Psychodelia Alpha
один в поле не воин


В преддверии нового года хотелось бы поговорить о том, что же происходит с электронной музыкой сегодня, каковы ее перспективы. Моими собеседниками выступят участники группы PSYCHODELIA ALPHA (Игорь и Павел).

— Ну что ж, давайте, поговорим об электронной музыке.
И: Электронная музыка — это реально. Мы, группа PSYCHODELIA ALPHA, ею занимаемся давно и не собираемся разбегаться, как это принято у других — то не поделят, этого мало!.. Также мы живем в стране Республика Беларусь. Очень любим свою страну и особенно Президента, НАШЕГО Президента. Кстати, почему бы не обратиться к нему и не попросить помогать юным талантам электронной музыки, в некоторой степени первопроходцам, пионерам то бишь? Но мы уже, наверное, не пионеры, а скорее комсомольцы. AUTISM еще в пионерах до сих пор ходит (не в обиду сказано), а мы уже комсомольцы. Ну а если серьезно, то электронная музыка, я уже не в одном интервью об этом говорил, является плодотворным универсальным детищем землян.
— Белорусская электронная сцена что из себя на данный момент представляет?
П: Народ просто ждет, что ему на блюдечке что-то преподнесут. Этого в наших условиях не происходит.
И: Если касаться проблемы раскрутки электронной музыки в Беларуси, то нужно опуститься в самый низ, к людям, потребителям…
П: Залепил! Опустимся, вообще, на дно!.. Тогда все будет намного сложнее — не верный подход! Лучше поговорим о наших горе-музыках. В общих чертах, в Беларуси все происходит так: человек что-то делает для своего удовольствия, потом решает пойти дальше и предлагает свои творения друзьям и знакомым. В итоге его музыка нравится не только ему, но и еще паре человек. Вскоре ему начинает не хватать времени, он "забивает" на это дело и все. Нужно-то ведь не просто ходить по дружкам-подружкам, а быть стратегом и тактиком — уметь грамотно продать. Тебя на одной студии, посылают, на второй, на третьей. Ты можешь остановиться, а можешь пойти дальше…
И: Кстати, эти "посылы" очень полезны — понимаешь, что делаешь не то.
П: Мы первый альбом сложно издавали. Отнесли на студию, через какое-то время нам позвонили и сказали: "Ребята, это не музыка, а шумы какие-то. Она никогда не окупится". Мы, конечно, расстроились, пива попили и пошли на другую студию. Так долбили, пока не издали первый альбом на одной из минских студий.
И: С другой стороны, если человек начинает всем впрягать, какой он рулезный, пальцеваться — это первый признак того, что он остановился и уже ничего из себя не представляет. Музыкант должен работать над собой, постоянно совершенствоваться, разбираться в аппаратуре, понимать, какими методами и способами создается то или иное направление, знать много тонкостей. Да в любом деле человеку нужно постоянно работать. Главное — не останавливаться на достигнутом. Зачем почивать на лаврах, особенно когда их на самом деле и нет? Мы не считаем великим достижением издание в Москве и то, что нас по БТ и НТВ крутили. Это не является показателем высокого профессионализма, а скорее фактом некоторого признания и не обязательно большинством — максимум музыкальным редактором или автором программы.
— На НТВ? Как же вас так занесло?
— На НТВ в программе "Квартирный вопрос" был использован наш трек "Yellow Sky" из альбома "Programmer".
— Вас можно назвать группой со стажем, а вот помните ли вы свое первое выступление?
П: Был (да и сейчас случается иногда) такой стрем, что пойдем куда-нибудь, прокрутим свою музыку, а нас помидорами гнилыми закидают. В первый раз мы выступали в Парке Горького. Сначала народ заорал: "Что за фигня?" А потом смотрим — уже колбасит. Вот тут мы точно поняли, что делаем нечто стоящее. Бывали другие случаи, когда люди спрашивали: "Знаешь группу такую PSYCHODELIA ALPHA? Классно, круто так рубят!" Я, естественно, делал вид, что не у дел. Особенно неприятно выслушивать всякую лесть со стороны едва знакомого человека… Что здесь говорить…
— А на что вы сами ориентируетесь, на Беларусь или на Запад?
И: Мы просто хотим выпустить качественный продукт. Сейчас нам не важно, где он будет издан, в Беларуси, России, Германии… Нам нужен просто рентабельный продукт. Мы не можем себе позволить штамповать по альбому в год, хотя бы из-за отсутствия оборудования, поэтому создание альбома для нас весьма трудоемкий процесс, который отнимет много времени.
