Supreme NTM
голос угнетенных

SUPREME NTM - одна из первых групп, представляющих волну жесткого (hardcore) рэпа во Франции. Парни пишут картину жизни такой, какой они ее видят, используя для этого свой родной язык. Происходя из парижских трущоб, SUPREME NTM показывают отчаяние и боль живущей там молодежи, отмывают серую обыденность, лишенную всяких надежд на светлое будущее, разоблачают социальное и политическое "благополучие" городских окраин. Для них рэп - это способ расставить все точки над "i". Сильная, порой вызывающая лирика, принесла этой группе широкий круг поклонников и скандальную славу.
У истоков группы стояли Kool Shen (Бруно Лопез), Joey Starr (Дидье Морвиль) и DJ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s. Бруно и Дидье появились на свет в 1968 году, DJ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s старше их на два года. Они выросли в Сент-Бени, самом криминальном и бедном районе Парижа. Бруно и Дидье вместе ходили в школу, вместе открыли для себя импортированную из США хип-хоп-культуру. Как-то в 1983 году увидев на Трокадерской площади американцев, танцующих смерф под музыку, похожую на SUGAR HILL GANG, они начали танцевать самостоятельно, убивая тем самым скуку. Толчком для дальнейшей деятельности послужила анимация "Hip-hop", показанная по французскому телевидению в 1984 году. Два друга основывают команду ACTUEL FORCE и уносят золото с ряда французских брейк-данс-фестивалей, после чего направляют свой взор в сторону Европы. Помимо брейк-данса они занимаются и граффити.

Первые тексты Kool Shen\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'a и Joey Starr, написанные в 1989 году, в то время, когда бытовало мнение, что рэп может существовать только на английском языке, стали своеобразным вызовом, ломающим этот стереотип. В 1989 году по приглашению радиостанции "Nova" они читают рэп в прямом эфире программы "Dee Nasty" под аккомпанемент ди-джея по имени Concepteur Detonateur S. Так состоялась публичная презентация группы SUPREME NTM. Несколько месяцев спустя группа принимает участие в битве ди-джеев "Кубок Парижа", после чего выступает на разогреве одной из французских рэп-команд того времени SOURIS DEGLINGUEE в концертном зале "Олимпия".

В 1990 году SUPREME NTM записывают свою первую композицию "Je Rappe" ("Я читаю рэп") для сборника "Rapatitud" и отправляются с другими участниками этого проекта в турне по провинции в поддержку компиляции. В июле они подписывают контракт с компанией Epic и сразу же выпускают свой первый сингл "Le Monde De Demain" ("Мир завтрашнего дня"). В этой песне с небольшой долей сарказма рэпперы говорят, как им повезло жить во Франции, на окраинах, управляемых системой, толкающей молодежь к обрыву, дискриминирующей по классовой, расовой, стилевой принадлежности и даже по лицу, где фактор насилия вошел в состав крови, где, поворачиваясь спиной к социальным проблемам, люди осознают их серьезность только после смерти близких. То, каким будет завтрашний мир, зависит только от нас. Два эмси предупреждают о том, что, находясь в тени бездействия, нельзя увидеть свет в конце тоннеля. Напоминая о критической точке, которую невозможно обойти, SUPREME NTM обращаются к правительству с просьбой обратить особое внимание на молодежь, дабы избежать серьезных конфликтов.

По воле случая дата релиза этого сингла совпадает со стычками молодежи с полицией в Лионе и с демонстрацией студентов в Париже. После продажи более 50000 экземпляров песни, группа отказывается от участия с ней в хит-параде.

В марте 1991 года начинается десятимесячное турне в поддержку дебютного альбома SUPREME NTM "Authentic". В июле они пересекают Атлантику и вместе с Son Of Barzek выпускают в нью-йорском Паладиуме на "New Music Seminar", 24 января 1992 года SUPREME NTM дает заключительный концерт в концертном зале "Зенит" (Париж) перед многотысячной публикой. Первый альбом расходится 70000-м тиражом.

