Ковалев, Сергей “Любой музыкант просто обязан знать современные компьютерные технологии”
Это интервью мы долго не могли начать. Все время что-то отвлекало. Сначала от телевизионных приборов в квартире вылетели пробки. Потом мы долго (совсем не нервно) курили. Потом, кажется, я захотела кофе, а затем Сергей захотел спеть одну из своих последних, еще не аранжированных песен. Комната, в которой он живет, предлагала множество тем для разговора, но мы выбрали всего одну из них. Как всегда, наверное, самую незатейливую...
- ...то есть ты считаешь, что компьютер...
- ...компьютер пришел, это данность, от этого уже никуда не уйти. В свое время... Нет, даже 10 лет назад еще ломались копья, велись споры, какая запись лучше! Многие великие музыканты говорили, что цифровая запись никогда не сравнится с аналоговой ни по качеству, ни по глубине звучания, ни по прозрачности. Но уже сейчас существует масса технологий, которые приблизили цифровой звук к аналоговому. Цифра уверенно пробила себе дорогу, и вопрос о том, "можно ли обойтись без компьютера при написании музыки", уже не стоит.
- А как лично ты относишься к его использованию?
- Не буду скрывать, что в свое время я был большим противником компьютера, и когда мой друг Леша Дорошко впервые показал мне эту программу - "Cubase" знаменитую, да? - я, человек с очень добрым юмором, сказал, что "никогда не пополню ряды уродов, которые пишут музыку мышкой". Время все расставило по своим местам. Пришлось осваивать, потому что сейчас любой музыкант - не важно, играет ли он на каком-то инструменте, или нет (можно вообще ни на чем не играть, но лучше, конечно, знать нотную грамоту и каким-то инструментом владеть) - он просто обязан знать современные компьютерные технологии, потому что в современном шоу-бизнесе без них никуда.
А вот что касается того, стоит ли нам ожидать качественного прорыва в музыке, прорыва, связанного с использованием компьютерной техники - тут все это зависит от технологических линий. Если будет технический какой-то прорыв - как в свое время изобрели, например, драйв на гитару и появился хард-рок, - тогда будет и качественный прорыв в музыке.
Сейчас все идет только по пути количественного усовершенствования: больше памяти становится, лучше процессоры, программы становятся просто более удобными для использования. По техническому же уровню они зависли, остановились в развитии - качественного прорыва нету. И как только он появится - этот качественный прорыв в технологиях, - то мы сразу получим музыку нового уровня.
Но обратная сторона медали в компьютерных технологиях, как мне кажется, связана с усреднением музыки. Теперь музыка пишется по выверенным клише, и это ведет за собой однообразие радиоэфиров. Именно поэтому мы все больше и больше начинаем обращать внимание на "живую" музыку. Это, кстати, хорошо доказал саундтрек к "Брату-2": в нем попса была повержена напрочь. Там писались живые люди, которые, конечно, использовали компьютерные технологии, но лишь как инструмент. И мне кажется, что на сегодняшний день будет все более перспективным становиться "живое" звучание. Все будут стараться вернуться к формату ВИА. То есть люди будут садиться, репетировать, записываться и играть "вживую". Конечно, от сэмплерной музыки никто не будет отказываться, но я думаю, будущее все же - за "живым" звуком. И теперь нам остается просто ждать новых качественных прорывов от компьютерных гениев, которые предложат что-то качественно новое. Это обусловит дальнейшее продвижение компьютерной музыки.
- Но какие-то еще плюсы у такой, современной компьютерной музыки есть?
- Чем хороша компьютерная музыка: для того, чтобы начинать творить - даже новичку - в нее не нужно делать слишком много каких-то материальных вложений. Во-вторых, музыкант ни от кого не зависит. В-третьих, если он обладает достаточно твердыми мозгами, то может выразить все, что накипело внутри, в любых формах и звуках, вплоть до того, что даже можно попробовать себя в симфонической музыке. Ну, в любой! То есть ты не ограничен в возможностях. Это большой плюс компьютерной музыки.
- А ее минусы?
- А к минусам относится то, что музыканты разобщены. Вот раньше люди вместе играли, ходили друг к другу в гости, устраивали какие-то сейшны, и все это объединяло людей. Музыканты общались. Вообще, 70 процентов информации - я это уже давно говорил - в любой профессии человек получает от общения. Теперь же, когда у человека появился компьютер, он начинает вариться в собственном соку...
Еще один из больших минусов компьютерной музыки - это ее клишированность. Кстати, вопрос об авторском праве в этом смысле опять-таки совершено непонятно, как решать. Существует масса библиотек, из которых я могу взять готовую форму. Вот я покупаю, например, компакт-диск, и там написано: "Для использования профессионалами, для создания музыки". И в этом компакте находятся уже готовые музыкальные фразы, готовые отрывки. И для того, чтобы создать произведение, не нужно даже обладать особой фантазией: можно просто использовать эти готовые куски, сложить кубики - и получить произведение. Но это к созданию музыки - именно к тому, что мы называем "композиторством" - имеет отдаленное отношение. Это можно назвать "звукодизайном". Существует очень много людей, которых я знаю, которые занимаются звукодизайном, и очень успешно. Да, это тоже творчество. Но не надо называть его композиторством. Кстати, особенно часто произведения "звукодизайна" я слышу в рекламах. Там берутся чужие куски, складываются в той или иной последовательности и получается новое произведение.
- То есть делается коллаж.
- Да. Потому что чтобы добиться коммерческого успеха, не нужно изобретать велосипед. Надо соединить популярные куски.
Или другой вариант: нужно всего лишь взять компакт раскрученной группы, и скопировать ее звучание!.. Раньше группы затрачивали годы на то, чтобы найти свой саунд. Теперь же, если ты хочешь быстро заработать деньги, не надо ничего искать. За тебя уже все придумали. Копируй! И в общем-то, чего далеко ходить, - посмотри, как идет развитие шоу-бизнеса Москвы, Украины: берутся готовые, выверенные саунд-стандарты, и сверху напевается что-то свое.
- А твоя музыка - она ближе к композиторству?
- Это смотря, что мне приходится писать. Я ведь много музыки пишу, начиная от мультфильмов и заканчивая заставками; горячей работы было много сделано. Все зависит от того, какие цели ставятся. Вот, например, на моем инструментальном альбоме - там по минимуму использовано чужих сэмплов.
- Можешь ли ты дать какой-то совет тем людям, которые только начинают экспериментировать с компьютерной музыкой?
- А что советовать? Творите! И вообще, кто я такой, чтобы советовать?..
- То есть здесь никаких законов нет?
- Во-первых, создание музыки - это дело вкуса. То есть здесь каждый делает то, к чему душа лежит. Вот, например, мои изыскания - я понять не могу: либо на опережение всего, что создано, идут, либо вообще безнадежно отстали от всего? Не знаю... То есть, есть люди, которым нравится, что я делаю, а другие приходят и говорят, что "все это отстой", что "нужно идти впереди времени". Но... сидеть в Интернете и скачивать какие-то новые звуки, искать новые фишечки, бегать с этими компактами? - за всем этим, за кнопочными делами можно потерять то, что сидит в душе.
Вот у меня на альбоме есть пьеса, которую я очень люблю, - "Кривая любовь". Она написана на одном дыхании, меня прямо трясло, когда я ее писал. Не знаю... И до сих пор, когда я ее слушаю, у меня мураши по коже бегают. Вот это то, что я называю творчеством. И компьютерная музыка ему помогает. Но ты альбом послушаешь и не скажешь, что там компьютеры сильно использованы и так далее.
То есть хорошо, конечно, всеми этими кнопками владеть, но за кнопками иногда уходит то, что не должно перекрываться кнопками. Это душа, это честность, это то, что ты хочешь сказать. Потому что любая песня у меня начинает писаться на гитарке. А аранжировка - это всего лишь упаковка. Не это главное, как мне кажется. Конечно, можно играть модными звуками, но можно и не модными...Главное, нужно играть звуками, которые входят в резонанс с душой.
Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2001 год в рубрике музыкальная газета