— Возможно ли на той музыке, которую вы делаете, заработать деньги здесь?
И: На том, что мы делаем, мы уже зарабатываем.
П: Чтобы зарабатывать приличные суммы, нужно делать коммерческий продукт. Вопрос в том, что в итоге ты создашь совсем не то, что хочешь. Ведь придется делать попсовые мотивчики какие-то, чтобы здесь это восприняли. На Западе уже давно можно совершенно спокойно купить диски, рассчитанные на весьма узкий круг слушателей. А у нас какое-то страшнейшее засилье попсы. Рок-музыка, правда, уже более-менее неплохо поставлена. А вот с электронной музыкой (опустим электронную попсу типа РУКИ ВВЕРХ!) ниша пока пуста. Диски выпускаются малым тиражом, расходы большие, отсюда и цены высокие.
И: Два-три трека на диске нужно сделать более коммерческими, форматными. Иначе в нашей стране пока не пробьешься. У нас нет такой инфраструктуры, чтобы можно было раскрутить, придать значимость андерграундной культуре как таковой в массах.
П: А я не хочу выпускать попсовые треки на альбоме, не хочу портить весь альбом.
И: Речь идет не о попсовых треках, а о тех, которые могли бы быть прокручены в FM-формате…
Есть некоторое решение вышеперечисленных проблем. Таким выходом может стать создание некоей общественной организации, которая объединяла бы творческую молодежь, будь то музыканты, журналисты или программисты… Мы намерены это сделать, чтобы развиваться дальше цивилизованно, а не каждому самому по себе… Будучи юридическим лицом, объединение сможет на нормальном уровне проводить мероприятия. Акцент будет сделан на электронную музыку, но нас вообще интересует талантливая молодежь, у которой есть творческий потенциал, обусловленный здоровыми душевными позывами.
Но для объединения нужна какая-то материальная база, поддержка государства наконец…
И: Поясняю. У нас материальной базы почти никакой. Во всяком случае, на первых порах. Исходная точка — это творчество. Откуда тут деньги? По одному никто и вовсе ничего не сделает. Сама эта идея не нова. Многие люди пытались создавать объединения такого толка, но на какой-то момент останавливались, дальше — все возвращалось на круги своя… Попробую объяснить популярнее. К примеру, нас пять человек, у каждого есть связи. Как, по-вашему, выгоднее: действовать по одному или вместе, пользуясь связями каждого из нас? Нам нужна своеобразная паутина связей. К тому же мы (будучи общественным объединением) являемся не физическим лицом типа "дядя Вася", а юридическим, представляющим некоторое количество людей. Цель у нас одна — чтобы не терялись талантливые люди, не погибали... Да чтобы они нашли друг друга наконец. Я считаю огромным везением встречу с Пашей. Поодиночке мы бы никогда не добились того, что имеем сейчас… Мы должны расти. Думаю, до объединения хотя бы местного масштаба мы уже доросли. Только не надо сравнивать это с колхозом — не те люди.
Будучи юридическим лицом, мы сможем легально представлять и отстаивать свои интересы. А оставаясь поодиночке, все останется так, как сейчас: музыканты будут постоянно изобретать велосипед и показывать его друзьям.
— А как называться оно будет?
И: "Электронный Талибан"! (Смеется. — Прим. Авт.)
П: А все участники в чалмах ходить будут.
И: Данные высказывания никоим образом не являются нашей философией, надеемся на здравый смысл читателей.
— И все же, для кого вы это делаете?
И: Мы не пробиваем нишу для тех, кто слушает галимую попсу. Мы объединяемся ради тех, кто хотя бы, кроме галимой попсы, слышал имя Жана Мишеля Жаре. А серьезно, мы ориентируемся на думающих, на ищущих людей. И вообще давно пора понять, что творчество — это золотая жила.
— Как бы вы охарактеризовали в нескольких словах основную массу потребителей музыки в Беларуси?
П: Бывает и хуже.
И: Поп-меломаны. Как бы грубо это ни звучало, но музыкальную аудиторию в Беларуси можно назвать одним словом: масса. (Чтобы никто не обиделся, читайте первый абзац, третье, четвертое и пятое предложения.)
А о чем мы до этого говорили?.. Так вот, мы говорили, что общественному объединению стоит быть. Ну и будет. Точка.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета