Zdob Si Zdub
агроромантичные космополиты


Группа ZDOB SI ZDUB — самые разносторонние музыканты на молдавской рок-сцене, органично сочетающие в своем творчестве влияние разных культур: от молдавской и балканской этники, до цыганщины и американского хардкора. Если Михай — это мозг, то Роман — это интуиция и чувство. Так сами участники ZDOB SI ZDUB позиционируют двух огненных парней, которые перед презентацией своего третьего альбома "Агроромантика" ответили на несколько вопросов для "Музыкальной газеты".

— Существует ли для вас понятие идеальная группа, и может ли она существовать вообще в природе?
Михай: На мой взгляд, не существует.
Роман: Нет никаких групп идеальных, абсолютно. Чем хуже группа, тем лучше.
Михай: Чем больше о ней можно написать, чем больше скандалов, тем она естественнее.
Роман: Вот, пожалуйста, ЛЕНИНГРАД. Ребята играть не умеют, но всем нравится. Идеальная группа — это мертвая группа. Вот, например, Витас. Идеальная группа, но — мертвая.
— Какие эмоции были, когда последнюю ноту "Агроромантики" прописали, и поняли, что все — альбом записан?
Михай: Дело в том, что уже после того, как мы записали последнюю песню, мы провели очень много работы. Долго бегали и искали мастеринговую компанию, которая должна была сделать мастеринг альбома. Потом переживали, когда получили материал, отправили обратно забракованные песни, потому что нам не понравилось, каким эффектом они их обработали. Первые версии без мастеринга намного лучше звучали. Вот ощущение, что мы закончили работу — было, а эйфории не было.
Роман: В двух словах. Когда мы закончили работу в студии и поняли, что мы записали последнюю песню, было некоторое облегчение, ощущение, что работа закончилась. Захотелось увидеть пластинку. Потом, когда мы пластинку увидели, мы поняли, что мы не можем быть довольны альбомом на все 100 %. Так что физическое ощущение того, что мы записали, есть: облегчение, радость. Но также есть масса нюансов, которыми мы недовольны, поэтому "Агроромантика" — это не лучший наш альбом. Это лишь переходный момент. Лучший будет впереди.
— Альбом "Tabara Noastra" больше вам нравился, когда вы его записали?
Михай: Конечно. "Tabara Noastra" записывалась более цельно, потому что была сессия студийная, полтора месяца. Мы сидели в студии, могли экспериментировать. И больше половины альбома записывалось в духе андерграунда, то есть альтернативы. Это и "Здубий Батець Таре", и "Нунта Экстремалэ", и "Интро — Жок".
Роман: Это было тогда в новинку.
Михай: Это было в новинку не только для нас, но и для тех людей, которые нас записывали. Поэтому все бодрились.
— Откуда взялась идея связать название альбома с "землей"?
Роман: Агро — это земля, Молдавия — это аграрная страна. Вот отсюда — агро. Земля очень хорошая у нас. Прекрасная.
Михай: И не только земля. Вот мы ездили недавно в тур по Молдове, и вот смотришь на эти красивые пейзажи, на эти ухоженные винограднички, ряды ровненькие. Все очень ухожено, все очень красиво. Настолько впечатляют эти виноградники на холмах, что не понимаешь, как эта страна может быть бедной.
Роман: Но, прежде всего, конечно, "Агроромантика" — это потому что мы молоды. И полны не проблемами, а полны романтикой, полны сил и энергии.
— Какой путь видите для себя дальше, этника или стадионный рок?
Михай: Этот альбом нам принес действительно какие-то большие площадки, мы поняли, как исполнять музыку на больших площадках, какую музыку делать, чтобы собирать большие площадки, стадионы. В общем-то, мы уже начинаем такую музыку делать, у нас уже есть демо-запись одной песни, очень интересная композиция, очень динамичная и в то же время в ней присутствует больше мелодики и больше гитарных рифов. То есть она такая, можно сказать, альтернативная. Нельзя делать после третьего альбома четвертый такой же, если альбом хорошо пошел. Это уже будет неинтересно людям.
— А ностальгии непосредственно по жесткому хардкору нет?
Михай: Не то что ностальгия. Просто есть уже какие-то навыки исполнения этнической музыки, исполнения чисто фольклорной музыки, исполнения нашего альбома "Агроромантика". Поэтому сейчас мы будем использовать более драйвовые гитары, более интересные ритмы, и более современный подход будет. Мы закупаем сейчас оборудование, у нас есть дома уже своя студия, где мы можем экспериментировать. Я могу с уверенностью сказать, что наш следующий альбом — это будет гитарная музыка.
— Рома, тебе, я знаю, нравится Ямамото. Он — достаточно экстравагантный модельер, для того, чтобы носить его одежду, нужна смелость. Вы такой смелостью обладаете?
Михай: Конечно.
Роман: Мы его не конкретно любим, а мне понравилась его балканская коллекция. Смелостью обладаем, конечно. А трусливым людям вообще в шоу-бизнесе нечего делать.
— Кустурица не предлагал сняться в своем фильме?
Роман: Предлагал, но мы решили, что это для всех должно стать сюрпризом. Саундтрек напишем тоже мы. Это будет документальный фильм.
— Из уже сделанных его фильмов, каких персонажей вам хотелось бы сыграть?
Роман: Наш патрон (продюсер ZDOB SI ZDUB, Игорь Дынга. — От авт.) тоже очень любит Кустурицу. Он очень хотел сыграть Гргу Питича. А мы…
Михай: Я бы с удовольствием сыграл…
Роман: …мальчика с курканом этого…
Михай: …вот этого парня, который…
Роман: …играет на аккордеоне. Это Мише напоминает его самого в детстве. Он очень любит этот инструмент.
Михай: Подожди, какого парня я бы сыграл?
Роман: Ну, этот с курканом, который, очкарик.
Михай: Какой очкарик?
Роман: "Время цыган", ты что, не помнишь?
Михай: Я не смотрел этот фильм.
Роман: Как не смотрел? Ну, ты даешь, Михай!
Михай: Так вот, я бы сыграл того парня из "Черной кошки, белого кота", который влюбился…
Роман: А я бы девушку сыграл, так она мне нравится, эта девушка! А на Гргу я, конечно, не потяну.
— Остались ли еще какие-то исполнители, с которыми польстило бы выступать на одной сцене?
Роман: Нет, со всеми переиграли. Хотя нет, хотелось бы сыграть с Моби, его "Natural Blues" нас покорил, это здорово!
— Вы можете назвать себя космополитами?
Роман: Да. И альтруистами. И пацифистами.
Михай: Авантюристы, можно сказать, также…
Роман: Можно.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета