Пилот “Я не люблю покой” (окончание)
Окончание.Начало в "МГ"№ 46–47
Автобиография
-- Кем ты хотел быть в школе? Кем бы ты хотел быть, если бы не был музыкантом?
-- Летчиком... Зрение подвело -- не взяли бы. Пришлось оставить эту затею.
-- Ты любишь птиц?
-- Да, конечно. Я сам -- птица.
-- А каких больше всего?
-- А вот таких, как эта (Илья показал на чайку, которую мы только что кормили кусочками хлеба (интервью бралось за два часа до отхода моего поезда, прямо на вокзальном перроне)).
-- Ты -- очень талантливый человек. На твоем счету -- придуманная тобою "Сказка о Прыгуне и Скользящем", написанная тобою фантастическая повесть "Тори", рисунки, стихи, байки -- и это, не считая твоего творчества в ПИЛОТЕ. Откуда это все? Наследственность повлияла?
-- С рождения. Мать на пианино играла, отец хорошо рисует, он в свое время картины писал и друзьям дарил. Техника рисунка у меня от него, он архитектор по профессии. Возможно, родители оказали какое-то влияние и домашняя атмосфера. В доме витал дух искусства.
-- А твои братья-сестры связаны как-то с искусством?
-- Брат -- директор завода, у него свое дело. Он теперь большой начальник.
-- Да-а, повезло тебе с братом! А что подвигнуло тебя поступить в кинотехникум и даже отучиться там, насколько я знаю, два года?
-- Хотелось быть поближе к миру искусства... Подальше от фабрик и заводов. Ну и, наверное, было желание как-то реализовать свое видение мира -- вот поэтому и выбрал кино.
-- Кстати, ты сам снимал ваш клип "Трамвайная". Значит, не зря время в кинотехникуме провел -- навыки какие-то получил операторские.
-- Я на киномеханика учился. А клип я снимал, потому что хотелось попробовать самому, что это такое -- снимать на видеокамеру. Тогда, помню, был жуткий мороз -- двадцать градусов ниже нуля, а я, лежа на трамвайных путях, снимал все, что требовалось по сценарию -- трамваи, девочек, собачек! Почти экстремальные условия съемки были, но сам процесс понравился.
-- Из твоей трудовой биографии: тебе приходилось работать грузчиком, санитаром в реанимации, озеленителем, конюхом в зоопарке. Кем тебе больше всего нравилось работать?
-- Конюхом. Я не только за лошадьми смотрел, но и учил людей на лошадях кататься. И вообще, я люблю лошадей.
-- Сейчас ты живешь только за счет музыки? Или приходится где-то еще работать?
-- Да. Я занимаюсь только музыкой, и слава Богу, получается жить исключительно за ее счет.
-- Твое отношение к алкоголю, курению, сексу?
-- К алкоголю и курению -- отрицательное. Но в жизни не всегда удается избегать этих вещей. Я считаю так, все хорошо в меру. Курю только тогда, когда это необходимо -- например, во время записи, когда сидишь безвылазно в студии и необходимо сбросить возникающее напряжение. Что касается отношений мужчины и женщины, я считаю, они нужны. В жизни нет ничего лишнего, раз Бог предусмотрел для людей эти отношения, то они должны быть.
-- Твое отношение к смерти?
-- Я ее жду.
-- То есть? Тебе неинтересно жить?
-- На самом деле, нет жизни и смерти. Есть лишь -- Вечность. Смерть -- это всего лишь переход. Не более того. Я живу в постоянной готовности к тому, что завтра мне придется совершить этот переход. Для меня сегодняшний день всегда последний день в моей жизни.
-- Нашел ли ты ответы на три вопроса: "Кто ты?", "Откуда ты?" и "Зачем?", которые ты когда-то сам себе задал?
-- Да.
-- И каковы же они?
-- Не скажу (Илья улыбается).
-- В одном из интервью, ты как-то сказал, что ты Химера, отражение семи Зверей (Химера, Звери -- персонажи "Сказки").
-- Не совсем. В Химере есть частичка лжи.
-- И то, что она сказала, неправда?
-- Ей нельзя доверять полностью.
-- Но все-таки, ты -- зеркало?
-- Да. Люди видят во мне себя.
-- Ты одинок?
-- Нет.
-- Но ты же сказал, что каждый видит в тебе себя. А кто-нибудь когда-нибудь тебя самого видел?
-- ДА!
-- Поздравляю! Значит, ты не одинок -- у тебя есть человек, который тебя знает!
-- Нет. Это не человек. Это Тори (персонаж из одноименной повести Ильи).
-- А Тори? Это разве не ты?
-- Тори -- это существо, реально существующее. Я его (ее) видел. Его видели другие. Оно существует, но не здесь в этом мире, а в другом -- в эфире, в астрале.
-- А я думала, это твое второе “Я”. Ты никогда не чувствовал себя проводником?
-- Нет. Я -- это я, а не кто-либо другой.
О людях и общении
-- Что тебе нравится в людях?
-- ... Безбашенность! Ненормальность, непохожесть на остальных.
-- А если человек при этом имеет свое мировоззрение, отличное от твоего?
-- Это абсолютно не мешает мне получать удовольствие от общения с ним.
-- А что не нравится в людях?
-- Предательство и ложь.
-- С кем интересно общаться? С самим собой, с друзьями, с близкими, с поклонниками, с незнакомыми людьми?
-- Со всеми! Я ни для кого не делаю исключения. Мне нравится общение само по себе.
-- Поддерживаешь ли ты обратную связь со своими поклонниками и как?
-- Переписываюсь по электронной почте. И через Интернет -- читаю гостевую книгу на нашем сайте, отвечаю на оставляемые в ней сообщения, если это нужно.
-- Кстати, у тебя есть свой компьютер?
-- Скоро будет, я надеюсь.
-- Для кого вы играете? Ваши поклонники -- чем они живут, чем дышат? Кто слушает ПИЛОТ, по-твоему?
-- ...Те, кто стремится к свету.
-- В общении с людьми ты доверяешь первому впечатлению?
-- Да, оно меня редко подводит.
-- То есть? Например, у тебя сработала интуиция, и она говорит, что человеку нельзя доверять, но этот человек еще ничего не совершил, как ты поступаешь в этом случае? Прерываешь общение с ним?
-- Я на самом деле очень открытый человек. Со мной легко подружиться. Если человек совершил ошибку, я могу лишь посочувствовать ему. Зло, совершенное этим человеком по своему невежеству, вернется к нему, и он получит все сполна по полной программе. Он сам себе делает плохо. Я ничего не буду делать. Я и не должен ничего делать. Есть Бог, есть закон кармического воздаяния для корректировки зла и восстановления гармонии. Я не должен лично вмешиваться в этот процесс, поскольку это не мое дело.
-- Как часто к тебе обращаются по поводу “Сказки”? Как часто люди передают тебе другие эзотерические книги?
-- Обращаются, передают... Случайностей не бывает. И люди, и книги, которые к нам приходят, я считаю, не случайны.
-- Ты когда писал “Сказку”, ты писал ее для того, чтобы найти понимание? Чтобы найти единомышленников -- для общения с ними?
-- И для этого тоже. Но я писал не для того, чтобы с кем-то общаться.
-- Но общение тоже нужно. Если не тебе, так другим людям.
-- У меня нет времени на общение. И мне неинтересно просто общаться. У меня другие цели.
-- Я имею в виду, общение на внутреннем уровне...
"Сказка" и сказки
-- Тебя теперь по праву можно считать сказочником, ты создал "Сказку о Прыгуне и Скользящем". Кстати, продолжение у нее будет?
-- Обязательно. Будет еще один альбом.
-- Почему в твоей "Сказке" такое внимание уделяется Прыгуну и Скользящему (Прыгун, Скользящий -- персонажи "Сказки")? Я сужу так хотя бы по тому же названию.
- Скользящий -- это Бог.
-- А Прыгун?
-- Он был выбран случайно. Он первым пришел ко мне на ум, вот и все.
-- Ты любил читать сказки в детстве?
-- Конечно!
-- А какие сказки были самые любимые?
-- О Муми Троллях! А еще про Винни Пуха -- просто обожал! Сказка о Малыше и Карлсоне нравилась, "Алису в Зазеркалье" любил -- причем именно слушать, у нас дома пластинка была с этой сказкой. Да, и еще, есть шведская сказка о Нильсе и диких гусях. Там маленький мальчик обидел гнома, и тот превратил его самого в гнома.
-- А-а, помню... И как потом Нильс путешествовал с дикими гусями, а потом вернулся домой?
-- Да. В конце сказки Нильс все-таки заслужил прощение старого гнома и тот его расколдовал, вновь превратив в человека.
-- Да, поучительная сказка... Не обижайте, люди, гномов! Не то пожалеете! Кстати, о Муми Троллях. Как ты относишься к творчеству группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ? Они ведь назвали себя в честь сказки Туве Янссон.
-- Да нет, они никакого отношения к ней не имеют. У них тролли каких-то МУМИЙ, а сказка рассказывает про добрых Муми Троллей. И мне не особо нравится то, что делает эта группа.
-- Практическое приложение к "Сказке" будет пополняться?
-- Будут ответы на самые часто задаваемые вопросы, их оформим в виде отдельной виртуальной книги и выложим на наш сайт для всех желающих.
-- Фильм по "Сказке" не было желания сделать?
-- А зачем? Разве там можно что-то снять?
-- Чтобы было большее погружение в реальность "Сказки".
-- А это не реальность! "Сказка" не реальность, это наоборот, уход от реальности.
-- В твоей "Сказке" рассказывается о том, как семь мистических Зверей готовятся уйти в Игру под названием "планета Земля". Только я не совсем поняла, эта Игра охватывает всю нашу жизнь -- или есть Игра, и есть жизнь?
-- Жизнь -- это Игра. Игра полностью охватывает нашу жизнь.
-- Ты знаешь, как выиграть Игру?
-- Ее может выиграть любой.
-- Любой? А как же твое утверждение, что выиграть Игру Звери смогут только вместе, если превратятся в Скользящего?
-- Это говорили Химеры. А Химерам нельзя полностью доверять. В их словах есть ложь. Они не говорят всю правду, потому что Химеры -- хранители Игры. Игру может выиграть абсолютно любой человек, если он не потеряет способности к борьбе.
Книги и фильмы
-- Находишь ли ты время для чтения книг? Кто твой любимый писатель?
-- Курт Воннегут, особенно нравятся его книги "Бойня # 5", "Сирены Титана", "Колыбель для кошки", "Доброе утро, мистер Розуотер". А сейчас я читаю одну очень хорошую книгу, где простым понятным языком говорится о достаточно сложных вещах. Это книга Нила Доналда Уолша "Беседы с Богом". Из любимых книг могу назвать еще "Хроники Амбера" Роджера Желязного. Недавно давали читать "Маленького принца" Сент-Экзюпери -- не скажу, чтобы очень понравилось. Так себе.
-- Интересно, а в школе ты уроки литературы любил?
-- Абсолютно эти уроки не нравились. Зачем мне читать чужие истории о том, как другие люди совершали ошибки, если знания можно получить лишь на собственном опыте и на своих ошибках? Мне нравилось читать фантастику, фэнтэзи. Реализм так называемый мне неинтересен. Для меня чтение такой литературы -- бесполезное занятие. Вместо этого мне интереснее будет фильмы какие-то посмотреть... Только не мелодрамы всякие и прочую ерунду, а серьезные.
-- А какие именно фильмы, если не секрет?
