Маркевич, Владимир
“В клипе должно быть все ясно, коротко и понятно”

- Как ты считаешь, что такое клип?
- Мне кажется, что это малая форма визуального. Это законченное произведение, выстраиваемое по всем законам драматургии. Там есть начало и конец, и даже если клип нелогично заканчивается по видео, то он логично начинается и заканчивается по звуку.

- Можно ли считать, что это малая форма кино?

- Кино?.. Знаешь, кино в кинотеатрах смотрят, а не по телевизору. А если его и смотрят дома, то это показывает лишь то, что кино поднялось на новую ступень, и фильм, демонстрируемый в таком виде, воспринимается уже не как кино в чистом виде, не как чистый жанр. Кино - это публичная форма, которая воспринимается только в кинотеатре. Поэтому не думаю, что клип - это кино.

- Но есть же какие-то кинематографические законы, по которым выстраивается и клип.

- Клип возник в принципе как рекламный ролик. И выстраивается он с аналогичных рекламному ролику позиций. Это, как я уже сказал, законченное произведение...

А когда ты говоришь про законы построения клипа, что ты имеешь в виду?

- В общем смысле - законы драматургии, построения сюжета, возникновение замысла...

- Естественно, как и в любом законченном произведении, в клипе должен быть замысел. Он нужен для того, чтобы заинтересовать зрителя. А как ты его заинтересуешь произведением без замысла? Вот, смотри на стену - там нет замысла, и разве это интересно?!

- Но ведь есть клипы, в которых нет замысла и есть простой набор красивых кадров?

- А это ТЕБЕ кажется, что это просто набор красивых кадров. Всегда что-то там еще есть. Что-то новое рождается на стыках кадров, в сочетании видео и музыки, в играх цвета, ритма и так далее.

- А как у тебя выстраивается план работы над песней?

- Скорее всего, все зависит от настроения. Оно появляется после прослушивания песни, а уже потом над этим настроением надстраиваются образы, ты собираешь их вместе, в одно целое. Кроме того, еще очень важно узнать поближе исполнителя - и потом тоже от этого отталкиваться.

- Что тебе помогает объединить навеянные настроением и знакомством с музыкантом образы вместе?

- Сложно ответить... Для меня главное, чтобы произведение воспринималось как целое, чтобы оно гармонично смотрелось в рамках канала и телевидения. В телевизионной программе все жестко, динамично, заполнено яркими вещами, и поэтому очень важно, хотя и очень сложно, не потеряться с этими 4 минутами клипа, отбить их от общей канвы телевизионной программы. То есть заставить зрителя воспринимать клип как законченное произведение... Кстати, наверное, это и является целью клипмейкера. Создать ОБРАЗ - если это получится, то созданный клип будет отличаться от всего другого. Если нет - то появится еще один никому не нужный продукт - какая-то по законам математики нарезанная вещь.

- Если я правильно поняла, для тебя главное создать такой продукт, который бы гармонично смотрелся в рамках телевизионной программы?

- Не только программы, но и телевидения в целом. В контексте понятия телевидения. Клип можно ставить в любое место в рамках телевизионной программы - между передачами или внутри какой-либо из них: он должен выглядеть гармонично, целостно и законченно.

- Володь, я не очень понимаю, что именно определяет "законченность": ну понятно, есть начало и конец песни...

- Да все вместе: и музыка, и монтаж, и цвет, и ритм, и все вместе... Вообще, ты пойми: есть разные подходы к созданию клипов. Например, можно создавать видео как иллюстрацию под текст. По принципу, "что вижу, о том пою". А можно снимать клип иначе... Это же все от музыки зависит. И от режиссера. Естественно, когда берут песню для того, чтобы потом снять на нее клип, "встречаются два одиночества" - исполнитель и режиссер, которые с помощью клипа находят общий язык. И ни один режиссер не станет снимать клип на ту песню, от которой его тошнит.

- Клип - это визуальное воплощение музыки?

- Музыкального произведения. Малой формы: песни, например... Частушка может быть клипом. Какая-то там дудочка... Ну, не может быть клипом опера, потому что это большая форма. Ее можно снять в клиповой манере, так же, как картину можно написать в какой-то манере, но это уже будет другое. В клипе должно быть все ясно, коротко и понятно. С началом и концом.

- А клиповая манера - это...

- Манера малой формы. Причем она может характеризоваться не только мелким монтажом. Может клип одним планом быть снят. Вот клип у Шинед О\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Коннор, старенький-старенький. Снят одним планом - там одно лицо в кадре, и все. Но это держит? Держит! Или вот, допустим, Лайза Минелли - стоит в партере и поет песню. Держит? Держит. Что это такое и почему держит? Из-за Лайзы Минелли? Из-за музыки? Из-за партера? Камеры? Нет, что-то есть ВО ВСЕМ этом. В соединении всего. И о том, как соединить все это в клипе, как раз и думает режиссер.

- Вот, допустим, в твоих "Цэппелинах" НОВАГА НЕБА - от чего там ты отталкивался?

- Я отталкивался от состояния тогдашнего нашего, и от образа самой Каси Камоцкой, насколько я ее знал. Все это навеяло такие образы: средневековье, какие-то открытия... И я подумал: а ведь действительно, был же и Леонардо да Винчи, который все выдумывал... Поэтому и образы такие родились: цеппелины, плывущие с тенями, таким все коричневым казалось... таким и получилось.

- То есть ты на текст реагировал?

- Ну, если ты помнишь, текст там такой... мало логичный. Скорее, в клипе я общее настроение от текста передал. Хотя можно было бы клип совсем по-другому снять. Сделать, например, комический клип по этому поводу. Юмористический. Но я сделал его таким. Мне тогда казалось, что именно такие образы есть в музыке, песне, Касе, в этой жизни. Мне хотелось показать, что наряду с безысходностью, разрухой, есть что-то такое светлое... что-то проклевывается, кто-то о чем-то думает, что-то происходит.

- Количество прокруток песни по радио определяют ее восприятие как хита. Не кажется ли тебе, что роль клипа такая же? Он направляет восприятие песни, заставляет зрителя воспринимать ее как популярную. А ты, когда делаешь клип, указывает зрителю, как именно "видеть" песню?..

- Да. Согласен. Но опять же... В шоу-бизнесе, конечно же, есть определенные пиаровские законы по продвижению песни и исполнителя. И если клип снимается в рамках промо-кампании для исполнителя, то творчества в его создании - особенно в последнее время - будет очень мало. Там идет все больше такой... пластмассовый расчет, снимается сразу целая пачка клипов, делаются компакты, устраивается тур, все идет своим порядком, кто-то сшибает на этом кучу денег и все довольны. Естественно, при производстве таких клипов изначально перед режиссером ставится такая... стратегическая задача, которую разрабатывают продюсеры. Они объясняют, что сейчас в какую сторону нужно развивать и снимать. Нужна сосна и лес или нужна пустыня и зной. Вот. И естественно, за такими съемками обращаются к тем людям, которые умеют работать под заказ.

- Ты говоришь о том, что существует некоторая стилистическая мода на то, что изображается в клипах?

- Безусловно. Производство клипов связано с шоу-индустрией, и поэтому клипмейкерство как таковое просто обязано существовать по ее законам. Ты посмотри, что было 10 лет назад и что сейчас. То есть разница просто глобальная. Раньше, на заре этого видео, в большинстве клипов были какие-то глобальные постановки, в их производство люди вкладывали кучу своего мозга... Сейчас же это производство ушло в индустрию. Сейчас главное - сделать видео ярким и запоминающимся. То есть, можно сказать, что сейчас клипы представляют собой тиражирование одной идеи на разном музыкальном материале. Хотя, с другой стороны, как и в рекламе, в музыкальных клипах также есть определенные находки: интересные ходы и так далее. Естественно, они рождаются, потому что... ну не дебилы же все это делают? Люди тоже мыслящие. Но все равно - создание клипов несколько ушло в индустрию. То есть так чтобы "вот, сделать клип, чтобы на нем кто-то слезу пустил" - такого уже нет. Хотя, может, кто-то и сейчас может себе позволить такое делать, но это скорее исключение, согласись? Раньше делали клип не для того, чтобы раскрутить песню, а чтобы показать ее по телевизору.

- А какие белорусские клипы ты считаешь глубокими, неклишированными? Предположим, если брать твои работы?..

- Ну, ты спрашиваешь! Были, конечно, попытки делать глубокие клипы, а уж получилось то, что получилось.

...Вот ты про Касю спрашивала - там все так и было. А вообще... я же не клипмейкер. Я занимался этим постольку поскольку.

- А зачем ты этим занимался?

- Потому что было интересно попробовать себя в этом направлении, потому что это все же не фабрика, это что-то штучное, это что-то, где можно работать с чувством, толком, расстановкой. Потому что телек - это все же фабрика. Это гонка... Ну, ты понимаешь.

- Каким ты видишь развитие клипов?

- Знаешь... вот, допустим, как в рекламе: она встала в какие-то жанровые рамки - там есть представительская реклама, еще какая-то, имиджевая и так далее, - то же самое, думаю, будет и в клиповом искусстве. Потому что оно пошло по пути рекламы. Мое такое мнение.

И я считаю, что клипы будут развиваться еще в контексте развития телевидения. Будут развиваться вот... вместе с теми же компьютерами. Неизвестно, будет ли через 10 лет телевидение таким же, как сейчас? Может, через 10 лет все вокруг будет телевидением. И в этом новом телевидении найдут себе место и клипы. Они будут развиваться вместе с технологиями... Но, с другой стороны, надеюсь, клип будет развиваться и как малая форма, как искусство.

- Кто может заниматься производством клипов? Режиссер с навыками менеджера, продюсер с навыками оператора...

- Мне кажется, ничего не бывает много. Не бывает много образования. Не бывает много знаний. Чем больше, тем лучше. И чем большим набором знаний и большей глубиной мысли ты пользуешься, тем более качественным получится результат. Это касается режиссеров с навыками менеджера, как ты их определила...

Вот посмотри: когда произошла техническая революция в рекламе и кино, все изменилось. Тот же Збигнев Рыбчинский, да? Чего в его творчестве больше? Творчества или технологий? Просто технологию вывернуло в сторону искусства. И все.

- Клип - это жанр?

- Это жанр телевидения. Не знаю, есть ли определение жанра видеоклипа, те, которые я читал, не определяют его полностью. Мне кажется, видеоклип шире, чем любое определение. Конечно, можно сказать, что клип - это часть телевизионного текста, который занимает определенное время в эфире, который снят так и так, в котором есть то и то. Клип можно назвать фильмом. Можно назвать... нет, телевизионной передачей его не назовешь, он все же ближе к фильму.

- И его определяющей чертой является законченность.

- Как и любого произведения. Иначе же что? Бесконечная песня получится.

- А что говорит об успехе клипа?

- Его необычность. Необычность выражения. Конечно, в них присутствуют все законы, открытые эйзенштейнами, кулешовыми, гриффитами - от них никуда не денешься... То есть даже если бы не было Кулешова, то законы, открытые им, открыл бы кто-то другой. Все эти законы остаются. Но в клипе добавляется еще парадоксальность в монтаже... А может ее и не быть: иногда клип решают на длинных планах или даже на стоп-кадрах. Стоит один такой кадр - и ты смотришь на него, как на картину, получаешь наслаждение.

- Жаль, что зачастую удовольствие от этой парадоксальности получают лишь профессионалы. Обычные зрители могут ее и не заметить, заслушавшись песней, например.

- Однозначно. Это же телевизор. Поэтому все тут зависит от интереса: интересно - смотришь, не интересно - не смотришь. А интерес вызывается всеми факторами, которые я уже перечислил. Ну и, конечно, подготовленностью эстетического восприятия. Если ты тупой, то, посмотрев что-то умное, ты все равно ничего не поймешь. А если ты умный, то, посмотрев что-то тупое, фиг его знает? Подумаешь - тупое ли это?

- Наверное, поэтому клипы так насыщенны: их цель - удержать внимание зрителя. И именно здесь отрабатываются новые варианты съемок, монтажа...

- То что клип - это полигон для экспериментов - несомненно так. Потому что где еще, как не здесь их ставить?! В кинематографе - я имею в виду в таком, массовом, масштабе - никто себе позволить не может. А процесс производства клипов, которые продуцируются самой средой (клипы же из самой музыкальной среды рождаются!), экспериментален. В производство клипов постоянно приходят новые люди, которые приносят сюда что-то новое. Если они к клипу как к искусству относятся. А не как к математике. Вот так. То есть здесь соединяются несколько слоев людей и несколько искусств - например, музыкантов и режиссеров, творцов и работяг. Каждый сюда тянет что-то свое.

- А ты часто с музыкантами спорил?

- Нет, в принципе. Ну, были, конечно, какие-то споры. Но чтобы этого не происходило, нужно, как я уже говорил, просто знать людей. Чтобы знать, что делать и как показывать их музыку. Ведь не зная музыкантов ты можешь как попасть, так и не попасть пальцем в небо. Это как получится. Главное здесь - человек, контакт, общение - и из этого уже все рождается. Я долго знаю Касю и, думаю, именно благодаря нашему продолжительному знакомству из "Цэппелинов" что-то получилось. По крайней мере, так я думал в то время.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2001 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета