Moritz (Cnskillz)
Индивидуальность и неповторимость


Мы продолжаем рассказывать вам о немецкой граффити-команде CNS. В этот раз мы публикуем интервью одного из членов команды Moritz. Как я уже и говорил раньше, каждый райтер в этой команде, прежде всего, индивидуален и отличается своим неповторимым стилем, позволяющим узнать его из огромного количества других работ. Творчество Moritz основано на funky ill style. Будь это планшет или mural, поезд или просто бомба на стене, его можно всегда узнать по стилю. Итак, представляем вашему вниманию Moritz.

— Где и когда ты начал рисовать?
— Я начал рисовать примерно в 1989/90 годах, после того, как увидел короткий репортаж о граффити по местному телевидению, примерно тогда же я увидел первую работу на стене в своем городе Дюссельдорфе, и меня зацепило. В самом начале я просто таггировал и рисовал скетчи на бумаге, но спустя где-то два года я сделал свой первый кусок на стене — очень плохой, так я решил для себя тогда. Но как бы там ни было, я продолжил рисовать граффити и занимаюсь этим по сей день…
— Немного истории после создания CNS?
— Все началось в конце 1995-го, когда Meric, Efas, Neck и я объединились в CNS. Спустя несколько месяцев к нам присоединились наши приятели из Кельна: Seak и Ate 1. А в конце года — Scien & Klor из Франции придав нашей команде интернациональный статус. Большую часть времени команда пытается рисовать вместе, но, принимая во внимание большое расстояние между нами и занятость каждого, будь это учеба или работа, это очень не просто сделать. Но мы очень стараемся!
— Old school vs. new-school?
— Хм, пожалуй, это вечный спор. Но я попытаюсь дать один короткий комментарий по этому вопросу: "Знай свою историю и уважай ее!" Хотя, не стоит принимать все, что говорит нам old-school, за неоспоримую истину, просто ты должен интересоваться историей и иметь представление — как все начиналось. Также старайтесь бороться со стереотипами, будьте открыты ко всему новому. Я считаю, что стояние на месте равносильно шагу назад. Всегда пытайтесь повысить свой уровень, знания и никогда не останавливайтесь на достигнутом…
— Твое понимание граффити?
— Э, да это же самая настоящая философия! Хм-м-м, я хочу, чтобы каждый мог идти в граффити плечом к плечу. Никаких споров, драк, полная концентрация на развитии стиля. Чтобы райтеры пытались узнавать что-то новое, стремились к самосовершенству… Да, чуть не забыл: чтобы не было никакого наказания за рисование на стенах, и чтобы полиция никого не трогала. Но все что я говорю всего лишь моя мечта, хотя кто знает, может, если мы начнем работать над этим все вместе, то что-нибудь получится!
— Ты недавно ездил в Португалию, что ты можешь сказать о тамошних райтерах?
— Буду честен — я никогда раньше не был знаком с творчеством португальских райтеров. После моего знакомства с ними, могу сказать, что среди них есть множество талантливых и способных.
— Твой взгляд на бомбинг?
— Я хотел бы пропустить этот вопрос… нет, просто я больше этим не занимаюсь. Ты знаешь, это всегда одна и та же история — становишься старше, мудрее (и ленивее). Но хорошо, возможно скажу пару слов. Существует много различных путей, по которым можно пойти. Я для себя решил двигаться в экспериментальном направлении, и попытаться сосредоточиться на поиске новых форм и способов выражения в буквах, потому что в этом и есть весь смысл граффити (именно это объединяет все аспекты культуры граффити). Вся суть в слове!
— Какую краску ты предпочитаешь?
— В большинстве случаев я использую "Belton", достаточно хорошая палитра, давление также в порядке. Для более детальных работ использую "Sparvar". Но я никогда не зацикливаюсь только на вышеперечисленных марках, я всегда пытаюсь экспериментировать и использовать краску других фирм. Надеюсь, по техническим аспектам достаточно…
— Теперь о больших работах — murals…
— В начале это может быть просто идея, но лучше подробная концепция. Необходимо представить это на стене, прикинуть, так ли это будет хорошо, как хотелось бы. Подходит ли эта тема для большой работы? Как правило, поиск идеи самая сложная часть всей работы, остальное просто дело техники. Но невозможно постоянно делать только большие работы, необходим отдых, поиск нового вдохновения. И не стоит при этом оспаривать красоту быстрых (небольших) работ, а также прочего иллегала, что на первый взгляд пусть и кажется таким простым (oh-that's-all-so-simple. — Прим. пер.).
— Расскажи о своем стиле.
— Я всегда стараюсь быть изобретательным, пробовать что-то новое, постигать более высокие уровни. Это не значит, что меня запарило обычное граффити (мне действительно нравится старый хороший wildstyle, это заслуживает уважения, потому что с этого все начиналось. Именно с работ Seen, Dondi, Lee — настоящих oldschool-королей). Но мне кажется, что уже достаточно много людей делают подобное. Необходимо быть искренним с собой и оставаться открытым для всего, ведь именно так можно развиваться дальше и постигать все более высокие уровни. Я не собираюсь начинать революцию (это слишком сложно для меня одного), но в то же время я хочу находить новые ходы, идеи для всего граффити. По крайней мере, я надеюсь, что в моих силах это сделать… к тому же это всего лишь "рисование на стене имени в стиле граффити".
— Самое запомнившееся путешествие?
— Насколько я понимаю, из граффити, так?! Я много путешествовал и уверен, что буду путешествовать еще больше. Думаю, самой запоминающейся была поездка в Хорватию. Мы ездили вместе с Neck. Прямо из Германии через Австрию. Было лето, и это было действительно замечательно. Остановка в Загребе с парнями из ZGBKAOS была тоже хороша. Все это, в общем-то, было связано непосредственно с граффити и, путешествуя по Хорватии, мы встречались с очень интересными людьми.
— Как ты можешь охарактеризовать германское граффити?
— Что я могу сказать о нем?! Это то же, что и во всем мире: огромное количество различных стилей и такое же количество критики в сторону хороших райтеров, так что я даже не знаю с чего начать. Давай пропустим этот вопрос, иначе мы будем говорить об этом до ночи.
— Кто из райтеров влияет на тебя своим творчеством?
— Еще один хитрый вопрос… хорошо, как я уже и говорил, мне действительно нравится много работ старой школы Нью-Йорка, но также я хочу сказать и о творчестве тех райтеров, кто сейчас на высоте. Несомненно, Loomit и его неподражаемый 3-d-стиль, берлинские парни AISM, некоторые райтеры из Восточной Германии: Daim, Delta, например. Но я не сказал бы, что они влияют на мое творчество, скорее всего я беру от них вдохновение, да именно это! Потому что я стараюсь создавать что-то другое, отличное от всего, я постоянно нахожусь в поиске новых форм в буквах, и вижу что еще есть куда идти… Недавно я начал учиться в университете (графический дизайн) и мое понятие относительно поиска новых художественных форм значительно расширилось. Я также стараюсь искать абстрактные и более универсальные формы для моих букв… Но давай здесь остановимся, иначе я уже начинаю быть похожим на настоящего философа.
— Твои планы на будущее?
— Относительно моих планов на будущее в граффити… точно не могу сказать, что же будет дальше, думаю, буду делать планшеты, и больше разных типографских и иллюстраторских работ. Это будут более абстрактные вещи, менее относящиеся к граффити (классическому. — Прим. пер.) Да, я хочу, чтобы так было на самом деле, но мы никогда не можем точно знать, что принесет нам день завтрашний.
— Есть ли связь между хип-хопом и граффити?
— Прежде всего, граффити есть один из элементов хип-хопа, поэтому нельзя говорить просто о какой-то связи — граффити это часть всего хип-хоп-движения также как рэп, ди-джеинг, брейк-данс… так сложилось исторически! Но если ты спросишь, всегда ли райтеры являются хип-хопперами, я скажу: нет! (Это также относится и ко мне.) Знаешь, я не хочу говорить плохо о хопперах, но они зачастую несведущие и узко мыслящие люди в своем обществе, и именно поэтому я сделал шаг назад от этого и предпочел держать дистанцию. Более того, в течение многих лет я встречался с различными райтерами и понял, что не каждый, но большинство из них, не могут назвать себя настоящими (истинными) хип-хоп-головами. Да, они находятся в так называемой хип-хоп-субкультуре, но они не живут этим. Они не носят широкие штаны, здоровые кеды, не слушают целыми днями только рэп-музыку и не разговаривают на гетто-слэнге. Они просто обычные люди, которые любят рисовать граффити и, знаешь, именно они более хип-хоповые, чем большинство этих "хип-хоп-гангстеров".
— И напоследок…
— Надеюсь, вы не ждете от меня советов и мудрых слов подрастающему поколению райтеров! Да, прежде всего я хотел бы высказать признательность моей команде CNS (Efas, Neck, Seak, Ate1 и Scien&Clor) и всем остальным здравомыслящим райтерам, их так много, что вряд ли я успею назвать всех по имени, но я уверен, что они знают, к кому я обращаюсь. И будьте всегда творческими и веселыми. Не распространяйте ненависть, развивайте стиль!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета