Smokie Посмакуем SMOKIE?!
Пятого декабря белорусских меломанов со стажем осчастливит своим вниманием близкая всякому русскому сердцу английская группа SMOKIE. Поэтому случаю неплохо бы освежить в нашей памяти некоторые примечательные факты из истории этой талантливой команды, которая в свое время удивительнейшим образом нашла свою вторую родину на просторах Советского Союза.
Вообще, вспоминая те группы, которые теперь уже никак не назовешь, как говорится, "представителями первого эшелона шоу-бизнеса", вдруг понимаешь, что львиная доля этих полузабытых коллективов до сих пор пользуется спросом у нас. Вроде бы и отшумели фанфары, и обросли семьями/женами/животами эти лощенные рок-герои, ан нет, по-прежнему расходятся их пластиночки в ex-СССР, по-прежнему их ценят и любят. NAZARETH, SWEET, SLADE, URIAH HEEP, STATUS QUO (ну, конкретно эти "монстры-то" может еще и популярны, не знаю), BONEY M и вот SMOKIE, вечно живой коллектив с вечно живым хитом "What Can I Do".
Итак, отправляемся в Йоркшир, в 1966-й год. Первые годы своего существования коллектив провел в безвестности. Поначалу будущие "смокивцы" были совсем и не SMOKIE, а KINDNESS, второразрядный бэнд с про-психоделической музыкальной ориентацией. KINDNESS в течение нескольких лет выступали по барам и мелким клубам, параллельно вертясь около звукозаписывающих компаний RCA и Decca; вертясь, впрочем, абсолютно безуспешно, т.к. этим лейблам не было никакого дела до безликой и малоинтересной команды. Однако как-то раз бэнд после своего очередного выступления в клубе "Hatchet" (которое закончилось так же, как и все предыдущие - вялые аплодисменты и снисходительные свистки) случайно познакомился с участниками другой, более-менее значимой и востребованной команды THE ELIZABETHANS, в рядах которой значились вокалист Chris Norman, гитарист Terry Utley и басист Alan Silson, которые предложили группе сотрудничать на любопытных условиях, типа "давайте сделаем огромный бэнд с огромным количеством музыкантов". Однако в итоге в состав SMOKEY (так было решено пока именоваться) вошли только вышеперечисленные музыканты да барабанщик KINDNESS Pete Spencer. Почувствовав что, возможно, из ребят получится толк, свои услуги предложили и штатные работники RCA, автор Nicky Chinn и композитор Mike Chapman, которые стали как административной составляющей группы, так и ее креативной ячейкой - авторами песен. В таком вот составе коллектив и начал свою совместную деятельность. На дворе стоял уже 1975 год. Наступал, так сказать, переломный момент, ибо к тому времени участники коллаборейта порядком подустали в своих попытках хоть как-то выбиться в люди.
Дебютом для "нового" коллектива стал материал "Pass It Around", который содержал в себе странноватую смесь из рока и диско. Центральные, задуманные Чинном и Чэпменом как потенциальные хиты песни "Don\\\\\\\\\\\'t Рlay The Rock\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\'Roll To Me" и "If You Think You
Know How I Love You" не смогли вытянуть не то что бы слабый альбом, а просто немного несбалансированный и "сырой" продукт. Создатели "Pass It Around" явно толком не знали конъюнктуры рынка и не смогли угодить ни рокерам, ни поп- приверженцам. Ситуация, короче, была откровенно паршивой. Альбом более-менее продавался в Европе, что-то стало известно о группе и в США, но все это абсолютно не окупило всех тех затрат, которые были потрачены на раскрутки команды и их дебюта. SMOKEY не смогли одним махом переломить ситуацию и теперь все зависело от решения лейбла - стоит ли мучаться с неудачливым коллективом в дальнейшем, или проще забыть нерасторопных музыкантов и заняться действительно чем-то конкретным, например хард-роком.
С момента сомнительной удачи с "Pass It Around" группа в очередной раз начала менять свою концепцию. Точнее, начала активнее пытаться это сделать. А еще точнее, детище Нормана все агрессивнее и агрессивнее отторгало попытки Чинна и Чэпмена сделать из бэнда поп-коллектив с легким налетом роковости. Сменив название на SMOKIE, группа втихомолку от авторов стала записывать более яркие и тяжелые вещи, однако это выглядело каплей в море по сравнению с тем, что навязывал им лейбл. Непонятно почему, но компания предпочитала авторским работам группы малоинтересные каверы и слащавые поп-баллады Чинна и Чэпмена, которые ставили команду в разряд поп-рок-групп, коих уже тогда было немало. Поэтому, не найдя точек соприкосновения с лейблом (но помня о контракте), группа выпускала диски, мягко говоря, не являвшиеся истинно "смокивскими" работами, отражавшими концепцию выпускающего лейбла, но не музыкантов.
Но, несмотря на все эти очень досадные проблемы, мешавшие нормальному развитию команды, SMOKIE мало-помалу все-таки двигались к признанию. Но не в той плоскости, в которой им бы этого хотелось. Первым (но хронологически-то третьим) триумфальным альбомом стал "Bights Lights & Back Alleys", считающийся и поныне наивысшим достижением группы (не знаю только, комплимент ли это, ведь диску уже за тридцатник, следовательно, ничего лучше за эти десятилетия группа не выпустила).
К 80-м SMOKIE стали без малого звездами мировой величины, но к этому они шли не один год. Многие критики сходятся в мысли, что успех группы заключался в их плодотворной концертной деятельности и недюжинных дипломатических способностях Криса Нормана: последний всегда умудрялся, не ссорясь с лейблом, записывать альбомы так, как это хотела сама группа и фэны. И как это должно было вообще быть на самом деле. Единственной проблемой у наших героев было то, что коллектив хронически не переваривали в Англии. Это действительно странно, но у себя на родине команда выступала очень мало, и именно из-за того, что концерты SMOKIE туманный Альбион неизменно заваливал, билеты там не продавались в принципе.
Что было дальше. А дальше все было отлично, диски продавались, фанаты радовались, таблоиды блаженствовали. "Montreux Album", "The Other Side Of The Road" демонстрировали недюжинный потенциал команды, негаснущий с годами. Однако я накаркал. Ибо именно после релиза 1979-го года группа стала явно повторяться, "самокопироваться", так сказать. Даже несмотря на то, что в последние годы коллектив исполнял по большому счету собственные песни, пыл и запал стали все равно пропадать. В итоге в 1982-м группа фактически развалилась, и Крис Норман - лицо и голос команды - из нее ушел.
В составе Terry Uttley, Martin Bullard, Alan Barton (новый вокалист, до нотки скопировавший вокал Нортона), Steve Pinnell и Alan Silson SMOKIE собрались только в 1986-м, немного повыступали, поработали, но особого рвения "соединиться" видно не было. Скорее это было притирание друг к другу. И все же в конце восьмидесятых (да и в девяностых) группа записывала очень недурственные диски, которые (на удивление) были очень свежими и любопытными релизами. Все бы ничего, но в апреле 1995-го в автокатастрофе погибает Бертон, так удачно вписавшийся в состав легендарной группы вокалист. Но и это не сломило настойчивых музыкантов. Сейчас коллектив существует в виде Mick McConnell, Martin Bullard, Terry Uttley, Mike Craft и Steve Pinnell, состав, правда, меняется, но, по крайней мере, о развале говорить не приходится. Вот такие они, эти SMOKIE, непобедимые!
Что ж, нам остается оценить 5-го декабря этих не стареющих сердцем ветеранов, насладиться их музыкой, а может даже и вновь влюбиться в эту эпоху под названием SMOKIE.
Вообще, вспоминая те группы, которые теперь уже никак не назовешь, как говорится, "представителями первого эшелона шоу-бизнеса", вдруг понимаешь, что львиная доля этих полузабытых коллективов до сих пор пользуется спросом у нас. Вроде бы и отшумели фанфары, и обросли семьями/женами/животами эти лощенные рок-герои, ан нет, по-прежнему расходятся их пластиночки в ex-СССР, по-прежнему их ценят и любят. NAZARETH, SWEET, SLADE, URIAH HEEP, STATUS QUO (ну, конкретно эти "монстры-то" может еще и популярны, не знаю), BONEY M и вот SMOKIE, вечно живой коллектив с вечно живым хитом "What Can I Do".
Итак, отправляемся в Йоркшир, в 1966-й год. Первые годы своего существования коллектив провел в безвестности. Поначалу будущие "смокивцы" были совсем и не SMOKIE, а KINDNESS, второразрядный бэнд с про-психоделической музыкальной ориентацией. KINDNESS в течение нескольких лет выступали по барам и мелким клубам, параллельно вертясь около звукозаписывающих компаний RCA и Decca; вертясь, впрочем, абсолютно безуспешно, т.к. этим лейблам не было никакого дела до безликой и малоинтересной команды. Однако как-то раз бэнд после своего очередного выступления в клубе "Hatchet" (которое закончилось так же, как и все предыдущие - вялые аплодисменты и снисходительные свистки) случайно познакомился с участниками другой, более-менее значимой и востребованной команды THE ELIZABETHANS, в рядах которой значились вокалист Chris Norman, гитарист Terry Utley и басист Alan Silson, которые предложили группе сотрудничать на любопытных условиях, типа "давайте сделаем огромный бэнд с огромным количеством музыкантов". Однако в итоге в состав SMOKEY (так было решено пока именоваться) вошли только вышеперечисленные музыканты да барабанщик KINDNESS Pete Spencer. Почувствовав что, возможно, из ребят получится толк, свои услуги предложили и штатные работники RCA, автор Nicky Chinn и композитор Mike Chapman, которые стали как административной составляющей группы, так и ее креативной ячейкой - авторами песен. В таком вот составе коллектив и начал свою совместную деятельность. На дворе стоял уже 1975 год. Наступал, так сказать, переломный момент, ибо к тому времени участники коллаборейта порядком подустали в своих попытках хоть как-то выбиться в люди.
Дебютом для "нового" коллектива стал материал "Pass It Around", который содержал в себе странноватую смесь из рока и диско. Центральные, задуманные Чинном и Чэпменом как потенциальные хиты песни "Don\\\\\\\\\\\'t Рlay The Rock\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\'Roll To Me" и "If You Think You
Know How I Love You" не смогли вытянуть не то что бы слабый альбом, а просто немного несбалансированный и "сырой" продукт. Создатели "Pass It Around" явно толком не знали конъюнктуры рынка и не смогли угодить ни рокерам, ни поп- приверженцам. Ситуация, короче, была откровенно паршивой. Альбом более-менее продавался в Европе, что-то стало известно о группе и в США, но все это абсолютно не окупило всех тех затрат, которые были потрачены на раскрутки команды и их дебюта. SMOKEY не смогли одним махом переломить ситуацию и теперь все зависело от решения лейбла - стоит ли мучаться с неудачливым коллективом в дальнейшем, или проще забыть нерасторопных музыкантов и заняться действительно чем-то конкретным, например хард-роком.
С момента сомнительной удачи с "Pass It Around" группа в очередной раз начала менять свою концепцию. Точнее, начала активнее пытаться это сделать. А еще точнее, детище Нормана все агрессивнее и агрессивнее отторгало попытки Чинна и Чэпмена сделать из бэнда поп-коллектив с легким налетом роковости. Сменив название на SMOKIE, группа втихомолку от авторов стала записывать более яркие и тяжелые вещи, однако это выглядело каплей в море по сравнению с тем, что навязывал им лейбл. Непонятно почему, но компания предпочитала авторским работам группы малоинтересные каверы и слащавые поп-баллады Чинна и Чэпмена, которые ставили команду в разряд поп-рок-групп, коих уже тогда было немало. Поэтому, не найдя точек соприкосновения с лейблом (но помня о контракте), группа выпускала диски, мягко говоря, не являвшиеся истинно "смокивскими" работами, отражавшими концепцию выпускающего лейбла, но не музыкантов.
Но, несмотря на все эти очень досадные проблемы, мешавшие нормальному развитию команды, SMOKIE мало-помалу все-таки двигались к признанию. Но не в той плоскости, в которой им бы этого хотелось. Первым (но хронологически-то третьим) триумфальным альбомом стал "Bights Lights & Back Alleys", считающийся и поныне наивысшим достижением группы (не знаю только, комплимент ли это, ведь диску уже за тридцатник, следовательно, ничего лучше за эти десятилетия группа не выпустила).
К 80-м SMOKIE стали без малого звездами мировой величины, но к этому они шли не один год. Многие критики сходятся в мысли, что успех группы заключался в их плодотворной концертной деятельности и недюжинных дипломатических способностях Криса Нормана: последний всегда умудрялся, не ссорясь с лейблом, записывать альбомы так, как это хотела сама группа и фэны. И как это должно было вообще быть на самом деле. Единственной проблемой у наших героев было то, что коллектив хронически не переваривали в Англии. Это действительно странно, но у себя на родине команда выступала очень мало, и именно из-за того, что концерты SMOKIE туманный Альбион неизменно заваливал, билеты там не продавались в принципе.
Что было дальше. А дальше все было отлично, диски продавались, фанаты радовались, таблоиды блаженствовали. "Montreux Album", "The Other Side Of The Road" демонстрировали недюжинный потенциал команды, негаснущий с годами. Однако я накаркал. Ибо именно после релиза 1979-го года группа стала явно повторяться, "самокопироваться", так сказать. Даже несмотря на то, что в последние годы коллектив исполнял по большому счету собственные песни, пыл и запал стали все равно пропадать. В итоге в 1982-м группа фактически развалилась, и Крис Норман - лицо и голос команды - из нее ушел.
В составе Terry Uttley, Martin Bullard, Alan Barton (новый вокалист, до нотки скопировавший вокал Нортона), Steve Pinnell и Alan Silson SMOKIE собрались только в 1986-м, немного повыступали, поработали, но особого рвения "соединиться" видно не было. Скорее это было притирание друг к другу. И все же в конце восьмидесятых (да и в девяностых) группа записывала очень недурственные диски, которые (на удивление) были очень свежими и любопытными релизами. Все бы ничего, но в апреле 1995-го в автокатастрофе погибает Бертон, так удачно вписавшийся в состав легендарной группы вокалист. Но и это не сломило настойчивых музыкантов. Сейчас коллектив существует в виде Mick McConnell, Martin Bullard, Terry Uttley, Mike Craft и Steve Pinnell, состав, правда, меняется, но, по крайней мере, о развале говорить не приходится. Вот такие они, эти SMOKIE, непобедимые!
Что ж, нам остается оценить 5-го декабря этих не стареющих сердцем ветеранов, насладиться их музыкой, а может даже и вновь влюбиться в эту эпоху под названием SMOKIE.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2001 год в рубрике музыкальная газета