kruger звучала более неуклюже, абстрактно, "мертво", то есть не вызывала сильных эмоций. Большинство звуков тогда (и теперь) создавались музыкантами "вручную", путем кропотливой и детальной работы в студии. Парни считают себя помешанными на синтезаторах (последних у них очень много), им нравится истязать свои машины, создавать действительно оригинальные, жестокие звуки. Однако комплексные звуковые структуры треков "Realize The Error" были созданы классными саунд-конструкторами, которым явно не хватало композиторского таланта. На мой взгляд, первая работа коллектива была укомплектована скорее чистыми, комплексными, холодными и отчасти беспорядочными электронными манипуляциями, кибер-интенсивность и глубокая проработка которых говорили о большом потенциале DARK ILLUMINATION и импонировала тем поклонникам электронной музыки, которые порядком устали от классического индастриэл/ЕВМ-саунда и готовы были проглотить что-нибудь посвежее, да побезумнее. Далее на сцене начался (и, к сожалению, все еще продолжается) настоящий бум на так называемый future pop, на деле оказавшийся упрощенным, коммерческим, клубноориентированным гибридом из танцевальных техно/EBM-битов, мелодичного synth-pop и чистых мужских или женских вокалов. Свой вклад в развитие данного тренда внесли и наши герои — речь идет об их втором альбоме "Pathfinder", повествующем на звуковом и текстовом уровнях о "миссии на Марс", проблемах астронавтики и желании человека преодолеть земную гравитацию и вырваться в открытый космос. Однако DARK ILLUMINATION снова умудрились продемонстрировать более прогрессивный, интеллигентный и сложный по сравнению со многими собратьями по future pop-цеху саунд: фактически музыканты соединили напористость old school EBM с нелинейными ритмами drum-n-bass и андерграундного техно, а также инжектировали в свои полегчавшие и сильно прибавившие в танцевальности песни особые сферические мелодии, космические эмбиентные вибрации, переговоры астронавтов и россыпи сэмплов. Также значительно "очеловечелились" вокалы, наверное, благодаря увеличенному акценту на мелодичность композиций. Сами артисты обозвали свой новый стиль Hyperspace Body Music. CD "Pathfinder" является классной пластинкой. Он пользовался заслуженным успехом у критиков и электрофэнов, однако его создатели по-прежнему оставались в тени HAUJOBB, так как их второй альбом проигрывал признанному шедевру "Solutions For A Small Planet". Ярлык талантливых клонов и упреки в цитировании HAUJOBB (а позже и CLEANER), конечно же, огорчали и приводили в ярость участников DARK ILLUMINATION. Конечно, они не открещивались от музыкальных влияний извне, но при этом перечисляли названия других групп (THE FUTURE SOUND OF LONDON, AUTECHRE, THE CHEMICAL BROTHERS, SPACE FROG, APOLLO 440…) В том же 1999 году на Zoth Ommog неожиданно был издан power rhythmic noise-альбом "Zero" таинственного проекта PEAK неких маргинальных персонажей, скрывающихся за псевдонимами Marc van Ellen и Tokyot. (В свое время я поставил этой замечательной, оригинально и мощно звучащей работе 10 баллов.) Как позже оказалось, это были Daniel и Thomas, решившие попробовать свои силы в другом жанре. Эксперимент удался. А спустя два года тихо, скромно и буднично на лейбле Bloodline состоялся релиз третьего полноформатника DARK ILLUMINATION "Dead Planet". Рекламные слоганы звучали примерно так: "Со своим третьим альбомом "Dead Planet" DARK ILLUMINATION возвращаются в клубы! Дуэт представляет чистые машинные Электро-Биты в оболочке Синтетического Модерна. Рекомендуется всем фанатам HAUJOBB и FRONT 242. Потрясающая, перфектная Механика!!!" Обычно я скептически отношусь к подобной рекламе, особенно когда близко знаком с предметом разговора, однако на этот раз все оказалось гораздо лучше и интереснее, чем я смел предполагать. Итак, ребята наконец-то сделали ЭТО! Daniel и Thomas записали просто великолепный hi-tech EBM/power электро/ Intelligent Techno-альбом, один из лучших электронных дисков 2001 года, который "похоронил" неприятные сравнения с HAUJOBB. Таким образом, лишь с третьей попытки группа приобрела в моем (и не только) лице поклонника. Удастся ли DARK ILLUMINATION развить успех в будущем или нет, покажет время (не за горами и юбилей — 10 лет существования группы). Я же ниже предлагаю вашему вниманию подробный анализ альбома "Dead Planet".
Музыка: Альбом "Dead Planet" — показательный пример удачного симбиоза нескольких жанров электронной музыки в одно целое, а также веский аргумент в пользу того, что на электро-индустриальной сцене еще имеются пустующие ниши и поле для экспериментов. Я рекомендую последнюю работу DARK ILLUMINATION тем людям, которые способны расслышать в неброско оформленном, но очень качественно записанном релизе уникальный и долговечный продукт, которые избегают красивых и ярких "однодневок". Я отсылаю альбом тем электрофрикам, которые предпочитают модерновый по сути, а не по коммерческому потенциалу и рекламным слоганам, жесткий, динамичный, интеллигентный, pure электрический саунд с плотным энергетическим шлейфом, sci-fi-лирикой и грамотно обработанными в манере KRAFTWERK meets FAITHLESS мужскими вокалами. Никаких "соплей", страданий, пафоса, "сердешной лирики", нигилизма, брутализма и тупой агрессивности вы здесь не услышите. Стильный, футуристический, самодостаточный, выдержанный, рассчитанный до мельчайших деталей альбом "Dead Planet" не содержит слабых треков. Это намертво спаянная по электронному наполнению, энергетике, атмосфере и attitude голографическая цепочка из эффектных клубных боевиков. Настоящая машина-убийца для танцполов, но мне особенно понравилось, что ультратанцевальность песен не кричащая, она не поставлена во главу угла. Просто музыка группы безостановочно выбрасывает порции электро-индустриального/кибернетического адреналина такой сильной концентрации, что о пассивном мускульно-двигательном или нервном отклике просто не может быть и речи. Все получается очень естественно и неотвратимо. По крайней мере, даже если внешняя ситуация не располагает к физической активности, внутренне вы все равно будете действовать, танцевать, двигаться под песни "Мертвой Планеты". Атмосфера альбома — это также большая удача музыкантов. Холодные, механические, четкие, словно разбитые на фреймы/блоки/кирпичики, техноидные, со множеством деталей и оттенков электронные номера идеально отражают наше равнодушное компьютерное время и мироощущение одинокого и сильного самца(-ки), закаленного неорганическим миром и тотальной медиаложью. Комплексность звучания также впечатляет, а главное — это на самом деле нечто свеженькое. Затерянная на далекой планете многоступенчатая платформа "Dead Planet" из пластиковых синтезаторных проигрышей, въедливых мелодических линий, массивных, глубоких машинных техно-битов и кибер-вокодеров густо оплетена правильными по форме джунглями из сэмплов и техно-лупов. На этом альбоме есть что послушать, уж поверьте мне. У треков имеется двойное, тройное дно и так далее (падай, падай, падай глубже, ниже, ниже, ниже, ниже…). Материал прекрасно слушается в наушниках, настольных колонках и на мощном звуке. Мои треки-фавориты: "Another Mistery" (первая вещь, задающая настроение и ритм всему альбому), "Sidewinder" (жесткое, спрессованное техно c синтезаторным проигрышем, напоминающем тему из фильма "Das But"), "Dead Planet" (мрачноватый ледяной кибер-перфоманс с чистыми вокалами и острыми, шизофреническими, сферическими электроспиралями звуков), "Keep Thet Frequency" (разбухшие басы просто утопают в жире, впервые проступает агрессия и обработанные гитары, биты сходятся "стенка на стенку", синтезаторная работа — конфетка, суперхит!) и "Rejection"… Здесь я заканчиваю и призываю вас придерживаться верной музыкальной частоты, а именно частоты "Dead Planet". Это виртуозная киллер-программа для людей, готовых утонуть в штормящем электро-магнитном море, кишащем механическими спрутами, синтетическими скатами и прочими электронными тварями!
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 2001 год в рубрике музыкальная газета