-- Ну, например, такие как "Матрица", "Куб" (sci-fi-фильм, в котором герои в один день просыпаются в странном мире, напоминающем собой кубический лабиринт), есть еще фильм Вима Вендерса "Небо над Берлином", получивший в Каннах приз за лучшую режиссуру (история о двух ангелах, блуждающих по Берлину и слушающих мысли людей, о том, как один из них, влюбившись в циркачку, согласился променять свое небесное предназначение на жизнь простого человека). Из наших фильмов люблю "Черную розу -- эмблему печали…", "Ассу", "Иглу", "Солярис", "Сталкер". А, вспомнил! И "Сибирский цирюльник", конечно! Замечательный фильм, я как его посмотрел, во мне раскрылось что-то, словно заново увидел русских людей. Для меня этот фильм стал своеобразным откровением -- с такой любовью Михалков показал Россию и русский характер. Настоящий фильм, без сомнения.
О религиях, астрологии, Боге
-- Илья, ты крещеный человек?
-- Да. В 13 лет меня отвели в церковь... Надо было... Принятие крещения помогло -- проблемы, которые у меня были, исчезли.
-- Какая религия тебе близка?
-- Никакая. Одинаково отношусь ко всем семи религиям.
-- Хорошо. К какой испытываешь наибольшее тяготение?
-- Поскольку я живу в России -- к христианству. И к Ведам.
-- К каким Ведам? Индийским?
-- А разве есть еще какие-то? Да, к индийским.
-- Есть еще русская ведическая традиция. Как ты относишься к зороастризму?
-- Как к одной из семи религий. Нейтрально.
-- А к астрологии?
-- Осторожно. Много чего там напутано.
-- В связи с этим, у меня вопрос -- на обложке альбома “Сказка” знаки Зодиака изображены не все и в неправильном порядке...
-- Все правильно. На самом деле, всего знаков Зодиака семь, а не двенадцать!
-- Да?
-- Семь! Всего семь знаков Зодиака и семь планет.
-- А как же высшие планеты в астрологии — Уран, Нептун, Плутон и другие, привносящие в нашу замкнутую систему чудо? В твоей модели мира, описанной в практическом приложении к "Сказке", чудо не допускается, то есть не допускается божественного вмешательства извне. Мир, по твоей модели, это замкнутая система, и люди, живущие в нем, никогда не смогут выйти за его рамки и стать богами.
-- Чудо может совершить только Бог. А люди есть люди. Они никогда не смогут перестать быть людьми. И никогда сами не смогут выйти за рамки системы.
-- То есть ты хочешь сказать, что в нашем мире живут только люди? А Иисус Христос, разве он не был Богом?
-- Он был человеком, сыном Божьим, посланником, а не Богом, не путай (Илья улыбнулся). Точно так же, как собака никогда не станет человеком, или, к примеру, таракан. Собака думает о том, почему хозяин ее не кормит, а не почему он играет в шахматы. Потому что она собака, а не человек. Точно так же человек никогда не сможет стать кем-то другим. Потому что он -- человек. Человек не может стать Богом, запомни это. Никогда!
-- Люди созданы по образу и подобию Божьему. А ты обрекаешь людей быть людьми.
-- На самом деле, это очень благородное и высокое предназначение -- быть человеком. И я горжусь тем, что я -- человек. Неужели ты думаешь, что люди могут быть выше своего Создателя? Неужели ты свою мудрость поставишь выше мудрости Божьей? Это величайшая гордыня -- так думать. Быть человеком -- для меня огромная честь.
О любви, добре и зле
-- В твоих песнях очень много боли.
-- Правильно. Она есть в мире. Я не могу не петь о ней, потому что она есть.
-- Но этого мало -- просто отражать! Путь Воина ведет в никуда. Знаешь ли ты об этом? Воевать вечно невозможно. Допускаешь ли ты, что рано или поздно ты перейдешь на новый уровень в своем творчестве, когда твои песни будут снимать боль, лечить людей? Стремишься ли ты к этому?
-- А мы как раз этим и занимаемся сейчас.
-- Хорошо, уточню вопрос. Как ты относишься к любви? Я знаю, что ты не любишь говорить о ней, и все-таки? Что такое для тебя любовь?
-- Это все! Без нее ничего не смогло бы существовать, все бы исчезло... У тебя есть бумага и ручка? (поиски этих предметов поблизости оказались безуспешными) Ладно. Так попробую объяснить. Представь себе, вот ты бросаешь камень в воду, от этого броска по воде идут круги. Ты и есть этот камень, брошенный в воду. Действие рождает отклик. Вот так и твоя любовь оказывает влияние на всех окружающих. Самая большая любовь, которая только может существовать -- высшая -- Творца к своему Творению. Потом, по мере нисхождения этой любви в материю, она деградирует.
-- Деградирует?
-- Да. Второй по силе, после любви Творца к своему Творению, является любовь Мужчины к Женщине. Потом любовь Брата к Сестре, потом по мере спада интереса идут отношения дружбы, симпатии, просто равнодушия.
-- А я думала, любовь Брата и Сестры стоит выше любви Мужчины и Женщины.
-- Нет, любовь Мужчины и Женщины выше.
-- Можно сказать, что любовь -- это энергия? Самая сильная любовь охватывает все семь чакр человека, чем меньше чакр задействовано при взаимодействии двух людей, тем любовь слабее?
-- Причем здесь чакры? Ты говоришь про энергию, а не про любовь. А энергия может быть любой, все вокруг -- это энергия. В тебе есть энергия, в других, в пространстве вокруг -- везде.
-- Хорошо. Ты любишь людей?
-- Я отношусь к ним с состраданием.
-- А гнев и раздражение к ним ты разве не испытываешь, когда сталкиваешься с людской несправедливостью? Если тебе или кому-то другому совершили зло.
-- Если мне совершили зло, я абсолютно спокоен. Невежество -- вот главная причина, по которой люди совершают зло. Если они это сделали, Бог их накажет. Я ничего не должен делать. Наказание произойдет само собой. Все то, что человек сделал, вернется к нему обратно по объективному закону кармы. Я могу только отнестись с состраданием к такому человеку.
-- А как же такие проявления всемирного зла как, к примеру, недавний террористический акт в Америке, как, к примеру, новая мировая война?
-- Какая война?
-- Между Америкой и Афганистаном. Неужели тебе это все безразлично? Ведь гибнут люди. Это и есть Зло. Или ты проповедуешь непротивление злу?
-- Я не живу в Афганистане. Все, что происходит, происходит с конкретными людьми и в конкретном месте, и зачем-то нужно для них. Неужели ты усомнишься в справедливости Божьей и поставишь себя, свою мудрость выше Божьей мудрости? Зла нет. Зло -- это лишь следствие нашей кармы, нашего субъективного восприятия.
-- Нет, конечно. Но кроме Бога есть еще и дьявол. Вот с ним-то и надо сражаться. Или в твоем понимании зло не является внешней самостоятельно действующей силой?
-- Не является. Зло -- это лишь наше восприятие. Наше непонимание каких-то вещей. Наше невежество.
Тори
-- Все вокруг -- бесполезная, никому ненужная действительность? Так ты написал в предисловии к своей книге "Тори".
-- Полезная, и очень даже нужная для совершенствования своего духа действительность.
-- А для чего нужно совершенствоваться?
-- Для того, чтобы стать существами творящими.
-- А для чего? Предположим, ими станем. А дальше что?
-- Этого нам не дано знать, что с нами будет дальше. Этого и не нужно знать! Это как в школе -- в ней все учатся, а после уже выбирают себе профессию. У того же Кастанеды про это написано -- если бы мы знали, с чем и с каким врагом нам придется столкнуться, вряд ли мы захотели быть воинами -- а значит, и не стали бы ими.
-- А может мы должны менять действительность? И именно для этого нужно совершенствовать себя?
-- Зачем? Все, что ты видишь вокруг -- этот вокзал, люди кругом, весь мир, в котором мы сейчас находимся -- это Иллюзия, Форма. А мы -- энергия, которая наполняет Форму и поддерживает ее существование. Мир нам нужен только для того, чтобы повысить свой уровень самоосознания, стать воинами духа. Как только тебе этот мир перестанет быть нужен, ты сразу перейдешь в другой -- более совершенный мир, где продолжишь свою эволюцию на другом уровне. И ты не должна даже задумываться над тем, как и когда ты станешь свободной от этого мира -- переход произойдет сам по себе, как только ты будешь готова к нему. Как только ты станешь существом творящим. Мы не должны изменять Форму, она сама по себе исчезнет, когда из нее уйдет вся Энергия. "Все, что создано -- будет разрушено", -- вспомни. Бог создал Форму, Бог ее и уничтожит, как только она перестанет быть кому-то нужной. И не нам ее менять.
-- И все-таки, есть и другая точка зрения. И все-таки, мы рождены, чтобы сказку сделать былью. И все-таки, наше предназначение -- изменить мир, в котором мы живем, и сделать жизнь в ЭТОМ мире лучше!
-- Лучше? Что значит -- лучше? Бог любит тебя. И делает все, чтобы ты была счастлива. Бог проявляет себя через все и всех, и все, что с тобой происходит -- это проявление любви Бога к тебе. Надо только уметь видеть Его. Как ты будешь Его называть -- Тори, Феей или еще как-то -- неважно! (Фея -- персонаж из моей "Сказки о Фее и Семи Братьях", которую я давала Илье почитать перед нашим разговором). Кстати, ты правильно написала: "Я не знаю, чем кончится Сказка о Фее и Семи Братьях. Я знаю одно -- Сказка продолжается!" Я не знаю, что будет завтра. Я знаю только, что у меня есть сегодняшний день -- Вечность, и больше ничего.
-- И последний вопрос. Можешь ли ты сказать, что для тебя -- жизнь?
-- Жизнь -- это война.
-- А ты в ней воин духа?
-- Да.
-- Удачи тебе. И победы!
Вот такой получился разговор по душам. Возможно, я поломаю чьи-то стереотипы тем, что я сейчас скажу, но лично мне Илья Черт чем-то неуловимым напоминает БГ. Возможно, своей внутренней религиозностью, просветленностью, открытостью, доброжелательностью к совершенно незнакомым людям, которые подходили к нам на вокзале во время интервью, ну, и я не знаю, чем еще... Может, своей душевностью? Что касается концертов ПИЛОТА, то здесь да, не спорю, очень много от АЛИСЫ и Кинчева. Та же подача, та же воинская энергетика, тот же драйв. Плюс ко всему панковская эстетика. В итоге, получается такой разнокалиберный, а главное, ОРГАНИЧНЫЙ сплав всех возможных энергий ян, инь, дэн, что башку может снести от прослушивания песен ПИЛОТА всерьез и надолго. А вы, сами того не заметив, станете такими же безбашенными панками, как и сами “пилоты”!
Ну, а если серьезно... Я могу и серьезно! Какой прогноз ПИЛОТУ я могу написать, какое будущее могу ему предсказать? Что ждет ПИЛОТ завтра? Какой курс выберет группа? Чувствуется, и это не только мое мнение, мировоззрение Ильи Черта меняется. Означает ли это, что в будущем творчество ПИЛОТА кардинально изменится? Одно могу сказать наверняка -- ПИЛОТ всегда в своих песнях стремился к свету и гармонии, никогда не изменит себе и не сменит свой курс в угоду шоу-бизнесу. Эти принципы, которым следует группа, вызывают уважение со стороны ценителей настоящей некоммерческой рок-культуры.
А пока не будем загадывать далеко вперед, ведь в самом скором обозримом будущем нас ожидает новый альбом ПИЛОТА. Обратив свои взоры на небо, мы увидим на горизонте, как он, блестя на солнце своими никелированными крыльями, со стремительной скоростью приближается к нам.
…Внимание встречающим! Приземление нового детища ПИЛОТА состоится на взлетно-посадочной полосе “Нашего Радио” 15 декабря в 18.00 в программе "Воздух". Не пропустите! "Наше небо" скоро будет нашим! “Пилоты”, удачи вам и летной погоды!
Состав ПИЛОТА:
Илья "Черт" Кнабенхофф -- вокал; Роман Чуйков -- гитара; Станислав Марков -- бас; Николай Лысов -- барабаны; Максим "Йорик" Юрак -- скрипка; Валерий Карпенков -- директор.
Минск-Питер-Минск, 13-15 октября 2001 года.
Автобиография
-- Кем ты хотел быть в школе? Кем бы ты хотел быть, если бы не был музыкантом?
-- Летчиком... Зрение подвело -- не взяли бы. Пришлось оставить эту затею.
-- Ты любишь птиц?
-- Да, конечно. Я сам -- птица.
-- А каких больше всего?
-- А вот таких, как эта (Илья показал на чайку, которую мы только что кормили кусочками хлеба (интервью бралось за два часа до отхода моего поезда, прямо на вокзальном перроне)).
-- Ты -- очень талантливый человек. На твоем счету -- придуманная тобою "Сказка о Прыгуне и Скользящем", написанная тобою фантастическая повесть "Тори", рисунки, стихи, байки -- и это, не считая твоего творчества в ПИЛОТЕ. Откуда это все? Наследственность повлияла?
-- С рождения. Мать на пианино играла, отец хорошо рисует, он в свое время картины писал и друзьям дарил. Техника рисунка у меня от него, он архитектор по профессии. Возможно, родители оказали какое-то влияние и домашняя атмосфера. В доме витал дух искусства.
-- А твои братья-сестры связаны как-то с искусством?
-- Брат -- директор завода, у него свое дело. Он теперь большой начальник.
-- Да-а, повезло тебе с братом! А что подвигнуло тебя поступить в кинотехникум и даже отучиться там, насколько я знаю, два года?
-- Хотелось быть поближе к миру искусства... Подальше от фабрик и заводов. Ну и, наверное, было желание как-то реализовать свое видение мира -- вот поэтому и выбрал кино.
-- Кстати, ты сам снимал ваш клип "Трамвайная". Значит, не зря время в кинотехникуме провел -- навыки какие-то получил операторские.
-- Я на киномеханика учился. А клип я снимал, потому что хотелось попробовать самому, что это такое -- снимать на видеокамеру. Тогда, помню, был жуткий мороз -- двадцать градусов ниже нуля, а я, лежа на трамвайных путях, снимал все, что требовалось по сценарию -- трамваи, девочек, собачек! Почти экстремальные условия съемки были, но сам процесс понравился.
-- Из твоей трудовой биографии: тебе приходилось работать грузчиком, санитаром в реанимации, озеленителем, конюхом в зоопарке. Кем тебе больше всего нравилось работать?
-- Конюхом. Я не только за лошадьми смотрел, но и учил людей на лошадях кататься. И вообще, я люблю лошадей.
-- Сейчас ты живешь только за счет музыки? Или приходится где-то еще работать?
-- Да. Я занимаюсь только музыкой, и слава Богу, получается жить исключительно за ее счет.
-- Твое отношение к алкоголю, курению, сексу?
-- К алкоголю и курению -- отрицательное. Но в жизни не всегда удается избегать этих вещей. Я считаю так, все хорошо в меру. Курю только тогда, когда это необходимо -- например, во время записи, когда сидишь безвылазно в студии и необходимо сбросить возникающее напряжение. Что касается отношений мужчины и женщины, я считаю, они нужны. В жизни нет ничего лишнего, раз Бог предусмотрел для людей эти отношения, то они должны быть.
-- Твое отношение к смерти?
-- Я ее жду.
-- То есть? Тебе неинтересно жить?
-- На самом деле, нет жизни и смерти. Есть лишь -- Вечность. Смерть -- это всего лишь переход. Не более того. Я живу в постоянной готовности к тому, что завтра мне придется совершить этот переход. Для меня сегодняшний день всегда последний день в моей жизни.
-- Нашел ли ты ответы на три вопроса: "Кто ты?", "Откуда ты?" и "Зачем?", которые ты когда-то сам себе задал?
-- Да.
-- И каковы же они?
-- Не скажу (Илья улыбается).
-- В одном из интервью, ты как-то сказал, что ты Химера, отражение семи Зверей (Химера, Звери -- персонажи "Сказки").
-- Не совсем. В Химере есть частичка лжи.
-- И то, что она сказала, неправда?
-- Ей нельзя доверять полностью.
-- Но все-таки, ты -- зеркало?
-- Да. Люди видят во мне себя.
-- Ты одинок?
-- Нет.
-- Но ты же сказал, что каждый видит в тебе себя. А кто-нибудь когда-нибудь тебя самого видел?
-- ДА!
-- Поздравляю! Значит, ты не одинок -- у тебя есть человек, который тебя знает!
-- Нет. Это не человек. Это Тори (персонаж из одноименной повести Ильи).
-- А Тори? Это разве не ты?
-- Тори -- это существо, реально существующее. Я его (ее) видел. Его видели другие. Оно существует, но не здесь в этом мире, а в другом -- в эфире, в астрале.
-- А я думала, это твое второе “Я”. Ты никогда не чувствовал себя проводником?
-- Нет. Я -- это я, а не кто-либо другой.
О людях и общении
-- Что тебе нравится в людях?
-- ... Безбашенность! Ненормальность, непохожесть на остальных.
-- А если человек при этом имеет свое мировоззрение, отличное от твоего?
-- Это абсолютно не мешает мне получать удовольствие от общения с ним.
-- А что не нравится в людях?
-- Предательство и ложь.
-- С кем интересно общаться? С самим собой, с друзьями, с близкими, с поклонниками, с незнакомыми людьми?
-- Со всеми! Я ни для кого не делаю исключения. Мне нравится общение само по себе.
-- Поддерживаешь ли ты обратную связь со своими поклонниками и как?
-- Переписываюсь по электронной почте. И через Интернет -- читаю гостевую книгу на нашем сайте, отвечаю на оставляемые в ней сообщения, если это нужно.
-- Кстати, у тебя есть свой компьютер?
-- Скоро будет, я надеюсь.
-- Для кого вы играете? Ваши поклонники -- чем они живут, чем дышат? Кто слушает ПИЛОТ, по-твоему?
-- ...Те, кто стремится к свету.
-- В общении с людьми ты доверяешь первому впечатлению?
-- Да, оно меня редко подводит.
-- То есть? Например, у тебя сработала интуиция, и она говорит, что человеку нельзя доверять, но этот человек еще ничего не совершил, как ты поступаешь в этом случае? Прерываешь общение с ним?
-- Я на самом деле очень открытый человек. Со мной легко подружиться. Если человек совершил ошибку, я могу лишь посочувствовать ему. Зло, совершенное этим человеком по своему невежеству, вернется к нему, и он получит все сполна по полной программе. Он сам себе делает плохо. Я ничего не буду делать. Я и не должен ничего делать. Есть Бог, есть закон кармического воздаяния для корректировки зла и восстановления гармонии. Я не должен лично вмешиваться в этот процесс, поскольку это не мое дело.
-- Как часто к тебе обращаются по поводу “Сказки”? Как часто люди передают тебе другие эзотерические книги?
-- Обращаются, передают... Случайностей не бывает. И люди, и книги, которые к нам приходят, я считаю, не случайны.
-- Ты когда писал “Сказку”, ты писал ее для того, чтобы найти понимание? Чтобы найти единомышленников -- для общения с ними?
-- И для этого тоже. Но я писал не для того, чтобы с кем-то общаться.
-- Но общение тоже нужно. Если не тебе, так другим людям.
-- У меня нет времени на общение. И мне неинтересно просто общаться. У меня другие цели.
-- Я имею в виду, общение на внутреннем уровне...
"Сказка" и сказки
-- Тебя теперь по праву можно считать сказочником, ты создал "Сказку о Прыгуне и Скользящем". Кстати, продолжение у нее будет?
-- Обязательно. Будет еще один альбом.
-- Почему в твоей "Сказке" такое внимание уделяется Прыгуну и Скользящему (Прыгун, Скользящий -- персонажи "Сказки")? Я сужу так хотя бы по тому же названию.
- Скользящий -- это Бог.
-- А Прыгун?
-- Он был выбран случайно. Он первым пришел ко мне на ум, вот и все.
-- Ты любил читать сказки в детстве?
-- Конечно!
-- А какие сказки были самые любимые?
-- О Муми Троллях! А еще про Винни Пуха -- просто обожал! Сказка о Малыше и Карлсоне нравилась, "Алису в Зазеркалье" любил -- причем именно слушать, у нас дома пластинка была с этой сказкой. Да, и еще, есть шведская сказка о Нильсе и диких гусях. Там маленький мальчик обидел гнома, и тот превратил его самого в гнома.
-- А-а, помню... И как потом Нильс путешествовал с дикими гусями, а потом вернулся домой?
-- Да. В конце сказки Нильс все-таки заслужил прощение старого гнома и тот его расколдовал, вновь превратив в человека.
-- Да, поучительная сказка... Не обижайте, люди, гномов! Не то пожалеете! Кстати, о Муми Троллях. Как ты относишься к творчеству группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ? Они ведь назвали себя в честь сказки Туве Янссон.
-- Да нет, они никакого отношения к ней не имеют. У них тролли каких-то МУМИЙ, а сказка рассказывает про добрых Муми Троллей. И мне не особо нравится то, что делает эта группа.
-- Практическое приложение к "Сказке" будет пополняться?
-- Будут ответы на самые часто задаваемые вопросы, их оформим в виде отдельной виртуальной книги и выложим на наш сайт для всех желающих.
-- Фильм по "Сказке" не было желания сделать?
-- А зачем? Разве там можно что-то снять?
-- Чтобы было большее погружение в реальность "Сказки".
-- А это не реальность! "Сказка" не реальность, это наоборот, уход от реальности.
-- В твоей "Сказке" рассказывается о том, как семь мистических Зверей готовятся уйти в Игру под названием "планета Земля". Только я не совсем поняла, эта Игра охватывает всю нашу жизнь -- или есть Игра, и есть жизнь?
-- Жизнь -- это Игра. Игра полностью охватывает нашу жизнь.
-- Ты знаешь, как выиграть Игру?
-- Ее может выиграть любой.
-- Любой? А как же твое утверждение, что выиграть Игру Звери смогут только вместе, если превратятся в Скользящего?
-- Это говорили Химеры. А Химерам нельзя полностью доверять. В их словах есть ложь. Они не говорят всю правду, потому что Химеры -- хранители Игры. Игру может выиграть абсолютно любой человек, если он не потеряет способности к борьбе.
Книги и фильмы
-- Находишь ли ты время для чтения книг? Кто твой любимый писатель?
-- Курт Воннегут, особенно нравятся его книги "Бойня # 5", "Сирены Титана", "Колыбель для кошки", "Доброе утро, мистер Розуотер". А сейчас я читаю одну очень хорошую книгу, где простым понятным языком говорится о достаточно сложных вещах. Это книга Нила Доналда Уолша "Беседы с Богом". Из любимых книг могу назвать еще "Хроники Амбера" Роджера Желязного. Недавно давали читать "Маленького принца" Сент-Экзюпери -- не скажу, чтобы очень понравилось. Так себе.
-- Интересно, а в школе ты уроки литературы любил?
-- Абсолютно эти уроки не нравились. Зачем мне читать чужие истории о том, как другие люди совершали ошибки, если знания можно получить лишь на собственном опыте и на своих ошибках? Мне нравилось читать фантастику, фэнтэзи. Реализм так называемый мне неинтересен. Для меня чтение такой литературы -- бесполезное занятие. Вместо этого мне интереснее будет фильмы какие-то посмотреть... Только не мелодрамы всякие и прочую ерунду, а серьезные.
-- А какие именно фильмы, если не секрет?
-- Ну, например, такие как "Матрица", "Куб" (sci-fi-фильм, в котором герои в один день просыпаются в странном мире, напоминающем собой кубический лабиринт), есть еще фильм Вима Вендерса "Небо над Берлином", получивший в Каннах приз за лучшую режиссуру (история о двух ангелах, блуждающих по Берлину и слушающих мысли людей, о том, как один из них, влюбившись в циркачку, согласился променять свое небесное предназначение на жизнь простого человека). Из наших фильмов люблю "Черную розу -- эмблему печали…", "Ассу", "Иглу", "Солярис", "Сталкер". А, вспомнил! И "Сибирский цирюльник", конечно! Замечательный фильм, я как его посмотрел, во мне раскрылось что-то, словно заново увидел русских людей. Для меня этот фильм стал своеобразным откровением -- с такой любовью Михалков показал Россию и русский характер. Настоящий фильм, без сомнения.
О религиях, астрологии, Боге
-- Илья, ты крещеный человек?
-- Да. В 13 лет меня отвели в церковь... Надо было... Принятие крещения помогло -- проблемы, которые у меня были, исчезли.
-- Какая религия тебе близка?
-- Никакая. Одинаково отношусь ко всем семи религиям.
-- Хорошо. К какой испытываешь наибольшее тяготение?
-- Поскольку я живу в России -- к христианству. И к Ведам.
-- К каким Ведам? Индийским?
-- А разве есть еще какие-то? Да, к индийским.
-- Есть еще русская ведическая традиция. Как ты относишься к зороастризму?
-- Как к одной из семи религий. Нейтрально.
-- А к астрологии?
-- Осторожно. Много чего там напутано.
-- В связи с этим, у меня вопрос -- на обложке альбома “Сказка” знаки Зодиака изображены не все и в неправильном порядке...
-- Все правильно. На самом деле, всего знаков Зодиака семь, а не двенадцать!
-- Да?
-- Семь! Всего семь знаков Зодиака и семь планет.
-- А как же высшие планеты в астрологии — Уран, Нептун, Плутон и другие, привносящие в нашу замкнутую систему чудо? В твоей модели мира, описанной в практическом приложении к "Сказке", чудо не допускается, то есть не допускается божественного вмешательства извне. Мир, по твоей модели, это замкнутая система, и люди, живущие в нем, никогда не смогут выйти за его рамки и стать богами.
-- Чудо может совершить только Бог. А люди есть люди. Они никогда не смогут перестать быть людьми. И никогда сами не смогут выйти за рамки системы.
-- То есть ты хочешь сказать, что в нашем мире живут только люди? А Иисус Христос, разве он не был Богом?
-- Он был человеком, сыном Божьим, посланником, а не Богом, не путай (Илья улыбнулся). Точно так же, как собака никогда не станет человеком, или, к примеру, таракан. Собака думает о том, почему хозяин ее не кормит, а не почему он играет в шахматы. Потому что она собака, а не человек. Точно так же человек никогда не сможет стать кем-то другим. Потому что он -- человек. Человек не может стать Богом, запомни это. Никогда!
-- Люди созданы по образу и подобию Божьему. А ты обрекаешь людей быть людьми.
-- На самом деле, это очень благородное и высокое предназначение -- быть человеком. И я горжусь тем, что я -- человек. Неужели ты думаешь, что люди могут быть выше своего Создателя? Неужели ты свою мудрость поставишь выше мудрости Божьей? Это величайшая гордыня -- так думать. Быть человеком -- для меня огромная честь.
О любви, добре и зле
-- В твоих песнях очень много боли.
-- Правильно. Она есть в мире. Я не могу не петь о ней, потому что она есть.
-- Но этого мало -- просто отражать! Путь Воина ведет в никуда. Знаешь ли ты об этом? Воевать вечно невозможно. Допускаешь ли ты, что рано или поздно ты перейдешь на новый уровень в своем творчестве, когда твои песни будут снимать боль, лечить людей? Стремишься ли ты к этому?
-- А мы как раз этим и занимаемся сейчас.
-- Хорошо, уточню вопрос. Как ты относишься к любви? Я знаю, что ты не любишь говорить о ней, и все-таки? Что такое для тебя любовь?
-- Это все! Без нее ничего не смогло бы существовать, все бы исчезло... У тебя есть бумага и ручка? (поиски этих предметов поблизости оказались безуспешными) Ладно. Так попробую объяснить. Представь себе, вот ты бросаешь камень в воду, от этого броска по воде идут круги. Ты и есть этот камень, брошенный в воду. Действие рождает отклик. Вот так и твоя любовь оказывает влияние на всех окружающих. Самая большая любовь, которая только может существовать -- высшая -- Творца к своему Творению. Потом, по мере нисхождения этой любви в материю, она деградирует.
-- Деградирует?
-- Да. Второй по силе, после любви Творца к своему Творению, является любовь Мужчины к Женщине. Потом любовь Брата к Сестре, потом по мере спада интереса идут отношения дружбы, симпатии, просто равнодушия.
-- А я думала, любовь Брата и Сестры стоит выше любви Мужчины и Женщины.
-- Нет, любовь Мужчины и Женщины выше.
-- Можно сказать, что любовь -- это энергия? Самая сильная любовь охватывает все семь чакр человека, чем меньше чакр задействовано при взаимодействии двух людей, тем любовь слабее?
-- Причем здесь чакры? Ты говоришь про энергию, а не про любовь. А энергия может быть любой, все вокруг -- это энергия. В тебе есть энергия, в других, в пространстве вокруг -- везде.
-- Хорошо. Ты любишь людей?
-- Я отношусь к ним с состраданием.
-- А гнев и раздражение к ним ты разве не испытываешь, когда сталкиваешься с людской несправедливостью? Если тебе или кому-то другому совершили зло.
-- Если мне совершили зло, я абсолютно спокоен. Невежество -- вот главная причина, по которой люди совершают зло. Если они это сделали, Бог их накажет. Я ничего не должен делать. Наказание произойдет само собой. Все то, что человек сделал, вернется к нему обратно по объективному закону кармы. Я могу только отнестись с состраданием к такому человеку.
-- А как же такие проявления всемирного зла как, к примеру, недавний террористический акт в Америке, как, к примеру, новая мировая война?
-- Какая война?
-- Между Америкой и Афганистаном. Неужели тебе это все безразлично? Ведь гибнут люди. Это и есть Зло. Или ты проповедуешь непротивление злу?
-- Я не живу в Афганистане. Все, что происходит, происходит с конкретными людьми и в конкретном месте, и зачем-то нужно для них. Неужели ты усомнишься в справедливости Божьей и поставишь себя, свою мудрость выше Божьей мудрости? Зла нет. Зло -- это лишь следствие нашей кармы, нашего субъективного восприятия.
-- Нет, конечно. Но кроме Бога есть еще и дьявол. Вот с ним-то и надо сражаться. Или в твоем понимании зло не является внешней самостоятельно действующей силой?
-- Не является. Зло -- это лишь наше восприятие. Наше непонимание каких-то вещей. Наше невежество.
Тори
-- Все вокруг -- бесполезная, никому ненужная действительность? Так ты написал в предисловии к своей книге "Тори".
-- Полезная, и очень даже нужная для совершенствования своего духа действительность.
-- А для чего нужно совершенствоваться?
-- Для того, чтобы стать существами творящими.
-- А для чего? Предположим, ими станем. А дальше что?
-- Этого нам не дано знать, что с нами будет дальше. Этого и не нужно знать! Это как в школе -- в ней все учатся, а после уже выбирают себе профессию. У того же Кастанеды про это написано -- если бы мы знали, с чем и с каким врагом нам придется столкнуться, вряд ли мы захотели быть воинами -- а значит, и не стали бы ими.
-- А может мы должны менять действительность? И именно для этого нужно совершенствовать себя?
-- Зачем? Все, что ты видишь вокруг -- этот вокзал, люди кругом, весь мир, в котором мы сейчас находимся -- это Иллюзия, Форма. А мы -- энергия, которая наполняет Форму и поддерживает ее существование. Мир нам нужен только для того, чтобы повысить свой уровень самоосознания, стать воинами духа. Как только тебе этот мир перестанет быть нужен, ты сразу перейдешь в другой -- более совершенный мир, где продолжишь свою эволюцию на другом уровне. И ты не должна даже задумываться над тем, как и когда ты станешь свободной от этого мира -- переход произойдет сам по себе, как только ты будешь готова к нему. Как только ты станешь существом творящим. Мы не должны изменять Форму, она сама по себе исчезнет, когда из нее уйдет вся Энергия. "Все, что создано -- будет разрушено", -- вспомни. Бог создал Форму, Бог ее и уничтожит, как только она перестанет быть кому-то нужной. И не нам ее менять.
-- И все-таки, есть и другая точка зрения. И все-таки, мы рождены, чтобы сказку сделать былью. И все-таки, наше предназначение -- изменить мир, в котором мы живем, и сделать жизнь в ЭТОМ мире лучше!
-- Лучше? Что значит -- лучше? Бог любит тебя. И делает все, чтобы ты была счастлива. Бог проявляет себя через все и всех, и все, что с тобой происходит -- это проявление любви Бога к тебе. Надо только уметь видеть Его. Как ты будешь Его называть -- Тори, Феей или еще как-то -- неважно! (Фея -- персонаж из моей "Сказки о Фее и Семи Братьях", которую я давала Илье почитать перед нашим разговором). Кстати, ты правильно написала: "Я не знаю, чем кончится Сказка о Фее и Семи Братьях. Я знаю одно -- Сказка продолжается!" Я не знаю, что будет завтра. Я знаю только, что у меня есть сегодняшний день -- Вечность, и больше ничего.
-- И последний вопрос. Можешь ли ты сказать, что для тебя -- жизнь?
-- Жизнь -- это война.
-- А ты в ней воин духа?
-- Да.
-- Удачи тебе. И победы!
Вот такой получился разговор по душам. Возможно, я поломаю чьи-то стереотипы тем, что я сейчас скажу, но лично мне Илья Черт чем-то неуловимым напоминает БГ. Возможно, своей внутренней религиозностью, просветленностью, открытостью, доброжелательностью к совершенно незнакомым людям, которые подходили к нам на вокзале во время интервью, ну, и я не знаю, чем еще... Может, своей душевностью? Что касается концертов ПИЛОТА, то здесь да, не спорю, очень много от АЛИСЫ и Кинчева. Та же подача, та же воинская энергетика, тот же драйв. Плюс ко всему панковская эстетика. В итоге, получается такой разнокалиберный, а главное, ОРГАНИЧНЫЙ сплав всех возможных энергий ян, инь, дэн, что башку может снести от прослушивания песен ПИЛОТА всерьез и надолго. А вы, сами того не заметив, станете такими же безбашенными панками, как и сами “пилоты”!
Ну, а если серьезно... Я могу и серьезно! Какой прогноз ПИЛОТУ я могу написать, какое будущее могу ему предсказать? Что ждет ПИЛОТ завтра? Какой курс выберет группа? Чувствуется, и это не только мое мнение, мировоззрение Ильи Черта меняется. Означает ли это, что в будущем творчество ПИЛОТА кардинально изменится? Одно могу сказать наверняка -- ПИЛОТ всегда в своих песнях стремился к свету и гармонии, никогда не изменит себе и не сменит свой курс в угоду шоу-бизнесу. Эти принципы, которым следует группа, вызывают уважение со стороны ценителей настоящей некоммерческой рок-культуры.
А пока не будем загадывать далеко вперед, ведь в самом скором обозримом будущем нас ожидает новый альбом ПИЛОТА. Обратив свои взоры на небо, мы увидим на горизонте, как он, блестя на солнце своими никелированными крыльями, со стремительной скоростью приближается к нам.
…Внимание встречающим! Приземление нового детища ПИЛОТА состоится на взлетно-посадочной полосе “Нашего Радио” 15 декабря в 18.00 в программе "Воздух". Не пропустите! "Наше небо" скоро будет нашим! “Пилоты”, удачи вам и летной погоды!
Состав ПИЛОТА:
Илья "Черт" Кнабенхофф -- вокал; Роман Чуйков -- гитара; Станислав Марков -- бас; Николай Лысов -- барабаны; Максим "Йорик" Юрак -- скрипка; Валерий Карпенков -- директор.
Минск-Питер-Минск, 13-15 октября 2001 года.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2001 год в рубрике музыкальная газета