Следующий год ознаменовался выходом нового опуса рэпперов из Сент-Дени "J\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Appuie Sur La Gachette" ("Я нажимаю на курок"). Но массы шокировало не столько название диска, сколько содержание песни "La Police", где в жесткой манере осуждаются полномочия полиции. SUPREME NTM рассказывают о погрязших в коррупции представителях закона, которые постоянно перегибают палку, обладая правом на обыск без ордера и использование дубинок при допросах, невзирая на то, виновен человек или нет.

Несмотря на бойкот, объявленный радиостанциями их творчеству, SUPREME NTM в марте выпускают новый сингл "J\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'appuie Sur La Gachette", песню, в основу которой была положена история самоубийства.

В июле 1994 года они отправляются сначала в Нью-Йорк, затем в Париж для подготовки к работе над третьим альбомом. 10 февраля 1995 года на прилавках магазинов появляется первый сингл нового альбома "Paris Sous Les Bombes" ("Все не так уж просто"). На место DJ\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s, покинувшего группу, был найден новый - DJ Clyde. Требования к равенству присутствуют на этой работе, и уличные рифмоплеты Kool Shen и Joey Starr как всегда придают своим текстам бунтарские оттенки. Что касается музыки, то здесь ощутим значительный рост.

"Tout N\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'est Pas Si Facile" - ностальгия по первым годам хип-хоп-движения, ставший в последствии самым популярным во Франции, да и не только. Сингл "La Fievre" ("Лихорадка"), войдя в ротацию всех радиостанций, стал сладкой вендеттой тем, кто когда-то был ими бойкотирован. В этом треке рассказывается о том, как не выспавшийся Kool Shen, направляясь на встречу с Joey Starr, забывает дома права и попадает в полицейский участок, где, столкнувшись с бюрократией, час за часом проводит в нервной лихорадке, сидя на скамье у батареи. Joey Starr же, не дождавшись своего друга, встречает прекрасную незнакомку, с которой проводит замечательный вечер.

В песне "Paris Sous Les Bombes" ("Париж атакуют бомбы"), SUPREME NTM читают о том, как появление хип-хопа отразилось на облике Парижа, превратив его в настоящий хардкор-библейский город. Продав более 250 000 экземпляров альбома, Kool Shen и Joey Starr отправляются в турне, 9 июня в очередной раз, раскаляя до красна "Зенит" в Париже.

И тут, исполненная 14 июля 1995 года во время концерта "Le Concert Des Libertes", организованного "Sos-Racisme" в Сейен-сюр-мер, песня "La Police" вновь принесла группе кучу неприятностей. Представители полиции, следившие там за порядком, подали прошение в суд, обвинив SUPREME NTM в оскорблении. В ноябре 1996 года они были приговорены к шести месяцам тюрьмы, включая три месяца строгого режима, и шестимесячному запрету на деятельность. Но после извинений приговор был сведен к двум месяцам тюремного заключения и к штрафу в 50000 франков. Это дело стало общенациональным: возникли споры о том, можно ли осуждать группу, которая, невзирая на гнев и грубость, отражает реальность такой, какой видит ее, и говорит о насилии, присущем городским окраинам.

Выпустив ремикс "Affirmative Action" совместно с нью-йорским рэппером Nas\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ом, SUPREME NTM начинают работу над четвертым альбомом "Supreme NTM", который выходит 21 апреля 1998 года. Песни "Laisse Pas Trainer Ton Fils" и "Pose Ton Gun" являются яркими примерами творческого роста двух эмси, к этому моменту ставших ветеранами хип-хопа.

"Laisse Pas Trainer Ton Fils" ("Оставь своего сына в покое") - это обращение к матерям, которые никогда не мечтали о рождении ребенка, к отцам, обожающим острое словцо, "ранящее, как удар кинжалом прямо в грудь", чьи дети брошены на произвол судьбы, отданы на воспитание системе, затягивающее на их шеях петли, об улице, где на каждом шагу можно поскользнуться, о стрельбе, проституции и наркотиках, растворяющих разум молодежи. SUPREME NTM просят родителей прислушиваться к словам своих сыновей, не давать им искать на стороне ту любовь, которая должна быть в материнских глазах.

"Pose Ton Gun" ("Брось пистолет") - весьма эмоциональный трек, призывающий молодых парней бросать оружие, бросать, пока не произошло то, что необратимо, бросать, "дабы не попасть в список не доживших до двадцати", бросать пистолет, пока "не раздался похоронный звон", бросать его, чтобы сохранить то, что еще осталось в тебе, бросать, чтобы не стать причиной чьих-то слез. Не строй из себя героя, говорит Kool Shen, не играй со смертью, ведь против нее нет противоядия. SUPREME NTM учат уважать людей, чужие жизни, никогда не судить по цвету кожу и дорожить каждой минутой своего существования.

В "That\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s My People" рассказывается о том, как, устав быть тем, кому никогда не везло со счастьем, устав быть рабом, герой водрузил на спину крест эмси, встав на бесконечное число ступеней, ведущих к совершенству. Очищая правду ото лжи, он творит для своих людей, для тех, кто ждет его песен, для тех, кто несмотря ни на что, понимает его, он занимается этим во имя детей из гетто, "в уставших глазах которых все еще тлеют огоньки", он читает, чтобы противостоять пропаганде "FN" (французская нацистская партия). Он говорит о том, как дорога для него дружба, о тех людях, благодаря которым он до сих пор держится на ногах, о близких, в окружении которых он чувствует себя защищенным, он учит ценить их любовь, когда они рядом.

В стране, которая посчитала их рождение ошибкой, критический дух переживает кризис, говорят SUPREME NTM в песне "On Est Encore La" ("Мы все еще здесь"), и ничто, никакие невзгоды не запретят им сотрясать сознание масс, никакие сроки, штрафы, бойкоты не способны выбить их из обоймы, заставить молчать о том, что нуждается в словесном выражении.

Они все еще здесь и останутся здесь до конца, несмотря ни на что, SUPREME NTM отдают дань тем эмси, которые не променяли служение правде на место в чарте.

Спустя десятилетие активной деятельности группы, принесшие четыре успешных альбома и более десятка не менее успешных синглов, появляются слухи о распаде SUPREME NTM. Возможно, это связано с отсутствием Joey Starr в клипе "That\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s My People", что объясняется его личными проблемами, возможно, с созданием двух лейблов IV My People от Kool Shen и B.O.S.S.от Joey, но как бы там ни было, это были только слухи, которые отправились в небытие с выходом "NTM Le Clash", альбома, содержащего ремиксы на знаменитые песни группы, сделанные ди-джеями IV My People и B.O.S.S.

SUPREME NTM - одна из первых групп Франции, ставших голосом молодежи и бедных, не имевших права на свое мнение. Это очевидно из таких песен, как "Quei Gratitude Devrais - Je Pour La France" ("Почему я должен быть благодарен Франции?") и "Qu\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'est-Ce Qu\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'on Attend?" ("Чего мы ждем?"). Группа несет свое знание массам, которые в своем большинстве не осведомлены, что на самом деле происходит на окраинах их родных городов. Она также дает миру знать, какой бы они хотели видеть жизнь. В таких песнях, как "Blanc Et Noir" ("Белое и черное") , Kool Shen и Joey Starr описывают расовую гармонию, говорят, что лучший способ избавиться от всяческих предрассудков - позволить детям различных этносов расти вместе, дать им возможность обмениваться своими культурами, не отделяясь друг от друга. Вместе они сформируют новую социальную группу с общим опытом, моралью и историей.

Отбросив же все философские размышления, можно сказать, что SUPREME NTM делают замечательную музыку, комбинируя спокойный приятный стиль Kool Shen\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'a с жесткими хриплыми атаками Joey Starr\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'a. На протяжении многих лет изменялся только бит: если на первом альбоме он был довольно быстрым (что соответствует стилистике тех годов), то год за годом он становился медленнее и медленнее (но никогда не становился скучным). Все это ставит команду на один уровень с многими американскими хардкоровыми группами.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета